Наверх
29 июля 2013 в 11:07 Уличная культура Активисты 0 5 8982

Между граффити и брендами

Stash, США, Нью-Йорк

Стэш — американский граффити-райтер «старой школы» — одним из первых начал создавать субкультурную уличную одежду в Нью-Йорке, и на его счету десятки совместных проектов с мировыми брендами.

Alone Эскиз Стэша

Фото: Hypebeast
Джош Франклин (Josh Franklin), более известный как Стэш (Stash), родился в Нью-Йорке в 1967-м году. Его отец был фотографом, и Джош с детства увлекался искусством. Когда он учился в школе, рисунки на поездах нью-йоркской подземки производили на него невероятное впечатление. «Я думал: "Ничего себе! Как они это делают? И как им позволяют это делать?"» — делится воспоминаниями Стэш. Псевдоним американца родом из детства: он жил в маленькой квартире вместе с матерью и братом. Стэш прятал от брата свои вещи, а, когда не мог вспомнить, куда именно он их положил, начинал психовать, думая, что брат их стащил. Именно тогда он узнал слово stash (англ. 'тайник', 'заначка'; 'прятать', 'ныкать'). И, хотя это слово прочно ассоциируется с наркотиками, по словам Стэша, он начал рисовать на улице задолго до того, как об этом узнал.
Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Рисунки Стэша на стенах
Будучи подростком, Стэш активно рисовал на вагонах метро. По ночам в тоннелях он умудрялся создавать качественные работы: «Даже в полной темноте я точно знал, где у меня какие цвета, и как бы проигрывал рисунок у себя в голове», — говорит американец. Ему всегда очень везло: его ни разу не поймали, и он не попадал в серьезные стычки между райтерами из соперничающих граффити-команд.


Вместе с Вэйном и Футурой

Стэш за работой
«Я считаю, что граффити — это единственная по-настоящему американская форма искусства, которая оказала влияние на мир.»
Когда Стешу было семнадцать лет, его холсты выставляли вместе с работами Кита Харинга и Жана-Мишеля Баскиа. В то время многие, с кем он начинал рисовать граффити, ушли в мир искусства, но Стэш рисовал на поездах до 1987-го года: он создал свой последний рисунок на вагоне метро вместе с известным райтером Зефиром (Zephyr), которого многие знают по фильму «Войны стилей» (Style Wars).

Alone Работы Стэша на выставке 2011-го года
Отойдя от рисования на поездах, Стэш продолжил выставлять в галереях свои работы на холстах. Он говорит, что ему повезло: в то время Крэш (Crash), Футура (Futura) и Зефир (Zephyr) уже наладили связь между граффити из подземки и миром галерей. По словам американца, он воспринимает рисование на холстах, как рисование в блекбуке (англ. blackbook — небольшой альбом, в котором граффити-райтеры рисуют эскизы).

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Холсты © Стэш
«Люди не понимают, как много всего появилось благодаря граффити.»
Хотя Стэш — один из пионеров нью-йоркского граффити, и его часто называют «легендой», его самого это смущает. По словам американца, граффити изменило его взгляд на жизнь. «Люди не понимают, как много всего появилось благодаря граффити: то, как мы воспринимаем и истолковываем то, что нас окружает. Мы все черпаем вдохновение из одного и того же источника, но нас, как личности, отличает то, что именно, вдохновившись, мы создаем и возвращаем обществу. Мне кажется, что граффити позволило огромному количеству людей высказаться в условиях, когда они боялись говорить. Простой тег на стене, да что угодно позволил людям высказаться и быть услышанными», — говорит он.


1980-е. Фото: © Стэш


«Нам не было дело до аудитории, аудиторией были мы сами — граффити-райтеры. Я считаю, что граффити — это единственная по-настоящему американская форма искусства, которая оказала влияние на мир. И я думаю, что граффити оказало такое сильное влияние на различные сферы жизни, потому что это — форма искусства, которую продвигает молодежь», — делится Стэш. Хотя он много рисовал в свое время и говорит, что его тогда не волновало, что он портит чью-то собственность, сейчас Стэш сразу же закрашивает рисунки, которые появляются на его собственном здании. Он говорит, что ничего стоящего там пока не рисовали.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Работы Стэша на выставке 2011-го года Alone Работы Стэша на выставке 2011-го года Alone Работы Стэша на выставке 2011-го года Alone Работы Стэша на выставке 2011-го года Alone Работы Стэша на выставке 2011-го года
«Граффити оказало на мою жизнь огромное влияние: оно сделало из меня того, кем я являюсь. Думаю, что если бы я не занимался граффити, я бы навряд ли сотрудничал с курпными корпорациями или попал бы в мир современного искусства. Граффити научило меня не только рисовать в темноте, но и тому, что риск не заканчивается в момент, когда ты пересекаешь рельсы и открываешь свою работу для критики. Граффити научило меня смелости претворять в жизнь свои идеи», — говорит американец.
Дизайн одежды и обуви
Alone Стэш демонстрирует один из совместных проектов
В конце 1990-х Стэш одним из первых начал переносить элементы граффити на одежду, обувь и аксессуары: он долго и плодотворно сотрудничал с Nike и Bathing Ape (Bape), а позднее со шведским брендом одежды WeSC, американским сноубордическим гигантом Burton, известными производителями обуви: Vans, DC Shoes, Gravis, Clarks, Sebago, Lacoste. Его работы увидело огромное количество людей, и, по мнению многих, благодаря совместным проектам граффити-художников и производителей одежды и обуви широкая общественность узнала о граффити и, в конце концов, приняла его.


