Наверх
05 октября 2012 в 13:10 Дизайн Иллюстрация 3 14 8788

Живая типографика Алекса Трошута

Испания, Алекс Трошут, Типографика

Молодой графический дизайнер и иллюстратор из Барселоны получил известность благодаря своему оригинальному стилю работы со шрифтом.

Alone Персональная работа, 2008 г. © Алекс Трошут

Алекс Трошут (Alex Trochut) — каталонский графический дизайнер, который в конце 2000-х стал привлекать внимание коллег по цеху своими необычными шрифтовыми иллюстрациями. В них он мастерски работал с типографикой, превращая слова и буквы в выразительные графические композиции.

Несмотря на то, что Алекс никогда не занимался граффити, его работы по духу напоминают графику райтеров, которые, помимо рисования на стенах, занимаются графическим дизайном. Ведь иллюстраторы и художники-графики, которые «пришли с улиц», чаще всего продолжают строить свои работы вокруг буквы.

Алекс выполняет очень много коммерческих заказов и при этом сохраняет и развивает свой легко узнаваемый стиль. Работая над проектами для Coca-Cola, Adidas, The New York Times и других известных брендов, он сделал себе имя и стал достаточно популярным.


предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Совместная работа с Мартой Серда. Типографика для Manel, 2011 г. © Алекс Трошут Alone Логотип студии Dvein, 2009 г. © Алекс Трошут Alone Типографика для футболки Nike, 2009 г. © Алекс Трошут Alone Обложка альбома Rolling Stones, 2008 г. © Алекс Трошут Alone Графика для Nike и футбольной команды «Спартак Москва», 2011 г. © Алекс Трошут Alone Типографика для British Airways, 2008 г. © Алекс Трошут Alone Персональная работа, 2003 г. © Алекс Трошут Alone Один из серии объектов, сделанных совместно с Apparatu, 2010 г. © Алекс Трошут
В 2011-м году вышла книга More is More, которую подготовил друг каталонца Дени Наварро. В книгу, помимо работ, сделанных за последние пять лет, входит биография Трошута и большой раздел, в котором он сам рассказывает о процессе работы над самыми интересными коммерческими проектами и о художниках и дизайнерах, которые оказали влияние на его творческое развитие.

Книга об Алеске Трошуте More is More


Интервью Алеска Трошута, 2011 г.
После выхода книги Трошут много выступал перед публикой. Большую часть времени он рассказывал именно о тех людях, которые повлияли на его творчество. Алекс считает, что он еще достаточно молод (ему 31 год) и не так авторитетен, чтобы говорить только о своих работах. Он часто сравнивает признанных мастеров с магнитами, которые притягивают молодых художников и дизайнеров, и, по его мнению, нужно стараться держаться на достаточном расстоянии от этих «магнитов», чтобы выработать свой стиль, а не стать подражателем любимого автора. И ему это удается. Несмотря на то, что в работах каталонца отчетливо прослеживаются отпечатки произведений его любимых авторов, он остается самобытным и сам вдохновляет других художников.
Семейные традиции
Прадедушка и прабабушка Алекса были французами, бежавшими во время Первой мировой войны в Испанию. Этьен Трошут Башманн (Etienne Trochut Bachmann) в 1914-м году, во время службы в армии, работал в типографии своего полка. Получив десятидневное увольнение, он вместе с женой отправился на юг Франции якобы навестить родственников. Там супруги незаконно пересекли французско-испанскую границу и поселились в Стране Басков. В Испании Этьен работал в типографии, а затем, скопив достаточно денег, переехал в каталонский город Кальдес-де-Монтбуй и открыл свою первую типографскую мастрескую. Затем он переехал в Барселону и основал типографию там. В 1920-м году в Барселоне родился дед Алекса Жоан Трошут (Joan Trochut).
У типографии Этьена Трошута была прекрасная репутация, а он сам славился серьезным подходом к делу, вниманием к деталям и всегда был открыт новым идеям. Он выпускал специальные альбомы, в которых рассказывалось о последних новинках типографского дела, используемых материалах, а также печатались типографические элементы и геометрические формы, которые можно было применять для составления букв (ADAM, NOVADAM).

