Наверх
24 сентября 2012 в 10:09 Дизайн Иллюстрация 5 16 9120

Финста: Мне не нравятся избитые идеи

Швеция, Finsta

Яркий художник и иллюстратор, чей стиль, полный юмора и неожиданных решений, можно безошибочно узнать в любой работе — будь то граффити, иллюстрации, комиксы или анимация.

Alone Финста с прототипом своего гигантского дипломного проекта. Фото из книги Overground 2, 2006 г.
«Художник обладает властью. Когда люди видят что-любо, у них возникают определенные ассоциации. Часто это подзознательный процесс, но он наполнен оценками и чувствами. И вам решать, какие чувства вы хотите вызвать у зрителя. Рисуя, я могу повлиять на мир.»

Иллюстрация для футболки Sixpack

Иллюстрация для журнала Gringo, 2005 г.
Детство
Финста (Finsta) родился в 1978-м году в Лунде, университетском городе на юге Швеции. Его мать — биолог, а отец — фотограф. Швед начал рисовать в раннем детстве. «Я постоянно рисовал. Я был немного застенчивым, так что у рисования был и социальный подтекст. Когда я рисовал, мне не нужно было ни с кем общаться. Я перестал зависеть от людей. Рисование стало для меня своего рода страховкой,»—рассказывает Финста.
В юности художника вдохновляли работы его соотечественников: режиссера анимационных фильмов Per Johan Axel Åhlin, иллюстратора, комиксиста и автора детских книг Jan Lööf и радикального фотографа Carl Johan De Geer. Так как Швецию по праву считают одной из самых американизированных стран Европы, не удивительно, что американский поп-арт также оказал сильное влияние на юного Финсту.


Швед решил, что будет рисовать профессионально очень рано — лет в пять. Еще до того как пойти в школу, он спрашивал у старшего брата, что они делали на уроках рисования, чтобы заранее подготовиться.

Финста в детстве. Фото из книги Finsta Graphics, 2009 г.
В школе Финста сразу стал «парнем, который отлично рисует». «У нас были альбомы, в которых мы рисовали, и которые можно было в конце четверти брать домой. Самые классные ребята в классе хотели заполучить мой альбом. Так я впервые почувствовал вкус славы,» — вспоминает Финста.
Импровизации
В детстве Финсте не покупали игрушечное оружие, поэтому он обкусывал сухари, чтобы они по форме напоминали пистолеты, так что шведу всегда хватало воображения и желания импровизировать. По его собственным словам, в детстве ему часто бывало скучно, поэтому он постоянно что-то придумывал. Так, в соседней комнате стоял телевизор, и Финста попробовал сделать из зеркал устройство, чтобы смотреть его прямо из своей комнаты. У него ничего не вышло, но зато он узнал много нового о зеркалах.
Alone
«На меня очень сильно повлияло то, чем мы тогда занимались. Мы научились решать за себя и находить движущие силы и ценности, не связанные с деньгами.»

Будучи подростком, Финста тусовался с местными комиксистами и скейтерами: они вместе рисовали комиксы и делали радиопередачи.«У нас в почете был безумный юмор, мы слушали хип-хоп, и мне стало нравиться все настоящее, все подпольное. Мы снимали что-то на камеру и записывали это на кусках пленки, которая оставалась после фильма на прокатных кассетах; делали самодельные журналы; устраивали нелегальные выставки в городе. Мы делали все это, потому что считали, что лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего. Мы обожали розыгрыши! Вот так зародился наш образ жизни.»

Финста с товарищами устраивали так называемые импровизации (happenings): своего рода творческие шутки, которые сегодня назвали бы уличным искусством. Например, они приходили в видеопрокат и начинали вместо кассет засовывать в коробки сосиски, ели в Макдональдсе принесенную из дома еду или умудрялись подменить меню, выставленное перед рестораном Гранд Отеля.

