Наверх
10 мая 2013 в 16:05 Искусство Художники 11 9 7899

Наш мир — инсталляция

Швейцария, Иллюзия, Felice Varini

Художник Феличе Варини уже 30 лет исследует новые пути развития абстрактного искусства: использует вместо холста пространство и создает удивительные оптические иллюзии в помещениях и на улице.

Alone 1996 г. © Феличе Варини
Феличе Варини (Felice Varini) родился в 1952-м году в швейцарском городе Локарно, а живет в Париже. Вот уже больше тридцати лет он создает оптические иллюзии в пространстве: в помещениях, на стенах различных архитектурных сооружений, на улицах городов и на природе. Работы швейцарца — блестящий пример анаморфоза.

Фото: TGM online
Анаморфоз (греч. 'обратная форма') — конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия, складывается в легко прочитываемый образ. Для создания иллюзий используется технический прием под названием «тромплей» (фр. 'обман зрения'): зрителю кажется, что изображенный объект находится в пространстве, в то время как в действительности он нарисован на плоскости. Оптические иллюзии использовали еще в искусстве Древней Греции и Рима. Новый всплеск интереса к изучению законов перспективы и их использованию для создания иллюзий пришелся на эпоху Возрождения: прекрасные примеры тромплея — фрески Андреа Мантеньи и Андреа Поццо.

Изображение слева: рисунок Андреа Поццо
Preview Preview Preview
Photos_original
Панорамное фото, 2009 г. © Феличе Варини
«Рисуя, ты можешь развиваться, открывать нечто новое, что, возможно, улучшит наш мир.»
В одном из интервью Феличе Варини рассказал, что увлекся рисованием в детстве, а в возрасте десяти лет открыл для себя мир современного искусства и абстракции. Именно тогда будущий художник увидел работы итальянца Лучо Фонтана — новатора, который прославился своими картинами с прорезями.

«Рисуя, ты можешь развиваться, открывать нечто новое, что, возможно, улучшит наш мир. Я не верю во вдохновение — для меня его не существует», — говорит швейцарец.


Работа Лучо Фонтана
Preview Preview Preview

«Вместо этого я исследую пространство, прохожу сквозь него, смотрю на него с разных точек, размышляю, а затем все встает на свои места. Это как сочинять текст: ты начинаешь писать, ищешь нужную фразу, и она приходит», — рассказывает Варини о своих творческих принципах. Главная особенность техники художника — разорванная перспектива: он рисует на разных объектах разрозненные линии, которые складываются в единую двухмерную картину, только если посмотреть на них с определенной точки зрения.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone 2010 г. © Феличе Варини Alone 2010 г. © Феличе Варини Alone 2001 г. © Феличе Варини Alone 2008 г. © Феличе Варини
«Великий художник может работать и с очень простыми формами, и в результате у него может получится шедевр.»
По словам Варини, некоторые обвиняют его в том, что он — «ненастоящий художник». Его это не задевает: «Вопрос не в том, насколько сложная или простая перед тобой стоит задача, а в том, как все обдумать и сделать правильный выбор. Великий художник может работать и с очень простыми формами, и в результате у него может получится шедевр».

Twocol Twocol Twocol Twocol
«Что станет следующим шагом в истории искусства после Мондриана, Малевича и Поллока?»
Швейцарец объясняет свое желание рисовать в пространстве так: «Рисование на холсте очень сильно бы меня ограничивало. У холста нет связи с реальным пространством. Когда я работаю на улице, то не знаю, где начинается и где заканчивается пространство. Оно — открыто, и сама работа — открыта». Варини всегда интересовала абстракция, и в своем творчестве он исследует новые пути ее развития. «Как художник, я задаюсь вопросом: Что станет следующим шагом в истории искусства после Мондриана,
Малевича и Поллока? Что мы можем сделать сегодня, чтобы перейти на следующий уровень абстрактного рисования? Мой ответ: вместо холста нужно использовать трехмерное пространство», — говорит швейцарский художник.
Preview Preview Preview
Работы Пита Мондриана, Казимира Малевича и Джексона Поллока
«Для меня наш мир  — это инсталляция, которая принадлежит всем нам.»