В середине 1930-х Этьен с товарищами основал компанию SADAG — одну из самых уважаемых типографий Барселоны последующих лет. В 1942-м году дед Алекса, Жоан, опубликовал во втором выпуске NOVADAM проект, над которым он будет работать не один год: Super Tipo Veloz — модульный шрифт, буквы которого можно составлять, комбинируя разные части. В 1948-м году вышел третий номер NOVADAM, в котором увидел свет шрифт под названием Juventud (исп. ‘молодость’, ‘юность’), созданный Жоаном еще в 1930-е годы. В этом издании много внмания было уделено использованию модульной шрифтовой системы Super Tipo Veloz, вопросам качества печати и верстки. В том же году Жоан женился на Кармен Ролдан Мате  (Carmen Roldán Mate) — дочери владельца известной фотогравировочной мастерской.

Жоан Трошут в 1950-е. Фото из книги More is More.

Модульный шрифт Super Tipo Veloz


Шрифт Жоана Juventud вышел во Франции, а его система модульного шрифта Super Tipo Veloz пользовалась большой популярностью у печатников. Жоан приобрел международную известность: он постоянно писал статьи, выступал с лекциями и получал награды. В 1958-м году его пригласили представлять Испанию в Международной ассоциации типографики (Association Typographique Internationale). Несмотря на признание и известность, по воспоминаниям родных, Жоан был чрезвычайно скромным и сдержанным человеком.

В 1956-м году родился отец Алекса Хосе Мария Трошут-Ролдан (José María Trochut Roldán). Компания SADAG процветала. В 1970-х на смену типографскому набору пришла офсетная печать и, несмотря на то, что семья Трошут вкладывала средства в развитие офсета, к концу 1970-х их компания обанкротилась. Жоан Трошут умер в 1980-м году, за год до рождения Алекса.
Учеба и работа
Алекс Трошут родился в 1981-м году. В 1999-м году он поступил в ELISAVA — Барселонскую школу дизайна и инженерного искусства — на факультет графического дизайна. Во время учебы он ездил по специальной программе в берлинский Университет искусств (Universität der Künste). В Германии Алекс совмещал учебу с работой в студиях: сначала в Moniteurs, а затем в Explicit. 

В 2003-м году каталонец работал над дипломным проектом, суть которого заключалась в экспериментах с иллюстрацией. В том же году он начал работать в Toormix — одной из из самых заметных студий графического дизайна Барселоны того времени. Работая в студии, Трошут продолжил изучение типографики и понял, что нужно делать, чтобы быть конкурентноспособным на рынке графического дизайна.

Школа дизайна Elisava в Барселоне
В 2005-м году Алекс перешел работать в другую известную студию — Vasava. Именно здесь он смог уделять больше времени иллюстрации и развивать свой стиль, во многом основанный на сочетании типографики и иллюстрации. По словам каталонца, два года, проведенные в Vasava, были для него прекрасной школой: у него была возможность расти, развиваться и получать новый опыт.
Alone Алекс Трошут за работой. Фото: © Рок Эрмс
«Хорошая работа рождается из баланса между техническим исполнением, чувством вкуса и идеей.»
В 2007-м Алекс запустил свой сайт и стал независимым дизайнером. Вначале он работал дома, затем вместе с товарищем снимал студию, а в 2009-м году переехал в здание в Эль Поблено (El Poblenou — бывший индустриальный район Барселоны, в котором находятся галереи, студии, магазины, и работает много творческой молодежи). Алекс работает в открытом пространстве с другими дизайнерами, аудио-визуальными художниками и пр.

