Наверх
19 января 2015 в 13:01 Дизайн Графический 3 5 7187

Такенобу Игараси

Takenobu Igarashi, Япония

Выдающийся японский дизайнер и скульптор прославился в 1980-х годах, создавая объемные шрифтовые композиции, которые и сегодня выглядят актуально.

Alone © Такенобу Игараси, 1989 г.

Такенобу Игараси (Takenobu Igarashi) — один из выдающихся, оригинальных и плодовитых японских дизайнеров и скульпторов современности. Мировая известность пришла к нему благодаря объемным буквам и цифрам, которые он создавал при помощи изометрической сетки в эпоху, когда графические дизайнеры не пользовались компьютерами и не существовало программ, которые бы позволяли создавать объемные изображения. В последние годы Игараси в основном занимается созданием масштабных скульптур и архитектурными проектами в Японии и США.

Увлечение дизайном
Alone © Такенобу Игараси, 1987 г.
Танкенобу Игараси родился в 1944-м году в городе Такикава на острове Хоккайдо. Он увлекся дизайном в начале 1960-х, обучаясь в старших классах школы в Токио, и посещал занятия по дизайну в одном из университетов столицы. В 1968-м году Игараси окончил Университет изобразительных искусств Тама (Tama University of Fine Arts), а в 1969-м году получил степень магистра в Колледже изобразительных искусств Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (College of Fine Arts, University of California).

Twocol Twocol Twocol Twocol
Работы дизайнеров, вдохновивших Такенобу Игараси
Среди своих кумиров Игараси называет австрийско-американского дизайнера, художника, фотографа и архитектора Герберта Байера (Herbert Bayer), швейцарского архитектора, художника и дизайнера Макса Билла (Max Bill), итальянских дизайнеров Массимо Винелли (Massimo Vignelli) и Энзо Мари (Enzo Mari), а также японо-американского скульптора и архитектора Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). «Всех их объединяет то, что их сфера деятельности охватывала графический и промышленный дизайн, архитектуру, скульптуру, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, живопись и многое другое. Обычно считается, что у дизайнера должна быть узкая специализация. Я против подобного подхода, поэтому я так уважаю этих мастеров. Я считаю себя дизайнером-любителем, поэтому продолжаю учиться и осваивать новые направления, и мне это очень нравится», — говорит Игараси.

Alone Скульптура Исаму Ногучи
Буквы и цифры

© Такенобу Игараси, 1975 г.

Вернувшись в 1970-м году на родину, Игараси не мог устроиться на работу ни в одну дизайн-студию, так как начальству не нравилось, что он обучался за границей. Тогда японец открыл собственную студию, в которой вместе с другими графическими дизайнерами занимался версткой журналов и книг, а также созданием логотипов и разработкой фирменного стиля для различных японских и международных компаний.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Такенобу Игараси, 1974 г. Alone © Такенобу Игараси, 1974 г.
«Я сделал алфавит лейтмотивом своего творчества, и попытки создать потрясающий трехмерный алфавит превратились в мою каждодневную задачу.»
С середины 1970-х Игараси начал экспериментировать с изображением букв в аксонометрической проекции. Он рисовал буквы, используя изометрическую сетку — так появились его трехмерные алфавиты, которые он сам называл «архитектурные алфавиты». По словам японца, 95% его работ основаны на сетке и состоят из следующих элементов: «точки, которая является самым маленьким элементом восприятия; линий, которые определяют положение и задают рамки между планами; сеток, которые вносят математический порядок; поверхностей, которые могут быть видимыми и ощутимыми; кругов, треугольников и квадратов».


© Такенобу Игараси, 1981 г.

© Такенобу Игараси, 1979 г.
«Латинский алфавит состоит из простых геометрических форм и обладает потрясающей, простой структурой, которая позволяет выражать даже нечто очень сложное. С другой стороны, японское письмо — сложное и идеографическое. Поэтому я сделал алфавит лейтмотивом своего творчества, и с тех пор попытки создать потрясающий трехмерный алфавит превратились в мою каждодневную задачу», — пишет японец в своей книге «Такенобу Игараси» (Takenobu Igarashi, 1998).


© Такенобу Игараси, 1978 г.

Логотип Японской типографической ассоциации
Именно благодаря своим аксонометрическим алфавитам в середине 1970-х годов японец получил известность, а в 1979-м году и международное признание: авторитетный швейцарский журнал Graphics опубликовал большую статью, посвященную Игараси, работы которого затем не раз появлялись на страницах издания.

