Наверх
20 августа 2015 в 15:08 Граффити Интервью 6 9 5663

Голос российского граффити

Sakvo, G-Spot, Точка Г

«Пора действовать, причем всем, причем серьезно, причем обдуманно», — автор популярного подкаста рассказал о ситуации в граффити-сообществе, о ситкоме «Вася и Жора» и о возрождении «Точки Г».

Alone © Сакво

Антон Сакво (Skvg) — московский райтер, занимающийся граффити с 2000-го года. Он получил широкую известность благодаря граффити-подкасту G-Spot, который вместе с Алексеем Родаром и Костей Раз-Два выпускал в 2010-2012-м годах. Антон присоединился к редакции «Ультрамарина» сразу с двумя авторскими проектами, как всегда связанными с критически-юмористическим взглядом на граффити-культуру. Мы пообщались с Антоном и попросили его рассказать о том, что, по его мнению, происходит с отечественным граффити-сообществом и что можно и нужно делать.

Alone Совместная работа Сакво и Зака. Фото: © Сакво
Антон, привет!

Приветики, как говорит один хороший человек.  

В ролике, который, наверное, все наши читатели уже видели, ты рассказал, почему решил присоединиться к нашей редакции. Как ты видишь нынешнее состояние дел в российском граффити и уличной культуре? 

Ну, ситуация в культуре неоднозначная: вроде бы все в порядке, появляются интересные новые имена, «старички» продолжают продавливать свои стили, которые становятся все более и более аутентичными, бренды появляются и крепчают, проходят выставки, во многих городах мы видим возрождение монументальной росписи. Однако, несмотря на все это, при общении многие жалуются, что все очень-очень плохо: мало джемов, а на те, которые есть, нереально пробиться, мало райтеров высокого уровня, а у тех, которые есть, не получается полноценно зарабатывать своей деятельностью. Но если в общем: за все эти годы у нас почти сформировалась наконец почва под ногами. Пора действовать, причем всем, причем серьезно, причем обдуманно. Все, что происходит вокруг нас, общий уровень уличной культуры и отдельных ее дисциплин, в первую очередь граффити, наличие или отсутствие образовательных и информационных направлений, галерейная среда, городская среда — все это заслуга нашей активности или ее отсутствия. И основной принцип, который здесь работает: «Кроме тебя самого, тебе никто ничего не устроит». 

Что касается присоединения к редакции, я считаю, что сейчас лучшее время для того, чтобы собрать в одном месте личностей, адептов культуры, которые вносят в ее развитие серьезный вклад. Пора формировать единое информационное поле с оригинальными проектами, рубриками, статьями, в котором есть слово у каждого, кому действительно есть что сказать.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Сакво Alone © Сакво Alone © Сакво
«Важны знания, опыт, сформированная позиция — в общем, глубокое и правильное понимание предмета.»
Что мотивирует тебя лично в деле развития данной культуры?

Изначально мне хотелось расплатиться с культурой: граффити оказало очень серьезное влияние на мое формирование, видение, ориентиры, хотелось дать ей что-то взамен. Сейчас же, после почти трех лет молчания в информационной среде, я вижу, что все движется малость не туда. Я вижу, что сформировался запрос на образовательный и информационный контент высокого уровня, нестандартные, оригинальные проекты, осмысленную документалистику, и считаю, что этим должны заниматься люди, которые способны сделать это правильно. Реальность такова, что одной личной инициативы, основы этой деятельности, недостаточно. Важны знания, опыт, сформированная позиция — в общем, глубокое и правильное понимание предмета. Потому что, если мы сами за это не возьмемся, это сделают люди со стороны, которые о данной культуре имеют слабое представление. И от этого лучше никому, кроме них, не будет.

Что ты имеешь в виду?

