Наверх
25 февраля 2013 в 14:02 Уличная культура Активисты 12 22 18610

Футура: до двухтысячного и после

США, Futura, Futura 2000

Увлекательная история жизни одного из легендарных нью-йоркских граффити-художников, который оставил свой след в граффити, дизайне, уличной культуре и искусстве.

Alone Тег Futura

Фото: Deviant art
Футура является одним из самых известных нью-йоркских граффити-художников. Он получил известность в восьмидесятые, и на волне популярности уличного рисования попал в галереи. Вместе с Донди, Зефиром и другими звездами граффити второй волны Футура навсегда вписал свое имя в историю уличной культуры. Он общался с такими культовыми художниками своего времени, как  Кит Харинг и Жан-Мишель Баскиа, и был знаком с Энди Уорхолом. Футура по-прежнему жив, здоров и продолжает заниматься творческой деятельностью, вдохновляя новые поколения.
Alone Вагон нью-йорского метро с рисунком Футуры, 1986 г. Фото: Lamjc
«Сложно объяснить, насколько важную роль Футура сыграл в эволюции нас как художников», — говорит Поэзиа (Poesia) — автор сайта Graffuturism. Многие считают, что Футура опередил свое время: он сделал первый абстрактный хол-кар в 1980-м году, шестьдесят лет спустя после того, как Кандинский создал свою первую абстрактную работу. Футура заложил основы того, что начало развиваться только сейчас: многие райтеры переходят от рисования букв к рисованию абстракции, они становятся художниками, а граффити становится искусством. Футура оставил свой след не только в граффити, но и в графическом дизайне и создании уличной одежды и он не собирается останавливаться на достигнутом.
Увлечение граффити
Alone Futura, 1981 г. Фото: Flickr
Леонард МакГурр (Leonard McGurr), более известный как Футура (Futura), родился в 1955-м году в Нью-Йорке. В детстве его усыновили, и он был единственным ребенком в семье.

«Первые надписи на улицах, которые я помню, были религиозного содержания: ''Читайте Библию'', ''Ходите в церковь'', ''Станьте католиком'' и повсеместное ''Молитесь''», — вспоминает художник.

МакГурр вырос в Бруклине. С конца 1960-х граффити начало захватывать все больше городского пространства: подземка, автобусы, стены. По дороге в школу и обратно американец видел все больше рисунков на улице и понял, что ему бы тоже хотелось попробовать.

Фото: New York Times
Preview Preview Preview
По словам Футуры, граффити было для него возможностью стать частью целого, частью некой «большой семьи».
В пятнадцать лет МакГурр взял себе псевдоним «Футура 2000», однако после 2000-го года он стал называть себя просто Футурой. Художник признается, что не думал, что доживет до нового тысячелетия. «Мой псевдоним — это комбинация названия моего любимого фильма —''Космическая одиссея 2001'' Стенли Кубрика и шрифта под названием Futura. После того, как я выбрал себе имя, пришло время выйти на улицу и посмотреть, есть ли будущее у этого подпольного существования. Я начал тегать в метро и иногда на зданиях. Я не был уверен в своих силах настолько, чтобы делать рисунки за пределами метро», — рассказывает он. По словам Футуры, граффити было для него возможностью стать частью целого, частью некой «большой семьи». Ему хотелось общаться и заниматься каким-то общим делом — именно это он и нашел в граффити-сообществе.
Twocol Twocol

Футура начал рисовать в подземке в 1971-1972-м годах. Он говорит, что никто тогда всерьез не задумывался над будущем граффити: «Я точно об этом не думал. Это была временная мода, увлечение, признак того времени. Это было время, когда главными темами в нашей культуре были война и социальные волнения.  Это было время уличных банд, неопределенности и давления. Было чувство беспомощности и были мысли, которые хотелось донести до людей. Все это было в граффити».

Preview Preview Preview
Phase 2
Stay High 149
Flint 707
«Мать никогда не разделяла мое увлечение и не видела в граффити искусства. Тем не менее, она разрешала мне заниматься тем, что мне нравится».

