Наверх
25 сентября 2012 в 17:09 Искусство Скульптура 1 10 11220

Гиганты Флорентина Хофмана

Голландия, Флорентин Хофман, Роттердам, гиганты

Голландский художник приобрел мировую известность, создавая гигантские скульптуры и инсталляции в общественном пространстве.

Alone Фото: © Сорокина Ольга / Соль

Флорентин Хофман (Florentijn Hofman) родился в 1977-м году в городе Делфзейл и получил образование в Голландии и Германии. Его работы полные юмора, всегда производят сильное впечатление и привлекают внимание — на меньшее всемирно известный скульптор не согласен. Он создает большие, очень большие, скульптуры, и они просто не могут не произвести впечатление.

Флорентин считает, что чем предметы больше, тем они лучше. Если вещь имеет нормальный размер — это прекрасно, но намного интереснее, если она будет огромной.

Часто скульптуры Хофмана «вырастают» из повседневных вещей. Простой бумажный кораблик, пиктограмма промышленной зоны, маленькие серийные игрушки, — все может стать прообразом скульптуры. Это — готовые вещи, и Хофман отбирает те, чья форма кажется ему красивой. Затем он делает из них законченные узнаваемые изображения: увеличенные мультяшные копии реальности, которые кажутся чуждыми и сбивают с толку своими невероятными размерами и тем, из чего они сделаны. Несмотря на это, их легко узнать, и они сразу же вызывают симпатию. Надувные игрушки, наклейки на окна, пластиковая пленка, — Хофман может превратить в искусство все что угодно.

Хотя художники не всегда ценят реакуию прохожих, для Хофмана люди — неотъемлемая часть работы. Он заботится о том, чтобы его скульптуры гармонично вписывались в окружающее их пространство. Первая задача проектов голландца — привлечь внимание, а смысл работы зритель может обнаружить позже, ежедневно проходя мимо нее.

Столкнувшись с одной их скульптур Хофмана, хочется остановиться и посмотреть, рассмотреть ее и, если захочется, сфотографировать. «Мои скульптуры вызывают переполох, удивление, и заставляют улыбнуться. Они дают людям возможность передохнуть от ежедневных забот. Прохожие останавливаются перед ними, слезают с велосипеда и начинают общаться с другими зрителями. Люди снова общаются. Вот такой эффект производят мои скульптуры в общественных местах», — говорит Хофман.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: © Vaneesteren Museum Alone Фото: © Nico Van Hoorn Alone Фото: © Jof-man Alone Фото: © Флорентин Хофман Alone Фото: © Spanier Alone Фото: © Флорентин Хофман
«Я стараюсь оторвать зрителя от повседневности, не столько шокировать, сколько удивить и озадачить. В этом мне помогает форма: на фоне больших объектов люди немного теряются и начинают иначе воспринимать и себя, и мир вокруг.Я создаю свои проекты, отталкиваясь от условий, выбранного пространства. Моя цель — изменить то, как люди воспринимают то или иное места. Большинство моих работ живет недолго: какие-то устанавливают на месяц, какие-то — на полгода. И это принципиально, потому что, если объект возводится надолго, люди привыкают к нему и в конце концов перестают замечать. Но если проект временный, он не успевает надоесть. Когда он исчезает, люди видят, что окружающее пространство снова изменилось. их восприятие не «застаивается».

Я не вкладываю агрессию в свои работы, потому что я не восстаю и не протестую. Я лишь хочу, чтобы люди другими глазами увидели то место, которое вроде бы уже стало привычной точкой на карте их ежедневного маршрута. 

Я никогда никого не уговариваю. Чаще всего меня приглашают в конкретное место, где планируется возвести объект. Обычно заказчиком выступает муниципалитет. Иногда мне даже предлагают определенный ракурс, а я придумываю под него проект. Бывает приходится вести переговоры, но лично я в этом не участвую. Этим занимается мой партнер, который заключает договоры на установку объектов. Я сам ни одного письма не написал.

