Наверх
21 сентября 2012 в 12:09 Уличная культура Велосипеды 10 9 20284

Один велосипед — одна передача

Fixed gear

Велосипеды с фиксированной передачей за последние четыре года набрали популярность среди молодых людей в разных городах постсоветского пространства.

Alone Тюмень. Фото: © Gera
Велосипед — неотъемлемая часть городской культуры. Катание на нем объединяет порой абсолютно разных людей. В последнее время для молодых людей в крупных городах России, Украины и Беларуси велосипед превращается из средства передвижения и развлечения в еще один способ самовыражения. В особенности это касается велосипедов с фиксированной или «глухой» передачей, на которых уже катаются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и многих других городах. Так, с чего же все начиналось и почему многие люди творческих профессий предпочитают ездить на «глухарях»?
Истоки

Велогонка, 1892 г. Фото: Википедия
 

Велосипед с фиксированной передачей появился задолго до изобретения втулок со свободным ходом и переключателей скоростей: именно втулки с фиксированной звездой являются самой простой конструкцией, позволяющей передавать вращение от педалей к колесу.

Подобные велосипеды использовались даже в профессиональных шоссейных гонках. С развитием технологий они перебрались на трек, а уже затем благодаря велокурьерам ими заинтересовалась городская молодежь. Хотя значительная часть фанатов «глухарей» далека от велоспорта, некоторые прекрасно разбираются в велоистории.

На обоих фото — Анри Дегранж
Анри Дегранж (Henri Desgrange), учредитель «Тур де Франс», был страшным пуристом во всем, что касалось велосипедов. Он отвергал многоскоростные велосипеды, говоря: «Я все равно думаю, что переключение передач может понадобиться только людям за сорок пять. Не лучше ли одержать победу силой своих собственных мышц без помощи искусственного переключателя? Мы теряем твердость. Что до меня, дайте мне "глухарь"!»

После смерти Дегранжа в 1940-м году основным направлением в велосипедостроении стали использование десятискоростных трансмиссий и прижатых друг к другу звезд разных размеров.
Легендарный француз наверняка удивился бы тому, что спустя полвека единственную звезду на заднем колесе будет ждать возрождение.


Японские гонки кейрин
«Революция произошла не в велосипедах, а в тех, кто на них ездит»,— говорил в одной из статей двадцатичетырехлетний велокурьер из Сан-Диего. Возрождение интереса к велосипедам с фиксированной передачей началось в 1970-х годах в Японии: там велокурьеры стали использовать трековые велосипеды для доставки почты. Они начали ездить по городу на велосипедах для кейрина (keirin) — японской велотрековой дисциплины, в которой зрители могут делать ставки на победителя. Выбор курьеров пал именно на «глухари» по нескольким причинам: они очень легкие, состоят из минимального количества компонентов, неприхотливы в обслуживании и главное — на них можно развить огромную скорость.
После того, как трековые велосипеды появились на улицах Японии, на них обратили внимание курьеры из Нью-Йорка и Сан-Франциско, и в 1990-е годы в американских городах начала процветать эта велосубкультура. К двухтысячным мода на «глухари» получила глобальное распространение, а в 2004-м году первый человек в России, не являющийся спортсменом, выехал на трековом велосипеде на улицу.
Появление в России
Алексей Гурбанов — один из первых участников Московского клуба любителей велосипедов с фиксированной передачей (Fixed Gear Moscow) — в одном из интервью так описал появление трековых велосипедов на улицах столицы: «Процесс развития шел очень по-русски. Узнали, испугались, обругали, попробовали, потом еще раз попробовали, и через полгода — все на "фиксах"! Это очень утрировано, но именно так происходит почти со всеми субкультурами в России».