Alone © Такенобу Игараси, 1981 г.
«Я работаю с двухмерным и трехмерным пространством, и для меня естественно переходить от одного к другому.»
В 1975-1983-м годах Игараси принимал участие в групповых выставках, а также выставлял свои работы на персональных экспозициях в Токио, Амстердаме, Венне, Санта-Розе и Нью-Йорке. В 1980-м году Игараси был принят в Международный графический альянс (AGI — Alliance Graphique Internationale) — международную ассоциацию дизайнеров, а в 1983-1989-м он был в совете директоров. В 1983-м же году нью-йоркский Музей современного искусства (MOMA) приобрел несколько плакатов Игараси для своей постоянной коллекции, а также много лет подряд заказывал ему календари с объемными изображениями букв, которые считаются одними из самых ярких работ японца. Вот, что сам  дизайнер рассказал об этом: «Я работаю с двухмерным и трехмерным пространством, и для меня естественно переходить от одного к другому. На меня очень большое влияние оказали швейцарские графические дизайнеры, которые занимались изучением сеток и математического порядка, с помощью которых можно создавать фигуры и пространство. На меня также повлияла японская архитектура, которая во многои опирается на сетки и систему блоков».

Twocol Twocol

Самые известные типографические проекты Такенобу Игараси включают в себя: «Преобразующийся алфавит», «Зеркальный алфавит», «Скульптура буквы N» 1981-го года,  «Алюминиевый алфавит» 1983-го года, «Складной алфавит» 1985-го года и серию календарей для MOMA 1984-1993 годов, для которых он нарисовал более шести тысяч различных цифр (все изометрические изображения были созданы без помощи компьютера).

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Такенобу Игараси, 1989 г. Alone © Такенобу Игараси, 1983 г. Alone © Такенобу Игараси, 1955 г. Alone © Такенобу Игараси, 1985 г. Alone © Такенобу Игараси, 1984 г.
Промышленный дизайн
Alone © Такенобу Игараси, 2005 г.
В 1980-х годах Игараси начал создавать свои первые скульптуры в виде букв, а с 1986-го года занялся промышленным дизайном. «Я всегда стремился к тому, чтобы мой дизайн был простым, лаконичным и как можно более свободным», — говорит японец.


© Такенобу Игараси, 1995 г.

© Такенобу Игараси, 1989 г.
«Японские автомобили, например, все одинаковые и с дизайном у них не очень.»
Любопытно, что, в то время как многие люди на Западе восхищаются всем японским,  в том числе японским дизайном, Такенобу Игараси считает, что японцам нужно много работать, чтобы добиться по-настоящему хорошего дизайна и оригинальности. Так, к промышленному дизайну и дизайну среды Игараси подтолкнуло именно желание сделать общественные пространства и товары красивее: «В Японии все переплетено: искусство, дизайн, производство и окружающая среда. После Второй мировой войны наша культура так быстро поддалась сильному влиянию Запада, что некоторые из наших важнейших традиций пострадали, особенно это касается взаимоотношений с природой. В Токио огромное количество хаоса и уродств, которые я презираю. Дизайн, который улучшает нашу среду, приносит мне огромное удовлетворение. Именно поэтому в последнее время я достаточно много занимаюсь промышленным дизайном. У нас так много уродливых товаров. Японские товары отличаются хорошим качеством, но не дизайном. Сравните с итальянским дизайном: так много хороших товаров, по-настоящему оригинальных. А японские автомобили, например, все одинаковые, и с дизайном у них не очень.»

Alone Витраж. © Такенобу Игараси, 1982 г.
В конце 1980-х — начале 1990-х Игараси осуществил ряд совместных проектов с мастерами — представителям традиционных японских ремесел. Так как ремесла с многовековыми традициями пребывали в состоянии упадка, японец решил поддержать их, предложив совместно выпускать товары для международного рынка. Он разработал дизайны ваз, ламп, столовых приборов и т.д., которые выполнили для него кузнецы, гончары и мастера по работе с лаком. Несмотря на все трудности и затратность, проект получился удачным: предметы, созданные совместными усилиями с мастерами-ремесленниками, выставлялись в разных городах мира и продавались при крупных музеях и в моднах дизайнерских магазинах. В 1993-м году даже вышла книга, посвященная данному проекту. Тем не менее, из-за экономического спада 1990-х годов Игараси прекратил разрабатывать новые предметы.


© Такенобу Игараси, 1992 г.

