Наверх
24 января 2018 в 15:01 Искусство Интервью 0 1 1805

Поток

Aber, FGA, Триумф

Андрей Бергер рассказал нам о проектах стрит-арт платформы FGA и подготовке к выставке в галерее Триумф.

Alone Фото: Ваня Волков
Расскажи, пожалуйста, о том, что такое платформа для развития художников на базе FGA, в чем отличие от агентства?

Платформа объединяет разнообразие направлений работы FGA, которые появились за последние годы. Агентство сегодня это — только один из подключаемых модулей, наряду с выставочной деятельностью, кураторской работой, развитием FGA School, FGA Арт-резиденция и Коробкой. Все это части большого институционального проекта платформы FGA, которая отвечает важным потребностям художников «уличной волны»: включенность в актуальный контекст развития современного искусства и поиск независимой площадки для реализации своих идей. Сегодня редкие художники в России могут реализовывать себя в профессии полноценно. Ведь, это не только самовыражение, творческий поиск, но и заработок. Довольно сложно совмещать эти два важных аспекта. Отлично, если это получается! FGA – это платформа, позволяющая художнику имеет возможность не делать то, что продается, а продавать то, что он делает.

Alone Фото: Ваня Волков
Это означает, что приоритет сегодня отдается скорее коммерческим направлениям?

Я говорю не только о чисто коммерческих проектах. Мы занимаемся скорее развитием гармоничных коллаборации, формат которых позволяет бизнесу получить уникальный продукт, а художнику, оставаясь в своей стилистике, найти новые художественные подходы, развить какие-либо технические навыки. В 2017-м году было реализовано много подобных проектов. Также мы уделяли внимание выставочной сфере. Продажа работ по итогам выставок наших художников в известных галереях и различных арт-пространствах – один из важных аспектов дальнейшей поддержки авторов, их подготовки к новым проектам. FGA Арт-резиденция как раз является этим мостом между молодыми художниками и галерейными институциями, профессиональным арт-сообществом.

Alone Фото: Ваня Волков
Ты знаешь какие-то подобные западные инициативы?

Примеров подобных платформ как FGA я не знаю. Сейчас сложно все постоянно отслеживать. Что-то исчезает, появляются новые фонды, галереи, много институций. С большей вероятностью допускаю, что подобный проект может быть, потому что он продиктован жизненными реалиями, продиктован теми запросами, которые есть у художников, кураторов и зрителей. Но именно такого формата платформы как FGA, работающей в подобных условиях, я не встречал. Тем более, что в России уникальная ситуация. Современное искусство находится в недоразвитом состоянии в плане институционализации и признания. По сути все художники, практически большинство, находятся на маргинальном положении, и что уж говорить о каких-то экспериментальных направлениях.  Стрит-арту как мировому явлению уже почти сорок лет. В России к нему все еще все только пытаются подступиться, осмыслить, ввести мягко в реальную жизнь, хотя он уже давно существует на мировой арене. Не одно поколения выросло на уличном искусстве, а у нас все его никак не могут признать как часть культурной жизни, как значимое культурное и социальное явление.

Alone Фото: Ваня Волков
Известно, что ты собираешь работы молодых художников?  Как пополняется твоя коллекция, и чьи работы у тебя уже есть?

Я не могу назвать себя коллекционером. Приобретаю иногда работы художников, которые мне нравятся. Отдаю предпочтение монохромным работам. Но есть, конечно, несколько принципов, которыми руководствуюсь при выборе. Первый и главный, я покупаю работы российских авторов, так или иначе имеющих бэкграунд работы в области уличного искусства, которые как я считаю, нуждаются в поддержке, в том числе и в финансовой.

Alone Пространство FGA. Фото: Ваня Волков
Расскажи, пожалуйста, о прошлогодних достижениях и планах на 2018-й.

2017-й год оказался очень насыщенным, мы экспериментировали с разными форматами проектов: FGA Sсhool, FGA Residence, «Коробка». Делали все это собственными силами, без привлечения спонсоров, грантов или партнеров. В следующем году планируем эти начинания продолжать с привлечением партнеров. Это очень ресурсные проекты, которые уже имеют свою аудиторию и, надеюсь, она станет еще шире.  В течение года мы организовали и курировали четыре выставки художников «уличной волны». К примеру, одной из последних была выставка «Непостоянство» резидента FGA — Юры Кирюшина. Летом создали и продюсировали «Коробку» - собственную ивент-площадку, на которой удалось совместить музыку и образование. «Коробка» стала пространством, где встречаются, общаются и взаимодействуют художники и музыканты разных направлений с разным бэкграундом, не только из области стрит-арта. Отдельно стоит упомянуть запуск FGA School - образовательного интенсива, посвященного современному искусству. Отчасти он лег в основу курса, который мы будем читать в ВШЭ этой весной.

Alone Андрей Бергер на выставке Юры Кирюшина. Фото: Ваня Волков
Почему молодым художникам стоит присоединиться к деятельности FGA, зачем им это нужно?
 
Недавно мы запустили новый сайт FGA, в одном из его разделов есть форма для художников, фотографов, дизайнеров или любых других заинтересованных лиц, которые хотят рассказать нам о себе, о своем творчестве, предложить возможные направлениях совместной работы. Мы все время находимся в процессе изобретений новых способов взаимодействия разных творческих единиц на поле уличного искусства и смежных областей. Мы ищем мотивированных молодых художников, стараемся генерировать разнообразные коммерческие направления работы с ними, учитывая специфические задачи бизнеса и интересы художников. Именно поэтому мы можем предлагать российским и зарубежными брендам особые формы коллаборации и новые способы продвижения, при которых арт-объекты становятся не просто декоративным фоном товаров или услуг, а являются гармоничным продолжение философии бренда.

