Наверх
03 октября 2012 в 11:10 Уличная культура Музыка 10 13 7864

Мэдлиб — человек-оркестр

Хип-хоп, Madlib

Один из самых важных битмейкеров прошлого десятилетия, ключевой представитель культового хип-хоп лейбла Stones Throw, выпустивший двенадцать альбомов за один год.


Фото: Last FM
Отис Джексон-младший, более известный как Мэдлиб (Madlib), родился в 1973-м году в калифорнийском городке Окснард, который расположен прямо на побережье Тихого океана. Некоторые артисты приобретают тягу к музыке с возрастом, но очевидно, что у Мэдлиба эта страсть была заложена в генах. Джексоны являются настоящей музыкальной семьей. Отец Отиса был известным сессионным музыкантом и работал в студии с различными ритм-н-блюз исполнителями. Мать, Дора Синеска, играла на гитаре и сочиняла песни для своего мужа. Дядя, Джон Фаддис (Jon Faddis), —легендарный трубач — записал более десятка собственных альбомов, а также играл в бэндах Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарльза Мингуса (Charles Mingus) и других джазовых звезд.
«Все наши родственники занимались музыкой. Поэтому он просто не мог остаться в стороне. Мы частенько жили у дяди. И хотя у нас там была своя комната, Отис проводил все время в комнате с пластинками, слушая Каунта Бэйси (Count Basie)», — говорит брат Мэдлиба Майкл Джексон (не путать с другим певцом). Сам Майкл также является рэпером и продюсером и выступает под псевдонимом Оу Ноу (Oh No).

В 1989-м году Отис стал пробовать себя в качестве диджея, затем начал делать биты для себя, а затем попробовал кое-что под них зарифмовать. Однако официально его биты были использованы в первый раз лишь в 1996-м году на альбоме 21 & Over группы Tha Alkaholiks. В это же время вместе с диджеем Ромесом (DJ Romes) и Уайлдчайлдом (Wildchild) Мэдлиб организовал коллектив, который получил название Lootpack. Их первый релиз был выпущен на лейбле Crate Digga's Palace, основанном Отисом Джексоном-старшим.

Мэдлиб и Пинат Баттер Вулф. Фото: © Dirty Hoodlum

Клип на композицию Slim Return с альбома Shades Of Blue. Одно из немногих видео с Мэдлибом.
После этой записи парнями заинтересовался независимый хип-хоп лейбл Stones Throw Records, и его руководитель Пинат Баттер Вулф (Peanut Butter Wolf) решил взять Lootpack под свое крыло. На сегодняшний день этот калифорнийский лейбл известен, наверное, каждому любителю некоммерческой музыки. С ним сотрудничают около пятидесяти артистов и групп, исполняющих абсолютно разную музыку: от грязного, как мартовские подворотни, хип-хопа Перси Пи (Percee P) до вышколенного, застегнутого на все пуговицы, соула Майера Хоуторна (Mayer Hawthorne), от головокружительного психоделического рока Омара Родригеса-Лопеса (Omar Rodríguez-López) до канонического фанка Breakestra.
 «Вообще, я не очень-то люблю рифмовать. Да еще и голос мой мне не нравится — слишком он низкий.»
Главной отличительной чертой Stones Throw является то, что они предоставляют своим артистам полную свободу творчества. «До того, как я познакомился с Вулфом, я побывал на многих лейблах. Я пришел в Loud с альбомом Lootpack, и они решили подписать меня. На следующий день, они перезванивают мне и говорят: «Иксзибит (Xzibit) хочет вот этот и вот этот бит для своего альбома. Мы купим их у тебя!» Ну я и ушел от них, ведь эти биты я написал для себя,» — рассказывает Мэдлиб. В итоге, в 1999-м году Lootpack выпускают на Stones Throw свой первый полноценный альбом Soundpieces: Da Antidote.