Работы швейцарца складываются в основном из простейших геометрических форм: треугольников, кругов, квадратов, часто нарисованных открытыми яркими цветами: красным, желтым, синим. Подобный выбор Варини объясняет тем, что пространству, в котором он создает свои творения, присущи собственные формы, цвета и другие особенности, к которым он лишь добавляет штрихи. Получается, что природа и архитектура — соавторы иллюзий художника. Швейцарца иногда называют мастером инсталляции, но он сам считает себя художником: «Когда я начинал, в 1978-м году, слово "инсталляция" только-только появилось. А сейчас его используют повсеместно. Но я — художник. И для меня наш мир  — это инсталляция, которая принадлежит всем нам, и я работаю и взаимодействую с этим миром при помощи краски, чтобы добиться каких-то новых форм, цветов и света».
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone 2005 г. © Феличе Варини Alone 2006 г. © Феличе Варини Alone 2009 г. © Феличе Варини Alone 2012 г. © Феличе Варини Alone 2008 г. © Феличе Варини Alone 2007 г. © Феличе Варини Alone 2010 г. © Феличе Варини Alone 2008 г. © Феличе Варини Alone 2002 г. © Феличе Варини Alone 2009 г. © Феличе Варини Alone 2003 г. © Феличе Варини Alone 2001 г. © Феличе Варини
«Зритель становится частью моей работы, когда она уже готова и он может сам ее увидеть. Но и тогда я не могу сказать, что именно ему откроется.»
Alone 2008 г. © Феличе Варини
Варини говорит, что, когда он создает оптические иллюзии, то не думает о людях, которые будут их созерцать: «Зритель становится частью моей работы, когда она уже готова и он может сам ее увидеть. Но и тогда я не могу сказать, что именно ему откроется, ведь я не знаю, где он стоит и с какой точки смотрит. Выигрышная позиция, с которой я начинаю работу, — это уровень моих глаз. Но это всего лишь отправная точка. Я планирую иллюзию с набросками, рисунками, камерой или просто в уме. Я работаю с пространством и обращаю внимание на отношение моей точки обзора к пространству, а также на его геометрию. Только после этого я начинаю рисовать». По словам художника, зритель может просто пройти мимо его картины, не заметив ее. Но это и неудивительно: готовая работа начинает жить своей собственной жизнью.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Большой дворц, Париж, 2013 г. © Феличе Варини Alone 2009 г. © Феличе Варини Alone 2003 г. © Феличе Варини Alone © Феличе Варини Alone 2006 г. © Феличе Варини Alone 2008 г. © Феличе Варини Alone 2010 г. © Феличе Варини Alone 1995 г. © Феличе Варини Alone 2006 г. © Феличе Варини Alone 2004 г. © Феличе Варини Alone 2008 г. © Феличе Варини
На одну работу у Феличе Варини и его трех помощников обычно уходит около недели. Как правило, швейцарец рисует акриловой краской или мелом. Свои иллюзии художник создает преимущественно в Швейцарии и Франции. Одна из его последних работ — иллюзия в Большом дворце, выставочном зале в центре Парижа. В 2000-м году Варини номинировали на премию Марселя Дюшана — крупнейшую французскую награду в области современного искусства. С 1980-го года швейцарец постоянно участвует в групповых выставках, а с 1981-го у него проходят персональные экспозиции. Работы Варини экспонировались в Бельгии, Германии, Греции, Италии, Мексике, США, Франции и Швейцарии.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone 2011 г. © Феличе Варини Alone 2010 г. © Феличе Варини Alone 2006 г. © Феличе Варини Alone 2010 г. © Феличе Варини Alone 2010 г. © Феличе Варини Alone 2013 г. © Феличе Варини Alone 2010 г. © Феличе Варини
Варини постоянно творит и находится в поиске: «Я занимаюсь творчеством более тридцати лет. Создаю работы, открываю что-то новое, и у меня возникают новые вопросы. И тогда я создаю новые работы, снова открываю нечто новое, и у меня появляются новые вопросы. Одно могу сказать наверняка: вопросы эволюционируют».
Материал подготовили: Мария Селезнева, Ксения По и Дмитрий Звягин.
Узнать больше о Феличи Варини вы можете, посетив его сайт и прочитав интервью с ним.
9 понравилось
Ремед и Окуда Ремед и Окуда

В рамках проекта, который проводит одна испанская винодельня, известные художники установили две скульптуры, одна из которых достигает шести метров в высоту, а также создали настенный рисунок.

0 995
Хорошие парни Хорошие парни

Авторы известного журнала опубликовали превью нового, пятого, номера, в котором собраны свежие рисунки на поездах и стенах из разных стран, несколько статей и интервью.

0 982
Missing
очень необычно и интересно. надо иметь хорошее воображение и чувствовать "предметы" вокруг себя, чтобы осуществлять такую огромную работу. «Рисуя, ты можешь развиваться, открывать нечто новое, что, возможно, улучшит наш мир.» Вот оно, великие слова, которые вдохновляют и помогают творить.
1
Userpics_micro
Да не, надо иметь проектор, векторный редактор уйму времени и средств.
-2
Missing
вы немного правы, для начала он всё это представляет в своей голове, а потом уже ему нужны посторонние вещи.
1
Userpics_micro
В общем-то сейчас такой вид пространственного дизайна - попса.
-2
Userpics_micro
Варини начал создавать свои работы в конце 1970-х. Тогда это было ново.
1
Userpics_micro
Не подскажете, а какой вид пространственного дизайна актуален сейчас?
1
Userpics_micro
Не знаю какими он поисками занимается, но его можно уверенно назвать художником одного приема.
Userpics_micro
Обычный художник-конвеер, думать тут некогда. Вот, почитай: http://xz.gif.ru/numbers/22/pokhvala-leni/
-1
Userpics_micro
Сказал, как отрезал ).
Userpics_micro
С Васьком я не соглашусь только в одном, сейчас наоборот не часто встретишь такие геометрические приёмы ни в интерьере, ни в архитектуре (я имею в виду повсеместно такого нет). Хотя если усложнить задачу и перемежать разные фигуры и формы можно отразить довольно интересное настроение. Думаю если к этому ещё добавить двуслойные картины либо просто геометрические рисунки, например в духе СT или KURZ, это будет бомба и такой авангард.. закачаешься!
Userpics_micro
А что конкретно по поводу работ Варини.. когда я вижу его работы на старинных улицах, возникает чувство как будто куснул мыло зубами. А в офисных зданиях и галереях смотрится очень даже свежо и красиво. Правда души в них нет. Даже оптического обмана или загадки. Если такое понятие как вдохновение ему чуждо, он уйдёт вместе со своей эпохой и возможно вспомнят о нём лишь как об одном из первопроходцев этого жанра.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.