Наверх
04 августа 2014 в 13:08 Уличная культура Активисты 0 4 7342

Эрик Хейз

Haze

Один из пионеров нью-йоркского граффити и уличной одежды уже много лет успешно сотрудничает со всемирно известными брендами, занимается дизайном и искусством, а на этой неделе посетит Москву.

Alone Тег Хейза — его логотип и визитная карточка.
Эрик Хейз наравне с Футурой (Futura) и Стэшем (Stash) является одним из тех разносторонне одаренных райтеров, которые после окончания граффити-карьеры внесли огромный вклад в развитие уличной одежды. В начале августа Хейз посетит Москву и примет участие в ежегодной интерактивной выставке Faces&Laces в Парке Горького. В преддверии его приезда мы решили рассказать вам о нем.

Граффити

Эрик Хейз
Эрик родился в 1961-м году в Нью-Йорке. В 1970-е он увлекся граффити: сначала он рисовал под псевдонимом SE3, а затем поменял его на Хейз (англ. haze —  'дымка'). По словам американца, псевдоним SE3 он взял неслучайно: «Это было не только мое граффити-имя, это был мой личный символ, основанный на симметрии: E и 3 отражали друг друга, а буква S сочетала в себе отражение обоих знаков». Когда Эрику было тринадцать лет, его арестовали за граффити. После этого он ни разу не попадал в руки полиции. 
Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1970-1980-е годы Хейз водил такси и активно рисовал на поездах в составе команды RTW, а в 1979-м он вошел в состав Soul Artists, членами которой были Али и Футура (Futura). Вместе они пытались проложить граффити-райтерам путь в галереи. Уже тогда Хейз развил свой узнаваемый стиль, который затем стал успешно применять при создании логотипов, одежды и обуви. Его самого можно увидеть в легендарном документальном фильме «Войны стилей» (Style Wars, 1983), а его работы — в книге «Искусство подземки» (Subway Art, 1984), давно ставшую культовой.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз
«Когда мы серьезно задумались о дальнейшей карьере, первым и единственным вариантом было искусство.»
По воспоминаниям Хейза, перелом в восприятии обычными людьми граффити наступил в конце 1979-го года: тогда в рождественском выпуске нью-йоркского еженедельника The Village Voice появиилась статья о Зефире (Zephyr), Пинк (Pink), Хейзе и других райтерах.


Twocol Twocol Twocol Twocol

В начале 1980-х американец участвовал в выставках вместе с Кенни Шарфом (Kenny Scharf) и Китом Харингом (Keith Harring). Вот, как он сам вспоминает то время: «Когда в 1979-1981-м годах мы серьезно задумались о дальнейшей карьере, первым и единственным вариантом было изобразительное искусство и мир галерей, связанный со сложными экономическими и политическими вопросами. В девятнадцать лет я обнаружил себя на первой странице The Village Voice. Тогда же я принял участие в выставке в галерее P.S.1, на которой экспонировались работы Энди Уорхола, Роберта Мэпплоторпа, Жана Мишеля-Баския, Кита Харринга и других модных художников Нью-Йорка. После нескольких лет работы с галереями я решил, что графический дизайн намного лучше отвечает моим способностям и взглядам, особенно учитывая мою страсть к буквам и написанию слов».


Twocol Twocol
Работа Кенни Шарфа
Работа Кита Харинга

Графический дизайн и логотипы

В Школе изобразительных искусств Хейз изучал дизайн печатных изданий. Он окончил обучение с отличием и занялся созданием логотипов. В 1986-м году американец открыл собственную дизайн-студию: именно Хэйз во многом определил графический язык хип-хоп культуры.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Я понял достаточно рано, что мне нравится не только рисовать, но и писать…»
На вопрос, как он перешел от рисования на улице и в метро к созданию логотипов для различных компаний и хип-хоп музыкантов, Эрик ответил: «Изначально переход с улиц в галереи был единственным возможным путем развития, так что мы все участвовали в выставках, рисовали на стенах во время концертов и т.д. Я понял достаточно рано, что мне нравится не только рисовать, но и писать… Мне нравилась типографика, стили, имена. Так что я быстро свернул с пути, по которому шли все остальные, и решил заняться изучением графического дизайна».

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз
«В то время я по сути был первым и единственным дизайнером, вышедшим из хип-хоп среды.»
«Я вышел из граффити: в нем важную роль играют имена и развитие стиля. Моей главной целью с самого начала было стать крутым дизайнером логотипов. В то время я по сути был первым и единственным дизайнером, вышедшим из хип-хоп среды. Так что у меня была уникальная возможность найти постоянных клиентов и наладить отношения в этом сообществе. Хочется думать, что я просто хорошо делал свою работу, и это приносило мне новые заказы и некоторую известность. И я старался по максимуму использовать предложения, которые мне поступали», —рассказывает Хейз. В конце 1980-х — начале 1990-х он создал логотипы для ЭлЭл Кул Джея (LL Cool J), Тоуна Лока (Tone Loc), групп EPMD и Beastie Boys, звукозаписывающих компаний Tommy Boy, Cold Chillin', Delicious Vinyl, телеканала MTV и др. Любопытно, что один из самых известных логотипов Хейза в виде Бэтмана придумал его товарищ Кит Харинг.



