Наверх
22 августа 2013 в 14:08 Искусство Скульптура 2 9 5720

Восточный взгляд на мир

Do-Ho Suh, Корея

Южнокорейский скульптор Дохо Со исследует в своем творчестве глубокие философские темы и создает разноплановые работы в необычной технике.

Alone Инсталляция «Ноги» © Дохо Сo



Дохо Со (Do-Ho Suh) родился в 1962-м году в Сеуле. Его отец — Сеок Со (Seok Suh) — известный художник, занимающийся традиционной корейской живописью. В 1987-м году Дохо Со закончил факультет изобразительных искусств престижного Сеульского государственного университета по специальности «восточная живопись». Отслужив в армии, он отправился в США, чтобы продолжить обучение: в 1994-м кореец окончил бакалавриат Школы дизайна на Род-Айленде по специальности «живопись», а затем — магистратуру знаменитого Йельского университета (Yale University) по специальности «скульптура».



Инсталляция «Пожарный» © Дохо Сo

Скульптурой и инсталляциями Со начал заниматься случайно: когда он учился в Школе дизайна, ему нужно было выбрать любой творческий предмет в дополнении к живописи. Кореец хотел записаться на занятия по стеклодувному делу, но там не было свободных мест — так он попал в мастерскую скульптуры. Одним из заданий, которые дали студентам, было отразить личность с помощью предмета одежды. Так как корейского художника всегда интересовало военное обмундирование, он решил совместить свой опыт службы в армии с концепцией древнего вооружения. Из сотни жетонов с личными данными, которые солдаты многих стран обязаны постоянно носить во время службы, Со создал кольчугу.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone «Кто/то» © Дохо Сo Alone «Кто/то» © Дохо Сo
Позднее, опираясь на концепцию студенческой работы Metal Jaket (англ. 'металлическая куртка'), Дохо Со создал работу Some/one (англ. 'кто/то'). Однако эта скульптура уже была нацелена на взаимодействие со зрителем: чтобы обойти ее, необходимо пройти по жетонам с именами тысяч людей, а, посмотрев на кольчугу спереди, зритель сталкивается со своим отражением — внутрь работы помещена зеркальная поверхность. По замыслу автора, Some/one должна подтолкнуть людей к размышлениям над понятиями «индивидуальность» и «группа», «человек» и «общество».

Alone © Дохо Сo
Ряд важных тем, которые прослеживаются во всех работах Дохо Со включает в себя тему дома, корней, пространства и перемещения; времени и воспоминаний; противопоставления и сравнения индивидуального и общественного; идею силы коллектива, которая появляется только тогда, когда люди объединяются.


Инсталляция «Завеса» © Дохо Сo

Пространство, время и дом
Alone © Дохо Сo
Сам Со неоднократно пересекал океан и оказывался в другом пространстве, в другой культуре, среди людей, говорящих на другом языке. Именно путешествия, перемещения в пространстве и психологические перестройки, с ними связанные, стали одной из ключевых тем в творчестве корейца.


Серия «Идеальный дом» © Дохо Сo

«Когда вы смотрите на человека, вы не просто видите того, кто перед вами стоит — вы видите его прошлое, его семью и предков, невидимые паутины отношений и сведений о нем.»
Наибольшую известность Дохо Со принесли скульптуры, выполненные из проволоки и прозрачной ткани: они в натуральную величину и во всех подробностях имитируют квартиры и дома, в которых когда-либо жил сам художник. Так, например, одна из инсталляций из серии Perfect Home (англ. 'идеальный дом') приглашает зрителей зайти в квартиру художника на Манхеттене, пройтись по коридору, открыть двери, заглянуть в комнаты. Здесь воспроизведены: проводка, выключатели и розетки, ручки дверей, оконные рамы, трубы, раковина, душ и т.д.


Инсталляции из серии «Идеальный дом» © Дохо Сo

Еще одним экспонатом серии Perfect Home является традиционный корейский дом — ханок — подвешенный к потолку. Подобный дом был построен в 1830-м году специально для корейского императора, который хотел почувствовать, как живут простые корейцы. Ханок, находившийся в саду императорского дворца, был уничтожен в 1970-е годы. Однако отец Дохо Со, художник Сеок Со, воссоздал дом и поселился в нем со своей семьей, а сам Дохо Со создал еще одну копию дома — из ткани и проволоки.