«На меня очень сильно повлияло то, чем мы тогда занимались. Мы научились решать за себя и находить движущие силы и ценности, не связанные с деньгами,» — говорит швед.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: © Street corner Alone Финста в Мальмё, 2003 г. Фото из книги Overground 2, 2006 г. Alone Alone Финста в Москве на фестивале Faces&Laces, 2012 г. Alone Финста в Мальмё, 2012 г. Фото: © Sthlmgraff
Граффити
Граффити сыграло важную роль в жизни Финсты: он понял, что можно управлять своей карьерой самому, а если ты рисуешь и твои работы у всех навиду, можно добиться успеха. Финста решил попробовать свои силы на улице в четырнадцать лет. Для начала они вместе с товарищем стащили из библиотеки книгу Spraykonst (шведск. «искусство аэрозоля»), написанную Staffan Jacobsson. Она до сих пор стоит у Финсты на полке.«Мне очень хотелось научиться рисовать граффити, так что я копировал все, что было в книжке. Только потом я понял, что я копировал чей-то стиль, а не «граффити-стиль» в целом.»

Финста сделал первый кусок в 1993-м году под именем Luck. Он долго думал, что написать. Решил выбрать тег luck, потому что хотел, чтобы ему повезло в граффити. «Мы были местными знаменитостями. Никто, кроме нас, не рисовал граффити, поэтому и отношение к граффити было нормальное. Лучше нас никто не рисовал, так что все, что мы делали, считалось хорошим граффити. Но я рисовал не совсем граффити: я особо не увлекался шрифтами.»

Финста в Мальмё, 2004 г.

Финста рядом со своим персонажем, 2004 г.
«Граффити — это то, благодаря чему я был навиду; в наше время важнее всего — быть навиду.»
Родители Финсты не были против увлечений сына, они всегда его поддерживали и считали важным то, чем он занимается, и он очень им за это благодарен. Швед считает, что если бы родители были против его увлечения граффити, это бы повлияло на его стиль. Если бы он рисовал из чувства протеста, его стиль выглядел бы по-другому. «Может быть, он был бы не хуже, но, скорее всего, он был бы более жестким бескомпромиссным и менее успешным,» – говорит художник.

«Граффити — это то, благодаря чему я был навиду; в наше время важнее всего — быть навиду. Я не буду вставать и кричать — у меня другой способ общения. Мне бывает сложно разговаривать с людьми. Мне не нравится говорить о пустяках, и иногда мне тяжело спросить у прохожего, который час. Но я рисую на улице. Я нашел способ общения на улице, способ общения с людьми.»
Тем не менее Финста отмечает, что его больше не привлекает нелегальное рисование, потому что ему не нравятся, когда на него охотятся. По словам Финсты, граффити учит свободе как в творчестве, так и в принятии решений.«Меня постоянно приглашают на разные фестивали. Галереи, книги, журналы. Потерять интерес к граффити легко, когда вам все приносят на тарелочке. Все переворачивается с ног на голову, и тогда ты понимаешь, какие у граффити преимущества. Ты не должен идти на компромиссы, ты свободен, никто не должен понимать, что ты делаешь или давать тебе на это разрешение. Ты делаешь что тебе хочется и когда тебе хочется. Это — основное условие творчества.»

