Наверх
05 ноября 2014 в 13:11 Уличная культура Активисты 0 5 11060

Марта Купер

Марта Купер, Нью-йоркский олдскул, Старая школа, Хип-хоп, Martha Cooper

Американский фотожурналист одной из первых начала документировать граффити и хип-хоп культуру Нью-Йорка 1980-х годов. Автор десятка книг продолжает активно работать и вдохновлять других.

Alone Марта Купер. Фото: © Алекс Бершоу (Alex Bershaw)
Увлечение фотографией
Марта Купер (Martha Cooper) родилась в 1943-м году в городе Балтиморе, штат Мэриленд. Ее дедушка с бабушкой приехали в США из Восточной Европы. Отец Марты был фотолюбителем, который после окончания войны вместе со своим братом решил открыть фотомагазин. Вот, как об этом вспоминает мать Марты, Сара Купер: «Когда началась Вторая мировая война, Бен пытался сделать карьеру юриста и при этом был заядлым фотолюбителем. Когда он был на фронте, его брат Гарри при любой возможности посылал ему пленку и предложил, когда закончится война, открыть свой магазин по продаже фотоаппаратов и сопутствующих товаров. Так, в 1945-м году Бен и Гарри открыли в Балтиморе магазин для фотолюбителей». Магазин братьев Купер был одним из первых и стал самым популярным в Балтиморе. Спустя почти семьдесят лет он все еще существует. 

Alone Родители Марты Купер, 1952 г. Фотомагазин Camera Mart, 1946 г. Фото с сайта KodakGirl.
Именно отец пробудил у Марты интерес к фотографии. «Папа подарил мне мой первый фотоаппарат, Baby Brownie, где-то в 1946-м году, когда я еще была в детском саду. Я помню, как гордо принесла его в сад, а воспитательница пыталась у меня его забрать, потому что не верила, что у такого маленького ребенка может быть такая "сложная в обращении" вещь. По выходным папа брал меня на "фотопрогулки". Некоторые спонсировал Балтиморский клуб фотолюбителей, а иногда мы просто гуляли всей семьей и фотографировали. Когда я осваивала подаренный мне фотоаппарат, папа дарил мне новую, более сложную модель. В семь или восемь лет у меня был Duaflex,» — рассказывает Марта.

Alone Марта Купер, ок. 1948 г. Фотоаппараты Kodak Baby Brownie и Duaflex. Фото с сайта KodakGirl.
В старших классах школы Марта Купер была президентом фотоклуба школы и делала выпускные снимки на свой Rolleiflex. В шестнадцать лет, окончив школу, Марта уехала из родного Балтимора и поступила в колледж. Она училась на факультете искусств, а затем работала в антропологическом музее в Йеле. В рамках волонтерской программы «Корпуса мира» она уехала в Таиланд преподавать английский язык. Из Бангкока отважная американка в одиночку отправилась на мотоцикле в Лондон. В Англии она завершила свое образование, окончив антропологический факультет Оксфордского университета.

