Наверх
07 июля 2014 в 16:07 Дизайн Комикс 7 8 25326

Великий Мёбиус

Moebius, Gir, Jean Giraud

Француз Жан Жиро совершил переворот в мире комиксов, принял участие в постановке многих культовых научно-фантастических фильмов второй половины ХХ века и оказал огромное влияние на художников по всему миру.

Alone © Жан Жиро. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
Жана Жиро, более известного под псевдонимами «Жир» (Gir) и «Мёбиус» (Mœbius), можно смело считать самым известным и влиятельным европейским художником-комиксистом. Прославившись как создатель культового вестерна «Блуберри», он пошел по пути новаторства, привнеся в мир комиксов сюрреализм и психоделические мотивы. Вместе с соратниками он основал один из самых влиятельных журналов комиксов — Metal Hurlant, который позднее стал выходить в США под названием Heavy Metal, и ценился далеко за пределами сообщества любителей комиксов. В качестве художника-постановщика Жан Жиро принимал участие в создании научно-фантастических фильмов, практически сразу ставших классикой: на его счету «Чужой» Ридли Скотта, «Трон» Стивена Лисбергера, «Бездна» Джеймса Кэмерона, «Пятый элемент» Люка Бессона, а также не увидевшая свет лента Алехандро Ходоровски «Дюна». Комикс Жиро «Долгое завтра» стал прототипом мира в фильму «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, а история без слов «Арзак» послужила источником вдохновения для аниме «Навсикая из Долины ветров» легендарного японского мультипликатора Хаяо Миядзаки. Многогранное творчество Жана Жиро оказало и продолжает оказывать огромное влияние на художников, иллюстраторов и режиссеров во всем мире, а разноплановость его таланта не перестает поражать и вдохновлять.     
Детство, пустыня и научная фантастика

Alone Жан Жиро в молодости, 1950-е гг.
Жан Энри Гастон Жиро (Jean Henri Gaston Giraud) родился в 1938-м году в пригороде Парижа. Его родители развелись, когда Жану было три года. Мать работала, чтобы содержать семью, а его воспитывали дедушка с бабушкой. Так как Жан много времени проводил в одиночестве, он начал рисовать. В детстве француз любил рассматривать иллюстрированные издания Жюля Верна и Джека Лондона. Детство Жиро пришлось на военные годы, и он много рисовал, чтобы отвлечься от происходящего вокруг.

Alone «Блуберри»
«Моя страсть к вестернам началась как раз тогда, потому что во время войны выходили переизданные довоенные истории про ковбоев. Французские и итальянские власти не запрещали их, потому что моральные ценности, которые в них пропагандировались, были вполне допустимы. После войны мы увидели американские фильмы, которые до этого не показывали — это была золотая эра кино про ковбоев. Что меня больше всего поразило и в комиксах, и в вестернах так это качество изображений. Это впечатлило меня на всю жизнь», — вспоминал Жиро.



Жиро в Школе прикладных искусств, 1950-е гг.

«Нас занимали вестерны и мюзиклы, несмотря на то, что в многие смотрели на них свысока».
В 1952-м году Жан поступил в парижскую Школу прикладных искусств (École des Arts Appliqués), а также опубликовал свой первый комикс под названием «Франк и Еремия» (Frank et Jérémie) в журнале Coeurs Vaillants (фр. 'отважные сердца'). Вот, что художник рассказывал об этом времени: «Очень многие в послевоенной Франции попадали под одно и то же влияние, но в моем случае это было действительно очень заметно. Может быть, потому что у меня не было университетского образования, и я был частью контркультуры 1950-х, а она в основном ориентировалась на США. Нас больше всего интересовало то, что в самой Америке отвергали. Так, например, нас завораживали интеллектуалы, которых на родине преследовали. Нас занимали вестерны и мюзиклы, несмотря на то, что многие смотрели на них свысока».


Жиро в Мексике, 1955 г.

Жиро на службе в армии, середина 1950-х гг.
На скопленные от рисования комиксов деньги в 1955-м году Жиро уехал в Мексику — в гости к матери, которая вышла замуж за мексиканца. Жан пробыл там девять месяцев, поездил по стране и пересек пустыню. «Это было своего рода инициацией. Бесконечная пустыня, бескрайняя плоскость, слепящее солнце, бесконечно синее и раскаленное белое небо. Это было потрясающе! Это было нечто, что раскрыло мою душу», — позднее рассказывал художник. Именно в Мексике Жиро начали занимать вопросы, связанные с сознанием и подсознанием, с параллельными мирами снов и вымыслов. А образ пустыни часто встречался в последующем творчестве француза.


© Жан Жиро

«Научная фантастика перенесла меня в другое измерение. Я внезапно почувствовал, что являюсь частью современной тайны.»
В Мексике Жиро открыл для себя миры великих мастеров научной фантастики: Айзека Азимова (Isaac Asimov), Рэя Брэдбери (Ray Branbury), Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein) и Альфреда ван Вогта (Alfred Elton van Vogt) , творчество которого сразу стало ему близко. По собственному признанию француза, это путешествие оказало огромное влияние на его творчество.