«Я был приятно удивлен, что многие действительно катаются на "фиксе" каждый день, а не просто полируют его и выкладывают фотографии во вКонтакте и Фейсбуке. Именно эти люди двигают велокультуру Москвы, выезжая на улицы и показывая, что в городе можно достаточно успешно и стильно перемещаться на велосипеде!» — говорит один из участников FGM, Владимир Лосинский.
Трейлер американского фильма «Мэш» (Mash), который произвел большое впечатление на тех, кто начал кататься на велосипедах с фиксированной передачей в Москве. В фильме показано безумное катание велосипедистов на трековых велосипедах по холмам Сан-Франциско.
Сообщество

Участники FGM на крыше спорткомплекса «Олимпийский», 2009 г. Фото: © FGM

Отдельного упоминания заслуживает Московский клуб любителей велосипедов с фиксированной передачей (Fixed Gear Moscow), который появился весной 2009-го года стараниями нескольких энтузиастов. Сегодня в него входит много людей из Москвы и Подмосковья. Организаторами и первыми участниками FGM являются: Роман Стефанцов, Владимир Веселов, Михаил Рашковский и Алексей Гурбанов.

Под эгидой FGM проводятся различные мероприятия: городские гонки, чемпионаты по велополо, заезды в мини-дроме и пр. Стараниями самых активных участников клуба велосипеды с фиксированной передачей стали популярны не только в Москве, но и в других городах России.
Среди объединений, которые продвигают велосипеды с фиксированной передачей, можно таже отметить мастерские Ellipsis из Санкт-Петербурга и Pride Kustoms из Киева.

Видеоролик клуба FGM, 2009 г.
Концепция
Катания на велосипеде с фиксированной передачей — это не только способ самовыражения или дань моде, но и своего рода протест. Ведь, используя «глухарь» для езды по городским дорогам, вы попадаете в агрессивную среду, не очень пригодную для велосипедистов, и к тому же противопоставляете себя тем, кто ездит на обычных велосипедах со скоростями, и профессиональным велосипедистам в обтягивающей форме на навороченных карбоновых агрегатах, которые также встречаются на дорогах.

Езда по проезжей части намного быстрее, чем передвижение по тротуарам: ведь вам не нужно преодолевать бордюры и объезжать пешеходов. Тем не менее, всегда нужно помнить о правилах дорожного движения и не пренебрегать здравым смыслом, так как ваша жизнь и здоровье — важнее всего.
Alone Москва, 2012 г. Фото: Fixed Gear Moscow
Что касается эстетики, то сравнивать «глухари» с горными велосипедами, которые пользуются у нас в стране огромной популярностью, это все равно, что сравнивать внедорожник со стильным заниженным автомобилем: некоторые ограничения в удобстве восполняет внешний вид велосипеда, который часто привлекает внимание как водителей, так и пешеходов.
Дизайн и эстетика
Красота и необычный внешний вид — один из мощных факторов, притягивающих людей к велосипедам с фиксированной передачей. Прежде всего, покупать готовый велосипед считается дурным тоном: большинство катающихся предпочитает собирать велосипед из купленных по отдельности компонентов — это позволяет сделать его непохожим на другие. Именно возможность продумать внешний вид велосипеда до мельчайших деталей привлекает многих творческих людей. Ведь, помимо тех, кого интересуют только велосипеды, на «глухарях» также катаются художники, дизайнеры, граффити-райтеры, музыканты и т.д.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Примеры велосипедов с фиксированной передачей. Фото: Velospace Alone Примеры велосипедов с фиксированной передачей. Фото: Boutique Cycles Alone Примеры велосипедов с фиксированной передачей. Фото: Boutique Cycles Alone Примеры велосипедов с фиксированной передачей. Фото: Boutique Cycles Alone Примеры велосипедов с фиксированной передачей. Фото: Boutique Cycles Alone Примеры велосипедов с фиксированной передачей. Фото: Boutique Cycles Alone Футуристичный трековый велосипед. Фото: Pedal Mafia Alone Футуристичный трековый велосипед. Alone Футуристичный трековый велосипед. Фото: Boutique Cycles Alone Проект финского конструктора по имени Olli. Фото: Boutique Cycles
Конечно, далеко не все велосипеды, которые вы видите на улицах города, похожи на необычные аппараты, представленные выше. Однако подобные велосипеды производят сильное впечатление и будоражат воображение многих людей, которым раньше велосипеды были неинтересны. Некоторые образцы дизайна трековых велосипедов можно смело рассматривать как произведения искусства, настолько футуристично они выглядят.

Рама Colnago с графикой Futura 2000

Иллюстрация английской студии Ilovedust

Велосипед, оформленный Мэтом Муром
Графические дизайнеры также не остаются в стороне и принимают участие в развитии вело-двжения не только катаясь, но и создавая дизайны для велосипедов и иллюстрации. 