Портреты из серии Vans x Simpsons
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Обувь выпущенная совместно со Стэшем
В 1998-м году Стэш основал собственный бренд уличной одежды Recon. Несколько лет назад он закрылся, однако в 2011-м году американец возродил его уже как бренд кроссовок и начал активно выпускать коллекции собственного дизайна, а также сотрудничать со своими старыми друзьями: Футурой и Вэйном (Wane).


«Вы — гигантская корпорация, а я — просто чувак, который тусуется и занимается своими делами. Груз подобной ответственности иногда просто обескураживает.»
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Продукция с дизайном Стэша
«Мне нравится создавать дизайны вещей, но мне не нужно, чтобы на них было мое имя. Я хочу, чтобы люди их увидели, ничего не ожидая. Если совместный проект не пользуется успехом, значит я что-то не так сделал — ведь кроссовки известной фирмы не могли провалиться. Это — тяжкое бремя. Вы — гигантская корпорация, а я — просто чувак, который тусуется и занимается своими делами. Груз подобной ответственности иногда просто обескураживает», — делится Стэш.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Вещи, сделанный Стэшем и Футурой в рамках проекта Look Ma No Brakes Alone Рама с графикой Стэша в рамках совместного проекта Colnago, который назывался Look Ma No Brakes
Проект Reebok City Classics
Alone Одна из трех расцветок Стэша в рамках Reebok City Classics
«Быть куратором — это честь. Мне повезло, что есть не только бренд, который доверяет моему вкусу, но и художники, которым было интересно участвовать в проекте.»
Twocol Twocol

В этом году Стэш выступил куратором проекта Reebok City Classics. Он отобрал шесть американских граффити-райтеров, которые представляют шесть американских городов: Вэйн (Wane) из Нью-Йорка, Эклипс (Eklips) из Лос-Анджелеса, Поуз (Pose) из Чикаго, Мэд (Mad) из филадельфии, Тати (Tati) из Майами и Тотем (Totem) из Атланты. Также в проекте участвуют художники из разных городов мира: Свифти (Swifty) из Лондона, Да Флоу (Da Flow) из Мехико, Римо (Rimo) из Токио, Рае Мартини (Rae Martini) из Милана, Аске (Sicksystems) из Москвы и Монстер (Monster) из Парижа.

Все художники создали графику, олицетворяющую их город, которую Reebok перенесли на кроссовки. «Быть куратором — это честь. Мне повезло, что есть не только бренд, который доверяет моему вкусу, но и художники, которым было интересно участвовать в проекте. Это — потрясающее чувство, и я очень благодарен всем художникам за работу», — говорит американец. Стэш сам участвовал в создании трех расцветок одной из моделей данной коллекции, но, вместо того, чтобы поместить на кроссовки свой рисунок, он решил просто подобрать цвета и материалы, из которых будет сделана его модель.


Ролик, в котором Стэш рассказывает о City Classics
Alone
Сегодня Стэш продолжает рисовать, участвовать в выставках, курировать различные проекты и является авторитетной фигурой в мире дизайна уличной одежды. Этим летом он приедет в Москву и представит проект Rebbok City Classics в рамках ежегодной выставки Faces&Laces.
Материал подготовили Ксения По и Артем Брагин.
Использованы отрывки из интервью для сайтов Bullett и Complex Sneakers и из статьи в The Guardian.
Больше узнать о Стэше, вы можете посетив его Instagram.
5 понравилось
Pan-Roa's Box Pan-Roa's Box

В венской галерее Inoperable открылась выставка с таким названием. В экспозиции известный уличный художник Роа представил серию рисунков и инсталляций, выполненных в своей узнаваемой манере.

0 1083
Обзор уличного искусства: 18 Обзор уличного искусства: 18

Постоянно появляются новые произведения уличного искусства. Мы собрали интересные работы из разных стран мира.

0 1500
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.