Наверх
09 февраля 2015 в 15:02 Дизайн Иллюстрация 3 9 16011

Виктор Меламед

Москва, Виктор Меламед

Один из самых известных российских иллюстраторов рассказал, что поразительного может быть в иллюстрации, что такое скрайбинг, как он стал преподавать и поделился планами на будущее.

Alone © Виктор Меламед
«Совет начинающим иллюстраторам и художникам? Стóит делать, а не делать — не стóит», — говорит Виктор Меламед, один из самых известных российских иллюстраторов. Сейчас он все меньше занимается коммерческими проектами и большую часть времени посвящает преподаванию и изучению иллюстрации. Мы пообщались с Виктором, прочитали его интервью другим изданиям, посмотрели выступления и подготовили материал, в котором расскажем о его жизненном опыте и профессиональной карьере.


Образование
Alone © Виктор Меламед
«Образование должно быть интересным, чтобы самообучение было главным удовольствием в жизни, тогда человек постепенно научится всему.»
Виктор Меламед родился в Москве в 1977-м году. В 1990-х он учился по специальности «Бухгалтерский учет на железной дороге», а позже осваивал профессию художника-мультипликатора в студии «Пилот». Также в течение четырех лет он брал уроки рисунка у художницы Ирины Захаровой. «Строго говоря, незаконченное бухгалтерское образование я тоже считаю художественным. Во-первых, я там заработал мощнейшую мотивацию заниматься любимым делом, а во-вторых, политэкономия и статистика мне в бизнес-иллюстрации сильно пригодились. Фундаментальное художественное образование — хорошая, наверное, штука, но у него есть одно неприятное свойство: можно забыть, зачем вообще взялся рисовать. Поэтому образование на первом этапе должно быть как минимум интересным, так, чтобы самообучение было главным удовольствием в жизни, тогда человек постепенно научится всему. В противном случае он предпочтет делать только то, в чем чувствует себя безопасно и поскорее забыть все остальное», — считает иллюстратор.


© Виктор Меламед

Меламед считает себя самоучкой: он заочно получил степень магистра искусств в английском Университете Хартфрдшира только в конце 2000-х годов. В юности, по словам Виктора, большую часть времени на занятиях в институте он рисовал. «Я стал иллюстратором, срисовывая работы других иллюстраторов. Начал в 1997-м году, еще обучаясь на бухгалтера в МИИТе. В результате и был отчислен», — рассказывает он в одном из интервью. При этом непосредственно иллюстратором Виктор практически не работал; иллюстрация всегда была дополнением к работе дизайнера: «Везде, где можно, я пытался выехать на рисовании: в книжной обложке, в рекламе и так далее».


предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед Alone Серия иллюстраций для World Class. © Виктор Меламед
За свою жизнь Виктор Меламед сменил множество профессий от специалиста по рекламе и книжного дизайнера до флеш-аниматора и переводчика. В течение года он был художественным редактором издательства детской литературы «Самокат»: за это время его студенты создали десяток иллюстрированных книг. В качестве секретаря товарищества иллюстраторов «Цех» он организовал около двадцати коллективных проектов. Среди двух с лишним десятков изданий, с которыми он сотрудничал, знаменитый американский журнал New Yorker, а также русскоязычная версия известного журнала Rolling Stone. Виктор Меламед уже достаточно давно ведет двухгодичный курс иллюстрации и интенсивы в Британской Школе Дизайна.

Иллюстрация
Alone © Виктор Меламед
По словам Виктора, в своих работах он заимствует элементы эстетики плакатной графики. Он мастерски владеет формой и композицией, а также может очень быстро рисовать в различных стилях. «Мои приемы во многом сложились под давлением времени. Те техники, которыми я пользуюсь, это — процессы максимально эффективные в смысле временных затрат. Я, получив задачу, за полчаса могу сдать вполне товарную картинку. Можно сказать, на этом и выехал в свое время», — рассказывает иллюстратор.