Фото: Last FM
Как-то раз, сидя в студии своего отца, Отис наелся галлюциногенных грибов и решил зачитать пару треков на свои минуса. «Вообще, я не очень-то люблю рифмовать. Да еще и голос мой мне не нравится — слишком он низкий. Поэтому я решил немного над ним поиздеваться. Я завысил его на компьютере, наложил на замедленный инструментал, а затем все это ускорил в пару раз,» — говорит рэпер. Так родился проект Квазимото (Quasimoto) — выдуманный персонаж, который обожает алкоголь, эффектных женщин и наркотики. Под этим псевдонимом Мэдлиб выпустил два альбома: The Unseen (2000) и The Further Adventures of Lord Quas (2005). Первый из них журнал Spin включил в список лучших альбомов года, а голос Квазимото был назван одним из самых узнаваемых в хип-хопе. «Я просто развлекался, записывая всякую чепуху, а в итоге все оказались в восторге от этого психа Кваза и его пошлых историй,» — смеется Мэдлиб.
В 2001-м году, насытившись хип-хопом, Отис Джексон создает джазовый квинтет из пяти собственных альтер-эго, получивший название Yesterdays New Quintet. Вначале он записывает их общий альбом — Angles Without Edges (2001), а затем выпускает по одному сольному альбому каждого из участников. На всех инструментах, за исключением ударных, Мэдлиб сыграл сам.

Самый известный клип Madvillain.
Отис-младший тратил все свои карманные деньги на музыкальные записи, а если с финансами становилось совсем худо, он периодически воровал пластинки.
После выхода этих альбомов музыкант получил возможность ездить с гастролями по разным странам. Вместе с этим обострилась его старая «болезнь» — коллекционирование пластинок. Первые признаки «заболевания» проявились еще в школе: Отис-младший тратил все свои карманные деньги на музыкальные записи, а если с финансами становилось совсем худо, он периодически воровал пластинки. Теперь, как только Мэдлиб приезжает с концертом в какой-нибудь новый город, он сразу идет в музыкальный магазин и приобретает там записи местных исполнителей. Джаз, электро, прог-рок, босса-нова — Отис скупает все.

Фото: Last FM

Трейлер к альбому Beat Konducta in India
Однако Мэдлиб не просто покупает пластинки: каждую запись он так или иначе использует в своем творчестве. «У него есть пластинки практически из всех стран мира,» — говорит детройтский рэппер Гилти Симпсон (Guilty Simpson). — Он покупает их не только для того, чтобы взять с них семпл. Он хочет понять каждую композицию. Для этого ему не обязательно знать язык самих исполнителей.» Под впечатлением от зарубежных поездок Мэдлиб записал несколько инструментальных альбомов (Beat Konducta in India, Beat Konducta in Africa и Flight to Brazil) и стал пионером данного поджанра хип-хопа.
«Я всегда стараюсь выжать максимум из всего, что у меня есть, и всего, что меня окружает. В этом весь кайф!»

Мэдлиб соревнуется с Кат Кемистом.
«Как-то раз мы копались с Кат Кемистом (Cut Chemist) в одном бразильском музыкальном магазинчике. Я вытащил пару пластинок со стеллажа, а он, взглянув на них, решил, что из них ничего дельного не получится. В итоге я записал целый биттейп на основе этого материала. Я всегда стараюсь выжать максимум из всего, что у меня есть, и всего, что меня окружает. В этом весь кайф!» — говорит Мэдлиб.
В течение последних десяти лет Отис Джексон-младший выпустил около пятидесяти полноценных альбомов под различными псевдонимами, в три раза больше синглов, а также записал огромное количество совместных композиций с различными исполнителями со всего мира. Из всех этих музыкальных проектов можно выделить наиболее интересные:


Champion Sound (2003) — совместный альбом с легендарным Джей Диллой (J Dilla). Для детройтского битмейкера Stones Throw Records стал последним лейблом-пристанищем. В своих редких интервью Мэдлиб постоянно упоминает Джея в числе своих учителей, с которым он мог общаться посредством одной лишь музыки.

Madvillainy (2004) — еще один проект, но уже с рэпером-мистификатором МФ Думом (МF Doom). Почти все биты были созданы Мэдлибом во время поездки в Бразилию, прямо в гостиничном номере, с помощью одного семплера Boss SP 303. «Он — настоящий трудоголик. Ему не нужна дорогая аппаратура, чтобы сделать крутой трек,» — говорит МФ Дум. В итоге диск Madvillainy был высоко оценен музыкальными критиками и заслужил статус культового в хип-хоп среде. Последние два года ходят слухи, что рэппер и продюсер хотят записать продолжение Madvillainy. В западной прессе пишут: «Если вы скучаете по этому дуэту, то вставайте за нами в очередь — мы тоже ждем этого альбома.»


