Наверх
12 марта 2013 в 10:03 Дизайн Графический 2 14 21053

Французский мастер плаката

Франция, Cassandre

А. М. Кассандр — плакатист первой половины ХХ века и создатель логотипа Ив Сен-Лоран — вдохновил не одно поколение графических дизайнеров, а его работы и сегодня, без сомнения, заслуживают внимания.


Triplex, 1930 г.

Thomson, 1931 г.

Фото: Typografos
Адольф Жан-Мари Мурон (Adolphe Jean-Marie Mouron), более известный под псевдонимом А. М. Кассанрд (A.M Cassandre, 1901-1968), родился во французской семье в Харькове. В молодости он переехал в Париж и обучался в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) и в не менее известной Академии Жюлиана (Academie Julian). Кассандр черпал вдохновение в кубизме и сюрреализме, прежде всего, в работах Пабло Пикассо и Макса Эрнста. Известность пришла к французу благодаря плакату под названием «Лесоруб», который он создал в 1923-м году: в 1925-м году эта работа получила первую премию на известной Международной выставке современных декоративных и индустриальных искусств в Париже, после которой в обиход вошел термин «ар-деко». Кассандр считается выдающимся представителем данного направления в искусстве.


Плакат «Лесоруб», 1923 г.
Ар-деко — течение в изобразительном искусстве, архитектуре и моде первой половины XX века, которое представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Для ар-деко характерны: геометрические линии, этнические узоры, роскошь, в моде — использование дорогих, современных материалов.
Сам  термин «ар-деко» (фр. art déco — 'декоративное искусство') является сокращенным названием Международной выставки современных декоративных и индустриальных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), которая прошлая в 1925-м году в Париже: это была первая послевоенная выставка — именно этим многие специалисты объясняют тягу людей к роскоши и помпезности.

Normandie, 1935 г.

Wagon-bar, 1932 г.

Paris, 1935 г.
«Живопись не самоцель, и плакат — всего лишь средство связи между предпринимателем и публикой, как телеграф. Плакат играет роль телеграфиста: послание не уходят от него непосредственно, он лишь передает их, никто не спрашивает его мнения, от него требуют лишь установить ясную, прочную и четкую связь.»

Say It With Teleflowers

Dole, Pinneapple Juice
Alone Dubonnet, 1934 г.
В 1926-м году Кассандр с партнерами открыл рекламное агентство Alliance Graphique. Среди первых плакатов, разработанных Кассандром, были рекламные постеры для винной компании Dubonnet. Расцвет творчества француза пришелся на 1930-е годы. Он не только работал над плакатами, но и создал несколько шрифтов: в 1929-м — Bifur, в 1936-м — Acier Noir, в 1937-м — Peignot, в 1947-м — Touraine совместно с Чарльзом Пейнё (Charles Peignot). Помимо работы в агентстве, Кассандр преподавал графический дизайн в Школе прикладных искусств (École des Arts Décoratifs), а затем в Школе графического дизайна (École d’Art Graphique) в Париже. Он также делал обложки для известного американского журнала Harper’s Bazaar, и в 1936-м году они были представлены на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA).


Обложки журнала Harper's Bazaar, 1938 г.


Шрифт Bifur, 1929 г.

Графика для рекламы ананасового сока

Логотип Yves Saint Laurent, 1963 г.
Во время Второй мировой войны Кассандр служил а армии, а после капитуляции был вынужден закрыть агентство и работал декоратором и художником по костюмам в театре. В 1963-м году француз создал всемирно известный логотип модного дома Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent). Несмотря на это, у Кассандра наблюдался творческий спад, и вызванная этим депрессия привела его в 1968-м году к самоубийству.


Работа Кассандра, 1930-е

Заимствование Шепарда Фейри

Эскиз и законченная графика для вина Dubonnet

Не стоит забывать, что до появления цифровых технологий все художники и дизайнеры работали вручную и, помимо творческого воображения, обладали высоким мастерством рисования. Многие иллюстраторы и графические дизайнеры современности работают в стиле художников-графиков первой половины ХХ века, используя  при этом компьютеры и векторные редакторы, которые сильно упрощают работу.


Nicolas, 1935 г.

L.M.S. Best Way, 1928 г.

Exactitude, ETAT

Le Cuir, 1934 г.

Grece, 1933 г.


La Roche Vasouy, 1928 г.

Sweepstake, 1935 г.
Просматривая графические произведения А.М. Кассандра, сразу обращаешь внимание на взешенную композицию и гармоничное сочетание рекламной типографики и элегантной графики. В отличие от современной рекламы, которая далеко не всегда может стать образцом графического искусства, коммерческие работы французского художника — нечто большее, нежели просто рекламные плакаты. Легко узнаваемый стиль, часто полный динамики и движения, композиционные и цветовые решения А.М. Кассандра оказали сильное влияние на развитие европейского плакатного искусства ХХ века, а его имя стоит в ряду самых выдающихся графических дизайнеров Европы.
Alone Nord express, 1927 г.


London, 1928 г.

Nenyto, 1928 г.

Statendam, 1928 г.

Newspaper, 1934 г.

Bugatti, 1935 г. 

Обложка сборника плакатов, 1948 г.

Unic, 1932 г.

Pacific, 1934 г.

Dubonnet, 1932 г.


Dunkerque, 1932 г.

Wagons Lits, 1930 г.

Miniwatt, 1931 г.

Philips Television

Italia Sport, 1936 г.

Venezia, 1951 г.
Материал подготовили Ксения По и Дмитрий Аске.
Узнать больше об А. М. Кассандре вы можете, посетив его сайт.
14 понравилось
Выставка Алексея Ликвида Выставка Алексея Ликвида

После успешной карьеры граффити-предпринимателя Алексей решил попробовать себя в роли абстрактного художника.

4 3152
Userpics_micro
Iskra 13 марта 2013 в 23:09 ссылка на комментарий
удивительно,так все сдержанно,но в то же время в плакатах статика перекликается с движением
3
Userpics_micro
"Не стоит забывать, что до появления цифровых технологий все художники и дизайнеры работали вручную" - как из фантастического фильма про будущее, только наоборот.. мммм такой хороший вкус) интересно, где сейчас этому могут научить..
2
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.