Приведу доступный пример. В определенный момент информационную нишу заняли паблики в соцсетях. Казалось бы, они занимаются правильным делом: информируют и просвещают аудиторию. Но, если копнуть глубже, единственное, чем они занимаются — это перепостами информации из других источников. По сути, они не создают никакого оригинального контента. Это объясняется просто: в администрации этих пабликов я не видел ни одного граффити-райтера с серьезным стажем, опытом, мыслями и идеями, которые он мог бы транслировать. То есть, даже если эти люди начнут создавать оригинальный информационный контент, можно ли будет воспринимать его серьезно? Что эти ребята могут донести до аудитории?

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Сакво Alone © Сакво Alone © Сакво
То есть очень много стало людей со стороны?

Я не хочу никого обидеть. Возможно, среди них есть хорошие, сознательные ребята — просто я с ними не знаком. Но факт остается фактом: у меня периодически просят материал группки с аудиторией в 100-150 человек и администраторами, которые вчера в первый раз подержали в руках баллон. В чем их цель? Правильно и достоверно представить культуру или же потешить свое самолюбие? 

А что мешает тем, кто в теме?

Что касается тех, кто может сделать это правильно, у них часто работает принцип: «это никто не купит». Но, ребята, мы живем в мире идей, и, если задуматься, есть четкая причинно-следственная связь: чтобы это купили, должен быть покупатель, воспитанная аудитория, которая интересуется и разбирается, а ее формирует среда. И то, какая эта среда будет, зависит именно от нас. То есть своими идеями и активной деятельностью сейчас мы формируем свои рабочие места в будущем: это не кресла в совете директоров нефтяных компаний, это просто возможность заниматься любимым делом без постоянных мыслей: «А где бы мне сделать неинтересное коммерческое оформление, чтобы покушать?»



«Граффити — это не рисунки на стенах, это — люди, которые их создают.»
Давай поговорим о вашем ставшем уже легендарным подкатсе G-Spot. Когда тебе пришла в голову идея делать граффити-подкасты? 

Где-то в марте 2010-го года родилась идея, а уже в мае был первый выпуск с Алексом. Как она родилась, я рассказывал в одном из выпусков. Я искал для себя ответ на вопрос: «Чего не хватает в среде отечественного граффити?» Моя ванная — это место, где меня ничто не отвлекает, там мои идеи имеют максимально плотную концентрацию. И вот я принимал душ, и картинка сложилась сама: у меня есть знания, связи в граффити-среде, доступ к студии, навыки монтажа, дизайна и верстки. Вот и весь G-Spot. 

В чем была идея подкастов? 

Идея в том, что граффити — это не рисунки на стенах, это — люди, которые их создают. Причем, как я знал из личного опыта, это — очень разные люди. Когда они раскрываются? При личном общении. То есть до этого были интервью, были видео, были даже ребята с идеей создать граффити-радио. Но за атмосферой скрытности, незаконности, образом и маской никто не пытался разглядеть личностей. Мы были первыми, кто эту маску решил снять. И с себя, и с гостей. 

Кто, помимо тебя, работал над «Джи-Спотом»?

Несмотря на то, что идею и задачи генерировал я, проект был бы абсолютно другим, если бы не Родар и Раз-Два. Я очень рад, что это был результат коллективной работы. Это еще раз доказывает идею, на которой строился «Джи-Спот»: основа — личностный фактор. Если ты настоящий, то все это видят, и ты одним своим участием уже влияешь на проект в целом. С Родаром-то я уже больше двенадцати лет рисую вместе, я уверен в его адекватности и правильном видении граффити. Не знаю, кто бы, если не он, потянул бы роль ведущего. А вот Костя Раз-Два вообще никогда граффити не рисовал, но его персонажи настолько плотно засели всем в головы, что я до сих пор регулярно слышу, как серьезные граффити-райтеры его цитируют. Я ужасно нудный, шипилявлю, и у меня громкий, неприятный смех. Спасибо, ребят, что заставили всех отвлечься от этого!

Alone © Сакво, Родар
«Неправильно воспринимать проект только как развлекательный: почти каждый выпуск нес знания и содержал посыл к адекватности.»
Почему вы перестали делать подкаcты?

