Наверх
24 ноября 2014 в 13:11 Дизайн Каллиграфия 1 5 64895

Покрас Лампас: от первого лица

Pokras Lampas, Покрас Лампас

Молодой каллиграф, чье творчество в последние годы набирает все большую популярность, рассказал нам о своем увлечении буквами, творческом процессе и мастер-классах.

Alone Фото: © Игорь Жук

За последние два года молодой каллиграф Арсений Пыженков с забавным псевдонимом «Покрас Лампас» стал широко известен в среде поклонников каллиграффити и востребован в сфере дизайна. Сейчас Арсений не только оттачивает мастерство письма, но и охотно делится со всеми желающими своими знаниями и наработками. Мы попросили Покраса рассказать нашим читателям о своем творческом пути.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Покрас Лампас, 2012 г. Alone © Покрас Лампас, Кью-Ту, 2013 г. Alone © Покрас Лампас, 2012 г.
Учеба и граффити
Меня зовут Арсений, мой творческий псевдоним — Покрас Лампас (Pokras Lampas). Мне двадцать три года. Я родился и вырос в подмосковном городе Королеве. Первый раз я взял в руки баллончик еще в школе, примерно в 2005-м году. Это все было баловством: теги за гаражами и неумелые флопы. Серьезным увлечением граффити стало после знакомства с Андреем Анте. Окончив девятый класс, я уехал учиться в колледж, и там Андрей показал мне другую сторону граффити: яркие оформления, проработанные рисунки и основательный подход к делу. Это зарядило меня мотивацией делать эскизы каждый день и постоянно работать над формами, за что я ему очень благодарен.

Alone © Покрас Лампас, 2014 г.
Моему псевдониму около шести лет. Сначала я его придумал для себя: как-то само в голову пришло назваться Покрасом, а «Лампас» я взял для рифмы — показалось смешным. Со временем я к нему привык и стал использовать как основной творческий псевдоним. Дошло даже до того, что недавно организаторы мастер-класса в Турции купили мне билеты на имя «Покрас Лампас».

Alone © Покрас Лампас
Родители нормально отнеслись к моему увлечению: я неплохо умею убеждать и сразу показал им граффити с хорошей стороны. В целом, я всегда интересовался чем-то творческим: дизайном, иллюстрацией, рекламой и так далее, так что граффити отлично вписалось в круг моих интересов.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone 2013 г. Фото: © Мария Растакая Alone 2013 г. Фото: © Мария Растакая Alone 2013 г. Фото: © Мария Растакая Alone 2013 г. Фото: © Мария Растакая Alone Фото: © Мария Растакая Alone Фото: © Игорь Кошелев
В колледже я учился на экономиста, но через год бросил, закончил школу и поступил на специалиста по рекламе. Институт я тоже бросил на пятом курсе и не жалею об этом. Я считаю, что людям творческих профессий диплом не нужен: на работу их берут по портфолио, к тому же можно работать на фрилансе. В большинстве наших институтов знания очень сильно устарели, а преподаватели «старой школы» часто лишь препятствуют гармоничному развитию. А учитывая тот факт, что в учебном плане содержится куча лишних предметов плюс время на дорогу и так далее, в сухом остатке получается немного ценного. Поэтому я всем рекомендую не зацикливаться на дипломе, а расценивать институт как инструмент социализации и возможность повзрослеть и набраться ума, а как только появятся силы — действовать самостоятельно и не терять ценное время.
Каллиграфия
Alone Awesome letter, 2013 г. © Покрас Лампас
Каллиграфией я увлекся около четырех лет назад. Я всегда любил сложный тегинг и выиграл не один конкурс, поэтому рука у меня была набита хорошо. Я стал пробовать писать различные готические буквы, а после знакомства с работами Нильса Шу Мёльмана (Shoe) и Люки Барчеллоны (Luca Bercellona) я понял, насколько серьезно это можно развить.