© Виктор Меламед

«Я занялся портретами почти случайно, но потом оказалось, что это дико сложно и интересно, и на них большой спрос, а предложение небольшое.»
Широкую известность Меламед получил в том числе и благодаря портретам, которые он создавал для журнала Rolling Stone. «Я занялся портретами почти случайно, но потом оказалось, что это, во-первых, дико сложно и интересно, а во-вторых, на них большой спрос, а предложение небольшое. Причина, видимо, в неспособности прикрутить привычную эстетику к такой сложной вещи, как человеческая голова, и неготовности менять ее по необходимости. Мне не очень нравится слово "карикатурист", поскольку оно ассоциируется с ёрнической интонацией, а мои портреты всегда влюбленные в героя. Что касается техники, чаще всего я сразу рисую на компьютере, но если делаю наброски, то не сканирую их — просто выясняю так то, что потом буду делать», — говорит Виктор.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
 «Мне кажется очень важным то, что остается от иллюстрации, если убрать визуальное, внешнее и попробовать пересказать ее словами.»
Меламед не только хороший иллюстратор, но и хороший зритель, который умело чувствует графику и может глубоко взглянуть внутрь изображения. Он рассказывает, что иллюстрацию можно представить в виде текста. «Мне кажется очень важным то, что остается от иллюстрации, если убрать визуальное, внешнее и попробовать пересказать ее словами. Получится ли из нее хокку — уже хороший тест. Если иллюстратор хотя бы задумывается об этом, его работа гарантированно становится гораздо интереснее», — считает Виктор. Слушая лекцию Меламеда «Синтестезия в иллюстрации», поражаешься, насколько тонко он чувствует изображение. По его словам, каждый, как и он сам, глядя на картинку, может при желании почувствовать головокружение или ощутить шорох листьев. Когда он рассказывает об этом, то мастерство иллюстратора открывается для вас с новой стороны. Виктор может в самой невзрачной на взгляд неподготовленного зрителя иллюстрации найти что-то интересное и завораживающее.

Twocol Twocol Twocol Twocol

По мнению Виктора, граница между иллюстрацией и комиксом практически стерта — ведь хороший художник может рассказать целую историю всего одной картинкой. Иллюстраторов, комиксистов и художников, которые нравятся Меламеду, по его словам , огромное количество, и он пытается систематизировать их в своей колонке на Facebook, хотя и говорит, что это почти безнадежное дело: «Могу одно про себя без кокетства сказать: я очень "насмотренный". Если брать с поверхности, мне нравятся последние работы Гали Панченко, особенно серия про темноту для Primerussian Magazine, книга Клотильды Перрен "Красная коробочка", Алессандро Мартоз Марторелли, Утагава Куниёси, Том Голд (Tom Gauld), которого я сейчас перевожу для "Бумкниги", но я правда могу часами так… В иллюстрации я ценю в первую очередь впечатление как таковое — я гурман по части впечатлений от графики. Все остальное — вторично, но впечатление может складываться из самых разных вещей. Я очень ценю качество наблюдения за жизнью, выдумку на уровне сюжета и формы. Поэтому для меня король современной графики однозначно Сол Стейнберг (Saul Erik Steinberg)».

Twocol Twocol Twocol Twocol
Работы иллюстраторов, которых отметил Виктор Меламед
«Я очень ценю качество наблюдения за жизнью, выдумку на уровне сюжета и формы.»
Интересно, что на вопрос о разнице между иллюстраторами и комиксистами, Меламед ответил следующее: «Могу сказать, чем иллюстраторы должны бы отличаться: бóльшим вниманием к отдельной картинке, независимостью от штампов, остроумием на уровне метафоры, детали, игры с формой и пространством. Увы, оказывается, что комиксисты нас тут в массе уделывают».
Работа с заказчиками
Alone © Виктор Меламед
«Начинание заново приводит к лучшему всегда.»
У Виктора — богатый опыт создания иллюстраций на заказ, и вот, что он рассказывает о трудностях при общении с заказчиками: «Проблемы либо учат тебя чему-то, либо нет. До меня в какой-то момент дошло, что любые правки и комментарии, пусть, как мне кажется, несправедливые, в конечном счете приводят к тому, что работа становится лучше. Но только в том случае, если ты начал ее сначала. Выкручивание кишок полумертвой вещи никогда ни к чему хорошему не приводит. Начинание заново приводит к лучшему всегда». 