Alone Марта Купер (справа) делает фотографию класса. Фото с сайте KodakGirl.
Японские татуировки
Alone «Татуировки Токио 1970». Фото: © Марта Купер
Впервые Марта увлеклась съемкой субкультуры в Токио. В 1970-м году она вместе с мужем жила в Японии и активно пыталась статью профессиональным фотожурналистом. Американку поразили традиционные японские татуировки. Следует сказать, что, хотя искусство татуировки в Японии существует не одно столетие, до последнего времени оно предназначалось для очень ограниченной группы людей, в основном связанных с якудза, а мастера татуировки, как и их клиенты, держались обособленно, не допуская в свой круг посторонних, тем более иностранцев. Несмотря на это, Марта Купер добилась встречи и разрешения фотографировать очень известного мастера татуировки по имени Хорибуна I (Horibun I). 
Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol
«Тогда я надеялась сделать об этом журнальную статью, но редакторов не заинтересовала эта тема, потому что татуировки считались чем-то сомнительным. Эти снимки пролежали у меня в архиве неопубликованных работ больше сорока лет. Как и граффити, татуировка была подпольным искусством, которое в 2011-м году расцвело пышным цветом по всему миру, хотя инструменты, приемы и дизайны изменились. Мне было особенно интересно проследить пересечения граффити и искусства татуировки. Многие мастера тату начинали как граффити-райтеры. Я очень обрадовалась, когда шведское издательство Dokument, которое уже выпускало мои книги, включая Tag Town, предложило издать мои фотографии с татуировками». Так, в 2012-м году вышла в свет книга «Татуировки Токио 1970» (Tokyo Tattoo 1970).
Alone Марта Купер во время съемок в Токио, 1970 г.
Уличные игры детей
Alone Марта Купер в районе Нижний Ист-Сайд в конце 1970-х гг.
Вернувшись на родину, Марта стала штатным фоторепортером в газете New York Post. Кстати, она была первой женщиной-фоторепортером в этом издании. Поехав на Гаити, Марта увидела, как местные дети собирают из консервных банок машинки и грузовики. Вернувшись в Нью-Йорк, она решила узнать, мастерят ли что-нибудь местные дети и чем они вообще занимаются на улице. По дороге из своего района Верхний Вест-Сайд (Upper West Side) на работу в редакцию она начала фотографировать детей и подростков в неблагополучном районе Нижний Ист-Сайд (Lower East Side). Именно тогда и состоялось ее знакомство с граффити. «Я делал серию фотографий о детских уличных играх. На снимках были штуки, которые дети делали сами: платформы на колесиках, ходули, самолеты, крепости и клетки для голубей,» — вспоминает она.


«Уличные игры», 1978-1979-е гг. Фото: © Марта Купер

Американка хотела выпустить книгу с этими снимками, но ее идея тогда никого не заинтересовала: «Все фотографии были сделаны в Нижнем Ист-Сайде, а не в Бронксе, как думают многие. Это было в 1978-1979-м годах, прямо перед расцветом хип-хопа — тогда все это еще не было связано с брендами: с Adidas, Puma или Nike. Сейчас этот район застроили, и Нижний Ист-Сайд стал престижным местом». Книга «Уличные игры» (Street Play) все-таки увидела свет, но это произошло спустя более двадцати пяти лет, в 2005-м году.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Этот фотопроект сыграл очень важную роль в жизни Марты Купер. Вот, что она сама рассказывает об этом: «Мне не нравится, что меня знают только как хип-хоп фотографа. Меня привела к хип-хопу та самая съемка детей на улице. Мне нравится думать о себе в более широком смысле, и книга «Уличные игры» — это способ рассказать об этом людям. Возможно, это позволит им взглянуть на хип-хоп изнутри. Моей основной идеей было показать творческое начало у детей, как они делают что-то из ничего — особенно, когда рядом нет родителей. И мне кажется, что эта идея относится и к брейкдансу, и к граффити, и к рэпу. Вся хип-хоп культура, ну, по крайней мере в начале, была основана на творчестве и изобретательности, на том, чтобы сделать что-то из ничего».
Alone «Уличные игры», 1978-1979-е гг. Фото: © Марта Купер
Знакомство с граффити
Alone Донди, Children of the Grave Part 3, 1980 г. Фото: © Марта Купер
Снимая подростков в Lower East Side, Марта Купер познакомилась с Эдвином Серрано — он держал на крыше голубей и, как оказалось, увлекался граффити. Эдвин, он же Хи Три (HE3), спросил Марту: «А почему вы не снимаете граффити?». «Он показал мне свою тетрадку — в ней было полно эскизов HE3, и стену, на которой он рисовал. Когда я поняла, что он, как дизайнер, создает граффити, я буквально "подсела"!» — вспоминает Марта. Хи Три рассказал, что теги — это на самом деле псевдонимы граффити-райтеров, и предложил познакомить ее с «королем граффити» — так Марта Купер впервые встретилась с Донди (Dondi), который уже тогда был достаточно известной фигурой в среде тех, кто рисовал на улице: «Мы с Эдвином сели ко мне в машину и поехали в Восточный Нью-Йорк — там тогда царила разруха — и постучали в дверь Донди. Он спросил: "Вы — Марта Купер?" У него была фотография, которую я сделала для New York Post: на ней была девочка, качающаяся на качелях, а на заднем плане был один из его троу-апов», — вспоминает Марта.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Донди, создание рисунка Children of the Grave Part 3, 1980 г. Фото: © Марта Купер Alone Донди, создание рисунка Children of the Grave Part 3, 1980 г. Фото: © Марта Купер Alone Донди, создание рисунка Children of the Grave Part 3, 1980 г. Фото: © Марта Купер
Марта говорит, что Донди стал для нее своего рода учителем, проводником в мир граффити. Он был первым райтером, который разрешил фотографировать его во время рисования не только на улице, но и в депо. Американку захватил мир граффити и хип-хопа, и когда райтеры поняли, что она снимает гораздо лучше, чем они, ей стали часто звонить по ночам и говорить, где и когда можно будет сфотографировать новый рисунок. Именно тогда она познакомилась с Дуро (Duro), Леди Пинк (Lady Pink) и другими активными райтерами Нью-Йорка и стала «своей». Забавно, что за фотоаппарат фирмы Kodak, на который она снимала, ее прозвали «Кодакгёрл» (Kodakgirl).