Twocol Twocol
Работа Нильса Мёлмана
Работа Люки Барчеллоны
Я — самоучка. Даже свои первые готические алфавиты я писал из головы: никаких академических правил вроде «высота буквы равняется n ширин пера» и прочего. Еще с граффити-времен для меня было ценнее всего получить оригинальный стиль, поэтому я старался оградить себя от лишнего влияния даже в обучении каллиграфии. Я ездил в электричке с учебы и писал прямо в дороге, стараясь не испачкать окружающих тушью или маркером. Недавно пересматривал — все криво и порой неправильно, но это было очень важно, так как приучает к формированию образа буквы в голове.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Покрас Лампас Alone Turkey, 2014 г. © Покрас Лампас Alone 2013 г. © Покрас Лампас Alone Sasha Swamp, 2013 г. © Покрас Лампас Alone Minimonster, 2013 г. © Покрас Лампас Alone Los Cikos La Brendos, 2013 г. © Покрас Лампас Alone Sullen, 2013 г. © Покрас Лампас
Грубо говоря, я самостоятельно с нуля изучил базовые основы, а «правильную» историческую каллиграфию внимательно стал изучать после, когда меня начали приглашать проводить мастер-классы на эту тему. Актуальную информацию я находил в различных тематических блогах, читал статьи, пытался переводить. В итоге оказалось, что есть историческая каллиграфия и переосмысленная — как раз та, которую я всегда и пытался писать. Это усилило мою уверенность в необходимость экспериментов и самообучения.


© Покрас Лампас

Мой основной принцип работы —  постоянная импровизация, а потом подробный анализ результата и запоминание интересных моментов. Таким образом я могу написать сто раз одно и то же слово по-разному, а потом весь этот опыт применить для создания оригинальной шрифтовой композиции. Смысл в том, что эскиз, набросок, разлиновка и так далее формируют невидимую планку, границу в творчестве. С таким подходом можно научиться идеально писать фрактуру или ротунду, но практически нереально сгенерировать тот необычный образ, который ты даже сам до конца не представляешь.

Alone © Покрас Лампас, 2014 г.
Работая с каллиграфией, я стремлюсь к созданию оригинального и запоминающегося образа, который бы зритель узнавал даже при беглом взгляде. Вот так мне пригодились знания из области рекламы и графического дизайна. Например, в работе выше написано Sevelim ve sevilelim (тур. 'давайте любить и быть любимыми'). Это — фраза турецкого поэта Юнуса Эмре, которая меня привлекла «зеркальностью» построения. Центром композиции является ve, а формообразующий элемент буквы е я просто повторил для достижения нужного графического эффекта. В общем, продолжаю работать с образом на основе букв.
Alone © Покас Лампас, 2014 г.
Я всегда придерживался мнения, что нельзя быть профессионалом во всем, тем более в моем возрасте. Поэтому основной упор всегда был на шрифты. Буквы дают огромный простор для творчества, так как, помимо каллиграфии, есть леттеринг, типографика, множество различных инструментов, техник, и стилистик. Со шрифтами можно связать и знания из области графического дизайна, верстки, всевозможные программы, прикладные материалы, мурализм, различные эскперименты. Так что я стараюсь не ограничиваться плоскостью разлинованного листа.
Граффити и стрит-арт
Alone Работа Покраса Лампаса в Выксе, 2013 г.
Список любимых граффити-райтеров, уличных художников, каллиграфов и художников  у меня огромный. Я стараюсь следить как за нашей граффити-сценой, так и за европейской. А если добавить еще графический дизайн, иллюстрацию и различные комплексные проекты, то список станет просто гигантским. Предпочтения со временем, конечно, меняются.



2013 г. Фото: © Мария Растакая
Следить за развитием граффити и уличного искусства интересно. Я рад, что улучшается восприятие окружающими граффити-культуры, рад распространению искусства в общественных пространствах, рад, что проводятся различные выставки и мероприятия. Конечно, с одной стороны, у нас все появляется с некоторым опозданием и развивается не так активно. Но, с другой стороны, для многих это — возможность быть в первых рядах, так что везде есть свои плюсы.

Alone 2013 г. Фото: © Стенограффия
В граффити и стрит-арте я ценю оригинальность и смелость решений. При этом смелость для меня может быть как в выборе размера, так и в технике, композиции, цветовом решении и, конечно, в идее. Не терплю использование граффити и паблик-арта в политических целях.


Работа на выставке «Транзитная зона», Пермь, 2014 г.