Футболки с логотипом Haze, придуманным Харингом

Логотип, выполненнный Хейзом
Эрик Хейз создавал не только логотипы, он также рисовал обложки альбомов и афиши для известных хип-хоп музыкантов и даже написал слова к заглавной песни Beastie Boys с альбома Check Your Head, вышедшего в 1992-м году.


Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol

Уличная одежда

Alone © Хейз
Хейз наравне с Футурой (Futura) и Стэшем (Stash) является одним из основоположников понятия «уличная одежда». Именно они, бывшие граффити-райтеры, освоившие графический дизайн, активно начали продвигать в 1990-е годы стиль, который позднее получил название «уличная одежда». Черпая вдохновение в граффити, они создавали собственные бренды, а также активно сотрудничали с различными крупными компаниями.


Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1990-м году Хейз переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. В 1993-м году он открыл компанию Hyperformance Inc., которая занимается производством одежды, украшений и мебели и считается одной из прародительниц современной уличной одежды. Вещи с логотипом Haze продаются по всему миру, а флагманский магазин был в Токио.

Alone © Хейз
На протяжении своей карьеры дизайнера Хэйз сотрудничал с огромным количеством компаний, и в списке его клиентов: Honda, Sega, Stussy, New Era и др. Он также выпустил ограниченные серии часов со своим дизайном с G-Shock и кроссовок с Nike, New Balance, Pro-Keds и Huf.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз Alone Фото: Хейз

Рисование и мир искусства

Alone Фото: Хейз
«Мне захотелось вновь найти естественный подход к рисованию, который изначально был необходим, чтобы создать рисунок в "докомпьютерную" эру.»
В 2000-м году Хейзу вместе с Ли (Lee), Футурой, Доузом (Doze) и Фэйз Ту (Phase 2) предложили принять участие в групповой выставке Neograffiti. Именно тогда после долгого перерыва Эрик вернулся к рисованию. После выставки он продолжил рисовать и, переехав обратно в Нью-Йорк, решил серьезно заняться искусством.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

«После многих лет занятия графическим дизайном, одеждой, промышленным дизайном, маркетингом, продажами, рекламой и управлением тремя магазинами в Токио… В мире, который становится все более цифровым, в мире, движущей силой которого стали блоги, мне захотелось вновь найти стили, которые создаются руками, естественный подход к рисованию, который изначально был необходим, чтобы создать рисунок в "докомпьютерную" эру, — рассказывал художник. — Также меня заряжало то, что в мире искусства в Нью-Йорке и в других городах происходило так много всего, вдохновляли хорошие работы моих ровесников и более молодых художников. Я убедился, что между графическим дизайном и искусством возникла плодородная почва, которую я с моими навыками могу исследовать». 

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз Alone © Хейз
Хейз начал экспериментировал с углем, тушью, краской, бумагой и холстами. Он заново открывал для себя рисование, и снова полюбил его. «Мне повезло: я рос, наблюдая, как такие художники, как Кит, Жан и Ли создавали свои работы, и, хотя меня всегда восхищало, как уверенно и плавно они рисовали, для меня самого до недавнего времени более важными были другие технические навыки и оттачивание результата», — говорит он.


Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

За годы работы в Японии Хейз подписал огромное количество плакатов, телефонов, фотоаппаратов и т.д., а также участвовал в различных проектах, связанных с рисованием и созданием инсталляций. Именно так к нему вернулось чувство «естественного рисования», когда «ты ничего не контролируешь, а доверяешься линии, движению и красоте несовершенста». Именно это направление творчества привлекает американца больше всего, и он собирается продолжать исследовать его в будущем. В 2007-м году Хейз принял участие в выставке Callifraffiti, которую в Амстердаме организовал его старый знакомый Нильс Шу Мёльман (Shoe). С 2008-го по 2012-й у американца проходили персональные выставки на обоих побережьях США.


Alone Хейз фотографирует свой рисунок, 2011 г.
«Возвращение к рисованию на улице укрепило во мне нечто основополагающее.»
По собственному признанию Хейза, он не брал в руки банку с краской с конца 1990-х до 2010-го года, когда он создал совместную работу с Ривоком (Revok), Раймом (Rime) и Риском (Risk). «Я все больше ценю потрясающие работы, которые сейчас создают при помощи аэрозоля. Вместе с тем, возвращение к рисованию на улице укрепило во мне нечто основополагающее: когда ты просто пишешь свое имя на стене ради удовольствия и адреналина. Думаю, стоит отметить, что игра так сильно изменилась за эти годы, что мы и представить себе такого не могли… Хотя, в то же время, может быть, все не так уж и изменилось», — говорит художник. Сегодня американец руководит своим брендом, дизайн-студией и продолжает заниматься искусством.

Материал подготовила 
Ксения По
Эрик Хейз примет участие в выставке FACES&LACES 2014: 9-го и 10-го августа он будет рисовать на территории Парка Горького. Узнать больше об Эрике Хэйзе вы можете, посетив его сайт.
4 понравилось
Би Эш: подборка работ Би Эш: подборка работ

Немецкий граффити-райтер создает яркие работы, экспериментируя со шрифтами, а также уделяет особое внимание рисованию эскизов.

1 1211
Трейнрайтинг в Бремене, часть 2 Трейнрайтинг в Бремене, часть 2

Предлагаем вашему вниманию вторую подборку рисунков, сделанных на бременских пригородных поездах.

0 1159
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.