Вообще, художник не должен быть менеджером, желательно вообще его оградить от любой административной работы. Художник должен заниматься искусством».

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Утенок в Осаке в 2009-м году. Фото: © Japan Today Alone Утенок в Осаке в 2009-м году. Alone
Самой известной работой скульптора по праву можно считать «Большого резинового утенка.» Идея родилась у Флорентина около десяти лет назад. Тогда он увидел по телевизору рекламу детского йогурта, в которой говорилось, что каждый ребенок может выиграть поездку на каноэ, а его родители — маленького резинового утенка. «И я подумал, что это гениально — большой желтый утенок», — рассказывает Флорентин в одном из своих интервью.

Голландец сделал наброски и предложил проект одному из производителей йогуртов. Компания отказалась от идеи Флорентина, сказав, что это слишком дорого, сложно и «не соответствует их направлению деятельности». Проект лежал на полке почти четыре года, пока в 2007-м году его не предложили претворить в жизнь в рамках французской биеннале современного искусства Estuaire. В итоге получился самый большой резиновый утенок в мире: высота скульптуры составила 26 метров.

«Он выглядел, как огромный собор. Я его даже сам испугался», — говорит скульптор.


Утенок был размещен в бункере, построенным немцами во время Второй мировой войны для стоянки подводных лодок. Местные жители всегда плохо относились к этому месту, но скульптуре Флорентина удалось смягчить негативные ассоциации.

Люди из разных стран специально приезжали посмотреть на желтого утенка в Гитлеровском бункере. Одна впечатлительная туристка так засмотрелась на него, что свалилась в воду, и спасателям пришлось ее доставать.

«Резиновый утенок не знает границ и различий между людьми, не несет в себе политического подтекста. Дружелюбный утенок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряженности. Он — мягкий, доброжелательный и нравится людям всех возрастов. Если бы это зависело только от меня, я создал бы очень много подобных утят», – говорит автор. Проект продолжает существовать до сих пор, и Флорентину приходят заказы из разных стран. Утенок уже побывал в Голландии, Германии, Франции, Японии и Бразилии.

В одном из своих интервью Флорентин сказал, что резиновый утенок продвигает идеи глобализации. Суть не том, чтобы сделать уток больше, а сделать мир меньше. «Ведь это всего лишь добрая желтая утка, но ты, глядя на нее и видя ее в разных уголках земного шара, чувствуешь себя гражданином мира, а не жителем одной какой-то страны», — говорит голландец.

«Синие дома»

Латексная эмульсия
115 х 15 м

Роттердам, 2004-2006

Фото: © Флорентин Хофман
Другой известный проект Флорентина — «Синие дома». Здания на одной из улиц в центре Роттердама должны были снести, потому что они обветшали и портили облик города. В 2004-м году Хофман с помощниками полностью покрасил их в синий цвет.
 
«С одной стороны, мы сохранили для зрителей архитектурный ансамбль квартала и не дали построить на этом месте безвкусную коробку с квартирами, а с другой — создали ощущение, что этот квартал уже исчез, растворился в воздухе», — рассказывает Флорентин.

Таким несложным, на первый взгляд, художественным решением он заставил людей по-новому взглянуть на дома, которые превратились в «кусочек неба». Он предложил прохожим насладиться красотой этих строений, пока их не разрушили. В результате квартал стал одним из самых популярных туристических мест в городе. «Хотя синих зданий там уже давно не было, они глубоко отпечатались в сознании людей. Монохромные дома после этого стали появляться по всей Голландии», — говорит Флорентин.