Огромное впечатление на юного райтера оказал тег Стэй Хай 149 (Stay High 149) — Футура до сих пор считает его образцом стиля. «Было много пионеров, которые задали планку, и на которых все равнялись. Для меня гуру стиля был Фейз Ту (Phase 2). Из райтеров того поколения именно он был художником, чьи открытия в написании букв и технике рисования аэрозолем снабдили всех остальных райтеров "пищей для ума" на последующие два десятилетия. Еще я бы хотел отметить Флинта 707 (Flint 707), Риффа 170 (Riff 170), Амрла (Amrl), Топкэта 126 (Topcat 126) и бессмертного Стэй Хай 149.»

Осенью 1972-го года в New York Magazine появилась статья про граффити, написанная Ричардом Голдштейном (Richard Goldstein) —известным журналистом и писателем. МакГурр попытался объяснить матери, что быть райтером — это гораздо больше, чем просто писать свое имя на стенах. «Она никогда не разделяла мое увлечение и не видела в граффити искусства. Тем не менее, она разрешала мне заниматься тем, что мне нравится», — вспоминает он. Футуре было шестнадцать лет, он работал и учился в Городском колледже Нью-Йорка. Именно там он познакомился с Хьюго Мартинесом (Hugo Martinez) — основателем UGA.

Большинство граффити-райтеров, которыми восхищался американец, были представлены UGA (United Graffiti Artists — 'объединенные граффити-художники'). UGA была первой группой, которая попыталась перенести граффити из подземки в галереи. «По сути UGA представляла собой срез самых известных граффити-райтеров того времени, их выставка в Razor Gallery в Сохо стала первой попыткой коммерциализации граффити», — рассказывает Футура.



Тег Stay High 149


United Graffiti Artists, 1972 г.
Alone Фото: Flickr
В сентябре 1973-го года произошел несчастный случай, который, по словам американца, навсегда изменил его жизнь. У Футуры был друг по имени Марк «Али» Эдмондс , который познакомил его с граффти и вместе с которым они организовали команду Soul Artists. Однажды они вдвоем пошли рисовать в метро. Так получилось, что на рельсах баллоны с краской взорвались и начался пожар. Али получил очень серьезные ожоги и оказался в больнице. Через два дня в газете The New York Times появилась статья, в которой рассказывалось о райтере, который просит остановить распространение граффити, так как он сам пострадал от ожогов во время рисования в подземке, а его друг бросил его. По мотивам этой истории даже был снят телевизионный сюжет. «Когда появилась эта статья, я был шокирован. У меня буквально было разбито сердце. Через неделю весь район обсуждал эту историю. Мне говорили: "Как же так? Ты бросил товарища?" А я ничего не мог ответить». После этого Футура записался добровольцем в армию и уехал из города, а затем и из страны. Когда годы спустя он встретился с Али, тот не упоминал об этой истории.
Возвращение в Нью-Йорк

Фотографии из видео Walrus TV

После того, как Футура покинул Нью-Йорк, он четыре года прослужил во флоте. «Я повидал мир, — рассказывает МакГурр. — Я побывал в Кении, Пакистане, Австралии, в разных странах Азии, на Филиппинах и в Японии в то время, как мои друзья не выезжали дальше своего района». По словам американца, на него оказали большое влияние события 1960-1970-х годов: движение против войны во Вьетнаме, борьба за гражданские права, высадка американцев на Луну. Когда в 1979-м году Футура вернулся в родной город, он был поражен, как далеко ушло граффити за это время. «Это уже не были каракули, это были полноценные цветные рисунки на стенах, люди создавали потрясающие произведения искусства», — говорит он.

Alone Абстрактный хол-кар Футуры, 1980-е. Фото: 12oz Prophet
Футура не стал пробовать рисовать «дикий» стиль: с самого начала его отличала тяга к абстракции, и это очень сильно выделяло его на общем фоне любителей букв и персонажей. Как райтеру Футуре было неинтересно покрывать своими тегами и рисунками весь город. Он всегда тщательно выбирал место для работ: ему было важно, чтобы рисунок было хорошо видно и чтобы он провисел как можно дольше.