Финста в начале граффити-карьеры.
Фото из книги Finsta Graphics, 2009 г.
Стиль
Финста считает, что стиль художника, скорее всего, отражает его натуру. То, как он живет, отражается на его стиле. Если у художника хороший стиль, нужно потрудиться, чтобы сохранить его. «Когда я искал свой стиль, я задавался вопросами: «Какой стиль мне нужен?». Когда у тебя есть точка отсчета или определенное направление, легче найти то, что тебе нужно. Ты должен решить, что и почему тебе нравится или не нравится. Это — вопрос мнения. Когда я на чем-то останавливаюсь, то пытаюсь найти предел, до которого я могу дойти. Создать что-то масштабное, невероятно детализированное или объемное и при этом сохранить свой стиль. Я считаю, что вкус и стиль развиваются на протяжении всей жизни, но мне всегда интересно подвергать все сомнению. Пробовать разные методы рисования, разные ракурсы, сравнивать и выяснять, что работает, а что — нет. Например, если вы нарисовали четырех персонажей, можно посмотреть, у кого получился самый классный нос, а у кого — самое расслабленное выражение лица,» — говорит Финста.
Alone Иллюстрация для датского журнала FAT, 2008 г.
«Неудачная идея, если поменять контекст, может стать блестящей. Юмор и изобретательность идут рука об руку.»
Независимо от того, в какой технике швед выполняет работы, он всегда начинает с карандашного наброска и очень тщательно подходит к выбору материалов, так как, по его словам, они влияют на стиль рисунка.«Я пробую разную бумагу и разые ручки с разной толщиной пера и разной плавностью линий. У меня есть любимые ручки. Еще один отличный инструмент — черный аэрозоль. Разные бренды краски, скорость рисования, расстояние, с которого ты рисуешь, кэпы — все это дает возможность создавать свой персональный стиль.»

Отсылки к детству в работах Финсты неслучайны. Детскость — его сознательный выбор: детям все интересно, их не волнуют правила и ограничения. «Дети часто подмечают детали и их ассоциации ни к чему не привязаны. С возрастом мы привыкаем ко всему, что нас окружает, и перестаем замечать что либо. Мир ребенка не наполнен отсылками и правилами. Мне всегда нравилось изменять слова и мысли, так что я продолжаю играть с ними. Неудачная идея, если поменять контекст, может стать блестящей. Юмор и изобретательность идут рука об руку.»




Рик Гриффин
Стиль Финсты сформировался под влиянием художников Нового Света. В детстве и подростковом возрасте Финсту вдохновляли работы Мориса Сендака (Maurice Sendak) — американского иллюстратора и автора классики детской литературы, книги «Там, где живут чудовища» (Where the Wild Things Are); руководителя PushPin Studios Милтона Глейзера (Milton Glaser); работы серфера и художника Рика Гриффина (Rick Griffin), прославившегося психоделическими плакатами; и еще одного серфера, художника и позднее арт-директора Santa Cruz Skateboards Джима Филлипса (Jim Phillips). Финсте также нравились иллюстраторы, работавшие в американском сатирическом журнале MAD Magazine. В нем высмеивались поп-культура, политика, общественные деятели и т.д. Аудитория журнала в 1970-х достигала двух миллионов читателей. Считается, что MAD Magazine оказал значительное влияние на западную культуру ХХ века.


Оформление конверта для пластинки

Обложка DVD шведского музыканта Timbuktu, 2006 г.
Эскизы и альбомы
С пятнадцати лет Финста постоянно рисует в блекбуках. В то время это был способ общения, принятый в среде граффити-райтеров. «Когда я ездил по Европе, просил райтеров нарисовать мне что-нибудь в блекбуке. Это было своего рода коллекционирование знакомых. Там были и мои рисунки, так что другие райтеры могли посмотреть, что делаю я.»

Финста говорит, что относится к экспериментам в рисовании, как к экспериментам в науке. В скетчбуках он экспериментирует со стилем. Это — непрерывный исследовательский процесс. Стиль и развитие приходят к нему неосознанно и обычно неожиданно. Финста собирает в один альбом наброски, черновики, случайно сделанные рисунки, повторяющиеся формы. Когда он смотрит на свои собственные работы, то понимает, в каком направлении он двигается, и  вдохновляется своими же работами. Наброски и идеи для него становятся старыми друзьями, с которыми он давно не виделся.
Alone Фото из книги Finsta Graphics, 2009 г.
«Рисовать в альбоме и рисовать на листе бумаги — совсем разные вещи. Чтобы сходу нарисовать что-то в альбоме, нужно быть уверенным с своих силах.»
«Я делаю нереально много набросков, и именно так я нахожу что-то, новую идею, новый стиль. Наверное, я делаю больше эскизов, чем другие райтеры, но я очень редко рисую на улице. И, несмотря на все эскизы, я всегда чувствую, что я не готов, когда дело доходит до рисования. Может быть, это происходит подсознательно: если я все продумываю заранее, рисовать становится скучно. Делать что-то сходу намного приятнее.»