В университете Алекс начал встречаться с Мартой Серда (Marta Cerdá), которая тоже училась на графического дизайнера. У них было много общего: Марта, как и Алекс, поработала в студии Toormix, затем — в Vasava, а с 2008-го года стала работать на себя. Они живут вместе и периодически вместе работают над различными проектами, выступают с лекциями и проводят мастер-классы.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Персональная работа, 2008 г. © Алекс Трошут Alone Монограмма для друзей, 2010 г. © Алекс Трошут Alone Персональная монограмма, 2009 г. © Алекс Трошут Alone Графика для ежегодной книги Клуба арт-директоров Европы, 2009 г. © Алекс Трошут
Источники вдохновения
Американский дизайн 1950-1970-х годов. Функциональность и визуальная избыточность отличали работы нью-йоркских графических дизайнеров второй половины ХХ века. А так как это сочетание казалось бы несочетаемого является ключевым моментом в творчестве Алекса Трошута, нет ничего удивительного в том, что среди тех, кто его вдохновлял и повлиял на его творческое развитие, он называет Герберта Любалина (Herb Lubalin), Милтона Глейзера (Milton Glaiser), Пола Рэнда (Paul Rand), Сола Басса (Saul Bass) и Push Pin Studios.

Работа Герберта Любалина

Работа Милтона Глейзера

Работа Пола Рэнда
«Когда я смотрю на работы, сделанные в 1960-1970-х, и вижу, насколько искусней и красивей было то, что делали до того, как появились компьютеры, я расстраиваюсь.»
Внимание к цветовым решениям, к буквам и их формам, простота и функциональность, которые сочетались с поиском красоты и новизны — все это отличало работы американских дизайнеров 1950-1970-х годов. И именно этот подход так вдохновляет каталонца. Он также стремится к поиску новых подходов в искусстве, к изучению новых изображений и чувств. Судя по тому, как он работает с буквами, он полностью согласен со словами Герберта Любалина: «Буквы должны говорить сами за себя, так же, как изображения. За последние пятьсот лет мы привыкли видеть в буквах только смысл и забыли, что они являются изображениями. Нужно отказаться от этого подхода и начать относиться к буквам, как к существам, живущим своей собственной жизнью».
Контркультура 1960-1980-х годов. Дух свободы, всплеск творческого самовыражения, желание непосредственного общения со зрителями, поиск новых форм — все это можно было найти в работах калифорнийских художников 1960-1970-х годов, чьи корни уходили в серфинг и скейтбординг. По признанию самого Алекса Трошута, на него оказали сильное влияние работы Рика Гриффина и Джима Филипса. Рик Гриффин (Rick Griffin) — серфер и художник, прославившийся своими психоделическими плакатами и афишами. Он также нарисовал Мёрфи (Murphy) — героя комиксов, который впервые появился в легендарном журнале Surfer в 1961-м году. Джим Филлипс (Jim Phillips) — еще один серфер, художник и позднее арт-директор Santa Cruz Skateboards — прославился графикой для скейтбордов и серфов. В 1980-х н создал новую визуальную эстетику: на досках появлялись вызывающие и агрессивные изображения. Он также создал известное изображение с кричащей рукой.

Работа Рика Гриффина

Персонаж Мёрфи Рика Гриффина

«Кричащая рука» Джима Филлипса
Мастера. Среди тех, чье творчество вдохновляло Алекса, он также называет своих всемирно известных соотечественников: испанца Пабло Пикассо и каталонцев — Жоана Миро и Сальвадора Дали. Все они находились в постоянном поиске и развитии и создавали свой собственный неповторимый художественный язык. Желание удивлять, противоречивость, игра с формами и пространством отличали работы извесного голландского художника Эшера (M.C. Escher). Изучением оптических иллюзий и игр восприятия занимался мастер оптического искусства венгерско-французский художник Виктор Васарели (Victor Vasarely). Работы этих художников всегда нравились каталонцу. 

Работа Виктора Васарели

Работа Эшера

Работа Жоана Миро
От первого лица
Графический язык. Изображения — это слова языка изобразительно искусства, и значение этих слов постоянно меняется; значение в изображениях не постоянно: оно меняется и движется, это — непрекращающееся чувство.
 