Alone Один из серии плакатов «Магическое будущее» (Futurs Magiques), 1983 г.
«Кого-то потрясает музыка или литература. Для меня это была научная фантастика: она перенесла меня в другое измерение. Я с детства читал Жюля Верна, но Ван Вогт стал для меня невероятным откровением. Это была совершенно новая точка зрения. На то, что значит быть человеком. На отношения между человеком и суперструктурами, которое создало общество, — с государством, религией и т.д. Что меня действительно зацепило — так это то, что я внезапно почувствовал, что являюсь частью современной тайны, являюсь человеком, частью вселенского вида, планетарного сознания, обращенного к звездам», — рассказывал Жиро.
Мир комиксов: Блуберри
Alone «Блуберри» (Blueberry). Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
Вернувшись во Францию, Жиро двадцать семь месяцев проходил военную службу в Германии и Алжире. Затем он устроился на работу в офис: рисовал реалистичные иллюстрации к энциклопедии. Вот, как он сам отзывался о том периоде своей жизни: «Это было время, которое я провел в дьявольской компании, которая безуспешно пыталась удержать меня от благословенного пути комиксиста».

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1961-м году Жиро некоторое время работал у известного бельгийского комиксиста Жижи (Jijé) — Жозефа Жилана (Joseph Gillain). В 1963-м году друзья познакомили художника с Жаном Мишелем Шарлиером (Jean-Michel Charlier) — известным бельгийским писателем-комиксистом и одним из основателей популярного франко-бельгийского журнала комиксов Pilote (фр. 'пилот'). Он хотел запустить новую серию комиксов. Так на свет появился первый французский «антигерой» — лейтенант Блуберри (англ. blueberry — 'черника', 'голубика'). Тексты писал сам Шарлиер, а иллюстрации под псевдонимом «Жир» (Gir) создавал Жан Жиро.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone «Блуберри» Alone «Блуберри»
«Я ненавижу этот комикс: он требует больше всего работы и физических усилий. И я сам в этом виноват.»
Блуберри был внешне похож на популярного в то время французского актера Жана-Поля Бельмондо и был очень необычным героем: пил, играл в азартные игры, боролся за права индейцев. В конце концов его выгнали из армии, и он стал бродячим борцом с несправедливостью.

Twocol Twocol Twocol Twocol

По словам Жиро, он хотел создать героя, которого до этого не было в мире комиксов, и называл «Блуберри» самым требовательным из всех своих проектов: комиксист на протяжении десятилетий старался ежегодно создавать новый эпизод. «Я ненавижу этот комикс: он требует больше всего работы и физических усилий. И я сам в этом виноват. Все детали я беру из настоящих вестернов и фильмов. К несчастью, я выбрал голливудские ленты 1950-х и 1960-х годов, а они отличались невероятной детализацией. Так что для каждого эпизода "Блуберри" я должен изучить все, что будет на фоне: животных, оружие, одежду, массовку — чтобы достоверно все изобразить», — рассказывал Жир. Прорисовка эпизодов комикса отличается такой техничностью и детализацией, что некоторые кадры были напечатаны как самостоятельные произведения искусства.


«Блуберри»

Хотя Жиро нравилось работать над «Блуберри», ему хотелось большего: он мечтал экспериментировать с авангардом, сюрреализмом, сексуальностью и провокационностью. Поэтому в том же 1963-м году Жиро начал публиковать работы в журнале Hara Kiri, и, так как он составлял конкуренцию Pilote, француз решил подписываться другим псевдонимом — Moebius. Он взял это имя, так как создавал необычные комиксы, похожие, по его мнению, на ленты Мёбиуса. Однако «Блуберри» Жира пользовался такой невероятной популярностью, что после пары десятков комиксов в Hara Kiri Мёбиус пропал практически на десять лет, а Жир продолжал трудиться.

Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868) — немецкий математик, механик и астроном. Известен как изобретатель «листа или ленты Мёбиуса» — простейшей неориентируемой двумерной поверхности с краем, допускающей вложение в трехмерное евклидово пространство.
Preview Preview Preview
«Я хотел вернуть себе взгляд Мёбиуса, удивить себя, дать себе свободу и поимпровизировать.»
В 1960-х — начале 1970-х Жиро работал, как сумасшедший. Уcтав от напряженной работы над «Блуберри», в 1971-м году Жиро создал комикс под названием La Déviation (фр. 'отклонение'), который появился на страницах Pilote. Это была автобиографическая история о каникулах Жиро на семь страниц, абсолютно не похожая по стилю на «Блуберри»: она была нарисованная в авангардистском стиле Мёбиуса. Успех был невероятным. Отточенная техника Жира, совмещенная с сюрреалистическим миром Мёбиуса, поразили читателей. «Я хотел вернуть себе взгляд Мёбиуса, удивить себя, дать себе свободу и поимпровизировать», — вспоминал Жиро.

Alone «Отклонение». Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
Métal Hurlan: эпоха новаторства

Обложки Métal Hurlant: №1 (1974 г.) и №6 (1975 г.)