В любом проекте есть слабое место. У «Джи-Спота» это был монтаж. Я перестал успевать заниматься этим важным этапом производства, а переложить его на кого-то не решился, потому что качество и, главное, подход очень сильно влияют на конечный результат. Хотя, конечно, не все так банально и рутинно: я усомнился в успехе задачи максимум. 

В смысле?

Ну не все же так просто! У любого проекта должна быть задача максимум — вся суть проекта. Задача максимум была заставить подростков задуматься о том, чем они занимаются, вложить заряд сознательности в их головы и сформировать поколение с изначально правильным представлением о граффити. А по итогу у меня был долгий идейный кризис. За то время что проект был на плаву, сознание аудитории не сильно поменялось. Общая атмосфера простоты и веселья работала — мы были с аудиторией в отличных дружеских отношениях, она знала, что мы говорим с ней просто и на равных. Но неправильно воспринимать проект только как развлекательный: почти каждый выпуск нес знания и содержал посыл к адекватности.

Twocol Twocol Twocol Twocol

Но все-таки «Джи-Спот» возвращается. Почему вы решили возродить проект? Каким он будет? 

Главное пока здесь то, что он вообще будет. Проект был долго в стадии заморозки: технические сложности всегда можно как-то обойти, и у меня еще тогда были мысли, как это сделать. Намного сложнее с кризисом идейным. Потребовалось достаточно много времени, чтобы я понял, что задача максимум все-таки выполняется. За эти три года я встретил много молодых, талантливых райтеров и художников с правильными представлениями, которые лично отмечали в этом нашу заслугу. К сожалению, нельзя всех заставить задуматься о своей жизни и деятельности, но главное, что есть люди, повлиять на которых удалось. Единственное, хочется, чтобы их было больше.
Еще огромное спасибо хочу выразить всему пласту сложившихся  граффити-райтеров, которые нашу деятельность поддерживали. Это не только гости. Скорее, это даже региональные, «нестоличные» райтеры. Мы были для них честным информационным ресурсом, который рассказывал из первых уст о граффити-сообществе, заставлял почувствовать себя его частью и стирал расстояние. Важность этого аспекта мне максимально продуктивно объяснил Паша Одес, за что ему персональное спасибо. 

Расскажи, каким будет новый виток развития?

В первую очередь, это переосознание нашей деятельности. Это — «Точка Г»: мы вещаем по-русски для русскоязычной аудитории. Без ватного патриотизма, но с осознанием важности культурной и социальной эстетики. По большому счету, оно так и было, но это было на уровне скорее подсознательном. Пока до конца не ясно, как это получится в реальности, но одно точно: те самые ребята, которым вы доверяли, которые показывают не картинки, а людей, стоящих за этим, снова будут делать то, что никто не смог повторить за это время. И теперь — вишенка на торте — мы будем делать это вживую!




А расскажи теперь про граффити-ситком «Вася и Жора», который ты не так давно запустил в Инстаграме. 

Проект «Вася и Жора» — это моя реакция на все, что происходит вокруг. Его предпосылки, принцип строения и работы очень похожи на «Джи-Спот». Сейчас я большое внимание уделяю самореализации как иллюстратор, но моя стилистика и техника очень энергозатратны. Зимой я слегка пересмотрел подход, сформировав более простой визуальный язык, что позволяет мне реализовывать свои идеи в разы быстрее. Примерно тогда же я попробовал работать с акварелью. Я могу честно признаться, что мои навыки владения кистью находятся на уровне детсада, но в связке с упрощенной техникой и отличным владением фотошопом, результат выглядит аутентично и, главное, вполне актуально — ведь сейчас в моде наив. То есть у меня есть стилистика, чувство юмора и реальность, в которой люди сами вытворяют нелепые вещи. Если собрать все это вместе получится «Вася и Жора». 

В чем концепция, что ты хочешь донести до аудитории?