Развитие стиля. Нельзя долго делать что-то одним и тем же способом; нужно периодически обновлять себя, чтобы не повторяться и не исчерпывать ни себя, ни зрителей. Один из возможных вариантов — постоянно менять и разнообразить свой стиль, однако в результате ваши работы могут стать поверхностными и пустыми; если же слишком много внимания уделять чему-то одному, вы себя ограничите и рискуете устареть.

Обложка журнала Disappear Here, 2009 г.

Иллюстрация для The Guardian, 2008 г.

Коммерческие проекты. Моя работа связана с графическим дизайном, и мой стиль сформировался из моих собственных решений и из задач, поставленных клиентами, с которыми я работал. И это — часть игры, если ты работаешь с коммерческими проектами: нужно помочь «им» и в то же время помочь себе: найти то, что тебя устроит, чтобы постепенно выстроить свое видение проекта.

Иллюстрация для журнала I.D., 2009 г.

Афиша концерта The Decembrists, 2009 г.
О технике исполнения. Техника важна: она позволяет и вам, и зрителю видеть идеи более точно, испытывать чувства, которые передает изображение. Это всегда борьба: как создать нечто совершенное, что бы при этом отражало вашу личность и воображение. Хорошая работа рождается из баланса между техническим исполнением, чувством вкуса и идеей. Проблема хорошей техники заключается в том, что, чтобы ее достичь, нужны повторение и практика, а это легко может сузить ваш взгляд на вещи, и вы перестанете искать новые возможности.

Графика для футболки Adidas, 2010 г.

Обложка журнала Beautiful Decay, 2008 г.
Решение различных задач. Работая над коммерческими проектами, вы должны уметь приспосабливаться, играть разные роли, использовать свои творческие возможности для решения задач брендов. Некоторые задачи заставляют вас обратить внимание на то, на что вы сами никогда бы не посмотрели. Этот поток опыта может принести пользу вашему творческому развитию. Однако мне хотелось бы двигаться в сторону более личного и свободного подхода к тому, чем я занимаюсь.

Афиша концерта, 2010 г.

Холст для выставки, совместно с Super Expresso, 2007 г.
Память о прошлом. Конечно, между сделанным вручную и на компьютере — огромная разница. Когда я смотрю на работы, сделанные в 1960-1970-х, и вижу, насколько искусней и красивей было то, что делали до того, как появились компьютеры, я расстраиваюсь. Естестевенно, инструмент не ограничивает художника, но когда сравниваешь цифровую типографику с прекрасными образцами старой школы, разница очень сильно бросается в глаза. Все стало холодным и закостенелым. Память и ностальгия — прекрасный источник вдохновения. Развиваться дальше и при этом не забывать, что делали в прошлом, именно так можно добиться качества.
Материал подготовили Ксения По и Дмитрий Аске.
В статье использована информация из книги Alex Trochut ‘More is More’, опубликованной Index Books, S.L., в 2011-м году.
Вы можете узнать больше об Алексе Трошуте, посетив его сайт и страницу на Facebook.
14 понравилось
15 лет команде TSM 15 лет команде TSM

Шестого октября в UStyles на Дмитровской состоится открытие небольшой выставки, посвященной юбилею московской команды TSM.

11 7007
Выставка каллиграфии Ретны Выставка каллиграфии Ретны

В Лос-Анджелесе проходит выставка художника из всемирно известного коллектива MSK, участники которого успешно перебираются с улиц в галереи.

8 6804
Missing
Dikson 05 октября 2012 в 13:45 ссылка на комментарий
очень интересные работы
2
Userpics_micro
EgorMironov 05 октября 2012 в 21:52 ссылка на комментарий
изнутри.
-2
Userpics_micro
DRUM33 10 октября 2012 в 01:25 ссылка на комментарий
Очень круто делает! Побольше бы графических дизайнеров на Code red)
3
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.