Наверх
24 января 2013 в 10:01 Граффити Старая школа 10 21 39475

История граффити: часть первая

Нью-Йорк, История субкультур, Старая школа

Специально для наших читателей мы перевели статью об истоках и развитии граффити, написанную нью-йоркскими райтерами «старой школы».

Alone Нью-Йорк, 1973 г. Фото: © Джон Наар

@149st — сайт, открытый нью-йоркскими граффити-райтерами старой школы в 1998-м году. Свое название он получил от самого популярного в 1970-1980 годы места встречи райтеров — пересечения 149-й улицы и Гранд Конкорс в Бронксе (там пересекаются вторая и пятая линии нью-йоркской подземки). Сайт был создан, чтобы задокументировать историю нью-йоркского граффити: на нем собраны профайлы большого количества райтеров и команд первой и второй волны, а также опубликованы статьи, написанные самими райтерами. 
На заре граффити: 1966-1971

Тег Cornbread в Филадельфии


Надписи «Чолос» и надписи бродяг
Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос» (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США — прим. пер.), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

Граффити (итал. graffiti — 'надписи') — надписи и рисунки на стенах зданий, заборах, поездах и т.д., сделанные от руки краской или маркерами. Сейчас сложно дать точное определение этому термину, так как он достаточно многогранен. 



Трейн-райтинг, трейн-бомбминг — (англ. train wrtining — 'письмо на поезде', train bombing — 'бомбежка поезда') — рисование на поездах, при котором зачастую многим райтерам больше важен сам факт рисования, а не качество рисунков. 

Пионеры: 1971-1974

Статья в The New York Times, 1971 г.

Теги граффити-райтеров того периода
Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи, опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204, Frank 207 и Joe 136.

Райтер, граффти-райтер — (англ. writer — 'писатель') — человек, занимающийся граффити.



Тег, тэг (англ. tag — 'ярлык', 'этикетка', 'бирка') — подпись райтера (его псевдоним), сделанная одним цветом маркером или краской. Глагол — тегать, тэгать. Занятие — тегинг, тэгинг. Человек — тегер, тэгер.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Король, кинг (англ. king — 'король') — райтер, рисующий больше и лучше остальных, признанный авторитет среди других райтеров.
Alone Фото: © Everett
Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают — меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.
Стиль тегов
Через некоторое время такое количество людей начало тегать, что нужно было придумать новый способ, с помощью которого можно было бы выделиться. Первый способ заключался в том, что нужно было придумать неповторимый тег — начали появляться различные каллиграфические стили. Райтеры добавляли к тегам росчерки, звездочки и другие элементы дизайна (многие из них используют до сих пор — прим. ред.). Какие-то значки служили просто украшением, а у каких-то был смысл. Так, например, короны использовали райтеры, которые считали себя «королями». Наверное, наиболее известным тегом за всю историю граффити можно считать Stay High 149: фигурка персонажа из телевизионного сериала The Saint с косяком на месте буквы H.

Размер тегов
Alone Super Kool 223
Затем изменения коснулись размера тегов. Райтеры начали делать теги больше. Стандартный кэп был достаточно узким, поэтому теги большего размера все равно не привлекали особого внимания. Райтеры начали делать буквы «толще» и обводить их другим цветом, а также использовать кэпы от других аэрозольных красок. Так зарождались «куски». Не известно, кто первым сделал кусок, но чаще всего называют Super Kool 223 из Бронкса и WAP из Бруклина. Толстые буквы давали простор для развития имени. Райтеры начали украшать буквы кружочками, штрихами, звездами и клеточками. Добавление цвета и декоративных элементов были настоящим прорывом, однако куски продолжали сильно напоминать теги, от которых они и произошли. Среди известных райтеров того врмени можно назвать: Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Phase 2, Pro-Soul, Tracy 168, Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161, Junior 161 и Stay High 149.

Кусок (англ. piece — 'кусок', сокращение от masterpiece — 'шедевр') — цветной рисунок, сделанный на стене или на поезде, на который тратится гораздо больше времени, чем на флоп.


Троу-ап, флоп — (англ. to throw-up — 'бросать', 'кидать'; to flop — 'ронять', 'шлепаться') — быстро сделанный рисунок, состоящий из контура и заливки одного цвета. Буквы обычно округлой формы, а наиболее популярное сочетание цветов — черный и хром.