Тут так же есть два уровня идеи. Задача минимум — документировать наше время. Что мы знаем о 1990-х? Мы знаем кучу чернухи из фильмов, главными героями которых являются либо воры и отморозки, либо «мусора», часто покрывающие, а то и сами творящие беспредел. И этот образ хорошо сформирован. Но 1990-е были шире и глубже. Очень много процессов, происходящих сейчас, зародились именно тогда. Была серьезная нарастающая хип-хоп активность, были невероятные рэйвы, джангл в России имел огромный успех. Мы пока об этом помним как современники, но через пятьдесят-сто лет все будут представлять этот период только по фильмам. Я хочу зафиксировать тенденции, эстетику, и, главное, мысли. Ну и, конечно, местный колорит. 

Это — задача минимум. А задача максимум?

Я искренне хочу, чтобы люди были счастливы, самореализовывались, понимали причинно-следственные связи. Это звучит, конечно, громко и пафосно — самому неудобно озвучивать — но, правда: приятнее жить в одном доме, районе, городе, стране с адекватными людьми. А с неадекватными так: если ты хочешь объяснить им, «как стоит жить», ты либо звучишь банально — в «Джи-Споте» это не сработало в полном объеме —  либо идешь от обратного и тратишь 90% времени на то, чтобы разжевать, «как жить не стоит». Время пока есть, так что я выбрал этот путь для «Васи и Жоры». 

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Я долго думал, стоит ли запускать проект в массы — ведь здесь нет положительных персонажей, а значит и хорошего примера.»
Сколько ты планируешь серий?

Я точно настроен сделать 500 эпизодов. Так как окружающая реальность не перестает меня удивлять и смешить, я думаю, что сюжетов будет больше. Когда образ проекта сформировался, я долго думал, стоит ли запускать его в массы — ведь здесь нет положительных персонажей, а значит и хорошего примера. Для меня все решили цитаты звезды андерграунда, Паши Техника: «Наш рэп, как и наши фанаты, полное дерьмище» и «Я не понимаю людей, которые воспринимают наши тексты буквально». 

Так как нужно понимать «Васю и Жору»?

Главный ключ — воспринимать информацию, анализируя ее, воспринимать с иронией, пропускать через нравственный фильтр, ведь всем в детстве пытались привить понятия «хорошего» и «плохого». При таком подходе же понятно, что это современные «Вредные советы». Но если у человека отсутствует минимальное воспитание и представление о мире, в котором он живет, и, главное, чувство юмора и самоирония, в этом случае ему уже вряд ли что-то поможет.

Откуда ты черпаешь идеи для шуток?

Все идеи — это поведение людей. Именно это — огромный потенциал данного проекта: аудитория узнает себя и своих друзей в персонажах. Они им кажутся родными и реальными. Много сюжетов я рисую с себя — ведь я обычный человек, и у меня есть черты характера, над которыми необходимо работать. Что-то, конечно, вымысел или реальность, но гипертрофированная до крайности. Но самые смешные и страшные сюжеты — это жизнь без прекрас. Вроде девочки, которая случайно застрелилась, делая селфи — такой треш сложно придумать.

Twocol Twocol Twocol Twocol

В этом году ты участвовал с «Васей и Жорой» в выставке Faces&Laces. Расскажи, в чем была задумка твоего стенда, что удалось, что не удалось?


Если коротко — это нереальный опыт. Я начал продумывать концепт стенда заранее, уделял пристальное внимание деталям, получилось скооперироваться с ребятами из Montana Cans, которым огромная «пятюня» за то, что поверили в меня… Отдельное спасибо за помощь на монтаже и подготовке Слуфу, Семену Сахру, Кейсу и Диззе. Если бы не вы, «Вася с Жорой» там не получились бы! Но несмотря на все это, я не «вывез» все что планировал. Оказалось, что, даже ночуя на монтаже, можно не успеть сделать все вовремя. Да и с каждым годом, как я понял, там становится все сложнее и сложнее удивить аудиторию, которая пришла попить лимонада. 

Какие в целом впечатления от мероприятия? Ощутил разницу между тем, чтобы быть участником и просто посетителем?