К середине 1970-х в Pilote назрел конфликт: в течение нескольких лет в команде шли ожесточенные споры — налицо были разногласия, связанные с разными взглядами на развитие журнала и комиксов в целом. В результате, в 1974-м году Жиро вместе с Филиппом Друе (Phillippe Druillet), Жаном-Пьером Дьёне (Jean-Pierre Dionnet) и Бернаром Фаркасом (Bernard Farkas) основали Les Humanoïdes Associés (фр. 'относящийся к гуманоидам'), которая начала выпускать новаторский жунал Métal Hurlant (фр. 'вóющий металл').

Alone Слева направо: Бернард Фаркас, Жан-Пьер Дьёне , Филипп Друе, Жан Жиро, середина 1970-х гг.
«Мы были подобны хищникам, готовым напасть на индустрию комиксов».
Французский журнал оказал огромное влияние не только на комиксистов, но и на художников, иллюстраторов и графических дизайнеров того времени и последующих поколений. Движущей силой журнала был Друе. «Вместе мы создали новый французский комикс. В какой-то момент я подумал: мы — монстры, динозавры, после нас никого не будет», — позднее вспоминал он.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1974-м году, когда вышел первый выпуск Métal Hurlant, мир комиксов не только в Европе, но и в США и Японии, изменился навсегда. «Мы были подобны хищникам, готовым напасть на индустрию комиксов», — смеялся Жиро. Издание выходило раз в квартал и специализировалось на комиксах для взрослых: истории в основном писались в жанре научной фантастики, ужасов и эротики. Рисунки создавали ведущие европейские комиксисты: они отличались очень высоким качеством, детализацией, экспериментальной графикой, ориентирующейся на кинематограф. С 1977-го года журнал начал выходить и на английском языке в США, получив название Heavy Metal.


Обложки Heavy Metal: №1 (1977 г.) и номер 1978 г.

Арзак и Герметичный гараж
Alone «Арзак», 1975 г. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
Именно на страницах Métal Hurlan появились новаторские произведения Мёбиуса «Арзак» (Arzach)  и «Герметичный гараж» (Le Garage Hermétique), которые произвели переворот в искусстве комикса. Четырехсерийный комикс «Арзак» вышел в 1975-м году и сразу же стал культовым. Это был первый в истории жанра комикс без слов. По воспоминаниям Ганса Рудольфа Гигера (Hans Rudolf Giger) и Майка Миньолы (Mike Mignola), создаетеля «Хэллбоя» (Hellboy), их потряс именно этот комикс Мёбиуса.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Всемирно известный японский режисер-аниматор Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) признался, что эстетика «Арзака» очень сильно повлияла на оформление его мультфильма «Наусика из Долины ветров», снятого в 1984-м году. Главный герой «Арзака» — молодой человек, путешествующий на птеродактилеподобном существе по миру, напоминающему чей-то сон. События в истории развиваются нелинейно, и понять сюжет помогают лишь мастерские рисунки Мёбиуса. Эта серия оказала огромное влияние на развитие не только европейского комикса, но и американского и японского.


«Арзак» Мёбиуса


Кадры из «Навсикаи из Долины ветров» Хаяо Миядзаки
В 1976-1980-м годах Мёбиус работал над черно-белым комиксом «Герметичный гараж» (Le Garage Hermétique), который считается одним из его лучших творений. «Гараж» — это астероид в созвездие Льва, на котором находится параллельная вселенная. Майор Груберт (в англоязычной версии майор Фэтал) летает вокруг астероида на космическом корабле и наблюдает за развитием этой вселенной, пока различные силы пытаются в нее проникнуть. Интересно, что праобразом майора послужил Джерри Корнелиус (Jerry Cornelius) — секретный агент, герой произведений английского писателя-фантаста Майкла Муркока (Michael Moorcock).


Майор Груберт (Фэтал)

Сюжет комикса, по признанию самого Мёбиуса, был специально запутан и местами непонятен. Комикс изначально был черно-белый, однако затем выходили и цветные версии. «Гараж» начали издавать в США в 1977-м году, а позднее он вышел отдельной книгой. Комиксы, создаваемые Мёбиусом, разительно отличались от американских не только содержанием, но и стилем рисования: в них появились утонченность и сюрреализм. Работа прекрасного рисовальщика с богатым воображением выходила далеко за общепринятые рамки как американского, так и европейского комикса.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

По словам француза, период, когда он создавал Le Bandard Fou (фр. 'похотливый дурак'), «Отклонение», «Арзака» и «Герметичный гараж», был потрясающим и невероятно волнительным — у него буквально тряслись руки, когда он рисовал, и он чувствовал себя на одной волне с культурой, которая его окружала. После этого пути Жана Жиро и Филиппа Друе разошлись.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Майор Груберт (Фэтал) и Мёбиус Alone «Герметичный гараж»
Долгое завтра и Мир Эдена
Alone «Долгое завтра» (The Long Tomorrow), 1976 г. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
В 1974-м году Жиро познакомился с известным чилийским режиссером-новатором того времени Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky). И хотя фильм «Дюна» по одноименному роману амириканского фантаста Фрэнка Герберта (Frank Herbert), над которым они вместе работали, так и не вышел, они стали друзьями, и в 1980-1988-м годах Мёбиус иллюстрировал комикс Ходоровски «Инкал» (L’Incal) о приключениях частного детектива Джона Дифуля (John Difool) в космическом техногенном мире.