Среди художников, которые также перекрашивали различные объекты в один цвет, стоит упомянуть Хенка Хофстра (Hank Hofstra) из Голландии и Ист Эрика (East Eric) из Франции.
«Курьерские автомобили»
(Courier Cars)

Покрашенные автомобили с виниловыми наклейками

2004-2007

Фото: © Флорентин Хофман
Один из проектов Флорентина не похож на остальные. Его можно назвать перформансом, который художник осуществлял почти ежедневно в течение нескольких лет. Он наглядно продемонстрировал, какой силой обладают известные логотипы в общественном пространстве. Все началось с того, что голландцу часто выписывали штрафы за неправильную и неоплаченную стоянку (все парковки в Голландии — платные).

Однажды художник решил «замаскировать» свою машину и превратить ее в фургон компании курьерской доставки DHL. В результате он четыре года не платил за стоянку автомобиля. «Я приветствовал своих «коллег» на дороге и парковался так, как это делают курьеры», — пишет на своем сайте Флорентин. Этот проект может показаться вам шуткой, но в Голландии такие «шутки» приравниваются к подделке документов.
Twocol Twocol Twocol Twocol
«Ондатра»
(Musk rat)

Дерево, сено, металлическая проволока
322 х 8 х 12 м

Голландия, 2004

Художник играет с восприятием людей: какой-то безобидный образ может навести зрителей на серьезные размышления, а иногда люди, наоборот, перестают видеть угрозу в том, что задумывалось, как объект особого внимания.

Например, большая соломенная ондатра в голландской деревне Ньюверкерк, которая находится в самой низкой точке Голландии. Ондатры подтачивают плотины гидротехнических сооружений — это может привести к тому, что деревню затопит.

Флорентин с помощниками соорудили этого грызуна, чтобы показать масштаб угрозы, которую представляет это животное. Однако местные жители полюбили эту «опасность», и, когда пришла пора демонтировать объект, все подписались под просьбой оставить ондатру в деревне.
Фото: © Флорентин Хофман

«Мило/(милый)»
(яп. Dushi)

Персональная выставка
Гаага, Голландия, 2009

У Флорентина двое маленьких детей. Однажды, играя с ними, он понял, каким интересным может быть мир игрушек. Так появилась идея для персональной выставки, которая прошла в West Gallery в Гааге.

 «Ночью дети ищут игрушки, с которыми они могли бы обняться. И если игрушки теряются, это стресс для родителей. Когда вы их находите, то чувствуете облегчение, и ребенок счастлив. Но наступает утро, и ребенок об игрушке забывает, она становится ему ненужной», — делится своими наблюдениями художник.
«Люди, когда видят огромные игрушки, хотят запрыгнуть на них, обнять их или поспать с ними», — говорил голландец. Длина обезьяны, похожей на игрушку младшего ребенка Флорентина, — около 12 метров. Она зажата между стенами комнаты, ей неудобно, так как ее просто выбросили. Другую игрушку, похожую на ту, с которой сам художник спал в детстве, он сделал надувной.
«Макс»
(Max)

Ящики из-под овощей, палеты, дерево, веревки, проволока, пленка
12 х 8 х 25 м

Голландия, 2003

Фото: © Флорентин Хофман
Большая красная собака изначально задумывалась как предупреждение тем, кто собирался сносить старые фермы. Она как бы охраняет голландские архитектурные памятники, которые исчезают однин за другим. Огромный пес, по замыслу автора, намекает: «Нельзя их трогать, иначе я вас покусаю». В строительстве пса Флорентину помогала молодежь из окрестной деревушки. Этого гиганта строили два месяца.
«Маленькая фабрика»
(Little Factory)

Металлический каркас, рифленый стальные листы, подъемные ставни, каменный тротуар
5 х 12 х 14 м

Драхтен (Drachten), Голландия, 2012
Фото: © Карин Дан (Karin Daan), Ванда Вернер (Wanda Werner)
Эта металлическая скульптура представляет собой трехмерную пиктограмму промышленной зоны. Работа расположена вдоль шоссе N31, рядом со стройкой в голландском городе Драхтене. Она поднимает вопрос архитектуры бизнес-парков и их использования. Строение Флорентина также может быть использовано как часть программы художественных резиденций.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: © Флорентин Хофман Alone Фото: © Флорентин Хофман Alone Фото: © Флорентин Хофман Alone Фото: © Лассе Персон (Lasse Person)
«Большой желтый кролик»
(Stor Gul Kanin)

