Наверх
10 февраля 2016 в 12:02 Искусство Фотография 5 3 2809

Пионер цветной фотографии

Прокудин-Горский, Россия

Сергей Михайлович Прокудин-Горский — российский ученый и изобретатель, один из пионеров цветной фотографии, автор знаменитой коллекции снимков Российской империи начала XX века.

Alone Фото: © С.М. Прокудин-Горский

Сергей Михайлович Прокудин–Горский (1863-1944) - русский фотограф, химик, изобретатель, издатель и преподаватель, один из пионеров цветной фотографии. За период с 1903-1904-го по 1916-й год он создал «Коллекцию достопримечательностей Российской империи» — серию цветных снимков, в которую вошли фотографии людей, архитектуры, пейзажей различных уголков дореволюционной России. Прокудин–Горский первым в России начал печатать цветные открытки, которые тогда назывались «открытыми письмами» и были невероятной новинкой.

Alone Фото: © С.М. Прокудин-Горский
Сергей Михайлович родился в 1863-м году в родовом имении Прокудиных-Горских в Покровском уезде Владимирской губернии в семье отставного военного. С 1883-го года он обучался в Александровском лицее, затем два года слушал лекции по естественным наукам на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, в 1888-1890-м годах был слушателем Императорской военно-медицинской академии, а также изучал живопись в Императорской академии художеств.
Прокудин-Горский активно проводил исследования в области фотографии, выступал  с докладами, являлся членом Императорского русского технического общества, публиковал книги о технических аспектах фотографии. В 1900-м году его черно-белые фотографии были представлены на Всемирной выставке в Париже. Уже на следующий год он открыл в Санкт-Петербурге фотомастерскую, в которой располагалась его лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», основателем которого он являлся.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1902-м году Прокудин-Горский полтора месяца обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под руководством известного ученого и пионера цветной фотографии Адольфа Мите. В том же году русский изобретатель объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии Мите, а спустя три года запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор самого Мите. Его основное отличие состояло в том, что его состав делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

С 1903-1904-го года Сергей Михайлович начал путешествовать по России и фотографировать жизнь городов и деревень того времени: он побывал на Черноморском побережье, в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, на Кавказе, в Крыму, а также посетил Украину. В 1906-м году Прокудин-Горский принимал участие в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. В конце года он отправился в фотоэкспедицию в Туркестан с целью запечатлеть в горах Алая солнечное затмение. И хотя из-за облачности сфотографировать затмение не удалось, он сделал огромное количество потрясающих снимков Самарканда и Бухары. В 1908-м году Прокудин-Горский посетил Ясную Поляну и создал известный фотопортрет Льва Николаевича Толстого.

Alone Соловки, 1916 г. Фото: © С.М. Прокудин-Горский
Сергей Михайлович проводил показы своих фотоснимков, в том числе для членов императорской семьи, выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и др. Получив аудиенцию у императора Николая II, Прокудин-Горский поделился с ним своим замыслом создать коллекцию цветных снимков современной России. Император одобрил проект фотографа, и ему был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, небольшой пароход, моторная лодка, а также автомобиль. Прокудину-Горскому также выдали документы, дававшие доступ во все уголки империи. Несмотря на интерес и поддержку императора, средства на экспедиции и дорогостоящие материалы фотограф добывал сам: одним из основных источников его дохода была продажа цветных открыток с видами России. «Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы», — писал позднее фотограф.

Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol

В 1909—1916-м годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи: он побывал на Урале, путешествовал по Волге, по Ярославской и Владимирской областям, дважды посетил Туркестан, создал фотографии Мурманской железной дороги и Соловецких островов. На его снимках появлялись храмы, монастыри, мечети, виды городов, заводы, стройки, дворяне и султаны, жизнь крестьян и рабочих, различные бытовые сцены. Во время Первой мировой войны Сергей Михайлович пытался вести фотохронику боевых действий, а затем занимался цензурой заграничных кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолетов аэрофотосъемке. 

После Октябрьской революции Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники, а в 1918-м году эмигрировал во Францию. В 1920-е годы он написал серию статей для British Journal of Photography, получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии», сотрудничал с братьями Люмьер, а также вместе с ыновьями открыл в Париже фотостудию. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции, а идея создать серию снимков художественных памятников Франции и ее колоний была реализована его сыном, Михаилом Прокудиным-Горским.

Alone Карта фотоэкспедиций С.М. Прокудина-Горского. Нажмите, чтобы посмотреть в большом размере.
Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки, которые сенсибилизировал по собственным рецептам и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов он последовательно создавал три снимка, после чего получались три черно-белых цветоделенных негатива. Снимки производились не на три разные пластины, а вертикально на одну пластину — это позволяло ускорить процесс съемки, производя сдвиг пластины вместо ее замены. С тройного негатива изготовлялся тройной позитив. Для просмотра фотографий Прокудина-Горского использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трех изображений на экране получалось полноцветное изображение.

Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol

Прокудин-Горский также внес вклад в два существовавших на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: сокращение времени выдержки (он сделал возможной экспозицию за секунду) и увеличения возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также работал над технологией цветного кинематографа. По собственному методу он произвел экспериментальную съемку в Туркестане в 1911-м году. Накануне Первой мировой войны он продолжал исследования и, добившись новых успехов, запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов для кинематографии.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался в 1944-м году в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск. Коллекция его фотографий хранилась у его наследников, а затем в 1948-м году была выкуплена Национальной библиотекой Конгресса США, и до 1980-х годов творчество русского фотографа-первопроходца было неизвестно широкой публике. В 2003-м году все пластинки из коллекции бибилиотеки были отсканированы, переведены в цифровой формат, а затем совмещены — в результате чего получили оригинальные цветные изображения. Все снимки затем были выложены на сайте Нициональной библиотеки Конгресса США в рамках выставки «Чудеса фотографии».

Наследие Прокудина-Горского в России начали изучать в 1970-е годы, но настоящий всплеск интереса к его жизни и деятельности пришелся на 2000-е годы: вышло множество исследований, книг и документальных фильмов, посвященных чрезвычайно талантливому изобретателю и деятелю фотоискусства XX века, увековечившему жизнь России накануне событий, коренным образом изменившим ход ее истории. 

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Книги с работами С.М. Прокудина-Горского Alone «Российская империя в цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского 1906-1916 гг.» Alone «Цветная империя. Россия до потрясений» Alone «Цветная империя. Россия до потрясений» Alone «Цветная империя. Россия до потрясений»
Документальный фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», посвященный С.М. Прокудину-Горскому, 2014 г.
Материал подготовила 
Ксения По
Посмотреть все снимки С.М. Прокудина-Горского вы можете на сайте Национальной библиотеки Конгресса США. Узнать больше о пионере российской цветной фотографии вы можете, прочитав статью на Википедии и посетив сайт, посвященный его наследию.
3 понравилось
Картины Рихарда Линднера Картины Рихарда Линднера

Немец Рихард Линднер переехал в США в 1941-м году, долго работал иллюстратором и начал карьеру художника только в сорок лет.

0 1011
Userpics_micro
PO 13 февраля 2016 в 19:58 ссылка на комментарий
Очень познавательно,спасибо!
1
Userpics_micro
Ksenia 14 февраля 2016 в 12:37 ссылка на комментарий
Рады, что понравилось, спасибо!
Missing
Спасибо за материал!
1
Userpics_micro
Ksenia 16 февраля 2016 в 13:20 ссылка на комментарий
Пожалуйста!
Userpics_micro
Да, прям очень круто!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.