© Такенобу Игараси, 1989-1994 г.
В 1985-м году работы Игараси выставлялись в Центре Помпиду (Centre Pompidou) в Париже, а в 1990-м году у японца состоялся ряд выставок, в том числе персональные экспозиции в Токио и Нью-Йорке.

Работа с заказчиками
Alone Логотипы, разработанные Такенобу Игараси
У Такенобу Игараси — очень большой опыт работы с заказчиками, и вот, что он рассказал об этом в интервью 1990-го года: «Мой подход заключается в том, что сначала я представляю свои идеи в чистой форме. Например, я создаю трехмерные алфавиты. Я делаю много алфавитов для себя и выставляю их в галереях. Те, кто видит мою работу в подобном контексте, могут понять мои идеи в чистом виде. Эти идеи я часто использую, работая с заказчиками. Именно так я работаю последние двадцать лет».

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Такенобу Игараси, 1981 г. Alone © Такенобу Игараси, 1991 г.
«Японцы тебя судят не только по внешности, но и по тому, что ты за человек.»
Игараси также отмечает разницу в подходе к работе японских, американских и европейских заказчиков: «В Японии заказчик хочет достигнуть с дизайнером более глубокого взаимопонимания на человеческом уровне. Японцы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. Тебя судят не только по внешности, но и по тому, что ты за человек. Они хотят иметь возможность доверять дизайнеру на протяжении долгого периода времени, и установление подобных отношений также требует времени. Портфолио здесь не поможет. Лучше будет выпить или просто вместе провести время. Но, как только у вас сложились отношения, японцы более открыты вашим идеям. Мы можем сделать дизайн чего угодно. Мы, дизайнеры, можеи предложить не только новый дизайн, но и новые идеи, касающиеся бизнеса».

Alone Скульптура для Nike. © Такенобу Игараси, 1990 г.
«Американские и европейские заказчики точно знают, чего они хотят, у японцев все более неопределенно. Процесс принятия решений также очень отличается. Люди на Западе хотят увидеть твою идею, а затем решить: "да" или "нет". Заказчик также хочет, чтобы все, кто участвует в процессе, были довольны результатом, поэтому никто не принимает решения в одиночку. Они хотят, чтобы все участвовали. И если кто-то с чем-то не согласен, они хотят знать, почему. Они ищут компромисс.»


© Такенобу Игараси, 1984 г.

© Такенобу Игараси, 1987 г.
«Заказчики часто просят сделать три варианта дизайна. Однако лучшее решение всегда одно.»
«Заказчики часто просят меня сделать три варианта дизайна. Однако лучшее решение всегда одно, а не три. Так что это трата времени и сил, не говоря уже об издержках и материалах. Если задача дизайнера — найти лучшее из возможных решений, то процесс сравнения и выбора уже является частью его работы. В интересах заказчика исключить ненужные действия и урезать стоимость. Поэтому важно, чтобы заказчик постарался найти лучшего дизайнера и заплатил бы только за самый хороший дизайн».
Преподавание

© Такенобу Игараси, 1981 г.

