Наверх
06 сентября 2012 в 13:09 Искусство Направления 1 9 18662

Абстрактный минималзм в скульптуре

Минимализм, Скульптура

Статья о развитии простой формы в скульптурных практиках: от пионеров начала прошлого века до современных уличных художников.


Пространственная конструкция Александра Родченко.

«Угловой контррельеф», Владимир Татлин, 1915 г.
Наследие конструктивистов
Истоки экспериментов в создании пространственных композиций, собранных из обобщенных, изначальных форм, мы встречаем, конечно же, в практиках советских конструктивистов. Проект Памятника III Интернационалу Владимира Татлина, так называемые «пространственные конструкции» Родченко, дома Константина Мельникова, собранные из простых геометрических форм, — наследие, влияние которого распространилось на весь XX век и ощущается и сегодня. Визуальный язык конструктивистов до сих пор является мощнейшей силой, ведь он в свое время вобрал в себя исследование, на которое теперь, кажется, никто больше не готов решиться.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Дом культуры им. Русакова. Архитектор: Константин Мельников. Находится в Москве, недалекто от метро Сокольники. Alone Эскиз Константина Мельникова. Alone Пространственные конструкции Александра Родченко. Alone Макет башни Владимира Татлина, 1919 г. Alone Дом-мастерская Константина Мельникова в Москве. Был построен в 1927-1929 годах.
После того, как в начале 1930-х годов советское руководство фактически «задушило» дальнейшее развитие русского авангарда, а в Германии под натиском нацистов в 1933-м году был распущен Баухаус, мир в течение тридцати последующих лет как будто бы не испытывал потребности в исследовании, создании и обобщении изначальных форм. Все изменилось только в конце 1950-х, когда в США поднялась волна «новых минималистов».
Поиски формы в 1960-х
Принято считать, что минимализм в Штатах появился как реакция на господствующий в то время абстрактный экспрессионизм, сделавший Ротко (Mark Rothko), Поллока (Paul Jackson Pollock) и Кунинга (Willem de Kooning) звездами международного масштаба. Зритель уже был готов согласиться с тем, что беспредметная живопись цветовыми пятнами и живопись действия имеют право быть включенными в мировую историю искусства, но вот появилось то, к чему зритель готов еще не был  — лаконичность формы.

Одним из самых заметных представителей нового стиля в то время был скульптор Дональд Джадд (Donald Judd). Отрывок из интервью, взятого у него в 1964-м году Брюсом Хутоном, может дать довольно ясное представление о том, как в то время общественность воспринимала минимализм.
Alone Дональд Джадд, бетонные скульптуры без названия. Марфа, Техас, 1980-1984 гг.
Я не понимаю нового геометрического искусства. Норман Мейлер из Нью-Йорк Таймс на днях жаловался, что вокруг нас все — прямоугольное. Кажется, все вокруг становится прямоугольным и упрощается, слишком упрощается.

Я могу говорить только за себя, назвать причины, по которым я занимаюсь минимализмом. То, что делаю я, никак не связано со старым геометрическим искусством, моя работа не геометрична в том, прежнем, смысле. Одна из причин, по которой мои работы являются геометричными, заключается в том, что я хочу видеть их простыми; также я хочу, чтобы они не были ни натуралистичными, ни фигуративными, ни экспрессивными.


За этим стоит какая-нибудь философия? Вот придет человек и захочет создавать точно такие же формы — что тогда? Один выплескивает краску на холст, другой упрощает формы. Ну, и что дальше?

Для начала хочу сказать, что мне не интересна экспрессия, которая выражается в расплескивании краски по холсту. Это имеет место быть, но это уже было, а я хочу создавать что-то новое. Мне не хочется заниматься тем, что очевидно и прямолинейно. Конечно же, я не говорю, что такие художники, как Ньюман (Barnett Newmann), делают что-то не так, но при подобном подходе главное — сам момент работы художника с холстом. Мне же интересны более длительные взаимоотношения: при растянутом во времени взаимодействии ты и сам становишься сильнее вовлечен в то, что создаешь.