Разница колоссальная! Хочется выразить благодарность организаторам и участникам за то, что год от года реализуют такой проект. Мало того, что это очень тяжело и затратно, так еще и в плане концепции трудно соперничать за внимание посетителей с крупными брендами, у которых команды специалистов занимаются подготовкой присутствия. Хотелось бы видеть больше малобюджетных интересных стендов.

«А реальность проста: у нас есть все, что нам необходимо.»
В свете твоих проектов чего, по твоему мнению, не хватает нашему граффити-сообществу?

Не хватает осознанности. Это не какое-то заумное понятие из сферы изотерики, философских концепций или духовных практик. Это обычное понимание того, чем ты занимаешься, как и почему, а главное, куда это ведет. Это привычка задавать себе вопрос: «А все ли я делаю правильно?». А реальность проста: у нас есть все, что нам необходимо. У нас есть своя визуальная культура, но мы ориентируемся на приходящие тренды. У нас есть местный колорит, но работать с ним — ватничество. У нас есть свои местные райтеры и художники, но для большинства легенда — это толстый латиноамериканец, штампующий флоп, который даже не он придумал. У нас есть реально все. Единственное, что нужно сделать, это — остановиться, приглядеться и подумать. У нас есть своя азбука, но масса все равно пишет латинские буквы. Отмечу еще, чтобы меня поняли однозначно: кириллица и работа с вязью — это не одно и то же. Кириллический стайл-райтинг не подразумевает работу только со славянской письменностью. Несколько лет назад был момент, когда это стало трендом. Я всеми руками за любовь к своей культуре — это действительно важно, но если это проявляется только как обезьянничество, то об осознанности речи идти не может. Я не про ребят, которые этот тренд задали — для них это был сознательный выбор, я про молодежь, которая бездумно начала этому подражать. У нас есть свободные ниши, но большинство выбирает работу по проверенной схеме.

Если смотреть шире, это проблема вообще большинства людей, главная движущая сила для которых — сила инерции. Они разгоняются, двигаясь к какой-то далекой, мутной цели, навязанному представлению об «успехе по жизни», и скользят по льду долго-долго, пока не провалятся. Хотя все самое важное и интересное постоянно происходит вокруг. Я просто хочу еще раз сказать этим людям: остановитесь, посмотрите по сторонам и задумайтесь.  



«Все самое важное и интересное постоянно происходит вокруг.»
А теперь отстраненный вопрос, чтобы слегка снизить градус серьезности — все как в «Джи-Споте» — твой любимый цвет?

Вопрос в контексте видеообращения, конечно, подразумевает ответ «синий». Но это было бы не совсем правдой. Я достаточно рано понял, что колористика это… ну очень сложно и важно. А важно понимание, что плохих цветов нет. Я-то лично и против «красного» ничего не имею до сих пор. Но самый главный цвет — белый. Он — чистый, свободный и воздушный. Он универсальный, потому что сочетается с любыми цветами. На уровне философии, религии и даже науки это — основа, базис, начало. Это — весь цветовой спектр, собранный вместе. Ну и на фон к видео он хорошо встал.

Какие у тебя творческие планы?

Есть скорее задачи, и их очень много. Пока я только взваливаю на себя неподъемную ношу: это и какая-то предстоящая редакторская активность, и «Точка Г», и «Вася и Жора», и активность как граффити-райтера и иллюстратора. Хочется успеть везде, и я очень рад, что меня окружают люди, которые помогают мне в этом, причем без какой-либо заинтересованности в материальной отдаче. Как-то все понимают, что ее и у меня нет. Спасибо вам огромное, друзья! Я очень надеюсь, что очередного идейного кризиса не настанет. По меркам общества, наверное, я — идиот. Есть же огромный список достойных альтернатив: вернуться на работу в офис, завести семью и по вечерам, сидя перед телеком, тупо пить пивчик, не обращая на эту семью внимания, стать «путешественником» и раз в год отдыхать в Турции или Египте или, раз я фрилансер, уехать на Бали или в Гоа и там кататься на мопеде, серфить и плевать в потолок, живя на деньги от сдачи московского жилья... Можно еще по падикам спайсуху курить, например. Иногда мне кажется, что я понимаю всех этих людей. Я не какой-то особенный, не «не такой как все», просто я понимаю, что не хочу так жить. Ведь именно это, «правильное», общество дает мне сюжеты для «Васи и Жоры», так что, мне кажется, я все делаю правильно.
Материал подготовили: 
Дмитрий Аске и Ксения По
Узнать больше об Антоне Сакво (SkvG) вы можете, посмотрев подборку его работ, а также посетив его страницы во ВКонтакте. Следить за ситкомом «Вася и Жора» можно на странице проекта в Инстаграме.
9 понравилось
TAD: новые работы TAD: новые работы