По словам шведа, умение рисовать дало ему гораздо больше, чем граффити: он может работать с совершенно разными темами, в абсолютно разных местах: это умение дает ему возможность перемещаться между грязными тоннелями и шикарными рекламными агенствами.
Чтобы получить представление о рисунке в целом и не увязнуть в деталях, обычно Финста сначала делает эскиз небольшого формата, а затем создает набросок в натуральную велечину. Сегодня Финста параллельно рисует в нескольких альбомах: в некоторых — только лица или крупные планы.  «Рисовать в альбоме и рисовать на листе бумаги — совсем разные вещи. Чтобы сходу нарисовать что-то в альбоме, нужно быть уверенным с своих силах: исправить рисунок не получится, нужно, чтобы он получился сразу. Нужно делать эскизы расслабленно. Рисовать должно быть приятно. Тогда ваша работа будет отражать ваше хорошее настроение.»

Эскиз 2005-го года.

Финста и Килла (Killa), 2002 г.
Также у Финсты есть так называемые «годовые альбомы» (yearbooks). В них он собирает идеи. Многие так и остаются в альбомах, но некоторые он все-таки претворяет в жизнь. Поскольку идеи приходят неожиданно, Финста записывает их на обрывках бумаги, а затем вклеивает в альбом. За год швед обычно заполняет один альбом: они пронумерованы в соответствии с его возрастом.

Собирательство идей — своего рода страховка. «Это как в сказке про Гензель и Гретель: они оставляют «следы», которые должны были помочь им не заблудиться в лесу. Идеи, которые я храню, позволяют мне вернуться к прежним мыслям: я слишком ценю их, чтобы дать им пропасть.» Пару раз в году Финста просматривает все наброски, которые он собрал за это время, интуитивно отбирает все стоящее, а остальное выбрасывает.
Учеба и работа
Финста закончил стокгольмский Konstfack — Университетский колледж искусств, ремесел и дизайна (University College of Arts, Crafts and Design). Во время учебы он пытался создать персонажа на основе своего имени: ему хотелось показать себя, но при этом остаться неузнанным.

«Когда ты становишься известным, обратного пути нет. Мне хотелось создать нечто более открытое, чем маска граффити-райтера.»Когда пришло время делать выпусконой проект, Финста обошел здание колледжа и нашел балкон, который напомнил ему бензопилу.

Нас было пятьдесят. Пятьдесят студентов, жаждавших заполучить как можно больше внимания. Так что я решил, что нужно сделать что-то действительно масштабное. Бензопила — инструмент, но вместе с тем она — большая, опасная и несет разрушение.»Бензопила Финсты состояла из несколькиз частей: лезвия, разрезающего стену, из которой пробиваются растения; части, на которой можно было сидеть, и «бензобака», из которого можно было брать банки с холодным чаем. Так что это было и скульптурой, и предметом мебели, и удачным способом саморекламы: на пиле красовались два огромных логотипа Финсты.

Финста начал работать еще будучи студентом. Некоторое время он работал графическим дизайнером в рекламном агентстве, затем делал графику для футболок, рисовал иллюстрации, занимался анимацией, летом рисовал граффити, а потом начал участвовать в выставках.


