Наверх
06 марта 2013 в 10:03 Искусство Фотография 5 12 8471

Первый граффити-фотограф

США, Нью-Йорк, Jon Naar, Старая школа

Джон Наар — девяностотрехлетний американский фотограф, который первым задокументировал нью-йоркское граффити в 1973-м году.

Alone Нью-Йорк, 1973 г. Фото: © Джон Наар

Джон Наар (Jon Naar) родился в 1920-м году в Лондоне, ходил в школу в английской столице, а затем в Париже. Он получил образование в Сорбонне и в Венском университете. Во время Второй мировой войны служил в разведке на Ближнем Востоке, а затем переехал в Нью-Йорке. Там он закончил магистратуру Колумбийского университете по специальности «политология и международные отношения», а также обучался в Русском институте. Профессиональным фотографом Наар стал, когда ему было уже за сорок: удивительные совпадения сделали увлечение всей его жизни его профессией.
Как Джон Наар стал фотографом
Alone 1988 г. Фото: © Джон Наар
«После того, как я всю жизнь фотографировал, я до сих пор верю, что фотография — это магический процесс».
Наар всю жизнь увлекался фотографией, однако, перебравшись в США, он начал работать в рекламном бизнесе, и время на любимое занятие у него бывало только на выходных. Во время десятидневной командировки в Мехико в 1960-м году он, пораженный городом, сделал много черно-белых снимков. Спустя несколько недель он снова приехал в Мехико, чтобы отметить свое сорокалетие, и друзья уговорили его показать фотографии местному архитектору, у которого была небольшая галерея. Хайме Лопес Бермудес (Jaime Lopez Bermudez) был так впечатлен работами американца, что спустя год организовал Наару в Мехико его первую персональную выставку под названием «Глаз иностранца» (исп. El Ojo de un Extranjero). 

Мехико, 1962 г. Фото: © Джон Наар
Alone Фото: © Джон Наар
Следующий случай, окончательно определивший судьбу Наара, произошел в канун нового, 1963-го, года. Супруга Наара уехала к родственникам, а он случайно встретил соседа, который тоже отмечал Новый год в одиночестве. Соседом Наара, который пригласил его зайти в гости, оказался Николас Мюрей (Nickolas Muray) — известный фотограф-портретист, который снимал Джеймса Джойса, Грету Гарбо, Бернарда Шоу, Фриду Кало и других знаменитостей ХХ века. Наару так понравились работы Мюрея, что он помог своему новому другу найти издателя и выпустить книгу. После этого, набравшись храбрости, Наар показал Мюрею свои снимки, и тот воскликнул: «Боже мой, Джон! Я – фотограф, а ты — настоящий художник!»  

Alone Фото: © Джон Наар
Мюрей познакомил Наара с Андре Кертесом (André Kertész) — американским фотохудожником венгерского происхождения, который считается одним из величайших мастеров мировой фотографии. Тот посмотрел работы Наара, и на его вопрос, стоит ли ему становится фотографом, просто ответил: «Дорогой мой, вы — уже фотограф»!

Alone «Тени детей на качелях», 1963 г. Фото: © Джон Наар
В 1965-м году у Наара прошла персональная выставка в Loeb Student Center Нью-йоркского университета. Она была высоко оценена критиками и фотографами. Снимок «Тени детей на качелях» (Shadows of Children on Swings) попал в экспозицию Метрополитен-музея (The Metropolitan Museum of Art), а у Наара постоянно проходили выставки. По его собственным словам, одной из самых запоминающихся, не считая выставки в Мехико, стала ретроспектива к пятидесятилетию творческой деятельности, которая прошла в Голландии в 2005-2006 годах: ее посетило 15 000 человек.