Дональд Джадд (Donald Clarence Judd,1928-1994) — американский скульптор, считающийся одним из основных представителей минимализма, хотя он сам всегда от этого открещивался. Джадд стремился к ясности и автономности как самих объектов, которые он создавал, так и пространства, в котором они находились. Он также занимался теорией искусства и в 1964-м году выпустил книгу «Особые объекты» (Specific Objects). Узнать больше о Дональде Джадде вы можете, посетив сайт его фонда и прочитав статью на Википедии.
Alone Скульптура Джадда в нью-йоркском Музее современного искусства MoMA. Фото: © Робби Ноколлс
Другими словами, вы стремитесь воссоздать основу определенного направления своих мыслей? Можно сказать, вы этим как будто хотите приостановить волну повального увлечения абстрактным экспрессионизмом, которая сейчас захлестнула всю страну; остановить на минуту эти спонтанные всплески активности, которые доказывают, что выливать краску на холст может каждый.

На самом деле, вы можете сказать так практически о чем угодно, если только это что-то не сделано очень качественно. Но я не против абстрактного экспрессионизма, думаю, он не менее сложен и так же хорош, как и все, что было до него. Но, как всегда происходит в подобных случаях, он обрастает последователями, которые сводят его развитие на нет.
Расскажите об идее упрощения формы.

Обычно когда кто-то называет что-то слишком простым, это всего лишь значит, что люди смотрят на объект и не находят в нем тех элементов, к которым они привыкли. Они при этом не замечают и те элементы, которые там присутствуют. Простая форма может быть в достаточной степени комплексной. Когда зрители называют что-то слишком простым, они не могут обнаружить привычного сочетания цветов, композиционного равновесия, достигнутого массой отдельных элементов, в таком виде, к которому они привыкли. Важно, чтобы эта масса элементов, которую они не замечают, работала как одно целое, одним массивом, и по-настоящему этого достигают только в очень хороших работах. Все это не так просто, как вам кажется.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Скульптуры Дональда Джадда Alone Скульптуры Дональда Джадда Alone Скульптуры Дональда Джадда Alone Скульптуры Дональда Джадда Alone Скульптуры Дональда Джадда
Но если вы делаете параллелепипед, то линии сходятся там, где они в любом случае должны сходиться.

Да, параллелепипеды по сути довольно просты. Всем четырем углам нужно сойтись. Но у вас есть четыре угла внутри формы и еще четыре — снаружи, а ведь это — просто пустой параллелепипед. Один из моих параллелепипедов повторяет себя несколько раз, и каждый последующий меньше предыдущего: там существует своя прогрессия, и если принимать ее во внимание, все немного усложнится. Я не считаю, что более простая по форме работа хуже по качеству.
Почему?

Я думаю, она должна быть сильнее по качеству. Сила воздействия работы — одна из причин, по которой обобщение формы уместно. Все должно работать вместе и сразу. Живопись прошлых лет — да, она работает в целом, но с гораздо меньшей интенсивностью, чем американское искусство последнего десятилетия.
Представители движения 1960-х

Диалог, приведенный выше, очень показателен: в то время, когда у абстрактных экспрессионистов был свой критик, Клемент Гринберг (Clement Greenberg), в каждом новом тексте подводивший теоретическое обоснование под «выплескивание краски на холст», минималистам приходилось справляться самим. Конечно, там где появляется направление, появляется и критик, это направление обозначающий, однако в случае с минимализмом можно найти лишь не зависимые друг от друга тексты не равнодушных к этому течению людей.

Глядя на работы минималистов, зритель зачастую не мог ответить на вопросы: «Что это?» и «Зачем это сделано?», понять задачи и мотивы  автора. На этом этапе и появлялись трудности с восприятием простой формы: ведь исследовать ее можно, только поверив художнику и поверив в то, что здесь вообще есть во что верить. Таким образом, теоретическое обоснование было более чем необходимо.
Обратимся к эссе о творчестве скульптора Кеннета Снельсона (Kenneth Snelson), которое в 1968-м году написал Стефан Курц (Stefan Kurtz, Kenneth Snelson: The Elegant Solution). Снельсон, исследуя атомные решетки, проводил эстетический и структурный анализ. В первом случае он получал элементы для дальнейшей формовки, во втором — точку отсчета для развития своей художественной системы. Эта система включала в себя принцип движения от частного к общему: исследование первичных элементов, их дальнейшая сборка и создание уникальных снельсоновских структур. В эссе Курца не раз встречается выражение «эстетический выбор»: именно это в общих чертах позволяет понять мотивы и ход поиска Снельсона.