От иллюстрации к анимации
Финста постоянно развивается и иccледует новые формы визуальных искусств: от создания графики и логотипов до иллюстрации и анимации. «Для меня важнее всего получать удовольствие от того, чем я занимаюсь,» — говорит он.
Финста любит рисовать для журналов и газет: поскольку о них забывают достаточно быстро, можно смело эксперементировать. Для шведа иллюстрация — рисунок, который должен объяснять или улучшать текст. Это дает ему точку отсчета и задает некие рамки. Иллюстрация, по ему мнению, не только объясняет содержание, но и показывает личное отношение художника к тексту. Финста любит вкладывать в свои рисунки разные смыслы и наполнять их ассоциациями: это может быть прическа, модель обуви, характерное выражение лица. Конечно, не все читатели уловят все эти смыслы, но большинство хоть что-то да заметит. «Я рисую и смеюсь. Естественно, я понимаю, какие смыслы я вкладываю в рисунок, и меня это забавляет.»
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Иллюстрация для шведской газеты Gringo Alone Иллюстрации для заставки на шведском канале U.R., 2008 г. Alone «Джунгли», орнамент для ткани, 2008 г. Alone Оформление переговорной комнаты в офисе шведского MTV, 2007 г.
«Я хочу жить в реальности. Поэтому я работаю вручную.»
С анимацией Финста работает достаточно давно. Он предпочитает сделанную вручную покадровую анимацию цифровой, объясняя это так: «Я хочу жить в реальности. Поэтому я работаю вручную.» Он говорит, что ему нравятся огранчения, который существуют в анимации. Когда исследуешь поставленную задачу, можно прийти к неожиданному решению. Именно это, по мнению Финсты, делает работу над анимацией непредсказуемой и интересной. В анимации нужно учитывать время, движение, силу тяжести и ассоциации — все это влияет на конечный результат. Именно поэтому сложно спланировать идеальную анимацию.
Заставка для канала TV400, 2005 г.
Заставка для GringoTV
«Всегда нужно пробовать разные штуки — смотреть, что работает, а что — нет. Покадровой анимацией пользоваться удобно. Когда ты доделал последний кадр, можно сразу посмотреть, что получилось,» — говорит швед.

Финста выступил режиссером клипа на песню Panik шведской рэп-группы Far & Son. Он вместе с одним из музыкантов написал за полчаса сценарий клипа, главная идея которого — цепные реакции. «Создание клипа очень похоже на рисование. И в том, и в другом случае у меня есть некое пространство, и мне нужно решить, что в нем происходит. Вместо того, чтобы рисовать людей и вещи мне нужно было подобрать их и руководить ими в кадре,» — рассказывает он.
Клип на песню Panik шведской рэп-группы Far & Son
От первого лица
Простота лучше отражает личность художника. Нужно быть уверенным в себе, чтобы делать простые работы. Уверенность в собственных силах — одно из важнейших условий творчества. И не стоит слишком уж уважать правила. По мере того, как ваша уверенность в собственных силах растет, становится совершенно необъязательно демонстрировать все свои умения в каждой работе, которую вы делаете. 

Логотипы должны соответствовать целой серии правил. Они должны быть простыми, в то же время доносить определенную информацию и быть неповторимыми. Мне нравятся символы, которые можно наполнить разным содержанием. Маленький логотип должен выглядеть так же хорошо, как и большой, а черно-белый так же хорошо, как цветной. Логотип должен работать и как форма, и как содержание. Если невозможно уловить все сразу, это побуждает задуматься.

Деревянный бибой

Газетные иллюстрации

Наклейка на стене, 2003 г.
Аудитория художника зависит от материала и обстоятельств. Например, если работа нелегальная и сделана аэрозолем, вам трудно будет привлечь широкую аудиторию. Когда ваше восприятие ограничено моралью, вам сложнее оценить форму и стиль. В то же время, есть люди, которые считают, что все, что сделано нелегально, круто. Многим хочется чего-то модного. Оно должно быть свежим и классным, но в то же время не выходить за рамки того, что одобрят их друзья. Мне приходится хитрить, чтобы завлечь людей, чтобы они отважились открыться чему-то новому.
Футболка — плоская, но, когда ее надевают, она становится объемной. У меня нет формулы успеха для дизайна футболок. Так как я сам люблю футболки без рисунков, мне нравятся предельно простые дизайны.