В качестве примера можно привести раму, оформленную Мэтом Муром (Matt Moore) — американским художником, дизайнером и граффити-райтером. Ему удалось минимальными средствами сделать велосипед еще более оригинальным.

Пересечение субкультур
Поскольку CODE RED в первую очередь ассоциируется с граффити, мы не можем не упомянуть о том, что среди любителей «глухарей» встречаются и райтеры. Так, двое известных пионеров нью-йоркского граффити: Донди (Dondi) и Футура 2000 (Futura 2000) — ездили на трековых велосипедах. Футура в молодости какое-то время даже работал велокурьером, а на трековом велосипеде он продолжает кататься до сих пор.

Донди на трековом велосипеде в 1980-е

Донди на одной и самых известных фото Марты Купер
Сейчас многие граффити-райтеры в Москве и других городах ездят на велосипедах с фиксированной передачей. 

Художник из Санкт-Петербурга Алексей Kobr, который одним из первых начал кататься на «глухаре» в Северной столице, совместно с питерским брендом одежды Anteater и клубом Fixed Gear Moscow выпустил футболку с графикой, посвященной фиксированной передаче. А Ста —  участник небезызвестной московской граффити-команды «Зачем!», который также катается на «глухаре» — сделал логотип клуба FGM.

В заключение отметим, что субкультура, сформировавшаяся вокруг велосипедов с фиксированной передачей, не только объединяет множество творческих людей, но и, как и любая субкультура, оставляет отпечаток на культуре массовой. Так, например, появление большего числа велосипедистов на улицах российских городов может повлиять на отношение обычных людей к велосипедам и способам их использования. На первый взгляд, это может показаться абсурдным, но даже в таком мегаполисе, как Москва, можно с успехом пользоваться велосипедом как видом транспорта.
Материал подготовил Дмитрий Аске.
Вы можете больше узнать о велосипедах с фиксированной передачей, посетив сайт и Flickr клуба Fixed Gear Moscow.
9 понравилось
Теория разбитых окон Теория разбитых окон

Двое американских ученых в 1982-м году выдвинули гипотезу, что вандализм, граффити и мелкие правонарушения ведут за собой рост преступности в обществе.

13 14717
Назад в прошлое Назад в прошлое

На сайте Sci-fi-O-Rama собрали подборку иллюстраций, которые украшали игровые автоматы 1970-1980-х годов.

3 4109
Userpics_micro
Keuc 26 сентября 2012 в 14:47 ссылка на комментарий
Думал, что статью кто то из FGM писал) приятная, спасибо)
1
Userpics_micro
KresoOne 26 сентября 2012 в 18:18 ссылка на комментарий
Прочитав, вспомнил о заброшенном проекте своего "глухаря". Спасибо)
1
Userpics_micro
mj 28 сентября 2012 в 22:22 ссылка на комментарий
мода
-3
Userpics_micro
inxs 29 сентября 2012 в 15:17 ссылка на комментарий
возможно мода, а может что то большее. в моем городе на таком байке не поездишь, да и вообще за 2 часа от одного конца до другого дойти, так что прогулки пешком...
Userpics_micro
Sier10 01 октября 2012 в 15:07 ссылка на комментарий
я когда покупал свой GT и не догадывался, что люди целенаправленно покупают глухари. хотя и сам все время гоняю на одной передаче любите велосипеды, ребята
Userpics_micro
yuri_korneev 02 октября 2012 в 15:06 ссылка на комментарий
Аске статья хорошая. Но фикс, это понты и мода не больше.
Userpics_micro
KresoOne 03 октября 2012 в 15:06 ссылка на комментарий
хорошая мода, а по мне даже нужная
Userpics_micro
Step 09 октября 2012 в 02:05 ссылка на комментарий
какие все анти-модники))
1
Userpics_micro
inxs 14 октября 2012 в 11:38 ссылка на комментарий
в Евпаторию ездил в этом году?
Userpics_micro
gren 23 февраля 2013 в 18:17 ссылка на комментарий
bmx намного удобнее и практичнее если по городу ездить
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.