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Европейский иллюстратор сразу и быстро присылает три готовых разных варианта, местного же любая правка вгоняет в депрессию.»
«Мне несколько раз говорили иностранные заказчики, что я делаю что-то очень русское, а тут я числюсь сугубо прозападным. При этом на Западе идеи русской графики 1920-х годов знают намного лучше, чем тут, и используют вовсю. Так что разница если и есть, то в работоспособности и в стандартах качества. Европейский иллюстратор сразу и быстро присылает три готовых разных варианта, местного же любая правка вгоняет в депрессию.»

Alone © Виктор Меламед
«Я клиентов использую как тренажер, чтобы не потерять форму, и берусь только за то, что мне интересно. Портреты в этом смысле меня не подведут никогда. Но я уже не могу себе позволить тратить силы на ублажение клиента, работаю только с теми, кому нужен именно я.»

Сообщество иллюстраторов
Alone © Виктор Меламед
«Цех» — международное товарищество русскоязычных иллюстраторов, разбросанных от Казани до Сан-Франциско. На данный момент участники провели около двадцати совместных проектов, как коммерческих, так и некоммерческих. Виктор Меламед является секретарем товарищества. Вот, что он рассказал о «Цехе»: «История началась с того, что мы десять лет назад как-то перезнакомились и почувствовали себя обособленным поколением. Нам хотелось что-то делать и по возможности зарабатывать, но это уже как получится. Мы пытались построить агентство, советовались со знакомыми бизнесменами, и в конце концов пришли к тому, что можем обойтись без всего этого. Первыми участниками "Цеха" были я, Рома Годунов, Валя Ткач, Протей Темен, Сережа Максимов. Потом резко приросло еще человек двадцать, включая Машу Краснову-Шабаеву, Женю Тонконогого, Эдика Катыхина, Щуку, Галю Панченко, Иру Троицкую, Макса Покалева — всех моих кумиров. Сейчас нас больше семидесяти, и это, на мой взгляд, самые интересные графики из говорящих по-русски. Что нас объединяет, кроме русского языка? Затрудняюсь сказать — ведь по возрасту у нас разброс порядка двадцати пяти лет».

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Работы некоторых участников объединения «Цех»
«Я стараюсь затевать не реже раза в год некоммерческие серии и выставки — это худо-бедно работает как реклама, но главное — дает нам возможность вместе порисовать и посмотреть друг на друга. Коммерческие же проекты как правило находят меня сами, но разницы большой мы не делаем. Наша суперспособность — это много разных, высококачественных картинок, сделанных за короткий срок: наш рекорд — сто сорок штук за месяц. Но главное, что "Цех" вполне работает как цех в историческом смысле, как среда.»

Скрайбинг
Alone Скрайбинг. © Scriberia
Скрайбинг (от англ. to scribe — 'переписывать', 'размечать') — набирающий популярность способ визуализации информации, который используют во время презентаций: речь выступающего иллюстрируется в режиме реального времени рисунками, которые создаются на белой доске или бумаге.


Виктор Меламед занимается скрайбингом, а также использует его за занятиях со студентами: «Скрайбингом я занимаюсь по мере появления заказов, а их не так много — все-таки вещь экзотическая. Я первый в наших краях занялся скрайбингом на международном уровне — для моего самолюбия этого достаточно. Я ездил в Китай рисовать для одной международной корпорации. Самое интересное было обсуждать визуальную метафору за круглым стоячим столиком на берегу Янцзы с людьми, у которых часы стоят как моя квартира. Метафору они не могли утвердить, пока не был решен вопрос о чуть ли не миллиардных инвестициях. Время было позднее, пришлось их торопить. Ну и мне повезло, что это был такой мировой капитализм, который реально занимается улучшением жизни людей — моя левая сторона не спазмирует при этом воспоминании вообще. Сейчас мне скрайбинг важен как учебный инструмент. Даже если студенты не найдут выхода на конкретные заказы, мы сможем через него несколько важных вещей проработать».
Перспективы
Alone © Виктор Меламед
«Графика уже миллион лет умеет быть объемной и двигаться, и интерактивной тоже может быть.»
По мнению Меламеда, тенденции не интересны, так как они являются эхом новых идей: «Но с новыми идеями туго. Любопытно следить за тем, как гиф встраивается в культуру иллюстрации, вообще за попытками иллюстрации перейти в Сеть вслед за журналами. Однако все время оказывается, что ничего нового искать не нужно: "плоская" и "статичная" графика уже миллион лет умеет быть объемной и двигаться, и интерактивной тоже может быть». За годы работы Меламед собрал свою собственную аудиторию и уверен, что работа иллюстратора заключается в диалоге со зрителем. А те, кому зритель неинтересен, «либо врут, либо ничего не понимают в иллюстрации».


