Наверх
22 августа 2012 в 12:08 Граффити Интервью 7 12 4864

Кэн Ту: Мне кажется, мой стиль изменился

Can2, Интервью

Летом 2011-го года известный немецкий райтер Кэн Ту во второй раз посетил Москву и дал нам небольшое интервью.


Настоящее имя Кэн Ту (Can2) — Федор Вильдхардт (Fedor Wildhardt). Он является одним из тех, кто на протяжении многих лет проявляют удивительную стабильность стиля.

В семь лет Кэн Ту расписывал школьную парту и учебники. В 1983-м он впервые попробовал рисовать аэрозолем в родном городе Майнце. С самого начала его вдохновлял стиль райтеров из Бронкса — единственный, по его мнению, стиль в граффити, который можно считать «настоящим». Федор в основном рисует на стенах динамичные шрифты и персонажей в своей легко узнаваемой манере. Он до сих пор активно занимается творчеством, путешествует по миру и принимает участие в различных фестивалях.
Большое спасибо, что согласился дать нам интервью. Первый вопрос: ты приезжал в Москву восемь лет назад. Как изменился город за это время? Как тебе понравилось в Москве? Расскажи о своих впечатлениях от джема The Matter of Skillz.

Разница между 2003-м годом и тем, что я увидел сейчас, не такая большая. На самом деле место проведения джема напомнило мне 2003-й год. Пресс-конференция и все остальное было своего рода дежавю.Но это мероприятие мне понравилось гораздо больше, потому что в 2003-м году на фестивале были проблемы с молодежью. По итогу у нас были неприятности из-за того, что многие напились, стали вести себя агрессивно, кидать бутылки об стену, на которой мы рисовали. Потом организаторы джема отреагировали на происходящее, и эти ребята начали говорить, что они сейчас вернутся со своими друзьями и все в таком духе… Так что в какой-то момент организаторы сказали, что нам нужно уехать. У меня даже не было времени закончить кусок. Ситуация была напряженная. Это был очень неприятный момент для меня, потому что такое со мной никогда до этого не случалось: люди кидают в тебя бутылками, когда ты рисуешь… На The Matter of Skilllz все было гораздо более мирно. Возможно, там не продавали алкоголь, или молодежь выросла, или изменилась — не знаю. Но этот джем мне понравился гораздо больше, чем предыдущий.
Alone Мэд Си и Кэн Ту, Москва, 2011 г. Фото: © CODE RED
Кстати, о детях. У тебя есть сын. Тебе бы хотелось, чтобы он стал райтером или ты был бы против?

Нет, я хочу, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Я не хочу заставлять его что-то делать. Но, естественно, он растет с граффити: он знает, что папа рисует стенки и тоже хочет рисовать. Он уже понемножку рисует. Но он еще очень маленький. Ему нравится рисовать, потому что я много рисую. Он тоже много рисует, и ему это действительно нравится. И мне кажется, у него неплохо получается. Ему четыре года. Я не знаю, чем он будет заниматься в будущем, но я уверен, что моя жизнь не слишком изменится в ближайшие 10-15 лет: я буду много путешествовать и много рисовать. Так что он будет расти с этим. Конечно, я был бы рад, если бы он стал райтером.
Alone Клагенфюрт, Австрия, 2012 г. Фото: © Кен Ту
Твой стиль не очень сильно менялся с течением времени. В чем причина? Почему ты так привязан к одному стилю?

Мне кажется, если приглядеться, мой стиль менялся. Он поменялся. Если сравнить мои работы 2003-го года с тем, что я рисую сейчас. Например, рисунки, которые я сделал в России. Мне кажется, мой стиль изменился, просто изменения происходили медленно. На меня влияют граффити-тенденции. В граффити всегда много внимания уделяют различным трендам: такие тенденции, сякие тенденции, такой стиль, сякой стиль… Но я всегда пытаюсь включать какие-то веяния в свой стиль. Не знаю почему, но мне нравится придерживаться своего стиля. Я пробовал разные штуки, когда делал скетчи: что-то, что отличается от моего стиля, но…