Preview Preview Preview
Riff 170
Tracy 168
Stay High 149
Развитие стилей
Атмосфера соревнования привела к развитию современных стилей. Topcat 126 считается основоположником стиля «Бродвей» (Broadway), который позднее эволюционирует в огромные блочные шрифты и наклонные шрифты. Затем Phase 2 придумал округлые буквы — «пузыри» (bubble letters). «Бродвей» и «пузыри» были самыми первыми стилями, в которых выполнялись куски, и они стали прародителями всех остальных стилей. Вскоре к буквам начинают добавлять стрелочки, завитки и связки. Они становятся все сложнее и изощренней и приводят к появлению нового «механического» стиля (mechanical style) или, как его теперь называют, «дикого» стиля (wild style).

Соперничество между Phase с одной стороны и Riff 170 и PEL с другой привели к дальнейшему развитию граффити. Riff был одним из провокаторов «войн стилей» (style wars). Flint 707 и Pistol внесли огромный вклад в развитие трехмерных шрифтов и привнесли в куски глубину, которая станет образцом для подражания у будущих поколений райтеров.



Подобный всплеск творчества не остался незамеченным. Хьюго Мартинес (Hugo Martinez), окончивший социологический факультет нью-йоркского Сити-колледжа (City College of New York), обратил внимание на творческий потенциал нелегальных художников того времени. Мартинес основал United Graffiti Artists: они выбрали лучших райтеров, рисовавших в подземке, и представили их работы в галерее. Именно благодаря UGA райтеры получили возможность выйти из подполья. В Razor Gallery Мартинес выставлял работы Phase 2, Mico, Coco 144, Pistol, Flint 707, Bama, Snake, Stitch.
Alone Flint 707, 1973 г. Фото: Urban Research
В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168, Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car — 'весь вагон', 'вагон целиком'). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.
Preview Preview Preview
Death
Cliff 159
Hondo 1
Расцвет: 1975-1977
Alone The Fabulous Five (TF5), 1976 г. Фото из книги «Искусство подземки» (Subway Art).
Alone The Magnificent Team (TMT), 1977 г. Фото из книги «Искусство подземки» (Subway Art).
Основные стили сформировались где-то после 1974-г года. Все стандарты были прописаны, и райтеры нового поколения беззастенчиво пользовались всеми достижениями райтеров первой волны. По Нью-Йорку ударил экономический кризис, и на транспортную систему никто не обращал внимания. Этот период стал расцветом рисования в нью-йоркской подземке. В это время началось размежевание между теми, кто уделял основное внимание стилю (стайл-райтерами), и теми, для кого главным были скорость и количество рисунков (бомберами). Хол-карами уже нельзя было никого удивить, а любимой формой самовыражения бомберов стали троу-апы, они же флопы. Троу-апы выросли из шрифтов-«пузырей»: это куски, сделанные на скорую руку, которые состоят из контура и небрежной заливки. Большинство этих работ состояли из двух-трех букв.

Райтинг, стайл-райтинг (англ. writing — 'процесс написания букв', 'письмо'; style writing — 'стильное письмо') — рисование на стенках и поездах с упором на стиль и форму букв. Позднее райтингом стали чаще называть только рисование на стенах.

Бомбинг (англ. bombing — 'бомбежка') — рисование тегов, флопов, кусков.

Twocol Twocol
Blade
Особо отличились в то время команды POG, 3yb, BYB TC, TOP, и короли флопов: Tee, Iz, Dy 167, Pi, In, Le, To, Oi, Fi aka Vinny, Ti 149, Cy, Peo. Началась настоящая гонка: команды и райтеры соревновались, кому удастся сделать больше троу-апов. Расцвет флопов и хол-каров пришелся на 1975-1977 годы. В это время, следуя по пути пионеров граффити Tracy и Cliff, такие райтеры, как Butch, Case, Kindo, Blade, Comet, Ale 1, Doo2, John 150, Kit 17, Mark 198, Lee, Mono, Slave, Slug, Doc 109 Caine One украшали поздемку и пригородные поезда потрясающими хол-карами.

Twocol Twocol
Dy 167
Iz
Возрождение стиля: 1978-1981

Alone Riff 170 Фото: Urban Research
Новый всплеск творческой активности пришелся на конец 1977-го года, когда вовсю рисовали команды TDS, TMT, UA, MAFIA, TS5, CIA, RTW, ROC Stars, TMB, TFP, TC5 и TF5. Снова начались «войны стилей». На это же время пришлась последняя волна бомбинга в метро, так как вскоре управление городского транспорта Нью-Йорка сделало борьбу с граффити своей первостепенной задачей. На Бродвее Chain 3, Kool 131, Padre, Noc 167 и Part 1 продолжали развивать стиль Phase 2, Riff 170 и Pel. Позднее Chain начал рисовать на 2-й и 5-й ветках метро вместе с командой TMT. В духе войны стилей CIA нанесла ответный удар TMT. Появились Донди (Dondi) и Поуз (Pose), которые противопоставляли свои работы кускам Чейна (Chain) и Доуза (Dose).