Алехандро Ходоровски — режиссер, продюсер, композитор, драматург, писатель, автор комиксов и психотерапевт. Особенно известен своими эзотерическими, сюрреалистическими и шокирующими фильмами, а также рядом комиксов.
Twocol Twocol

В 1975-м году Жиро познакомился с Дэном О'Бэнноном (Dan O'Bannon) — американским сценаристом и режиссером, который должен был отвечать за спецэффекты в фильме «Дюна». Так как съемки еще не начались, у Дэна было много свободного времени, и он написал и проиллюстрировал небольшую детективную историю, действие которой разворачивалось в будущем. Француз попросил разрешения тоже проиллюстрировать ее и, возможно, опубликовать в Métal Hurlan, и О'Бэннон, согласившись, забыл об этом.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1976-м году комикс The Long Tomorrow (англ. 'долгое завтра') появился на страницах Métal Hurlan, а в 1977-м году — в первом номере Heavy Metal. По словам О'Бэннон, он увидел его уже в напечатанном виде в англоязычной версии журнала. «Долгое завтра» называют первым комиксом в стиле киберпанк: именно на него ориентировались Ридли Скотт, создавая мир будущего в «Бегущем по лезви» и Джордж Лукас в фильме «Империя наносит ответный удар»; он оказал огромное влияние на Вильяма Гибсона, написавшего в 1984-м году роман «Нейромант» (Neuromancer), ставший классикой киберпанка, и на Кацухиро Отомо (Katsuhiro Otomo) — создателя культовых манги и аниме «Акира».


«Долгое завтра» Мёбиуса


Кадры из «Звездных войн» и «Бегущего по лезвию»
С 1983-го года Мёбиус работает над серией Le Monde d’Edena (фр. 'мир Эдена'). Это — история о двух бесполых существах, оказавшихся на незнакомой планете, которых затем переносят в другую галактику, в неизвестный мир, похожий на Эдем. В серии затрагивается множество вопросов, не типичных для комиксов: природа снов, питание и здоровье, биология и сексуальность, желание людей жить в организованном обществе, архетипы добра и зла. Стиль иллюстраций также не похож на другие работы Жиро: он использовал прием «чистой линии», в котором изображения создаются при помощи основных линий без штрихов и используется минимальное количество деталей.

Twocol Twocol Twocol Twocol

Если слава в родной Франции пришла к Жиро еще в 1960-х, после выхода комикса «Блуберри», то в 1980-х он бесспорно стал одним из самых ярких новаторов в области научно-фантастической иллюстрации в мире. В 1983-м году он неожиданно уехал на Таити. Прожив два года на Таити, в 1985-м году Жиро переехал в Лос-Анджелес, а в начале 1990-х вернулся в Париж.
Кинематограф
Alone Раскадровка к фильму «Дюна», середина 1970-х гг. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
«Когда меня пригласили работать в Голливуд — это было сродни приглашению на Олимп.»
Жан Жиро — уникальный случай среди комиксистов: он прославился не только своими разноплановыми комиксами, но и работой в качестве художника-постановщика многих культовых фильмов XX века. В 1974-1979-м годах Алехандро Ходоровски собирался экранизировать популярнейший научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна». На главную роль планировался Сальвадор Дали, музыку для фильма должны были написать в числе прочих Pink Floyd, а на должность художников-постановщиков пригласили Жана Жиро и Рудольфа Гигера. Из-за проблем со сценарием и финансированием лента так и не вышла в свет, а фильм «Дюна» в результате снял в 1984-м году Дэвид Линч.

Twocol Twocol Twocol Twocol

В 1979-м году Жиро работал над созданием костюмов астронавтов для фильма «Чужой» (Alien) Ридли Скотта. В 1982-м году он выступил художником-постановщиком ленты «Трон» (Tron) Стивена Лисбергера (Steven Lisberger). «Когда меня пригласили работать в Голливуд — это было сродни приглашению на Олимп. Простой почитатель, которого вдруг выбрали боги. Это звучит глупо, но я чувствовал себя именно так», — вспоминал Жиро. В 1982-м году француз также участвовал в создании полнометражного анимационного фильма «Властелины времени» (Les Maîtres du temps) режиссера Рене Лалу (René Laloux).

Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1988-м году француза пригласили на роль художника-постановщика фильма «Ива» (Willow), который снимали Рон Ховард (Ron Howard)  и Джордж Лукас. В 1989-м Жиро придумал подводных существ для фильма Джеймса Кэмерона (James Cameron) «Бездна» (Abyss), а 1997-м выступил одним из художников-постановщиков в фильме «Пятый элемент» (The Fifth Element) Люка Бессона (Luc Besson).


Эскизы подводных существ для фильма «Бездна», 1989 г.