Фото: © Джон Наар

Фото: © Джон Наар
За свою долгую карьеру Наар написал двенадцать книг, одна из них посвящена солнечной энергии, а две — граффити; занимался репортажной съемкой, делал портреты, снимал архитектуру, искусство и уличную культуру. Среди тех, кого можно увидеть на его снимках: Энди Уорхол, американский дизайнер и архитектор Марсель Бройер (Marcel Breuer), немецко-американский художник и поэт Джозеф Альберс (Josef Albers), художник и коллекционер Бетти Парсонс (Betty Parsons) и многие другие. Его работы выставлялись в Метрополитен-музее, Музее современного искусства Нью-Йорка, Международном центре фотографии в Нью-Йорке, Музее современного искусства Лос-Анджелеса, Музее изобразительных искусств Хьюстона, в Лувре, Центре Помпиду и Фонде Картьер в Париже, а также в других музеях и галереях по всему миру.

«После того, как я всю жизнь фотографировал, я до сих пор верю, так же как я верил 67 лет назад, что фотография — это магический процесс. И сегодня благодаря цифровым технологиям фотография стала волшебной как никогда. Однако, как и все волшебное, искусство фотографии не является ни автоматическим, ни простым», — говорит Джон Наар.

Энди Уорхол, 1974 г. Фото: © Джон Наар
Роль Джона Наара в истории граффити
Alone Первое издание книги «Вера граффити», 1974 г. Фото: © CODE RED
В 1974-м году свет увидела книга «Вера граффити» (The Faith of Graffiti). В нее вошли снимки Наара и текст, написанный известным писателем, журналистом, драматургом и сценаристом Норманом Майлером (Norman Mailer). Книга наделала много шума: именно она познакомила широкую общественность с феноменом граффити и с работами Стэй Хай 149 (Stay High 149), Таки 183 (Taki 183), Фэйза Ту (Phase 2), Кэя 161 (Cay 161) и других пионеров граффити. «Вера граффити» давно стала классикой, а все почитатели данной субкультуры и сами райтеры называют ее «библией граффити».

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
В течение десяти дней в декабре 1973-го года Джон Наар фотографировал граффити в подземке и на улицах Нью-Йорка. Он сделал около 3 000 фотографий, 39 из которых вошли в книгу «Вера граффити». В Англии книга вышла под названием «Смотрю, как мимо проезжает мое имя» (Watching My Name Go By).

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Я сказал: "Я делаю книгу про граффити". И тут все они начали смеяться.»

Вот, что рассказывает сам Наар о работе над книгой: «Я приехал на станцию метро 155-я улица. У меня было с собой два хороших дорогих фотоаппарата. На станции тусовались ребята лет десяти-двенадцати. Один из них подошел ко мне и сказал: "Хорошие фотоаппараты. А что ты тут делаешь?" Я привык говорить правду и сказал: "Я делаю книгу про граффити". И тут все они начали смеяться. Я спросил: "Что смешного в граффити?" А они ответили: "Мы — граффити-райтеры. Хочешь, мы тебя везде поводим и покажем тебе настоящее граффити?" Я сказал: "Конечно, хочу". И в течение десяти дней я ходил везде вместе с ними. Потом я познакомил их с Норманом [Майлером]. Они были отличными ребятами.» Не раз Наару приходилось вместе с юными райтерами убегать от полиции, и многие снимки он делал буквально на бегу.

Alone Нью-Йорк, 1973 г. Фото: © Джон Наар

«Я сделал эту фотографию в первый день и пообещал ребятам, что размещу ее на обложке книги. Я так и хотел сделать, но и американский, и английский издатели отказали мне, сказав: "Родители этих детей подадут на нас в суд". Я ответил: "Вы что, шутите? У этих детей нет родителей в нашем понимании. Это — дети гетто"», — рассказывает Наар.