Alone Mitch 77, 1981 г. Фото из книги «Искусство подземки» (Subway Art).
Среди активных райтеров того времени нужно отметить: Case 2, Kel 139, Mare, Comet, Repel, Cos 207, Duro, Min, Shy 147, Kade 198, Fed 2, Revolt, Rasta, Zephyr, Boots 119, Kit 17, Crash, Daze. Что касается хол-каров, здесь королями были: Lee, Caz 2, Iz, Slave, Ree, Dondi, Blade и Comet. На 6-й линии подземки постоянно появлялись хол-кары, разрисованные Seen, Mad, PJ и Dust. На 4-й ветке царили Mitch 77, Ban 2, Boo 2, Pbody, Max 183 и Kid 56. На 7-й ветке поездов IRT в основном рисовал Fuzz One. Поездами, соединяющими Манхеттен и Бруклин, занимались CIA, TB и TKA.

Alone Blade, 1980 г. Фото: © Генри Чалфант
В 1980-х куски начали активно закрашивать, а за ограждениями вокруг депо стали лучше следить. Многие райтеры забросили граффити и занялись другими видами творчества. Кто-то начал делать карьеру, а мир искусства снова заинтересовался граффити. После выставок в Razor Gallery в 1970-х все словно забыли о граффити, как о художественной форме. Однако уже в 1979-м галерист Клаудио Бруни (Claudio Bruni) устроил Лии Киньёнесу (Lee Quiñones) и Фэб Файв Фредди (Fab 5 Freddie) выставку в Риме.

Alone Lee, 1979 г. Фото из книги «Искусство подземки» (Subway Art).
В 1980-х многие райтеры начали работать в студии ESSES, центре искусств Стефана Эйнса (Stephan Eins) под названием Fashion Moda и Fun Gallery Патти Астор (Patti Astor). Эти и подобные им галереи сыграют важную роль в распространении граффити-культуры за океаном. В европейских галереях заинтересовались граффити, и начались выставки до того момента достаточно закрытого мира нью-йоркских райтеров: посетители экспозиций увидели работы Донди (Dondi), Ли (Lee), Зефира (Zephyr), Леди Пинк (Lady Pink), Дэйза (Daze), Футуры 2000 (Futura 2000) и других.

Alone Dondi, 1980 г.
Прочитать вторую часть «Истории граффити»
Перевод с английского: Ксения По. Материал подготовили: Ксения По и Дмитрий Аске.
Прочитать оригинал статьи на английском языке вы можете на сайте at149st. Все определения граффити-терминов взяты из книги «Искусство подземки» (Subway Art), опубликованной в 1984-м году.
21 понравилось
Отправная точка Отправная точка

Мэтт Тейлор — английский иллюстратор, который вдохновляется графическим искусством США полувековой давности.

1 3257
Изображая тишину Изображая тишину

Филиппо Минелли получил художественное образование, разочаровался в граффити и посвятил себя концептуальному искусству.

5 6175
Missing
skreb 24 января 2013 в 15:38 ссылка на комментарий
Интересно
3
Userpics_micro
inxs 26 января 2013 в 20:07 ссылка на комментарий
да, заинтриговали
1
Missing
TREZOR 24 января 2013 в 15:50 ссылка на комментарий
В видео Bomb It (2008), можно увидеть и послушать КорнБрида и многих других за становление культуры, начиная с 1967.
1
Userpics_micro
Iskra 24 января 2013 в 20:00 ссылка на комментарий
очень интересно,больше бы старых фото)
4
Missing
очень круто! Ксения По и Дмитрий Аске спасибо Вам!! очень порадовал материал))
1
Userpics_micro
Aske 26 января 2013 в 23:31 ссылка на комментарий
Пожалуйста! В понедельник опубликуем вторую часть.
1
Missing
будете переводить и постить другие статья с этого сайта? Там ведь дофига интересной информации, насколько я мог почитать))
Userpics_micro
Aske 28 января 2013 в 11:33 ссылка на комментарий
Да, скорее всего будем, но чуть позже.
Userpics_micro
Manack 09 февраля 2013 в 15:23 ссылка на комментарий
Я горжусь свое культурой!
-1
Missing
TESSone 16 февраля 2013 в 19:12 ссылка на комментарий
Смотрю и жалею, что живу не в Америке, у нас-то развитие в минусе(
-1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.