«Кино священно. Фильм — это практически воплощение божественного…»
«Когда Люк Бессон решил снимать "Пятый элемент", он обратился к рассказу, который написал в юности под впечатлением от комиксов. Это было своего рода посвящение работам Жана-Колда Мезье (Jean-Claude Mézières) и Мёбиуса, поэтому он и решил пригласить нас в качестве художников-постановщиков. Это была дань уважения и в то же время очень трогательный подарок от читателя. В каком-то смысле это был очень "мёбиусский" момент», — рассказывал Жиро. Кстати, комиксисты были знакомы более сорока лет — со студенческой скамьи.

Жиро и Мезье перед просмотром фильма «Пятый элемент»
Alone Кадр из фильма «Пятый элемент», 1997 г.
«Работать над фильмом было, безусловно, очень интересно и позволило мне вблизи посмотреть на мир, которым я восхищаюсь и который буквально боготворил с самого детства. Для меня кино — нечто, с чем я постоянно сталкиваюсь. Оно священно. Фильм — это практически воплощение божественного… Режиссеры — "боги", в кавычках, конечно. Я действительно очень ценю кино. И не я один. Многие относятся к нему так же», — говорил французский художник.

Preview Preview Preview
«Забавно, что режиссеры и продюсеры приглашают на работу Мёбиуса, но очень часто над проектом работает Жир.»
Alone Эскиз для фильма «Ива» (Willow), 1988 г. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
Несмотря на то, что во всех фильмах Жан Жиро подписан как «Мёбиус», он говорил, что работа в кино всегда была плодом сотрудничества двух его альтер-эго: «Забавно, что режиссеры и продюсеры приглашают на работу Мёбиуса, но очень часто над проектом работает Жир. Это не связано с качеством работы — скорее, это вопрос дисциплинированности. Когда я работаю над фильмом, отношение к делу у меня практически такое же, как когда я рисую "Блуберри". Мёбиус же более неоднозначный и основывается на неуловимом юморе и свободе. Если нет свободы, нет и Мёбиуса. Так что, хотя все мои работы в кино подписаны "Мёбиус", это — такая циничная манипуляция».
Экранизации

«Арзак»

Афиша фильма «Блуберри», 2004 г.
По произведениям самого Жиро были сняты короткометражная лента, анимационная серия, мультфильм и фильм. Так, в 1991-м году Матьё Кассовиц (Mathieu Kassovitz) снял одну из своих первых короткометражек под названием «Белый кошмар» по детективной истории, написанной Жиром. В 2003-м году Мёбиус выступил режиссером анимационной серии «Легенда Арзака» (Arzach Rhapsody) по одноименной серии своих комиксов, а в 2004-м году вышел вестерн «Блуберри» (Blueberry: L'expérience secrète) Жана Кунена (Jan Kounen) с Венсаном Касселем в главной роли.

«Легенда Арзака» (Arzach Rhapsody), 2003 г.
В 2005-м году вышел анимационный фильм «Сквозь ленту Мёбиуса» (Thru the Moebius Strip), в котором сам Жиро выступил в качестве художника-постановщика. Интересно, что француз много лет дружил с известным японским мультипликатором Хаяо Миядзаки, назвал свою дочь «Наусика» в честь героини мультфильма Миядзаки, а в 2004-2005-м годах у француза и японца даже прошла совместная выставка в Париже.
Серебряный серфер и другие проекты
Alone «Серебряный серфер» (Silver Surfer), к. 1980-х гг.
В конце 1980-х годов Жан Жиро с семьей переехал в США. В 1988-м году он познакомили со Стэном Ли (Stan Lee) — основателем Marvel Comics. Они обсудили, над каким комиксом могли бы вместе поработать, и сошлись во мнении, что лучший герой для Мёбиуса — это Серебряный серфер, существо из другого мира. «Я думал, что он позвонит мне через полгода и скажет: "Помнишь, мы хотели поработать вместе?" Но нет, так сделали бы во Франции. А здесь на следующий день у меня на столе уже лежал сценарий», — рассказывал художник.


«Серебряный серфер»

Майк Миньола вспоминает, что американские комиксисты были очень рады, что Мёбиуса позвали работать в Marvel — все думали, что американская индустрия комиксов изменится: что у художников появится больше свободы для самовыражения, будет появляться больше необычных работ, будут приглашать других европейских комиксистов… Однако ничего не произошло.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 1997-м году вместе с супругой Изабель Жиро открыл издательство Moebius Productions / Stardom, которое выпустило серию книг «Внутри Мёбиуса» (Inside Moebius) и организовывало выставки француза в Европе и Азии.

 
Из книг «Внутри Мёбиуса»

В 1999-м году по приглашению миланской галереи Nuages Жиро проиллюстрировал одну из частей «Божественной комедии» Данте. Известный американский графический дизайнер и иллюстратор Милтон Глейзер (Milton Glaser) создал иллюстрации к «Чистилищу», итальянец Лоренцо Маттотти (Lorenzo Mattotti) — к «Аду», а француз работал над «Раем». По мнению большинства, проиллюстрировать «Рай» было сложнее всего, так как это — самая абстрактная часть «Комедии».

Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В 2003-м году в рамках Второго московского международного фестиваля комиксов «КомМиссия» Жан Жиро приезжал в Москву: в Центре им. Сахарова проходила выставка «История французского комикса». В 2007-м году BBC выпустили документальный фильм «В поисках Мёбиуса» (In Search of Moebius), в котором сам Жан Жиро и люди, с которыми он работал, рассказали о его жизни, творчестве и различных проектах, в которых он принимал участие.

Фильм «В поисках Мёбиуса» (In Search of Moebius), 2003 г.
В октябре 2010-го — марте 2011-го в Cartier Foundation в Париже состоялась масштабная персональная выставка под названием Moebius — Trance — Form, а в 2011-м году Жиро проиллюстрировал ограниченный тираж романа «Алхимик» всемирно известного бразильского писателя Пауло Коэльо и создал потрясающую серию работ «Путешествие Гермеса» (Le Voyage d'Hermès) для модного дома Hermès. С 1975-го года Жан Жиро регулярно получал премии и награды на фестивалях во Франции, Италии, Швеции, Германии, Испании и США. Великий французский художник скончался от рака в марте 2012-го года, в возрасте семидесяти трех лет.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Выставка Moebius — Trance — Form в Cartier Foundation, Париж, 2010-2011 гг. Alone Выставка Moebius — Trance — Form в Cartier Foundation, Париж, 2010-2011 гг. Alone Выставка Moebius — Trance — Form в Cartier Foundation, Париж, 2010-2011 гг. Alone Выставка Moebius — Trance — Form в Cartier Foundation, Париж, 2010-2011 гг. Alone Выставка Moebius — Trance — Form в Cartier Foundation, Париж, 2010-2011 гг. Alone Выставка Moebius — Trance — Form в Cartier Foundation, Париж, 2010-2011 гг.
Жир и Мёбиус
Alone «Блуберри». Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
Жан Жиро прославился под двумя псевдонимами: «Жир» и «Мёбиус». В Европе, и прежде всего во Франции, он получил известность как Жир — художник, придумавший вместе с Жаном-Мишелем Шарлье «Приключения лейтенанта Блуберри» — одну из самых успешных серий комиксов в Европе, которые продолжают выходить до сих пор. Нетипичный герой, реалистичный стиль и невероятная детализация рисунков принесли Жиру славу и широкую известность среди любителей комиксов. Его популярность во Франции была огромна: там даже выпустили марки с его изображением.

Alone © Жан Жиро. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
«Почему люди стремятся связывать художника с каким-то одним стилем? И что происходит с его другими сторонами?»
В США Жиро узнали под псевдонимом «Мёбиус» в первую очередь благодаря его работе над культовыми научно-фантастическими фильмами. Стиль рисунков, создаваемых под этим именем, сильно отличался от «Блуберри» — это были смелые эксперименты, навсегда изменившие отношение людей к искусству комикса: Мёбиус создавал свой собственный, ни на что не похожий мир, смешивая сюрреализм и научную фантастику.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро
Серия «Блуберри» всегда являлась для Жиро основным источником дохода во Франции: «Сейчас тираж комикса 200 000 экземпляров, и со временем он может достигнуть миллиона. А работы, которые я создаю как Мёбус, продаются здесь по 500-2000 экземпляров — можно считать, что они вообще не продаются. В США все наоборот: там никто не знает, кто такой Жан Жиро или Жир. Когда я бываю в гостях у Джорджа Лукаса или на слете комиксистов, все хотят пожать руку Мёбиусу. Это достаточно забавно, но это — моя жизнь, так что это и немного трагично. И хотя вам это может и не показаться трагичным, возникает важный вопрос: почему люди стремятся связывать художника с каким-то одним стилем? И что происходит с его другими сторонами?», — говорил Жиро в одном из интервью.

Alone © Жан Жиро. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
С присущим ему юмором француз говорил: «Моей главной задачей было добиться бессмертия, и сейчас, когда, кажется, уже слишком поздно, я понял, что время уходит, поэтому я постоянно работаю над несколькими проектами сразу. И проекты Жиро, Жира и Мёбиуса постоянно накладываются друг на друга, что тоже очень в стиле Мёбиуса. Раньше комиксисты развивались, переходя от одного комикса к другому. Мое же развитие больше похоже на мутацию стиля. Для меня переход от Жира к Мёбиусу и обратно к Жиру — это способ бороться с ограничениями и продолжать получать удовольствие от работы».
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро
Творчество, сознание и подсознание
Alone © Жан Жиро. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
«Мир творчества для меня — это прежде всего удовольствие.»
«Мир творчества для меня — это прежде всего удовольствие. Удовольствие — стимул для выживания. Еще очень приятно, что другие комиксисты любят меня и восхищаются моей работой. Это всегда на меня влияло и продолжает влиять до сих пор: как они меня воспринимают, что обо мне думают? Иногда очень приятно об этом думать, а иногда — страшно. Мне всегда казалось, что комиксисты относятся ко мне, как к джокеру, как к шуту, с которого упала маска. Даже как к призраку: "Мёбиус показал свое истинное лицо: он — посредственность!" Так что я  всегда удивлялся, когда видел, что я им нравлюсь. Это — здорово!», — делился художник.