Работы Снельсона  Посмотреть еще

Кеннет Снельсон. Родился в 1927-м году в городе Пенделтоне, США.
Twocol Twocol Twocol Twocol
Художники-минималисты занимались исследованием своего поля, формируя альтернативу не только ташизму (tachisme, от франц. tache — «пятно»; течение в западноевропейском абстракционизме 1950-1960-х годов, получившее наибольшее распространение в США — прим.ред.), но также и коммерческому поп-арту. К середине 1970-х структурный минимализм становится художественным языком левого крыла молодых европейских художников, которые таким образом отвергли работу с символами правящих элит.
Эльсуорт Келли
Американский художник и скульптор Эльсуорт Келли (Ellsworth Kelly) родился в 1923-м году в США. Живет и работает в городе Спенсертауне, штат Нью-Йорк. Номинально относится к минималистам, развивал так называемую «живопись цветового поля» и «живопись жестких контуров». Его скульптуры являлись продолжениями поисков в живописи, в то же время образуя с ними одно общее направление. Вы можете узнать больше о Эльсуорте Келли, прочитав статью на Википедии.

Эльсуорт Келли
Twocol Twocol Twocol Twocol
Шарлотта Позенески
Шарлотта Позенески (Charlotte Poseneske, 1930-1985) была немецким скульптором-минималистом, которая в 1968-м году сменила род деятельности и посвятила себя социологии. Несмотря на это, ее работы выставляются в галереях по сей день, а в 2009-м году была опубликована ее монография.

Щарлотта работала с промышленными объектами: трубами, алюминиевыми блоками. Ее подход с налетом дадаизма — попытка эстетического поиска в рамках городских структур.

Шарлотта в возрасте восемнадцати лет в 1948-м году.
Twocol Twocol Twocol Twocol
Никола Каррино
Итальянский скульптор Никола Каррино (Nikola Carrino) родился в Таранто в 1932-м году. Живет и работает в Риме. Его работы выставляются с 1952-го года. До 1992-го он преподавал скульптуру в Академии Изящных Искусств. В 1967-го он создает скульптуры для общественных пространств, а с 1969-го работает над модульными скульптурами.

Хотя его часто сравнивают с Джаддом, итальянца отличает стремление к вторжению массивных брутальных форм в городскую среду. Каррино, размещая свои стальные произведения, стремится к тому, чтобы они гармонировали и дополняли пространство.
Никола Каррино
Twocol Twocol Twocol Twocol
Форрест Майерс
Форрест Майерс (Forrest Myers) родился в 1941-м году в Лонг-Бич, США. В 1958-1960 годах учился в Институте Искусств Сан-Франциско, после чего в 1961-м перехал в Нью-Йорк.

В 1970-е годы занимался околооккультными исследованиями формы, хипповал и тяготел к поиску формаций, гармонирующих как с природой, так и с индустриальной средой. Помимо масштабных скульптур, Майерс создавал мебель и инсталляции. Вы можете узнать больше о Форресте Майерсе, посетив его сайт и прочитав одно из его интервью на английском языке.

Форрест Майерс
Twocol Twocol Twocol Twocol
Тони Смит
Тони Смит (Tony Smith) родился в 1912-м году в США в семье ирландских католиков, которые занимались производством инструментов. В раннем детстве он заболел туберкулезом и жил в отдельной комнате под присмотром медсестры, собирая различные объекты из упаковок от лекарств.

В 1940-е Смит работал архитектором и разрабатывал проекты модульных домов, которые можно производить промышленным способом. С 1934-го он рисовал и писал картины, в 1950-е занимался абстрактной живописью и дружил с Джексоном Поллоком, Марком Ротко, Клиффордом Стиллом и Барнеттом Ньюманом.

Тони Смит в начале 1970-х.
Фото: © Ганс Намут
Twocol Twocol Twocol Twocol
После автокатастрофы в 1961-м году Смит начинает делать небольшие модели скульптур, основынные на кубах и тетраэдрах. В 1962-м году он создает свою первую стальную скульптуру «Черная коробка». 