Леди Пинк. Фото: © Марта Купер

Поезда и депо
Alone Фото: © Марта Купер
«Я изучала искусство и антропологию. Граффити в метро прекрасно сочетало эти два увлечения. Сами работы были по меньшей мере очень фотогеничными, при этом казалось, что мало кто обращает на них внимание. То, что "поймать" поезда с риcунками на пленку было сложно, только добавляло удовольствия от хорошего снимка. Я уверена, что фотограф, занимающийся съемокй дикой природы, чувствуют то же самое».

Twocol Twocol Twocol Twocol

Вскоре Марта поняла, что ей мало фотографировать рисунки на проезжающих мимо поездах, и она стала выбираться вместе с граффити-райтерами в опасные районы, отстойники и депо. Это было небезопасно, но она была готова пойти на риск ради интересных снимков: «Мне помог и опыт фотожурналиста, и годы путешествий по нетуристическим местам в разных уголках мира. Я старалась разумно подходить к риску, которому себя подвергала. Например, я никогда не брала с собой в неблагополучные районы слишком дорогое фотооборудование», — говорит Марта. Кстати, помимо Азии, по которой она путешествовала на мотоцикле, Марта Купер ездила и в Белиз на археологические раскопки, где фотографировала найденные постройки и артефакты культуры майя.

Alone Шай 147, 1981 г. Фото: © Марта Купер
По словам Марты, все ее ночные вылазки в метро были удачными: «Я всегда чувствовала себя в достаточной безопасности вместе с райтерами, которые брали меня с собой, и, к счастью, у нас никогда не было никаких проблем. Депо по ночам — это зловещий мир, наполненный жуткими звуками и вздохами, которые издают поезда. Было здорово все это испытать, и я глубоко благодарна тем, кто подарил мне эту возможность».
Книга «Искусство подзмеки»
Alone Первый разворот книги «Искусство подземки», 1984 г.
Марта активно снимала рисунки, которые постоянно появлялись на поездах нью-йоркской подземки, и в 1984-м году вместе с Генри Чалфантом (Henry Chalfant) выпустила книгу «Искусство подземки» (Subway Art — посмотреть онлайн), которая очень быстро стала культовой. Это была первая книга, в которой рассказывалось о граффити и объяснялся жаргон райтеров. Именно благодаря ей люди по всему миру узнали о субкультуре нью-йорских подростков из гетто, которая очень быстро проникла в другие страны и начала активно развиваться. 