Игараси всегда принимал активное участие в обучении молодого поколения: он читал лекции в Смитсониевском институте (Smithsonian Institution) и Калифорнийском университете (University of California) в США, в японском Университете Тиба (Chiba University), а также основал факультет дизайна в своем родном Университете изобразительных искусств Тама, на котором впервые в Японии обучение дизайну проходило при активном использовании компьютеров. Игараси являлся первым заведующим данной кафедрой, а в 2011-м году был назначен президентом университета. С 1980-х годов он также активно выступал на различных международных конференциях.
Скульптура
Alone © Такенобу Игараси, 1998 г.
«Скульптура — это процесс роста с непредсказуемыми результатами.»
В 1994-м году Такенобу Игараси завершил свою двадцатипятилетнюю карьеру дизайнера, переехал в Лос-Анджелес и занялся скульптурой. Поработав с мрамором, он пришел к выводу, что ему больше по душе дерево, глина и металл.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Скульптуры Такенобу Игараси
«Дизайн требует планирования, и задача заключается в том, чтобы воплотить план в конкретную форму, решив поставленную заказчиком задачу. Скульптура же — это процесс роста с непредсказуемыми результатами. Я высекаю из камня, свариваю железо и режу по дереву, чтобы создать органические формы. Мое внимание привлекают взаимоотношения между поверхностью и структурой. Я все чаще чувствую, что универсальность существует в видимом и в то же время невидимом состоянии: иногда мне кажется, что мы живем, ничего не видя. Создание скульптур ставит под вопрос даже мельчайшие детали моей жизни. На самом деле, весь мой образ жизни под вопросом. Насколько я могу измениться? Со скольким я могу согласиться? На данный момент все, что я могу, это просто работать, продолжая путешествие в поисках самого себя», — говорит японец.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Такенобу Игараси, 1998 г. Alone © Такенобу Игараси, 2008 г. Alone © Такенобу Игараси, 2002 г. Alone © Такенобу Игараси, 2008 г.
Прожив десять лет в США, в 2004-м Игараси вернулся на родину. Любопытно, что он сказал о разнице между Лос-Анджелесом и Токио: «Япония — страна с очень древней культурой, так что Токио — это смесь старого и нового, много интересных контрастов. В Лос-Анджелесе очень-очень много места. В Японии пространство очень ограничено, и расстояния очень небольшие. Отсюда такое внимание к деталям. В Лос-Анджелесе подобного нет». В 2000-2010-х годах Игараси создавал скульптуры и рельефы для общественных пространств в различных городах Японии, а также возобновил свои эксперименты в области дизайна, но уже как художник, а не как ремесленник. Работы японца находятся в постоянных коллекциях более тридцати музеев по всему миру, его книги выходили в Японии, Китае, Корее, Германии и Швейцарии, а сам он, начиная 1989-го года, получил ряд наград в области графического и промышленного дизайна.
Прямая речь: размышления о дизайне
Alone © Такенобу Игараси, 1993 г.
«Мой подход к дизайну всегда колебался между желанием сделать что-то полезное для общества и создать нечто красивое собственными руками. Причина подобного колебания заключается в том, что 80% работы дизайнера определяется внешними факторами, оставляя 20% для чистого творчества. Конечно, можно испытать радость от самореализации в процессе воплощения идеи, что, в каком-то смысле похоже на игру. С другой стороны, я до сих пор не уверен, какую роль играет дизайнер и, соответственно, не уверен в своем образе жизни в качестве дизайнера.»


© Такенобу Игараси, 1974 г.

© Такенобу Игараси, 1985 г.
«Удовольствие, которое приносит погружение в мир творчества, наслаждение, которое дает решение поставленной задачи, ответственность, которую ты чувствуешь, исполняя пожелания заказчика, и удовлетворение, которое дарит признание публики, — все эти положительные аспекты, сложенные вместе, все равно отбрасывают тень сомнения на нужность дизайна в реальном мире.»

Alone © Такенобу Игараси, 1984 г.
«В новом веке мы должны выходить за общепринятые рамки дизайна и двигаться в сторону бóльшей творческой составляющей.»
«С приходом нового, XXI, века творчество в решении дизайнерских задач будет подвергнуто серьезному сомнению. Не деградировал ли дизайн до уровня обычной индустрии обслуживания? В новом веке мы должны выходить за общепринятые рамки дизайна и двигаться в сторону бóльшей творческой составляющей. Возможно, решение лежит в направлении изобразительного искусства. Однако дизайн по сути останется красивым, веселым и функциональным.»


© Такенобу Игараси, 1988 г.

© Такенобу Игараси, 1995 г.
«Переход к цифровым технологиям расширяет возможности дизайна, но, по моему мнению, лишив дизайн работы вручную, он лишил дизайн его "изюминки". Я считаю, что дверь в будущее дизайна можно открыть, преодолев эту проблему.»

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Алюминиевый алфавит Такенобу Игараси, 1983 г.
Материал подготовили:
Ксения По и Дмитрий Аске
Использованы отрывки из книги Takenobu Igarashi, изданной Axel Menges в 1998-м году, и интервью для сайта Robdeway. Узнать больше о Такенобу Игараси вы можете, посетив его сайт.
5 понравилось
Арис: подборка шрифтов Арис: подборка шрифтов

Уличный художник, известный своими масштабными работами, до сих пор рисует шрифты. Предлагаем вашему вниманию подборку некоторых из них.

0 1205
Падшие ангелы Падшие ангелы

В итальянской галерее GaloArt открылась персональная выставка греческого художника Фикоса, который подготовил холсты и рисунки, а также расписал одну из стен зала.

0 769
Userpics_micro
Multi 19 января 2015 в 12:19 ссылка на комментарий
!!!!!
2
Userpics_micro
EGUQ 15 марта 2015 в 22:34 ссылка на комментарий
Отличная статья, вдохновляющая
1
Userpics_micro
Ksenia 16 марта 2015 в 14:01 ссылка на комментарий
Спасибо!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.