В 1979-м году у Фэб Файв Фредди (Fab 5 Freddie), который в то время рисовал граффити, а сегодня является актером, телеведущим и историком хип-хопа, и Ли Киньёнеса (Lee Quiñones) состоялась выставка в Риме, в Galeria La Medusa. Футура и его друзья — райтеры из команды Soul Artists — тоже хотели получить «пропуск» в мир искусства. Им хотелось представить свои работы миру, рассказать о граффити самим, потому что в то время у большинства граффити ассоциировалось исключительно с вандализмом и преступностью.

Фэб Файв Фредди, Ли и Футура в 2011 г. Фото: Originators

Интервью Футуры в начале 1980-х

Футура и Патти Астор. Фото: Wertical
Футура познакомился с Фэб Файв Фредди, и тот ввел его в богемное сообщество людей творческих профессий, в который также входили Патти Астор (Patti Astor), Кит Харинг (Keith Haring), Жан-Мишель Баскиа (Jean Michael Basquiat) и другие известные деятели того времени.

«У Футуры была потрясающая манера писать свое имя, и это выделяло его среди других. Я сразу увидел, что у него был неповторимый стиль, а он сам — классный, так что я познакомил его со своими друзьями с Манхэттана», — рассказывает Фэб.
Twocol Twocol Twocol Twocol
Абстрактные холсты Футуры, 1980-е
«Теги — это суть граффити: имена, подписи, буквы. Но я решил, что буду делать нечто иное».
Вот, что сам Футура рассказывает о становлении собственного стиля: «Теги — это суть граффити: имена, подписи, буквы. Но я решил, что буду делать нечто иное. Я понимал, что, если я буду делать что-то свое, это будут не то чтобы отрицать, но говорить: "Чувак, ну что ты делаешь? Мы занимаемся совсем другим". К счастью, мне было все равно, что думают другие, и я делал то, что хотелось мне. Благодаря моему стилю в 1980-х мне было намного легче попасть в мир искусства, чем райтерам, которые рисовали буквы. Так как мы были частью мира искусства, были споры об искусстве, новости из мира искусства. И меня это убило. Я понял, что эта волна мира искусства начала 1980-х, на которую я попал, возможно, была не достаточно состоятельной. И я подумал: "Зачем я кручусь здесь, пытаясь быть художником, если одним из моих желаний было создать граффити-семью"?»


Cey, Agent, Futura, T-Kid
Alone Один из первых холстов Футуры. фото: Contemporary Wardrobe
В 1980-м Футура и Фэб Файв Фредди вместе снимал студию на Манхэттене. У Фэба до сих пор хранится один из первых холстов Футуры с его подписью. Футура начал рисовать в клубах, а затем создал работу на стене в квартире Пэтти Астор — именно это побудило ее основать Fun Gallery. У Астор собирались представители художественной богемы, и работа Футуры вызвала настоящий ажиотаж. В то время, как большинство галерей сомневались в перспективности граффити в мире искусства, Пэтти Астор и Билл Стеллинг поняли, что нужно сделать в районе East Village галерею для граффити-художников.
«Когда я стал создавать свои первые рисунки на стенах в 1979-1981-м годах люди сравнивали меня с Кандинским и с другими художниками, о которых я никогда не слышал», — вспоминает Футура.
The Clash и поездки в Европу
Alone Футура в середине 1980-х. Фото: Corbis
Футура стал неотъемлемой частью бурной культурной жизни Нью-Йорка начала 1980-х. В 1981-м году в США с туром в поддержку своего нового альбома Sandinista! приехала знаменитая английская панк-группа The Clash. Они хотели поближе познакомиться с хип-хоп культурой и пригласили Футуру рисовать на сцене во время их концертов.
Twocol Twocol
Футура (в красной толстовке) в студии с The Clash
Баннер для концерта в Нью-Йорке
После этого англичане пригласили американца в турне по Европе. МакГурр рисовал на сцене и даже принял участие в записи трека The Escapades of Futura 2000 (англ. 'опасные приключения Футуры 2000'): он рассказал о себе и об истории граффити, и трек вышел как его сольный проект. В это время The Clash работали над новым альбомом Combat Rock, и голос Футуры появился также в песне Overpowered by Funk.