Бетон, металл, дерево, черепица
13 х 16 х 16 м

Эребру (Örebro), Швеция, 2011
Эта тринадцатиметровая скульптура кролика была временно установлена в шведском городе Эребру, на площади, напротив памятника Энгельбректу Энгельбректссону. Проект был создан в рамках OpenArt Biennale. В работе над скульптурой Флорентину помогали двадцать пять местных добровольцев и ремесленников. 
«Лягушка в Кобе»
(Kobe Frog)

Метал, надувная конструкция
10 х 12 х 14 м

Кобе (Kobe), Япония, 2011


Огромная надувная лягушка в колпаке была размещена в японской префектуре Хёго (Hyogo), на крыше Музея искусств: он был построен на территории, разрушенной во время землятресения 1995-го года. 
Эта работа символизирует наслаждение жизнью и возможность приспосабливаться в периоды природных бедствий, опасностей и стресса.

Фото: © Флорентин Хофман
Стальной человек
(Steelman)

Бетон, краски Keim
6 х 5 х 11 м

Амстердам, Голландия, 2011


Работа, изображающая медведя с подушкой под мышкой, получила название в честь парка
 Штальманпарк (Staalmanpark), где она находится. Скульптура воплощает идею, что и у больших и сильных есть свои слабости: когда мы засыпаем, мы  на время становимся беззащитными.

Фото: © Флорентин Хофман
Кролик-наблюдатель
(Lookout Rabbit)

Бетон, песок, трава, металл, дерево, 
краска и цементное покрытие
6 х 7 х 12 м

Неймеген (Nijmegen), Голландия, 2011


Скульптура представляет собой наблюдательную башню. Поднявшись на нее, вы можете насладиться видом на реку Вал (Waal).


Флорентин Хофман о России
Фото: © Сорокина Ольга / Соль
В 2010-м году по приглашению Музея современного искусства PERMM Флорентин Хофман посетил Россию. Из Москвы он поехал в Красноярск, побывав по пути в Перми и Канске. Во время путешествия он писал об увиденном в нашей стране: ниже приведен перевод некоторых записей.

«Россия — удивительная страна, на территории которой температура изменяется на 70 градусов (от –35°С до +35°С), а пиво не считают алкогольным напитком и пьют его, как лимонад. 

Но что же больше всего меня — именно как голландского художника — поразило? Я побывал во многих культурных учреждениях: на «Винзаводе», в Третьяковской галерее, в «Гараже», — и видел огромное количество выставленных на всеобщее обозрение памятников.

Так вот, как такового доступного широкой публике современного искусства в России нет. Есть лишь сделанные из бронзы или бетона монументы прошлого века. Здесь все напоминает о прошлом. А человек запутался в настоящем — и период свободы сменяется периодом угнетения. Это — страна крайностей и абсурда,» — пишет Хофман.
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Материал подготовили: Дмитрий Аске, Ксения По.
Вы можете больше узнать о Флорентине Хофмане, посетив его сайт, страницу на Facebook и Vimeo.
10 понравилось
Анатолий Акуе выступит в Питере Анатолий Акуе выступит в Питере

29-го сентября он расскажет слушателям, как найти ответ на вопрос: «Зачем человеку творчество и как полностью раскрыть свой потенциал».

5 5643
Эркен Кагаров об улучшении города Эркен Кагаров об улучшении города

30-го сентября московский дизайнер, арт-директор и преподаватель расскажет о том, как он предлагает бороться с незаконной рекламой и граффити на улицах при помощи дизайна городских объектов.

5 3678
Missing
oknslds 02 октября 2012 в 12:28 ссылка на комментарий
очень крутые цели и идеи у него.
2
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.