Выставки, на которых зрителям не объясняли, на что они смотрят, мне нравились с детства. Выставки, на которых ты мог стать частью происходящего.
Интервью
Откуда ты берешь идеи? Обычно они приходят сами собой, но у меня есть кое-какие приемы. Например, я стараюсь думать о чем-то «кругами». Взять, к примеру, метро. Я думаю о машинисте, открывающихся дверях, объявлении станций, граффити. Думая о звучащих в метро объявлениях, я вспоминаю о граффити, хип-хопе, виниле, скретчинге, диджеях. В результате появляется анимация, в которой машинист играет на вертушках и скретчит объявления с названиями станций.


Как ты держишь в голове все новые идеи? Мне не нравятся избитые идеи, и иногда бывает, что сходу придумать что-то стоящее сложно. Поэтому я записываю их. Идей, которые я уже записал, хватит мне на всю оставшуюся жизнь. Так что, если мне нужно срочно что-то придумать, мне есть из чего выбрать. Но я нечасто оглядываюсь назад. Я двигаюсь вперед.

Рисунок для выставки о воде, 2007 г.

Одини из шестнадцати рисунков для выставки, 2008 г.
Что случится, если тебе не удастся придумать ничего нового? Часто видишь, как старые мастера со временем теряют стиль. Думаю, важно не почивать на лаврах. Нужно сохранять чувство голода и любопытство.


Думаешь, ты когда-нибудь прекратишь рисовать? Я всегда очень много рисовал, так что рисовать для меня так же естественно, как говорить. Меня интересует столько всего, что, навряд ли, мне на все хватит времени. Опыт, полученный при реализации одного проекта, ведет к следующему и так далее. Я надеюсь, что мои работы будут жить и вдохновлять детей так же, как меня вдохновляли странные персонажи из прошлого.

Логотип для женской группы художниц Syjuntan

Логотип для спортзала Rellos Gym в Стокгольме
Почему ты работаешь от руки? Это самый быстрый способ донести изображение — не так много теряется по дороге. То, что я делаю от руки, лучше отражает мой характер. Личность и присутствие — вот, что действительно важно. Робот не сможе сделать то, что делаю я. Разные техники — рисование, работа с пленкой и с объемом — не так сильно отличаются друг от друга. 


Какая у тебя мотивация для работы? Я не хочу сидеть дома, слушать и потреблять. Я хочу принимать решения и что-то менять. Чтобы у жизни был смысл, мне нужно оставить на земле свой след. Не знаю, почему, но это так.
Материал подготовили: Ксения По, Дмитрий Аске.
В статье использованы материалы из книг Overground 2 (2006 г.) и Finsta Graphics (2009 г.), изданных шведским издательством Dokument Press.
Вы можете больше узнать о Финсте, посетив его сайт и страницы на Vimeo и Soundcloud.
16 понравилось
Шепард Фейри — мастер плагиата Шепард Фейри — мастер плагиата

Критическая статья художника Марка Валлена, написанная в 2007-м году, до сих пор вызывает жаркие споры между поклонниками Шепарда Фейри и теми, кто считает, что его искусство основано на плагиате.

20 38344
Анатолий Акуе выступит в Питере Анатолий Акуе выступит в Питере

29-го сентября он расскажет слушателям, как найти ответ на вопрос: «Зачем человеку творчество и как полностью раскрыть свой потенциал».

5 5660
Missing
SirRaoulDuke1 28 сентября 2012 в 20:56 ссылка на комментарий
работы сносшибательные
2
Userpics_micro
Kse1 30 сентября 2012 в 19:58 ссылка на комментарий
Очень интересный художник с интересным взглядом на рисование.
3
Userpics_micro
kraseva 01 октября 2012 в 11:51 ссылка на комментарий
интересно читать полноценные статьи, спасибо очень близки его мысли
1
Missing
MaxOn 12 октября 2012 в 17:21 ссылка на комментарий
Классные стать у вас на сайте!!! Спасибо!!!
Missing
scorpy 19 ноября 2012 в 15:06 ссылка на комментарий
крутой
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.