Alone Футура в середине 1980-х. Фото из видео для Stussy.
«Это лето сильно изменило мою жизнь! Я приехал В Париж вместе с The Clash, и это создало мне отличную репутацию. Я приехал во Францию, забрал одну из их дам, увез ее домой, женился на ней и завел детей», — смеется МакГурр.

У Футуры появились связи в Европе, и скоро он снова оказался во Франции вместе с Фэб Файв Фредди. Футура представил публике свой сингл Escapades, а Фэб выпустил сингл под названием Change the Beat. Вместе с пятьюдесятью представителями молодой хип-хоп культуры: диджеем Африкой Бамбата, граффити-райтером Донди и райтером и музыкантом Раммеллзи (Rammellzee) они объездили всю страну. Именно благодаря этому туру хип-хоп прочно укоренился во Франции и распространился по другим европейским странам.

Фото с обложки сингла Футуры, 1983 г.
Alone Барселона, 1989 г. Фото: 12oz Prophet
Поездка в Россию
Alone Василий Кандинский, «Фреска для Кемпбелла»
«Когда я оказался в Москве, я уже не раз слышал о Кандинском и русском конструктивизме. В школе и колледже я ходил в библиотеки и музеи».
В 1984-м году Леонард МакуГурр побывал в России. «Когда я оказался в Москве, я уже не раз слышал о Кандинском и русском конструктивизме. В школе и в колледже я ходил в библиотеки и музеи.» Оказавшись в России, Футура хотел больше узнать о русском искусстве. Вместо этого летом 1984-го года в журнале The Face появилась статья под называнием «Би-бои в Кремле: хип-хоп приехал в Москву». Ее украшала фотография Футуры: одетый с головы до ног в Adidas, он стоял в позе би-боя на Красной площади. Для американца это послужило своего рода напоминанием, что, несмотря на желание быть художником, он находится между двух миров: он был своего рода иконой хип-хоп стиля, а его абстрактные работы в то время не находили должного понимания и поддержки.

«Примерно пять лет, с 1980-1981-го по 1985-1986-й годы, длился период моды на граффити. Вся эта шумиха и ''О, у этих ребят столько энергии!'' быстро закончилась. Это была огромная волна, которая унесла многих. Фэб Файв Фредди, Кит Харринг и другие молодые ребята моего поколения — мы обменивались информацией, да, но я начал воспринимать себя как художника только в начале 1990-х. Перейти от создания работ на улице и в подземке к работе в галерее очень сложно. Как обосновать содержание своих работ, когда ты переносишь их в галерею? Не уменьшается ли сила их воздействия, когда они появляются вне общественного пространства? У меня было очень много вопросов, и мне помогло пережить это время то, что в 1984-м году у меня родился сын и моя жизнь изменилась», — рассказывает Футура.

Спад моды на граффити
Alone Футура и Стэш, Берлин, 1992 г. Фото: 12oz Prophet
В конце 1980-х мода на граффити пошла на спад, и Футура начал искать новые способы применить свой талант. Вместе с нью-йоркскими райтерами Гербом (Gerb) и Стэшем (Stash) они создали компанию по производству уличной одежды GFS. Они были первыми, кто перенес сложные рисунки в «диком» стиле граффити на футболки и толстовки с капюшонами. Хотя их компания закрылась, она послужила примером для подражания для последующих поколений любителей уличной одежды и граффити. После этого МакГурр работал в компаниях Project Dragon и Subware. В 1990-х многие уезжали в Европу, так как там ценили американских граффити-райтеров и предлагали им интересную работу. Однако у Футуры была семья, и он не мог уехать, поэтому он начал заниматься графическим дизайном.
Новый виток популярности
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Обложки альбомов Unkle
«Если бы не Unkle, никто бы не узнал о Поинтмене.»
В какой-то момент Футура оказался в Лондоне и познакомился с Джеймсом Лавеллем (James Lavelle) — основателем лейбла электронной музыки Mo’ Wax. Благодаря ему огромная аудитория из разных стран мира узнала о Футуре: в 1998-м году он создал обложку для Unkle — группы, которая состояла из самого Лавелля и продюсера и ди-джея, выступавшего под псевдонимом Шэдоу (DJ Shadow). Их дебютный альбом украсил персонаж Футуры, получивший прозвище «Поинтмен» (Pointman) — абстрактный робот с удлиненной головой. С этого начался новый этап в творчестве Футуры. «Если бы не Unkle, никто бы не узнал о Поинтмене», — говорит художник. Лавелл также помог выпустить в 2000-м году книгу Futura, в которой была показана эволюция художника и собраны его работы, начиная с рисунков на поездах и заканчивая обложками пластинок.
Книга Futura, 2000 г.

