Наверх
14 января 2013 в 10:01 Искусство Скульптура 3 10 6951

Вторая жизнь скейтбордов

Япония, Haroshi, Jonathan LeVine Gallery

Японец Хароси сам овладел искусством резьбы по дереву и создает удивительные скульптуры из старых скейтбордических дек.

Alone 2008 г. Фото: © Хароси

Фото: © Тайо Ватанаби
Хароси (Haroshi) родился в 1978-м году, живет и работает в небольшом городке рядом с Токио. Будучи подростком, он увлекся скейтбордингом и активно катается до сих пор. Японец говорит, что многим в жизни обязан именно катанию на доске: «Есть трюки, которые трудно сделать, но, если много практиковаться и не сдаваться, в конце концов ты их приземлишь. Скейтбординг научил меня многому — прежде всего принципу "сделай сам". Ну и, конечно же, не стоит забывать о веселье, связанном с катанием…»

«Когда я начал кататься, мне открылся совершенно новый мир, видимый только скейтерам. Это могла быть стена, расположенная под странным углом, или обычные ступени — но секйтеры всегда смотрят на такие вещи по-другому. Они это всегда подмечают. И я всегда смотрел на все с другой точки зрения и под другим углом. Я стараюсь использовать этот подход, чтобы придать своим работам нечто личное», — рассказывает Хароси.
«Когда я начал кататься, мне открылся совершенно новый мир, видимый только скейтерам».
Alone 2011 г. Фото: Throw up the horns
Первые скульптуры и успех
У японца нет художественного образования — он всему учился сам. Хароси начал делать небольшие скульптуры из дек, когда у него дома скопилось много сломанных досок, и он пытался придумать, что с ними можно сделать. Хотя Хароси увлекся созданием скульптур больше десяти лет назад, до конца 2000-х он практически не был известен за пределами Японии, и большинство его выставок проходило в Токио.
Alone 2010 г. Фото: © Хароси
Интересно, что, когда в 2010-м году Хароси получил письмо от генерального директора Nike с предложением о сотрудничестве, он не мог в это поверить: «Я работаю в маленьком городишке рядом с Токио и делаю вручную небольшое количество работ. Так что я подумал: "Такое не случается с такими людьми, как я"». В результате Хароси сделал скульптуру кроссовок из сломанных дек райдеров команды Nike SB, которая затем была включена в его персональную экспозицию Future Primitive в нью-йоркской Jonathan LeVine Gallery. Он говорит, что скейтовые кроссовки не должны быть новыми — по ним должно быть видно, что в них много катались, поэтому прототипом скульптуры послужили его собственные кроссовки для скейтбординга. К тому же японец захотел использовать старые деки райдеров команды Nike SB, так как у них есть своя история.

Twocol Twocol Twocol Twocol
Выставка Future Primitive в Jonathan LeVine Gallery, 2011 г.
Процесс и техника создания работ
У одного из друзей Хароси, с которыми он начинал кататься около двадцати лет назад, сейчас свой скейтшоп: многие, покупая новую доску, оставляют в магазине старую. По большей части именно там Хароси собирает доски для своих работ. Он говорит, что у него в запасе около тысячи дек — это позволяет ему подбирать для каждый работы нужные по цвету и прогибу доски.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета Alone Студя Хароси. Фото: © Брендон Шигета
Делать скульптуры из дек непросто, так как сами по себе они достаточно тонкие и к тому же состоят из большого количества слоев. Хотя многие думают, что все деки внутри одинаковые, это совсем не так: их структура зависит от производителя и от модели. Хароси — фанат скейтбординга и знает о деках и их устройстве все — именно это позволяет ему подбирать различные деки для различных скульптур.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Отобрав подходящие деки, японец складывает и склеивает их, вырезает нужную форму, обтачивает ее, шлифует и полирует получившуюся скульптуру. Иногда он нарезает из дек кубики, а затем складывает из них скульптуры. Эта кропотливая работа занимает очень много времени: Хароси признается, что обычно делает не больше десяти произведений в год. А на облетевшую все блоги скульптуру Nike Dunk он потратил три месяца. Любопытно, что в центр каждой работы японец помещает металлическую деталь скейта — например, часть подвески. Это, по задумке Хароси, — сердце и душа произведения.


Процесс создания награды, которую вручили на соревнованиях, состоявшихся в прошлом году в известном крытом скейтпарке Лос-Анджелеса The Berrics.