Я всегда думаю о музыкантах. Например, есть Rolling Stones. И если тебе нравятся Rolling Stones и ты слушаешь их в течение многих лет, и они играют рок-н-ролл. Это — их тема. Думаю, вам не захочется, чтобы они играли электро или чтобы они изменились и начали играть техно. Никто не поймет этого. И если у Rolling Stones выходит новая песня, ты знаешь, как она будет звучать, потому что у них — свой собственный стиль. Я вижу это так. Это — мой стиль, то, как я рисую. И я на самом деле не хочу его менять. Я пробовал что-то новое в некоторых кусках, но обычно я возвращаюсь к старым темам. Мне просто нравится, когда мои буквы выглядят именно так. Мне нравятся шрифты, которые можно легко прочитать, цветные буквы. Есть критерии, которые должны выполняться на стене — иначе я буду недоволен результатом.
Alone Франкфурт, 2009 г. Фото: © Кен Ту
Есть ли у тебя какая-нибудь мечта или цель, которой ты еще не достиг, в граффити и в профессиональной жизни?

Да нет, наверное, нет. Я всегда стремился порисовать в как можно большем числе стран. И в последние годы меня приглашали в страны, в которых я никогда не был. Меня приглашали в Перу, в Венесуэлу — в Латинскую Америку. Но мне бы хотелось побольше поездить и по России: может быть, съездить в Санкт-Петербург или в другие города, чтобы увидеть что-то еще, помимо Москвы. Потому что, когда ты приезжаешь в Германию и посещаешь только один город — это не Германия. Нужно ездить в города поменьше, чтобы понять, какие там живут люди.
Alone Шанхай, 2010 г. Фото: © Кен Ту
Ты был в Китае. Расскажи об этой поездке и граффити в Китае.

Я был в Китае два раза. Один раз в Шанхае, на Всемирной Выставке (EXPO): мы рисовали для немецкого павильона. И… Китай — это отдельный мир. Но даже там… Ты едешь туда — там другая письменность, другая еда, все — другое… Но когда дело доходит до граффити-райтеров, они везде одинаковые, во всех странах мира. У меня никогда такого не было, чтобы все люди были плохими. Например, чтобы я поехал в какую-то страну, и там были бы только плохие люди. Конечно, всегда есть плохие люди, но основная масса — те, кто занимается граффити — у них одни и те же увлечения, они похожи, так что мы на одной волне. Неважно, на каком языке мы говорим, насколько мы хорошие люди…
Так тебе понравился Китай и рисование?

Да, да, было очень приятно. Конечно, мне очень везет, что Montana отправляет мне краску в страну, в которую я еду рисовать. Так что мне не нужно иметь дело с местной краской. Мне кажется, что китайская краска — полный отстой. Я не мог ей рисовать. Мне невероятно везет, что меня спонсируют.
Alone Берлин, 2010 г. Фото: © Кен Ту
Кстати о спонсорстве, что ты думаешь о роли брендов аэрозольной краски в создании мировых звезд граффити и в поддержке молодых талантливых райтеров?

Я думаю, это — хорошо. Не вижу в этом ничего плохого. Это поддерживает сцену, это не против сцены, это — за сцену. Конечно, некоторые думают, что какие-то чуваки хотят нажиться на райтерах. Но краска — это инструмент, который нужен всем. Что бы ты делал, если бы была только паршивая краска? Так что я считаю, это хорошо, что они продолжают разрабатывать новые вещи, и что между брендами существует конкуренция и они пытаются делать продукцию лучше. Мне кажется, что от этого выигрывают все райтеры.
Сейчас многие известные райтеры уделяют больше внимания технике и эффектам, а не формам букв. Почему это происходит? Что ты об этом думаешь?

Мне кажется, что сейчас существует тенденция больше внимания уделять эффектам и иллюстрации, а не буквам. Мне это напоминает то, что происходило 10-15 лет назад: тогда появился стиль 3D, и все хватались за него. Всем нравился этот эффект — люди пытались сделать красивую картинку. Но если убрать все цвета, все эффекты и иллюстрации, и посмотреть на шрифт — обычно он выглядит плохо. И я думаю, что граффити — это прежде всего буквы. Делать крутой стиль, буквы, которые люди могут прочитать. Иначе о тебе не узнают. Если ты рисуешь только нечитаемые шрифты или wildstyle… Мне кажется, это просто мода, и все снова вернется к шрифтам. Все всегда возвращается к буквам.