Фигурки Pointman. Фото: Trampt

Фото: Tumblr
Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Вещи марки Futura Laboratories
Поинтмен стал невероятно популярным: японская компания Medicom выпустила серию коллекционных игрушек, а Футуре начали предлагать сотрудничество такие крупные бренды, как Nike, Levi’s, Bathing Ape и другие. В конце девяностых МакГурр открыл в Токио бренд Futura Laboratories: он занимается выпуском одежды и вместе с японской компанией Descente выпустил серию электронных аксессуаров с Поинтменом. Кроме того, марка Futura Laboratories поучаствовала в большом количестве совместных проектов с Nike, Stussy, Supreme, G-Shock и другими брендами.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Совместные проекты Футуры с различными брендами
Увлечения

Футура — велокурьер

Фотографии из видео Walrus TV
В конце восьмидесятых, после спада популярности граффити в богемной среде ценителей искусства, Футура три года работал велокурьером и, по его словам, агрессивно и рискованно разъезжал по Нью-Йорку на своем «глухаре», пока не попал в серьезную аварию. Он до сих пор катается на велосипедах с фиксированной передачей и является поклонником велогонок.
Preview Preview Preview
В 2005-м году Леонард при поддержке Nike оформил колесо для велосипеда легендарного гонщика Ленса Армстронга. По словам Футуры, этот проект потряс его. Также в 2007-м году американец оформил раму известного итальянского велобренда Colnago.
Alone Рама Colnago с дизайном Футуры. Фото: Flickr
Помимо велосипедов, Футура является поклонником электроники, видеоигр и конструктора Lego. В одном из интервью художник говорит, что стал фанатом видеоигр еще со времен появления «Пэкмена» (Pacman). В 2010-м году у Футуры в студии было огромное количество электронных устройств и игровых приставок, которые наверняка хранятся у него до сих пор.


Футура и его модели из Lego. Фото: Freshness
Футура сегодня
Alone Деталь работы на холсте
Несмотря на статус легенды и родоначальника абстракционизма в граффити, Футура очень скромен. В январе прошлого года у него состоялась персональная выставка в Париже, в Galerie Jerome de Noirmont. Он представил свои новые работы, по которым видно, что пятидесятисемилетний американец продолжает искать новые формы самовыражения.
«Я смотрю на стены галереи и хочу поместить на стену работу, которая эту стену поглотит. Это противоположно тому, что я думал раньше: что стена поглотит мою работу.»
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 2012-2013-м году Футура снова попадает в поле зрения общественного внимания: он оформил для Hennessy бутылку, которая вышла тиражем 360 000 штук. «Подобные проекты дают возможность показать свои работы большему количеству людей. Также положительную роль играет мода на уличное искусство, которая сейчас наблюдается по всему миру в невиданных ранее масштабах», — говорит МакГурр.


Тимоти МакГурр. Фото: Yin & Yang

Табата МакГурр. Фото: © The Hundreds
У Футуры двое детей: дочь Табата (Tabatha McGurr), которая с пятнадцати лет пишет для блога одежной марки Married To The Mob, и сын Тимоти (Timothy McGurr), достаточно известный фотограф, работающий под псевдонимом 13th Witness (англ. 'тринадцатый свидетель').
О творчестве
Twocol Twocol Twocol Twocol
Творчество для Футуры остается тем, чем оно было, когда он начинал рисовать граффити — способом общения и взаимодействия с людьми.
Несмотря на всеобщее признание и известность, творчество для Футуры остается тем, чем оно было, когда он начинал рисовать граффити — способом общения и взаимодействия с людьми. «Я хочу вдохновлять людей, но не чтобы они говорили: "Какой крутой художник!" А вдохновлять их, чтобы им было интересно. Единственный способ сделать это — чтобы люди увидели, как ты сам это делаешь, как тебе все интересно», — говорит художник.