© Виктор Меламед

На вопрос о том, может ли в цифровой век визуальное перевесить текстовое, Виктор ответил следующее: «Мне не кажется, что визуальный способ передачи информации вытесняет словесный. Мы стали больше писать и читать, но более короткие тексты. Интереснее говорить о слиянии визуального и вербального языков. Мой любимый пример — смайл, ставший за последние годы полноценным знаком пунктуации, по сути пройдя тот же путь, что когда-то прошла буква А от изображения головы быка. Вот emoji, мне кажется, отомрут как неуниверсальный язык. Но что-то новое появится наверняка — язык живет своей жизнью, и за ней страшно интересно наблюдать».

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Чем более узко иллюстратор понимает свою профессию, тем меньше у него шансов выжить и сделать что-то по-настоящему интересное.»
«Куда все движется — неизвестно, но точно знаю, что чем дальше, тем больше будут смешиваться дисциплины. Уже сейчас трудно найти грань между иллюстрацией и комиксом, иллюстрацией и инфографикой, иллюстрацией и современным искусством. Все меньше будут значить умения, наработанные тупым повторением, все больше — самообучаемость и способность действовать осмысленно. Чем более узко иллюстратор понимает свою профессию, тем меньше у него шансов выжить в профессии и сделать что-то по-настоящему интересное», — говорит Виктор.

Преподавание
Alone © Виктор Меламед
Виктор Меламед уже несколько лет ведет курс иллюстрации и интенсивы в Британской Школе Дизайна. Любопытно, что его фамилия как нельзя лучше подходит к преподавательской деятельности: меламедами называли учителей еврейских религиозных школ, хедеров.

Alone © Виктор Меламед
«Я занялся преподаванием почти случайно, но потом оказалось, что это, во-первых, дико сложно и интересно, а во-вторых, на преподавателей иллюстрации высокий спрос, а предложение небольшое, — говорит Виктор. — Что касается студентов, люди разные, по счастью, в том числе внутри каждого поколения. Есть, конечно, в тех, кто постарше, какие-то советские узнаваемые черты, но они даже в шестнадцатилетних не выветрились. Все интересные работы студентов я собираю в альбомах на Facebook

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Работы студентов курса Виктора Меламеда
«Рисование – мощный способ познания, и постепенно вы начнете пользоваться глазами по-другому.»
Среди основных проблем современного художественного образования в России Меламед назвал: «нафталин, неготовность меняться, предрассудки и снобизм, который поддерживают преподаватели, чиновники, студенты и их родители. Отсутствует система контроля качества преподавательской работы. Зато есть терминологические клинья: иллюстрация — это когда к книге, поэтому мы иллюстрируем "Буратино"».

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Портреты друзей. © Виктор Меламед Alone Портреты друзей. © Виктор Меламед Alone Портреты друзей. © Виктор Меламед Alone Портреты друзей. © Виктор Меламед Alone Портреты друзей. © Виктор Меламед
«Тому, кто только хочет, стоит начинать с набросков, по полному блокноту в день. Наброски считаются не поштучно, а на вес. С натуры, из головы, с чужих иллюстраций, из телека и из кино. Рисование – мощный способ познания, и постепенно вы начнете пользоваться глазами по-другому», — делится иллюстратор.