Alone © Жан Жиро. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
«Ты действительно чувствуешь, что теряешь рассудок, когда начинаешь рисовать нечто, у чего нет никаких отправных точек.»
На вопрос, как Мёбиус оказывается в своих мирах, он отвечает: «Это очень просто! Ты садишься за стол, берешь карандаш и бумагу и предоставляешь удовольствию свободу работать. Иногда бывает сложно, потому что то, что ты видишь, как будто бы в тумане, в дымке. Образы закутаны в сопротивление творению, в отсутствие памяти. Когда ты рисуешь, создаешь комикс, на самом деле, работает память. В результате выпущенного из памяти материала появляется восприимчивость к изображениям, затем поток, идущий сквозь руку и глаз, а этот поток неожиданно вызывает чувство, которое мы испытываем, глядя на этот рисунок. На самом деле, рисунок рождается из следов, оставленных этим чувством. Конечно, есть разные чувства: неприятные, приятные, легкие и сбалансированные».
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Работа из серии «Путешествие Гермеса» (Le Voyage d'Hermès), 2011 г. Alone Работа из серии «Путешествие Гермеса» (Le Voyage d'Hermès), 2011 г. Alone Работа из серии «Путешествие Гермеса» (Le Voyage d'Hermès), 2011 г. Alone Работа из серии «Путешествие Гермеса» (Le Voyage d'Hermès), 2011 г.
«Ты видишь, как делаешь что-то, что сам не понимаешь, как если бы ты вдруг заговорил на чужом языке.»
«Иногда прекрасные рисунки получаются, когда ты черпаешь вдохновение в мистических, тревожных источниках. Иногда, когда я рисую, спрашиваю себя, а не схожу ли я с ума. Ты действительно чувствуешь, что теряешь рассудок, когда начинаешь рисовать нечто, у чего нет никаких отправных точек. Ты понимаешь, что потерял связь с самим собой. Ты видишь, как делаешь что-то, что сам не понимаешь, как если бы ты вдруг заговорил на чужом языке. Это одновременно и пугает, и будоражит, потому что со временем ты обретаешь некую уверенность. Ты знаешь, что не умрешь в этом неизвестном мире. И страха больше нет. Ты думаешь, что находишься в опасности, но на самом деле, это не так, и тебе нужно двигаться дальше. Тебе необходимо быть уверенным в себе: "Я иду!"»

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

«Рисуя комиксы и сочиняя сценарии, ты понемногу учишься рассказывать истории. А рассказвывание историй — это тот стрежень, который соединяет различные виды повествования: кино, литературу, комиксы, театр… И суть не только в словах. Что значит рассказать историю? Это значит попасть в какой-то отрывок жизни людей, реальной или выдуманной: это не имеет значения, так как вымышленное — это преобразованная или замаскированная реальность. Это — расширение собственного опыта за счет приобретения опыта других людей. Это — уникальная человеческая способность, которая определяет и отличает человека. Мы возвращаемся к коллективной сети.»


© Жан Жиро

«Наше сознание сегодня состоит из нашего собственного опыта "до" и "после", сливающегося с тысячами других существ, и именно это породило, переработало, переписало, облагородило и синтезировало исходные истории. Мы включаем все это в собственное сознание. Мы становимся "авианосцами сознания", способными удерживать идеи и представления, которые взлетают, возвращаются, замирают, снова возвращаются, раскрывают крылья и снова отправляются в полет. И все это — постоянно в нашем распоряжении. Прекрасно! Какая замечательная жизнь!»
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро
Компьютер и виртуальная реальность
Alone Жан Жиро
В интервью 2003-го года Жан Жиро признался, что многие проекты он создает целиком на компьютере: «Для меня это как работа на бумаге, только без бумаги. Требуются те же движения, та же палитра, те же ластики. Да, это компромисс. Я теряю широту взгляда, зато экономлю много времени». По словам художника, «компьютер — просто усложненный вариант карандаша. Это — инструмент, и ничего более. Но в то же время нельзя пренебрегать его особенностями, потому что у каждого инструмента — свои характерные черты, которые могут перенести художника в другой мир».

Alone © Жан Жиро. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
«Виртуальная реальность — усовершенствованный инструмент для рассказывания историй.»
На вопрос о будущем виртуальной реальности, Мёбиус ответил: «Если все пойдет так, как сейчас, очень вероятно, что искусственно созданные изображения достигнут такого уровня, что с их помощью можно будет создавать действия. Мы сможем использовать придуманных актеров, которые ничем не будут отличаться от настоящих. Это одновременно и ужасно, и восхитительно. Виртуальная реальность — усовершенствованный инструмент для рассказывания историй. Конечно, возникнет огромное количество моральных вопросов. Но не стоит забывать, что для наших внуков это будет основным способом развлечения. Мы должны разобраться со всеми моральными и легальными вопросами».
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Жан Жиро Alone © Жан Жиро
«Что лучше: прожить свою мечту в реальности или прожить ее симуляцию?»
«Что реально, а что нет? — это серьезный вопрос для человеческого сознания. Искусственно созданные изображения и виртуальные миры будут делать этот вопрос все более осязаемым, он будет становиться все острее и острее, все более отдаляться от метафизических размышлений, но все это  на самом деле вернет нас к тому, с чего мы начали. Так что это будет и прекрасно и в то же время станет гигантской ловушкой для человечества, особенно, если мы доведем виртуальную реальность до ее логического завершения.»