Twocol Twocol
Инсталляции из серии «Идеальный дом» © Дохо Сo
Reflexion (англ. 'отражение') — еще одна известная работа корейца, также выполненная из нейлона и проволоки. В выставочном пространстве натягивается плоскость, на которой располагаются две пары традиционных корейских ворот: одни стоят на прозрачной плоскости из ткани, а вторые — перевернутые — парят над головами зрителей. Это — копия ворот, ведущих в дом художника, в котором он жил в детстве. Прозрачные и невесомые, они словно отражаются друг в друге. По словам автора, так он размышляет о пространстве, времени, ностальгии и о том, как мы запоминаем пространство, в котором жили в прошлом. Воспоминание для него — это и есть отражение. «Когда вы смотрите на человека, вы не просто видите того, кто перед вами стоит — вы видите его прошлое, его семью и предков, невидимые паутины отношений и сведений о нем», — говорит художник.


Инсталляция «Отражение» © Дохо Сo
Многие инсталляции Со сделаны из нейлона, что придает им немного призрачный вид. Работы корейца призывают зрителей задуматься над тем, насколько податливо и эластично пространство как в физическом, так и метафизическом плане, и где именно проходят границы личности. В своих работах он исследует отношения между личностью, коллективом и анонимностью, противопоставляет понятия «укорененность» и «перемещение», «индивидуальность» и «следование традициям».
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Инсталляция «Упавшая звезда», 2009 г. © Дохо Сo Alone Инсталляция «Упавшая звезда», 2009 г. © Дохо Сo

Fallen Star (англ. 'упавшая звезда') — серия работ, которые Дохо Со создавал как на улице, так и в галерейном пространстве. Так, инсталляция 2009-го года масштабом 1:5, приведенная выше, представляет собой традиционный корейский дом, «врезающийся» в модель обычного американского здания, в котором художник жил в США. Жилое здание воспроизведено до мельчайших подробностей: в разрезе можно увидеть все комнаты, обстановку, вещи жильцов. А «влетевший» на парашюте корейский дом, скорее всего, символизирует двойственность понятия дома для самого Дохо Со: начиная со студенческих лет, он постоянно перемещается между Кореей и США и «возит» с собой языки, традиции и воспоминания. Художник не раз обыгрывал тему дома в доме.


Видео о создании инсталляции в Сан-Диего, 2011 г.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Инсталляция «Упавшая звезда», Сан-Диего, 2011 г. © Дохо Сo. Alone Инсталляция «Упавшая звезда», Сан-Диего, 2011 г. © Дохо Сo. Alone Инсталляция «Упавшая звезда», Сан-Диего, 2011 г. © Дохо Сo. Alone Инсталляция «Упавшая звезда», Сан-Диего, 2011 г. © Дохо Сo. Alone Инсталляция «Упавшая звезда», Сан-Диего, 2011 г. © Дохо Сo.
Так, корейский дом в натуральную величину однажды «приземлился» в Нью-Йорке и оказался зажатым между двумя зданиями. А в 2011-м году модель обычного американского домика «приземлилась» на крышу одного из зданий Университета Калифорнии (University of California) в Сан-Диего.

Twocol Twocol
Инсталляции «Упавшая звезда» в Нью-Йорке и Сан-Диего © Дохо Сo
Индивидуальность и коллектив
Alone © Дохо Сo
Противопоставления и сравнения индивидуального и общественного, человека и группы, идея силы коллектива, массы людей — еще одна излюбленная тема в творчестве Дохо Со. Следует отметить, что для корейцев, как и для большинства других народов Восточной Азии, общественные интересы по традиции преобладают над личными. Благодаря конфуцианской морали, которая до сих пор оказывает большое влияние на жизнь современной Южной Кореи, благо общества, собственного народа и государства всегда было для корейцев превыше всего. Именно сознательность и усилия каждого члена общества вкупе с финансовой помощью США позволили Южной Корее из разоренной гражданской войной отсталой аграрной страны менее чем за полвека превратиться в одну из самых экономически и технологически развитых стран мира с очень высоким уровнем жизни. 