Работа на биеннале «Артмоссфера», Москва, 2014 г.
Сейчас мало райтеров уделяет внимание мастерству написания тегов. У меня этому следующее объяснение: исторически тег был заменой логотипа на улицах, тогда в приоритете была узнаваемость, скорость и оригинальность. А сейчас тег используется как подпись, и если он сложный, то он может сместить акцент с работы. Например, если тег будет слишком плотный, то он будет восприниматься как цветовое пятно. Многие заимствуют приемы из того же дизайна: подписываются сильно разряженным или узким читаемым шрифтом, который бы дополнял, а не нарушал общую композицию.

Мастер-классы
Alone Казань. Фото: © Юлия Субботская
Почему мне нравится проводить выступления и мастер-классы? В первую очередь, обучение требует систематизации накопленных знаний. Таким образом я всегда открываю для себя в своих же работах определенные тезисы, принципы и приемы. Во-вторых, я рад, что продвигаю каллиграфию как культуру в России. Это позволяет мне, помимо основ написания букв, делиться своим опытом работы с клиентами, помогать не совершать мои ошибки и передавать мое отношение к творческому развитию в целом.

Видео с одного из мастер-классов в Москве
За последний год я объехал всю Россию и побывал в более чем пятнадцати городах. Часто я соглашался проводить только серьезные интенсивы по 6-14 часов, на которые приходили как студенты, так и успешные дизайнеры, специалисты из области рекламы и иллюстраторы.  Конечно, многие продолжили заниматься каллиграфией после моих интенсивов — я часто встречаю их работы в Инстаграме. Ну и судя по отзывам, для многих это — большой заряд вдохновения и мотивации, что, на мой взгляд, не менее важно.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото с одного из мастер-классов. © Родион Илюхин Alone Фото с одного из мастер-классов. © Родион Илюхин Alone Фото с одного из мастер-классов в Томске. Фото: © Кутерин
Мой основной источник дохода, конечно, коммерческие заказы. Многие работы, которые я делаю на продажу, во время создания становятся родными, и продавать их не хочется, особенно если есть альтернативные методы заработка.

В заключении
Alone Покрас Лампас
Я учился и работал по большей части в Москве. Мне нравится этот город, но для творчества я искал что-то более спокойное и размеренное. Так я переехал в Санкт-Петербург. Это — очень красивый город, который меня полностью устраивает. А если появляются какие-то крупные проекты, то я приезжаю в Москву.


Работы в рамках проекта Calligraphy on Girls.

Свободы как таковой нет — ни для меня, ни вообще. Если конкретнее, то свобода в истинном понимании —  это смерть. Мы все зависим от множества потребностей, начиная от потребности в еде и крыше над головой и заканчивая желанием самореализовываться — в общем, от пирамиды Маслоу, увы, никуда не денешься.

Alone © Покрас Лампас
Планы на ближайшее будущее — много работать. Конкретных планов очень много, желаний еще больше. В творчестве планки у меня нет. Всегда есть куда расти, и это очень важно понимать на любой стадии развития, по крайней мере для меня. А так как жизнь и творчество у меня очень тесно переплетены, хотелось бы просто иметь возможность гармонично развиваться и хоть немного отдыхать. А то пока совсем не хватает на все времени.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Peach, 2014 г. © Покрас Лампас Alone Allegorie, 2014 г. © Покрас Лампас Alone The Over Achivers, 2014 г. © Покрас Лампас Alone Amplius, 2014 г. © Покрас Лампас Alone 1872, 2014 г. © Покрас Лампас
Начинающим райтерам, каллиграфам и художникам могу посоветовать: всегда анализируйте свои работы, объективно воспринимайте даже самую жесткую критику и не бойтесь экспериментировать. Ну и уважайте друг друга и чужие успехи, конечно.

Лекция Покраса Лампаса в Москве, 2014 г.
Материал подготовили: 
Дмитрий Аске и Ксения По
Узнать больше о Покрасе Лампасе вы можете, посетив его страницы на FacebookInstagramTumblrВКонтакте и Behance.
5 понравилось
Инор: новые работы Инор: новые работы

Граффити-райтер из Санкт-Петербурга опубликовал в своем блоге серию новых работ.

0 1910
Против Против

Так называется выставка Graphic Surgery, открывшаяся в амстердамской Mini Galerie. Дуэт представил серию графических работ, а также несколько объектов из дерева.

0 1475
Missing
FANKI 25 ноября 2014 в 13:37 ссылка на комментарий
Очень отличный художник! Посмотрел видео и получил отличной позитивный заряд Хотел бы получить одну из твоих работ
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.