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Из книги «Внутри Мёбиуса» Alone Из книги «Внутри Мёбиуса» Alone Из книги «Внутри Мёбиуса»
«Что такое идеальная виртуальная реальность? Это — мечта, сон. В тот день, когда мы сможем войти в виртуальную реальность, как в мечту, в сон, человечеству предстоит выбрать свою судьбу. Что лучше: прожить свою мечту в реальности или прожить ее симуляцию? Вы сами должны будете выбрать. Вопрос в следующем: стоит ли жить, заключенным в тело, или же лучше жить в анимационной вселенной, с трубками, по которым тебе будут поступать питательные вещества, жить во сне, в мире придуманных изображений, а какие-то люди будут все это режиссировать, как боги. Видите, мы всегда возвращаемся к вопросу режиссуры и Бога!»

Alone © Жан Жиро. Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большом размере.
Кто такой Жан Жиро?

«Жан — очень сложный человек, полный противоречий. Ему сложно общаться с людьми. Я бы сказал, что он страдает от чрезмерного эго, но кто из нас в этой индустрии от него не страдает, включая меня самого?»

Филипп Друе


«В чем-то он был гениальнее нас всех, но он был самым тихим.»

Дэн О'Бэннон

«Есть Жан Жиро — художник и Жан Жиро — человек. Это два разных существа. Я бы устал от Жана Жиро-человека, потому что его невозможно понять, ухватить. Никогда не знаешь, кто он. Я знаю его как художника. А как человека — нет. Мы знакомы очень давно, но я не знаю, кто он». 

Алехандро Ходоровски

© Жан Жиро

«Не знаю, что сказать. Я осознаю, что моя творческая деятельность приносит проблемы не только моей жене, но и детям. В каком-то смысле я… Я — как пассажир поезда, идущего на полных парах: я  — в поезде, поезд — это моя история. Время от времени я перехожу из вагона в вагон, смотрю в окно, но я не могу остановить поезд. Он доедет до конца. Иногда я выглядываю и вижу те сложности, которые возникают у людей из-за меня, и говорю себе: "Плохо дело". Но все должны решать свои проблемы сами. Я — художник, я создаю комиксы, и мое дело рисовать. Одно время я действительно думал, что могу быть пророком, святым… который рисует. Но нет… Я умру каким-нибудь банальным образом, так же, как и жил. Но я продолжаю рисовать и вкладываю всю свою энергию в рисунки, чтобы сделать их живыми».

Жан Жиро
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Жан Жиро Alone Жан Жиро
Материал подготовили: Ксения По и Дмитрий Аске. Использованы отрывки из статьи с сайта France Magazine, интервью для Art Futura и из фильма «В поисках Мёбиуса».
Узнать больше вы можете, посмотрев фильм «В поисках Мёбиуса». Работы Жана Жиро вы можете найти у него на сайте, а также на странице Tumblr. Вы также можеье посмотреть «Легенду об Арзаке» на русском языке и обновленный архив журналов Heavy Metal.
8 понравилось
Зеус: подборка работ Зеус: подборка работ

Итальянский райтер из Неаполя, участвующий в команде Wild Boys, рисует яркие шрифты, вдохновленные классическим граффити.

0 759
Userpics_micro
ребята, очень много ошибок! очень. но, в остальном - шикарная статья! как давний поклонник творчества ЖЖ, снимаю шляпу. всем интересующимся могу накидать ссылок на его комиксы в хорошем русском переводе и оформлении (делали с любовью). пишите в личку, а то, боюсь, что меня тут забанят за ссылки на сторонние ресурсы))
1
Userpics_micro
Перечитал, поправил, что нашел. Спасибо! Ссылки можешь кидать прямо сюда без проблем.
1
Userpics_micro
к сожалению, единственный и самый главный русскоязычный ресурс по БД (BD – это аббревиатура с французского La bande dessinee – в вольном переводе «рисованные полосы») не успевает справляться со всем, но зато каждый перевод сделан фанатами жанра и автора, а потому даже в тех случаях, когда переводят звуки, это сделано очень качественно. Блуберри (в процессе перевода): http://rus-bd.com/everything/35-bdarticlescategory/99-blueberry.html Инкал (законченная серия): http://rus-bd.com/2012-03-23-23-28-05/35-bdarticlescategory/234-incal.html ну, а тут, ссылки на другие работы, к которым приложил руку Мёбиус: http://comicsdb.ru/search/creators/Moebius/
1
Userpics_micro
форматирование текста поехало((
Userpics_micro
Спасибо!
Userpics_micro
Отличный материал!
2
Userpics_micro
Спасибо!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.