Поинтмен в исполнении Футуры. Фото: Tumblr

Совместная работа «Ос Джемеос» и Футуры, 2010 г.
«Я смотрю на все с точки зрения десятилетий, и вижу, что сейчас настало время абстракции.»
Из числа современных райтеров и художников Футура выделяет Логана Хикса (Logan Hicks), Сэйбера (Saber), Си 215 (С215) и участников Graffuturism. «Я смотрю на все с точки зрения десятилетий, и вижу, что сейчас настало время абстракции», — говорит Футура.
Preview Preview Preview
Логан Хикс
Сэйбер
Си 215
Alone Фото: 12oz Prophet
«Мне кажется, что путь развития должен быть более духовным. В моем случае можно говорить о прогрессивной эволюции личности.»
«Во мне сидит нечто… Я должен быть плодотворным. Это не значит, что я должен работать, но я должен чем-то заниматься. Я не могу просто сидеть и ничего не делать. Если вы преследуете материальные ценности — "Я хочу такую машину" или "Мне нужен такой дом", — вы можете добиться цели, но я не думаю, что вы не станете себя от этого лучше чувствовать. Возможно, спустя какое-то время вы погонитесь за новыми материальными ценностями. Мне кажется, что путь развития должен быть более духовным. В моем случае можно говорить о прогрессивной эволюции личности.»

Материал подготовили Ксения По и Дмитрий Аске. Использованы отрывки интервью с сайтов: Art Crimes, Complex, Urban Art Core, Interview Magazine, Mass Appeal.
Узнать больше о Футуре вы можете, посетив его сайт и страницы на Wikipedia и Instagram.
22 понравилось
Вопреки всему Вопреки всему

Для этих людей нет слова «невозможно». Даже отсутствие ног или зрения не смогло помешать им заниматься тем, что им нравится.

1 5440
Userpics_micro
Aske 25 февраля 2013 в 15:23 ссылка на комментарий
Кстати, на этой неделе Футура второй раз после 1984-го года приедет в Москву.
5
Missing
skreb 25 февраля 2013 в 23:57 ссылка на комментарий
О как!
Missing
MaxOn 25 февраля 2013 в 17:06 ссылка на комментарий
Он вдохновляет!!! Может кто подскажет, что за круги он рисует с овалами внутри?? Всегда было интересно.. Что это значит??
Userpics_micro
Aske 25 февраля 2013 в 17:19 ссылка на комментарий
Это модель атома. www.youtube.com/watch?v=NP9x3Tiu3RE
Missing
Dikson 25 февраля 2013 в 19:37 ссылка на комментарий
Интересная статья, переоткрыл его для себя)
4
Userpics_micro
ROZE 26 февраля 2013 в 14:54 ссылка на комментарий
Ох! Как то я наткнулся на блог очень интересного фотографа...... был под большим впечатлением от его работ! А сейчас дико удивился тому что оказывается это его сын! Огромное спасибо за столь интересную статью! Надеюсь что в скором времени появится материал о не менее интересном персонаже по псевдониму Раммеллзи! )))
4
Userpics_micro
Где в Москве можно будет увидеть Легенду вживую?
Userpics_micro
Да меня тоже волнует где его можно будет увидеть?
Userpics_micro
katya_qu 26 февраля 2013 в 21:58 ссылка на комментарий
завтра в 12-30 на дожде будет прямой эфир
Missing
cos 26 февраля 2013 в 21:59 ссылка на комментарий
мне одному кажется то, что он делает сейчас - это пережеванное старое ?
-1
Missing
cos 26 февраля 2013 в 22:02 ссылка на комментарий
нравится ваша тенденция упоминая о фиксах)
1
Userpics_micro
Multi 27 февраля 2013 в 01:16 ссылка на комментарий
За подобные подробные статьи - отельное спасибо.
4
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.