Фото готовой награды The Berrics.
Интересно, что процесс создания произведений Хароси напоминает традиционную технику работы с деревом, которая использовалась в средневековой Японии. 90% статуй Будды в Японии сделаны из дерева. Чтобы на статую уходило меньше дерева, а сама она весила бы меньше, японцы использовали метод мозаики. А что касается «души», которой можно наделить произведение искусства, то в XII веке жил японский мастер Ункэй (Unkei), который помещал в центр каждой статуи Будды, которую он создавал, хрустальный шар, и называл его «круг сердца луны» (Shin-Gachi-Rin). Этот шар и становился сердцем или душой статуи. Возможно, не вполне осознанно Хароси, создавая скульптуры из таких современных объектов, как скейтборды, следует древним художественным традициям своей родины.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone 2011 г. Фото: © Хароси Alone 2011 г. Фото: © Хароси Alone 2011 г. Фото: © Хароси
Выставки
После удачного проекта с Nike, который состоялся в 2010-м году, в 2011-м у Хароси состоялась персональная выставка в Нью-Йорке, в Jonathan LeVine Gallery. В 2012-м он сделал шесть работ специально для выставки, организованной в Лос-Анджелесе скейтбордической компанией HUF и дистрибьютором DLХ. Она прошла в известном крытом скейтпарке The Berrics. А уже в январе-феврале этого года у японца состоится очередная персональная выставка в Jonathan LeVine Gallery.

Интервью, снятое во время подготовки к выставке, которая прошла в 2012-м году при поддержке компаний HUF и DLX.
Для выставки в Лос-Анджелесе Хароси создал работы, каждая из которых была сделана из старых досок, принадлежавших скейтерам из команды DLX. Все они олицетворяют своих владельцев. Японец считает, что в досках каждого райдера заключена его история. Также Хароси любит оставлять на виду сломанные части досок, так как они, по его мнению, отражают сложность искусства катания на доске.


Фото: © Хароси

Скульптура под названием «Гэри» (Gary) названа так в честь собаки Денниса Бусенитца (Dennis Busenitz): она всегда бегает за ним, когда он катается. Необработанные части на задней части скульптуры символизируют скорость, так как Деннис — очень скоростной скейтер.
Гитара олицетворяет собой Томми Герреро (Tommy Guerrero) — скейтбордиста и музыканта. Хотя он играет на Stratocastor, Хароси сделал Telecaster, так как она, по его мнению, больше похожа на скейт.

Фото: © Хароси


Рука, показывающая средний палец — это Питер Рамондетта (Peter Ramondetta). У него жесткий стиль, и он много падает, но добивается своего. Японец считает, что эта рука как нельзя лучше отражает стиль катания Питера. Хароси при помощи выжигательного аппарата даже сделал на скульптурной руке татуировки. Идею изготовить большое колесо японцу подал Кит Хафнейджел (Keith Hufnagel) — в результате получилась скульптура, в которую вместо подшипников вставили настоящие скейтбордические колеса Spitfire. Сам Кит представлен у японца в виде пожарного гидранта. Американец показал Хароси старую наклейку и графику для футболки, на которых был изображен Кит, делающий олли через гидрант. Японец решил сделать гидрант, чтобы на выставке было бы через что прыгать, а Кейт мог бы передать свое мастерство молодым скейтерам.

От первого лица


«Я не жду, что мои работы понравятся всем. Даже если у меня будет совсем мало фанатов, я все равно буду делать то, что делаю».
Для Хароси скейтборды и скульптуры, сделанные из них, — это способ общения с самим собой и окружающим миром. «Я не жду, что мои работы понравятся всем. Даже если у меня будет совсем мало фанатов, я все равно буду делать то, что делаю. Вы не думаете, что если все поймут, что стоит за моими работами, всем быстро надоест? Я ценю, что существует не так много людей, которые понимают суть моего искусства», — говорит японец.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone 2012 г. Фото: © Хароси Alone Фото: © Хароси Alone 2012 г. Фото: © Хароси Alone 2012 г. Фото: © Хароси Alone 2010 г. Фото: © Хароси
Материал подготовила Ксения По. Использованы части интервью, опубликованного на Hypebeast.
Больше узнать о Хароси вы можете, посетив его сайт, страницу на Facebook и Instagram
10 понравилось
Крутая буква на футболке Крутая буква на футболке

Авторы проекта приглашают отечественных художников, иллюстраторов и райтеров нарисовать одну из букв латинского алфавита, которая станет частью большой серии футболок.

10 7768
Userpics_micro
Iskra 14 января 2013 в 21:01 ссылка на комментарий
с ума сойти, непревзойденное мастерство и терпение!!
3
Userpics_micro
Чё прям руками режет?
Userpics_micro
Aske 15 января 2013 в 11:05 ссылка на комментарий
Да, там же видео есть с процессом создания одной из работ.
2
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.