Видеоролик с просмотром книги «Вера граффити»
После того, как вышла книга «Вера граффити», Наара обвиняли в том, что он «сделал вандализм красивым». Американец говорит, что Майлер считал граффити искусством, а для него в граффити интересен был контекст высказывания, это было, в первую очередь, формой выражения протеста. Он говорит, что под граффити здесь он подразумевает теги и флопы, а большие и сложные настенные рисунки, по его мнению, являются уже формой мурализма. Наар также говорит о том, что законность искусства, особенно при наличии цензуры, — спорная вещь. Так, фреска известного мексиканского художника-монументалиста Диего Риверы, созданная им в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке, была закрашена, так как на ней был изображен Ленин и первомайская демонстрация в Москве. По мнению Мейлера, если граффити считается вандализмом, то реклама — это тоже вандализм, так как она вторгается в общественное пространство. Наар в целом соглашается с этой точкой зрения.

Alone Тег Stay High 149, Бронкс, 1974 г. Фото: © Джон Наар
В 2007-м году Prestel Press выпустили книгу Джона Наара «Рождение граффити» (The Birth of Graffiti). На 176 страницах издания можно увидеть более сотни ранее не публиковавшихся фотографий 1973-го года, снимки из предыдущей книги «Вера граффити» и текст историка граффити Сачи Дженкинса (Sacha Jenkins).

Alone Книга «Рождение граффити», 2007 г. Фото: What You Write
В 2007-м году Джон Наар выступил с лекцией в поддержку своей новой книги. Он рассказал об истории создания «Веры граффити», о своем отношении к политическим протестам, анархии и мурализму, о книге «Рождение граффити», а также ответил на вопросы публики. Интересно, что, когда его спросили об отличии граффити 1970-х от настоящего времени, фотограф сказал, что сильно изменилось отношение райтеров к чужим работам. В 1970-х райтеры уважали работы друг друга и особенно тех, кого считали мастерами. Сегодня все рисуют поверх всех. Возможно, это связано с распространением цифровой фотографии: можно сфотографировать свою работу, «сохранить» ее таким образом, и не важно, нарисуют поверх нее что-то или нет.


Лекция, приуроченная к выходу книги The Birth of Graffiti, 2007 г. Fora.tv

Ролик State of the Arts, снятый к одноименной выставке-ретроспективе работ Джона Наара, которая проходит с января по май 2013 г. в Государственном музее Нью-Джерси.
Несмотря на свою блестящую карьеру, Джон Наар — очень скромный и трудолюбивый человек, который не останавливается на достигнутом и продолжает активно работать: с января по май 2013-го года в Государственном музее Нью-Джерси походит ретроспектива его работ под названием State of the Arts (англ. 'самый современный', 'самый передовой'). И хотя на фотографиях граффити, сделанных Джоном Нааром в 1973-м году, мало красивых рисунков, в них важно не это: важно то, что это были первые снимки зарождающейся субкультуры, которая спустя сорок лет стала неотъемлемой частью жизни больших городов и все чаще причисляется к официально признанному искусству.    
Материал подготовили Ксения По и Дмитрий Аске. Использованы отрывки из лекции на Fora.tv и ролика State of the Arts.

Узнать больше о Джоне Нааре вы можете, посетив его сайт.

12 понравилось
No Love Only War No Love Only War

За этим псевдонимом скрывается испанский фотограф из города Самора, снимающий европейских трейн-райтеров в разных странах.

0 1449
Missing
Классный материал и воодушевляющее заключение.
6
Userpics_micro
ROZE 08 марта 2013 в 00:15 ссылка на комментарий
Спасибо
2
Userpics_micro
У меня есть эта книга "The Birth Of Graffiti"! Благодарю Джону Наару за эту бесценную историю, которую он увековечивал фотографиях.
1
Userpics_micro
Manack 12 марта 2013 в 11:47 ссылка на комментарий
Спасибо!Не знаю почему,но меня сильно задело.Хочется больше такого материала:)
1
Userpics_micro
mozg1 12 марта 2013 в 15:43 ссылка на комментарий
повезло же Джону видеть зарождение целой культуры!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.