Alone Выставка Геры IX, организованная FGA. Фото: Ваня Волков
Уже совсем скоро открывается твоя персональная выставка «Поток». Что ты можешь рассказать о ней?  

Это моя первая персональная выставка, и я очень рад, что она открывается именно в галерее «Триумф». Название «Поток» появилось в результате размышлений о моем методе работы и некоторых художественных приемов. Поток ассоциируется с тем состоянием, в которое я попадаю, погружаясь в работу. Оно позволяет гармонизировать чувства и мысли, размышлять о результатах работы, переосмыслять художественные практики. Процесс для меня более важен, чем результат. С помощью определенных художественных приемов я ввожу себя в состояние оптимального восприятия реальности. В этом состоянии я могу активнее работать, производить смыслы, создавать художественные концепции. 
Процесс получения художественного опыта бесконечен. В этом смысле название «Поток» продолжает идею бесконечности творческого процесса, не имеющего начала и конца. Эта идея отражается и в построении моего графического языка, который можно назвать «бортовым журналом» фиксации  опорных точек пережитого опыта. Как говорил Кандинский, "все начинается с точки". И я, как бы ставя точку, продолжаю ее затем в работах, отпускаю на волю... Здесь очень высока доля импровизации. Безусловно, я понимаю идею и настроение работы в целом, содержание высказывания, но не всегда полностью контролирую весь процесс, скорее, рефлексирую на заданную тему. Результат зачастую не дает прямых отсылок. Я не всегда помню, в какое время была сделана та или иная работа, но всегда вижу ее "кардиограмму", ощущаю настроение и событие, которое предшествовало ее появлению. При создании выставки для меня было очень важно перенести  эту "кардиограмму", этот графический язык из плоскости в объем, из статики в движение.
Такой «завоевательный» настрой, агрессивная экспансивность - наследие субкультуры граффити. Как уличный художник я часто работаю с ограниченными поверхностями, и желание их преодолеть во многом предопределило концепцию и настроение выставки. Я попытался показать мою, практически анимационную, графику как поток, вырывающийся из бумаги, преодолевающий плоскость и измерения. Надеюсь, зрители почувствуют силу экспансии этого потока, силу его движения и расширения в объеме галерейного пространства. 
Очень ограничен выбор цветовой гаммы – черное и белое. Единственное, что я позволил себе, это сигнальный красный – цвет, который обычно используется для привлечения внимания в системе дорожного движения. Это опять отсылка к опыту работы на улице, моя попытка обозначить причастность к направлению "уличной волны", наследию стрит-арта и граффити.

Alone Фото: Ваня Волков
Какой совет ты дал бы молодым художникам, которые начинают свой путь, рисуя на улицах?

Рисование на улице противоречит всем предписаниям и советам, которые даются извне, поэтому я не хотел бы давать советы. Но я хочу напомнить, что улица – это общественное пространство. Конечно, субкультура граффити предполагает выстраивание горизонтального взаимодействия, использование и распространение на улицах визуального языка участников сообществ. Однако, все же стоит обращать внимание на то, как люди, живущие в городе, будут реагировать на оставленные знаки, рисунки, послания. Я бы хотел напомнить, что любое высказывание должно быть осмыслено. Если ваша практика не ограничивается только образом жизни, получением удовольствия от нарушения закона и общения с друзьями, то я предлагаю изучить высказывания других художников. О чем говорили ваши коллеги в 90-х, 00-х, 10-х годах, что их вдохновляло, к чему они призывали, что вызывало протест?  
Вы молодые и все, что вы делаете, априори более правильно чем то, что делало поколение до вас. Я думаю, что нужно смелее подходить к реализации своих планов, особенно если они осмысленные. Если рисование на улицах для вас не просто спорт, а создание чего-то нового, возможность саморазвития – тогда, безусловно, за вами не только будущее стрит-арта, за вами сегодняшний день!  Смелее экспериментируйте и не обращайте внимания на критику большинства. Большинство инертно. Высший пилотаж для уличного художника – умение хорошо работать с пространством. Возможность работать с объемом городской геометрии является его преимуществом.
По силе воздействия работы уличных художников можно сравнить с музыкальными произведениями. Я бы посоветовал молодым авторам добавить басов, громкости высказывания и обратить внимание на масштаб работ. Размер имеет значение! В какой технике или жанре бы вы не работали, помните о том, что громкость высказывания тесно связана с масштабом работы, если только вы не отталкиваетесь от противоположной позиции. Есть примеры, когда художники работают с микроформатами, и они достаточно громко звучат именно за счет своего противопоставления крупномасштабным проектам. Однако вновь напомню, что рисование на улице противоречит всем предписаниям и советам, которые даются извне.
Alone Фото: Ваня Волков
Выставка «Поток», 26 января - 11 февраля, Москва, галерея «Триумф», Ильинка 3/8, стр. 5, Вход — свободный.
1 понравилось
Гость Гость

Мы поговорили с Анатолием Акуе перед персональной выставкой в московской галерее Триумф.

1 2786
В открытую В открытую

Фильм Никиты Номерза о граффити и уличном искусстве стал доступен для просмотра.

0 1508
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.