Конечно, у нас столько талантливых людей, которые могут рисовать красивые иллюстрации, но нужно время, чтобы понять шрифт и разработать стиль. Намного проще рисовать персонажей или иллюстрации, или копировать их. Намного сложнее развить стиль и создать свой собственный стиль. И на это требуется время. Многие люди этого не понимают. На это уходят годы. Нельзя стать крутым райтером за год — это невозможно. Может быть, ты можешь быть крутым какое-то непродолжительное время, но это не принесет удовлетворения.
Alone Висбаден, 1997 г. Фото: © Кен Ту
Что нужно сделать российским райтерам, чтобы получить мировое признание?

Мне кажется, что дело не в России. Мне кажется, все райтеры в мире должны просто продолжать рисовать, заниматься своим делом, не слушать, что им говорят другие, делать то, что они хотят делать. Конечно, если ты хочешь рисовать в духе иллюстрации, ты получишь признание через 10-15 лет. Но ты не получишь признания, нарисовав пару кусков, хотя многие так думают. Они считают, что, нарисовав пару хороших кусков, они стали крутыми. Но на это уходит столько времени, и за этим стоит столько работы — чтобы о тебе узнали, чтобы стать известным.

Дело не в хороших кусках. Я знаю много хороших райтеров, которые делают хорошие куски. Но если ты не путешествуешь, а все время сидишь в своем городе, даже сейчас с Интернетом, когда ты можешь сделать кусок, сфотографировать его, выложить на Facebook или на свой сайт, и через 10 минут кто-нибудь в Австралии его увидит… Когда я был молодым, все было по-другому. Но на самом деле, чтобы научиться хорошо рисовать, нужно время. И нужно продолжать рисовать и, возможно, не стоит слушать, что говорят люди.

Потому что, мне кажется, что, особенно когда ты начинаешь и у тебя что-то хорошо получается, всегда найдутся люди, которые будут тебя критиковать, говорить тебе кучу всего… Что тебе нужно больше заниматься нелегальным рисованием, быть «настоящим» и т.д. Я думаю, что нужно оставаться самим собой и продолжать делать свою тему. И о тебе узнают рано или поздно. Но не стоит сильно ускорять этот процесс, нельзя начинать рисовать с планом: «Я хочу стать известным через год. Это — моя цель». Все это происходит естественно.
Это твой совет молодым райтерам?

Да, именно. Продолжать рисовать. И нужно осознать, что, чтобы стать знаменитым, нужны годы, а не месяцы.
Вы можете больше узнать о Кэн Ту, посетив его сайт и страницу на Facebook.
12 понравилось
T-Radya ответил на вопросы редакции T-Radya ответил на вопросы редакции

Молодой активист уличного искусства из Екатеринбурга Тимофей Радя рассказал о себе и о том, что важно для него при взаимодействии с общественным пространством и зрителями.

7 5788
Микстейп The Writers Bench Микстейп The Writers Bench

Пятнадцать хип-хоп треков, вдохновленных культовым фильмом Style Wars и посвященных граффити и райтерам.

1 5227
Userpics_micro
tracy_hiphop 26 сентября 2012 в 16:20 ссылка на комментарий
Довольно интересное интервью, отличная позиция по поводу стиля. Спасибо за пост.
3
Userpics_micro
Rabess 27 сентября 2012 в 15:39 ссылка на комментарий
Да, но потратить 10 - 15 лет на то, что бы о тебе просто узнали... Это ведь всю жизнь посвятить рисованию на стенках... ух, это непросто понять.
1
Userpics_micro
MES_crew 29 сентября 2012 в 09:31 ссылка на комментарий
потавил перед собой цель, достиг её. зарабатывает тем, что ему нравится и нравится всему миру. при этом еще и сын разделяет интерес к его деятельности. жизнь удалась, это и есть счастье.
1
Userpics_micro
MADE_IN 30 сентября 2012 в 17:04 ссылка на комментарий
Он крутой ...но такой именно стиль мне не импанирует
Userpics_micro
Jouse 05 октября 2012 в 18:53 ссылка на комментарий
Отличная параллель между стилем и музыкой- очень понятно и доходчиво!) Благодарю за пост!
Userpics_micro
ilyaTak 07 октября 2012 в 17:18 ссылка на комментарий
Хорошее интервью.
Userpics_micro
DRUM33 26 октября 2012 в 20:44 ссылка на комментарий
Очень познавательно, надеюсь Code red часто нас будет радовать такими постами!)
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.