Работы Смита напоминают сильно увеличенные формовки из картона. В сущности, они ими и являлись, так как прототипы для своих монументальных работ скульптор создавал из картона и фанеры. В 1967-м он попал на облоку журнала Time под заголовком «Мастер монументов».

В отличие от других художников, которых критики причисляли к минималистам, Смит использовал более динамичные формы и говорил, что его работы — это проводники духовного, которые находятся на грани реальности. Тони Смит умер в 1980-м году в возрасте шестидесяти восьми лет. Вы можете узнать больше о Тони Смите, прочитав статью на Википедии и посмотрев большую подборку его работ.
Джон Генри
Американский скульптор Джон Рэймонд Генри (John R. Henry) родился в Лексингтоне, штат Кентукки, в 1943-м году. В 1961-1969 годах обучался в различных университетах США, а с 1970-х годов занимал различные должности в советах директоров разных компаний. С начала двухтысячных занимается преподавательской и кураторской деятельностью. Генрни является автором самой высокой скульптуры в США: ее высота соствляет около тридцати метров.

В своих работах, состоящих из металлических блоков, сваренных между собой и выкрашенных открытыми цветами, Генри обращался к вопросам гравитации и невесомости. Он хотел, чтобы у зрителя менялось ощущение касательно реального веса его скульптур. Вы можете больше узнать о Джоне Генри посетив его сайт.

Джон Генри
Twocol Twocol Twocol Twocol
Кипп Лайман
Американский скульптор и художник Кипп Лайман (Kipp Lyman) родился в 1929-м году в городе Доббс Фэйри, штат Нью-Йорк.

Лаймана вдохновляли художники De Stijl и контструктивисты: исследуя форму в этом направлении, он приходил к еще большей структурности и упорядоченности. Открытые цвета — это и дань уважения Мондриану, и модное течение 1960-х.

Из-за трудностей с транспортировкой вместо монолитных металлических конструкций Лайман стал использовать листовую сталь, скрепленную болтами. Многие его скульптурные произведения расположены в кампусах американских учебных заведений и других общественных пространствах. Вы можете узнать больше о Киппе Лаймане, посетив его сайт, страницу на Википедии и группу на Flickr.


Кипп Лайман
Twocol Twocol Twocol Twocol
Скульпторы-минималисты сегодня
Нельзя сказать, что среди современных уличных художников многие работают с первичными формами в пространстве. Вопрос, почему это так, открыт. Что касается эстетической стороны дела, сложно не согласиться с тем, что приход к обобщению основан на продолжительной исследовательской и практической работе с формой. Она требует больших энергозатрат, так как достичь четкости в передаче смысла подобными средствами сложно. Простая форма должна быть тем выразительнее, чем больше элементов она успела в себя вобрать до слияния в один элемент. Подобное движение требует от автора вдумчивого анализа.
Alone Кристиан Тшаплицки, Вроцлав, 2010 г.
Truth
Кристиан Чаплицки (Krystian Czaplicki), также известный под псевдонимом Truth, родился в 1984-м году во Вроцлаве. Там же в 2004-2009 годах он учился на факультете дизайна в Академии изящных искусств. Помимо создания скульптур и инсталляций в общественных пространствах, Кристиан участвует в различных выставках и фестивалях. В рамках одного из проектов несколько лет назад он побывал в Москве.

Сегодня Кристиан является одним из заметных уличных художников, легально и нелегально создающих скульптуры в общественном пространстве. Он интегрирует в окружающую среду различные элементы, лишая их первоначального назначения — это приводит к некоторому диссонансу в восприятии зрителя. Кроме того, он создает базовые формы, встраивая их в городскую инфраструктуру, а также ведет диалог с природой, привнося в нее знаки урбанистического завоевания.