Alone Ским. Фото: © Генри Чалфант
Интересно, что в то время, как подавляющее большинство людей считали граффити непонятным увлечением молодежи из бедных районов и видели в нем исключительно вандализм и хулиганство, Марта Купер с самого начала относилась к граффити как к форме искусства, и это отразилось в названии книги. В отличие от фотографов, которые любят изолировать объект съемки, Марта наоборот всегда стремилась показать рисунки на поездах в контексте города и любила фотографировать процесс создания граффити. До сих пор, снимая райтеров и уличных художников, она предпочитает процесс рисования завершенной работе. 


«Искусство подземки», 1984 г.

Переиздание к 25-летию книги, 2009 г.
Граффити и хип-хоп
Alone Фото: © Марта Купер
Никто не ожидал столь стремительного и масштабного распространение граффити. Вот, что сама Марта говорит по этому поводу: «Я бы никогда не подумала, что граффити увлекутся по всему миру. Мне казалось, что в других странах нет благоприятных условий: нет пустующих парковок, сгоревших и заброшенных зданий и неохраняемых депо. Поэтому я считала, что граффити будет ограничено местом и временем. Кто мог предположить, что оно появится в такой опрятной стране, как Германия?»

Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol Twocol

Благодаря граффити Марта увлеклась хип-хопом и стала активно документировать эту молодую и бурную субкультуру. Интересно, что, выступая на биеннале уличного искусства «Артмоссфера» в Москве, Марта сказала, что, по ее мнению, хип-хоп и граффити не были так тесно связаны, как многие думают. Просто рисование аэрозолем активно развивалось в то же время и набрало популярность среди тех, кто увлекался брейком и рэпом, однако это не означает, по мнению американки, что граффити, брейк и рэп были частями одного целого — хип-хоп культуры — как это преподносят сейчас.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: © Марта Купер Alone Фото: © Марта Купер
Отношение к граффити
Alone Фото: © Марта Купер
«Я не могла понять, почему жители города, который с гордостью считал себя мировой столицей искусства, так враждебно настроены к тому, что мне казалось потрясающей формой творческого самовыражения. Я считала, что мне повезло, что я переехала в Нью-Йорк в 1970-е годы, когда все это происходило. Лично я чувствовала, что очень важно фотографировать рисунки на поездах как эфемерную форму искусства, но я никогда не думала, что многие люди со мной согласятся. Я узнала, как сложно правильно подобрать цвета, спланировать рисунок на поезде, украсть краску, проникнуть в депо. Те, кто думает, что это просто вандализм, ошибаются: это гораздо больше», — делится американка.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Комната Донди, 1980 г. Фото: © Марта Купер Alone Фото: © Марта Купер
«Раньше жители Нью-Йорка ненавидели граффити. Никто не хотел иметь ничего общего с вандализмом. Вспомните, как выглядели вагоны метро? Невероятно, но в 1977-м году Бронкс катился в пропасть. Никто не хотел писать, что граффити — это интересно. Я пыталась рассказать людям, чем я занимаюсь, и мне в ответ сыпались ужасные аргументы — как это ужасно и какой это вандализм. А у меня нет убедительного оправдания порчи общественного имущества… Моей единственной защитой было следующее: "А что вы скажете по поводу рекламы?" Граффити по крайней мере рисуют руками. Сейчас в Нью-Йорке все поверхности покрыты рекламой: например, обклеивать автобусы рекламой — разве эту идею взяли не у граффити-райтеров, которые рисовали на вагонах метро? Сейчас даже есть здания, полностью покрытые рекламой, и мне любопытно, рекламщики позаимствовали идеи расписывать здания у детей, которые рисовали на зданиях и окнах? Или дети выросли и сами стали рекламщиками? Было бы грустно, если бы реклама оказалась обратной стороной граффити — теги хотя бы делают от руки», — сказала Марка Купер в одном из недавних интервью.

Alone Фото: © Марта Купер
Марта Купер до сих пор интересуется граффити, хотя ее отношение к субкультуре изменилось: «Из подпольного и тайного граффити стало официально признанным и популярным. Из подземки оно перешло в галереи. Я не снимаю большие потрясающие стены, которые расписывают граффити-художники — они сами фотографируют свои работы. Меня это уже не будоражит. Я не говорю, что я не получаю от этого удовольствие. Просто мне не нравится пробиваться через кучу других фотографов. Граффити — незаконное искусство. Именно это делает его захватывающим».