Beat Konducta Vol 0-6 (2001-2009) — биттейпы на выбранную тему: музыка из старых фильмов, впечатления от поездок, посвящение Джей Дилле. В среднем каждый из альбомов включает в себя около 20 коротких треков, многие из которых были впоследствии использованы различными рэперами для своих записей.

Madlib Medicine Show #1-12 (2010-2012) — серия из 12 альбомов, выпущенная Мэдлибом за один год: по одному релизу в месяц. Ремиксы старых треков, переиздание раннего материала, редкие композиции, мелодии африканского континента — чего только не записал Отис за отчетный период. «Как правило, все мои дни выглядят одинаково. Я просыпаюсь, выкуриваю косяк марихуаны и сажусь делать музыку. На одну композицию я могу потратить не более 20 минут. После этого мне становится скучно, и я перехожу к следующему треку. Все мои биты — это сплошной фристайл. Одновременно я занимаюсь где-то десятью проектами. Под конец дня я могу записать в общей сложности приблизительно час новой музыки,» — говорит Мэдлиб.
Совместный трек Мэдлиба, Джей Ди и Гилти Симпсона.
Funny Money — трек Талиба Квели (Talib Kweli), спродюсированный Мэдлибом.
Параллельно с этими проектами Мэдлиб успевает продюсировать различных рэп-исполнителей: Дадли Перкинса (Dudley Perkins), Талиба Квели, Гилти Симпсона, Перси Пи. Редко с кем из них он работает непосредственно в студии. Зачастую он просто передает музыкантам диски со своими битами, а те выбирают из них все, что им нравится. В данный момент творческим партнером Отиса является рэпер Фредди Гиббс (Freddie Gibbs), с которым они собираются записать полноценный альбом, а также ездят с туром по Европе.
Материал подготовил Дмитрий Алексашин
Вы можете узнать больше о Мэдлибе и ознакомиться со всей его дискографией на сайте лейбла Stones Throw
13 понравилось
Диксон и Батис: челябинские таланты Диксон и Батис: челябинские таланты

Двое уральских уличных художников, которые работают отдельно друг от друга, но развиваются в похожем направлении.

23 10929
15 лет команде TSM 15 лет команде TSM

Шестого октября в UStyles на Дмитровской состоится открытие небольшой выставки, посвященной юбилею московской команды TSM.

11 7089
Userpics_micro
ATimofeev 03 октября 2012 в 11:21 ссылка на комментарий
Как-то не расслушал в свое время. Надо будет повторить )
2
Userpics_micro
intro_mike 03 октября 2012 в 12:53 ссылка на комментарий
Повезло ребятам, в Минск такие гуру не приезжают.
Userpics_micro
inxs 03 октября 2012 в 13:02 ссылка на комментарий
вообще не слушал в свое время, надо начать)
Userpics_micro
WAVE 03 октября 2012 в 14:27 ссылка на комментарий
Слов нет, мастер! Очень хорошая музыка, отличное отношение к работе! Всем советую, сходите на концерт, не забудьте заправиться машей ;-)
Userpics_micro
MAUMFORM 03 октября 2012 в 14:39 ссылка на комментарий
клевая музычка)талантище он
Userpics_micro
AndyPanda 03 октября 2012 в 14:50 ссылка на комментарий
Очень талантливый мужик!Начал слушать его относительно недавно,узнал о нём много нового из этой статьи,обязательно надо будет сходить на его концерт
2
Userpics_micro
Jouse 03 октября 2012 в 15:35 ссылка на комментарий
Оправдывает название статьи!) Недавно слушал подборку его треков- отличный стафф!
Missing
paipik 04 октября 2012 в 00:11 ссылка на комментарий
харизматичная личность, обожаю его :)
Userpics_micro
Kse1 09 октября 2012 в 22:22 ссылка на комментарий
Король стиля!
1
Userpics_micro
loverboy 10 октября 2012 в 20:45 ссылка на комментарий
поддерживаю) это точно!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.