Предлагаем вашему вниманию несколько новых работ участников одной из самых активных и интересных российских граффити-команд.

0 1191
Лэкс: подборка работ Лэкс: подборка работ

Предлагаем вашему вниманию подборку работ финского граффити-райтера из Хельсинки, рисующего с 1997-го года и создающего своебразные шрифты.

0 848
Userpics_micro
Keuc 20 августа 2015 в 17:15 ссылка на комментарий
такое чувство, что это было когда то давно, а ведь прошло всего то 5 лет... но именно тогда этот человек показал и рассказал мне истинное нутро этой субкультуры, в которой я продолжаю оставаться несмотря на возраст, личные обиды, нехватку денег, идей и прочих кризисов. благодаря ему я понял и переосмыслил свое отношение к этой каше, которую мы все дружно варим. осознал, что счастье не в деньгах, не в шикарных автомобилях, не в больших сиськах, не в путешествиях. счастье - быть собой и быть честным. шикарное интервью, даже такой словоблуд, как я, не смог бы сказать точнее. Антон, спасибо, что ты есть, друг!!!
3
Userpics_micro
Zeock 20 августа 2015 в 21:51 ссылка на комментарий
Интересное интервью. Вызывает правда местами противоречивые эмоции. Где то "за", а где-то... Не то, чтобы против, а скорее "фиг знает". Я лично вот тоже "кое-как" пытаюсь что-то вести из проектов, но не приживается. Хоть ты тресни. Даже взять те же "Точку "Г"" и Васю и Жору. Ну я лично скептически к этому относился и отношусь, ибо не мое. Но не более. Сам по себе не слишком веселый человек по жизни) Но это я. Уважаю все равно. Но в итоге - 90% зрителей и слушателей - слушают читают и смотрят эти проекты как мэйнстрим, 9% реально ценят и вникают в суть, ну а остальные просто заняты своими делами. Альтруизм, это, конечно очень круто, но и посвятить этому жизнь как-то ну совсем не улыбается. Вот смотришь порой на чьи-нибудь зарубежные работы, холсты, те же самые, например. Ну блин, фигня фигней, а, скотина, продает же за сотни баксов! А у нас за более качественные работы, с ИДЕЯМИ и СМЫСЛОМ - жалеют даже пары копеек. Ну и как тут вести какие-то проекты? Хоть ты сдохни, всем пофиг. А пофиг потому что не понимают. А не понимают - потому что лень вникать, потому что мало кто способен на что-то серьезное и вообще вникнуть в суть. А в целом, Антон, да и в целом, Ультрамарин - всех благ) После того как отделились в отдельный проект - лично я зауважал Вас намного сильнее)
2
Userpics_micro
Aske 21 августа 2015 в 12:28 ссылка на комментарий
Спасибо!
1
Missing
Sugar18 21 августа 2015 в 10:03 ссылка на комментарий
От души прочел. На одном дыхании. Зрело, со вкусом, красиво, интересно! Надеюсь все задуманное получится!
4
Userpics_micro
Dzenik 21 августа 2015 в 16:31 ссылка на комментарий
Согласен
4
Userpics_micro
Rodar 21 августа 2015 в 18:23 ссылка на комментарий
Подписываюсь под сказанным!
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.