Alone Фото: © Марта Купер
«Честно говоря, в первую очередь меня привлекало в граффити его незаконность. Между легальным или нелегальным рисованием — огромная разница. Рисуя легально, художники могут не торопиться, и исчезает волнение от того, что тебя могут поймать. Однако на фестивалях уличного искусства очень сильно ощущается дружеский настрой. У художников есть время познакомиться и пообщаться. Большая часть рисования происходит днем, так что фотографировать намного проще».

Alone Марта Купер
«Тем, кто видит в граффити лишь вандализм, я предлагаю взглянуть на огромные, уродливые рекламные плакаты массового производства, которые целиком закрывают стены зданий, и спрашиваю, почему это их не беспокоит. Граффити может быть одновременно и искусством, и вандализмом. Я не поклонница всех тегов на всевозможных поверхностях, но я ценю нелегальные рисунки, сделанные в необычных местах. По меньшей мере, ты можешь быть уверен, что райтер или уличный художник работал от руки — а я всегда буду отдавать предпочтение тому, что сделано руками».

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Марта Купер за работой Alone Марта Купер за работой Alone Марта Купер за работой Alone Марта Купер за работой Alone Марта Купер за работой Alone Марта Купер за работой
Марта Купер сегодня
В XXI веке Марта Купер чувствует себя так же комфортно, как и в ХX: она продолжает работать фотографом, много путешествует, участвует в фестивалях граффити и уличного искусства. Именно в 2000-х годах наконец увидели свет многие их ее снимков, пролежавшие в архивах несколько десятков лет. В 2004-м году вышла книга «Хип-хоп файлы: фотографии 1979-1984 годов» (Hip Hop Files: Photographs 1979-1984), в 2005-м — «Уличные игры» (Street Play) и «Мы — девушки-брейкеры» (We B*Girlz), в 2007-м — «Нью-йоркское состояние души», 2007 (New York State of Mind) и «Город тегов: эволюция нью-йоркского граффити» (Tag Town: The Evolution of New York Graffiti Writing), в 2009-м — «Наклейки» (Going Postal), в 2010-м — «Тегинг» (Name Tagging), а в 2012-м — «Татуировки Токио 1970» (Tokyo Tattoo 1970). До 2000-го года у Марты вышло всего две книги: «Искусство подземки» в 1984-м году и десять лет спустя — «Покойтесь с миром: мемориальное нью-йоркское граффити» (RIP: New York Spraycan Memorials).


Книга «Хип-хоп файлы», 2004 г.

Книга «Уличные игры», 2005 г.
Марта Купер, по ее собственным словам, очень любит Нью-Йорк и никогда не хотела никуда переезжать из Большого яблока. Тем не менее, в середине 2000-х она купила домик в не очень благополучном районе в родном Балтиморе. Она периодически туда ездит и в рамках своего нового проекта изучает, как люди выживают в тяжелых условиях и как общаются друг с другом: «Я просто хожу по улицам, фотографирую, а потом возвращаюсь и отдаю снимки», — рассказывает фотограф.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Марта Купер коллекционирует фотографии, открытки, рекламные плакаты, обложки кталогов, коробки от пленки, фигурки и игрушки Kodak с изображением женщин: часть из них были фотографами, а кто-то просто позировал с камерой. На некоторые экспонаты из коллекции американки можно посмотреть на сайте Kodak Girl.  

Марта Купер и Генри Чалфант в легендарном 5 Pointz, Квинс, Нью-Йорк, 2009 г.