Twocol Twocol
Инсталляция «Добро пожаловать» © Дохо Сo
Инсталляция Дохо Со Floor (англ. 'пол') была представлена на Венецианской биеннале в 2001-м году. Зрителям предлагалось пройтись по стеклянному полу, под которым находились крошечные фигурки людей, «поддерживающих» идущего. Автор размышлял над темой коллективной силы, над важностью каждого отдельно взятого человека в том, чего добивается общество в целом. Также, по его словам, он хотел обратить внимание публики на вопрос личного пространства: в густо населенных городах большинство людей не задумываются над тем, какое пространство они занимают и какое пространство нужно людям, которые находятся вокруг них.

Preview Preview Preview
Инсталляция «Пол» © Дохо Сo
Крошечные человеческие фигурки, которые присутствуют во многих работах корейца — Screen (англ. 'завеса', 'экран'), Net-Work (англ. 'сеть'), Cause & Effect (англ. 'причина и следствие') — олицетворяют собой многоликую, разнородную и «анонимную» массу. Она словно задает вопрос: «Что характеризует человека и что характеризует группу людей?» Она заставляет задуматься над взаимодействием коллектива и каждого отдельно взятого человека, над силой, которую представляют собой люди, когда они объединяются и выступают как единое целое.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Инсталляция «Сеть» © Дохо Сo Alone Инсталляция «Сеть» © Дохо Сo
Карма
Alone «Карма». Фото: © Майкл Фрэнк Младший
Одна из последних известных работ Дохо Со — скульптура под названием «Карма». Она была выполнена в нескольких экземплярах разной величины. Обнаженные мужские фигуры все уменьшающегося размера сидят одна на плечах у другой и закрывают друг другу глаза ладонями, очевидно, символизируя человеческую «слепоту», которая обрекает людей на бесконечную череду перерождений. В 2013-м году семиметровая скульптура из нержавеющей стали была установлена в саду Новоорлеанского музея искусств, а скульптуры меньшего размера экспонируются на выставках Дохо Со в разных странах.


«Карма» © Дохо Сo

На протяжении веков основной религией на Корейском полуострове был буддизм, и понятие кармы воспринимается большинством корейцев как нечто абсолютно естественное. Карма — одно из основных понятий в индуизме и буддизме — вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Череда перерождений и «слепота» людей, которые не хотят думать о своих грехах и своих прошлых жизнях так же, как народы не хотят помнить свою историю, — все это приводит к бесконечному повторению.

Alone Дохо Сo и его инсталляция «Отражение»
Достаточно давно Дохо Со живет на два дома: в Сеуле он проводит время с семьей и периодически преподает, а в США работает. У корейского художника и скульптора неоднократно проходили персональные выставки в Корее, США и Японии. Он также принимал участие в групповых выставках и биеннале: в 49-й Венецианской биеннале в 2001-м году, а также в Ливерпульской и Сеульской биеннале и Венецианской биеннале архитектуры в 2010-м году. В этом году у корейца состоялось три персональные выставки в Японии. Работы Со находятся в коллекциях крупнейших музеев мира: Музее современного искусства (MOMA), Музее Гугенхейма, Музее американского искусства Уитни и Галерее Олбрайт-Нокс в Нью-Йорке, в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, в Тейт-Модерн в Лондоне и др. Можно с уверенностью сказать, что талант Дохо Со, разноплановость его работ, необычная техника и глубокие темы, которые он затрагивает в своем творчестве, делают его интересной и весомой фигурой в мире современного искусства.
Материал подготовили
Ксения По и Артем Брагин
Узнать больше о Дохо Со вы можете, посетив сайт галереи Lehman Maupi.
9 понравилось
От Души: новые работы От Души: новые работы

Несмотря на небольшой возраст команды, ее участники уже успели себя зарекомендовать, активно развивая традиционные граффити-стили.

1 1601
Мы здесь были Мы здесь были

Так называется блог, в котором французские граффити-райтеры из нескольких городов публикуют свои работы.

0 1373
Userpics_micro
dzu_ganavd 23 августа 2013 в 17:49 ссылка на комментарий
ооо, помню видел несколько его работ. потрясающе классный товарищ!
1
Missing
jefO 12 декабря 2013 в 18:00 ссылка на комментарий
Соглашусь, довольно интересные работы.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.