Кристиан Чаплицки
Фото: © Edyta Jezierska

Вы можете посетить сайт Truth и прочитать его биографию.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Alone Alone Alone Alone Alone
Польская журналистка Эва Латшинска-Видж (Ewa Laczynska-Widz) подробно проанализировала работы Кристиана: «Работая с городским пространством, Truth создает инсталляции в местах, которые выбирает интуитивно: вы уже не сможете отделить работу от ее окружения, она проникает в городскую среду, как паразит. Все его проекты, независимо от размеров, не случайны в своей пластике. В противовес городскому визуальному шуму, они — суть попытки разговора об идеальной форме и работают как напоминания о потерянной чистоте городского пространства. Очаги утопически идеального представления об урбанистическом ландшафте, они разрушаются согласно скорости движения самой среды: первоначальная форма исчезает, рассыпаясь на части и загрязняясь средой, и потому документация процесса является для художника неотъемлемой частью исследования.

Все его проекты предстают инородными телами в той среде, в которую их помещают. Гранитный брус, зажатый с двух сторон массивами застывшего бетона, вторгается в пространство леса, противопоставляя свою искусственно отточенную форму дикому окружению. Идеальные формы параллелепипедов и квадратов, невозможные в органической среде, ставят перед нами этические вопросы о возможности слияния двух измерений.»
Moneyless
К уличным художникам-минималистам мы можем отнести и итальянца Манилэсса (Moneyless), который родился в 1980-м году в Милане. Своим псевдонимом он красноречиво подтверждает выбор используемых материалов.

По словам итальянца, он отказывается взаимодействовать с потребительской системой и привлекать какие бы то ни было средства для создания произведений уличного искусства. Среди тех, кто оказал влияние на его творчество, он называет советских конструктивистов. В основе развития визуализаций Манилэсса лежал отказ от затертого стиля художников граффити, рисовавших на улицах Италии в середине 2000-х: это было движение «от противного», которое привело к полному отказу от пятна в пользу чистой линии. Сегодня, по словам художника, его пространственные конструкции являют собой материализацию «чистой идеи, как ее описывал Платон», противопоставленную привычному миру; это — некие твердые и одновременно полые тела, выходящие за пределы стен и самостоятельно существующие в окружающем пространстве.

Moneyless
Фото: © Марко Монтанари

Чтобы больше узнать о Moneyless, вы можете посетить его сайт, блог и
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Alone Alone Сан-Франциско, 2011 г. Alone Alone Alone Сан-Франциско, 2011 г.
Skount
Испанский уличный художник Скоунт (Skount) также не скрывает увлечения конструктивизмом. Вот, что он говорит о своих работах: «Важной составляющей конструктивизма была демонстрация контроля над окружающей средой. Это — вызов, который они бросили природе. Мои геометрические поиски приглашают зрителя проанализировать, в каких отношениях со средой мы находимся сегодня. Каждая моя скульптура — маленький манифест очевидности того, насколько активен индивид в своем взаимодействии с ней. Мои скульптуры — первые слова в уважительном диалоге с природой, и они призывают зрителя этот диалог продолжить».

Skount
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Alone Alone Alone Alone Alone
Заключение
Сегодня мы как никогда воспринимаем мир как дробящийся, разлетающийся на части организм. Тысячи визуальных образов, проходящих сквозь нас ежедневно, оставляют ощущение полной расфокусировки. Кажется, что только цельное массивное пятно способно привлечь внимание и породить вопрос, что оно здесь делает и почему до сих пор не было ассимилировано средой. Большие однородные объемы, существующие вне экосистемы и создающие внутри себя собственную систему, заключают в себе невероятные возможности перегруппировки привычного нам восприятия. Но чтобы случались подобные поиски формы и чтобы случались находки, человек, занимающийся искусством, должен в начале сам пройти этап своей собственной перегруппировки.
Материал подготовили: Наталья Серкова, Дмитрий Аске.
9 понравилось
Почтовые марки как объект дизайна Почтовые марки как объект дизайна

Майк Девис из Миннеаполиса собирает у себя в блоге интересные графические работы 1960-1980-х годов, среди них — образцы марок того периода из разных стран.

1 5012
Интересны казки — украинские муралисты Интересны казки — украинские муралисты

Два художника из Киева добились мирового признания в среде уличного искусства и не останавливаются на достигнутом.

7 14604
Userpics_micro
Mek 06 октября 2012 в 12:12 ссылка на комментарий
отличная статья
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.