Переизданная книга «Искусство подземки», 2009 г.
В 2009-м году книге «Искусство подземки» исполнилось двадцать пять лет: в честь этого события она была переиздана в большом формате. В том же году у Марты вышла новая книга «Наклейки» (Going Postal). Вот, что автор рассказывает об идее издания: «Меня немного утомили эти огромные стены. Мне не очень нравится, когда мне тычут в лицо уличным искусством. Мне хочется находить что-то самой. Мне больше по душе маленькая наклейка на почтовом ящике. Эта книга о современных логотипах на наклейках — символе того, как граффити прогрессирует и выживает».
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Работа London Police с выставки «Марта Купер: ремикс», 2009 г. Alone Работа Свит Туфа (Sweet Toof) с выставки «Марта Купер: ремикс», 2009 г. Alone Скейтбордическая дека с графикой Шепарда Фэйри с выставки «Марта Купер: ремикс», 2009 г.
В 2011-м году в Carmichael Gallery в Лос-Анджелесе прошла необычная выставка под названием «Марта Купер: ремикс». Более пятидесяти граффити-райтеров и художников создали свои «интерпретации» известных снимков Марты Купер. В экспозицию вошли работы как райтеров старшего поколения — Блейда (Blade), Крэша (Crash), Дэйза (Daze), Футуры (Futura), Леди Пинк (Lady Pink), Ти-Кида (T-Kid), Кенни Шарфа (Kenny Scharf) — так и их более молодых коллег: Шепарда Фэйри (Shepard Fairy), Лумита (Loomit), Флайнг Фортресса (Flying Fortress), Энтони Листера (Anthony Lister) и многих других. 
Preview Preview Preview Preview Preview Preview
В 2013-м году в честь семидесятилетия Марты Купер райтеры «старой школы» в качестве сюрприза преподнесли ей на день рождения кусок MARTY, нарисовав его на знаменитой стене на Хьюстон-стрит в Нью-Йорке: на ней когда-то рисовали Кит Харинг, Кенни Шарф, Шепард Фэйри, дуэт Faile и многие другие. Рисование организовали Хау и Нозм, закрасив свою собственную работу, чтобы поздравить легендарного фотографа. В рисовании приняли участие: Хау, Нозм, Фауст (Faust), Фридом (Freedom), Террор (Terror 161), Био (Bio) из Tats Cru, Дэйз (Daze), Леди Пинк (Lady Pink), ФриФайв (Free5), Крэш (Crash) и Аико (Aiko). Для Марты это стало приятным сюрпризом — она думала, что ее пригласили на очередную съемку, и была поражена, увидев «открытку» размером со стену.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Марта Купер на «Артмоссфере», Москва, 2014 г. Alone Марта Купер на «Артмоссфере», Москва, 2014 г.
В 2014-м году Марта Купер приехала в Москву: она выступила на биеннале уличного искусства «Артмоссфера» и привезла коллекцию снимков, в которую вошли фотографии татуировок из Токио 1970-го, известные снимки граффити-райтеров и хип-хоп культуры Нью-Йорка 1970-1980-х годов. Марта Купер навсегда вписала свое имя в историю нью-йоркского и мирового граффити: ее снимки наряду с фотографиями Джона Наара (Jon Naar) и Генри Чалфанта (Henry Chalfant) стали основой летописи граффити и хип-хопа. Книга «Искусство подземки» считается библией граффити, а сама американка пользуется безграничным уважение райтеров всех возрастов. Марта Купер продолжает искать и фотографировать все интересное, что она видит на улицах разных городов, и выкладывает снимки в свой Instagram — ей по-прежнему интересно выходить на «фотопрогулки», и это не может не радовать.
Материал подготовила Ксения По. Использованы отрывки из интервью для The New York Times и Huck Magazine
Следить за фотографиями Марты Купер вы можете на ее странице в Instagram. Архивные снимки можно посмотреть на сайтах: NY City Snaps, KodakGirl12 Oz Prophet.
5 понравилось
Коуп Ту в Москве Коуп Ту в Москве

Легендарный нью-йоркский граффити-райтер побывал в столице: он поездил на метро, погулял по городу и нарисовал несколько троу-апов.

0 2111
Сказки на ночь Сказки на ночь

Так называется выставка участников польского дуэта Etam, открывшаяся в римской Varsi Gallery. Специально для экспозиции художники подготовили серию новых живописных работ.

0 892
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.