© Виктор Меламед

На курсе Виктора Меламеда задействованно почти три десятка преподавателей. Кто-то постоянно работает со студентами, но большинство проводит одну-две лекции: «Основную работу делаем я и Аня Журко. Вообще, я больше менеджер, чем преподаватель. Я зову на курс людей, которые мне интересны, в том числе из смежных и несмежных профессий». Среди преподавателей курса иллюстрации есть промышленный дизайнер, комиксист, антрополог, поэт и другие люди, которые позволяют студентам намного шире взглянуть на окружающий мир и на профессию иллюстратора под новым углом.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

«Мы учим своих студентов вести скетчбуки: не книжечки с набросками, а большие рабочие тетради, где отражается весь процесс работы над проектом. У русского студента это вызывает определенные трудности, поэтому учим долго, корректируя процесс и постепенно минимизируя контроль.»

Мотивация
Alone © Виктор Меламед
«Я ищу не вдохновение, я ищу интересные задачи.»
«Меня мотивируют просто идеи, хочется сделать то и это, причем возникают они в ответ на любой заказ или задачу даже не как ее решение, а как случай сделать что-то интересное для себя, решив ее походя». Личный рекорд Меламеда — сто картинок в неделю. «Я ищу не вдохновение, я ищу интересные задачи — а чаще они сами меня находят», — говорит он.


© Виктор Меламед



«Говорят, рекламист должен знать примерно все примерно обо всем, — вот к иллюстраторам это полностью относится. Речь не о "нахватанности": в первую очередь важно всем интересоваться и любую задачу воспринимать как счастливый повод что-то новое узнать.»

Preview Preview Preview Preview Preview Preview

«Что касается творческого кризиса, если ты застрял, значит, мало работаешь. И если публика тебя не понимает, тоже дело в тебе. Если ты крут, всегда можно найти свою аудиторию – Интернет большой. Работать в стол сейчас стыдно. У меня кризисов не было с тех пор, как я бросил бухучет, и в ближайшее время не предвидятся.»
Заключение
Alone © Виктор Меламед
«Свобода — это время, всего-навсего, которым я могу распорядиться.»
Виктор Меламед активно работает в различных творческих направлениях, и хотя он говорит, что ему не удается совмещать насыщенную профессиональную и семейную жизнь, и что и на работе, и в семье он делает гораздо меньше, чем мог бы и должен бы, он остается одним из самых ярких и плодовитых российских иллюстраторов, который успевает воспитывать с супругой двоих сыновей, заниматься преподавательской деятельностью, принимать участие в организации выставок и даже переводить романы. Кстати, это необычное для иллюстратора занятие само «нашло» Меламеда: «Я работал дизайнером в издательстве «Эксмо». Редактор Максим Немцов предложил мне попробовать перевести роман — вот и вся история». Виктор уже перевел три романа: Луизы Уэлш «Тамерлан должен умереть», Тома Голда «Голиаф» и Эрика МакКормака «Мотель "Парадиз"». По его словам, литературный опыт, очень помогает ему в преподавательской деятельности». Виктор Меламед продолжает создавать иллюстрации для New Yorker, но большая часть его времени сейчас уходит на преподавание и организацию курса. В планах на будущее — больше времени уделять персональным работам и скульптуре и организовать выставку своих скульптурных работ.
Материал подготовили:
Ксения По и Дмитрий Аске
Больше узнать о Викторе Меламеде вы можете, посетив его сайт и страницы на Facebook и Behance.
9 понравилось
Глюк: новые имена Глюк: новые имена

Московский граффити-райтер, участник команды T.PD, рисует стильные шрифты на стенах и пригородных поездах.

0 1241
Missing
serko 09 февраля 2015 в 19:29 ссылка на комментарий
Спасибо за статью. Виктор генератор мотиваций. Вы ребята кстати тоже выходите за рамки "стрита", это радует.
2
Userpics_micro
Ksenia 09 февраля 2015 в 21:42 ссылка на комментарий
Спасибо! Мы стараемся ).
Userpics_micro
SkvG 10 марта 2015 в 17:36 ссылка на комментарий
Прекрасно!)
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.