Наверх
08 декабря 2014 в 14:12 Граффити Фильмы 1 6 6451

Ничего личного

Nothing personal

Скоро в свет выйдет фильм о российском и украинском граффити, съемки которого длились семь лет. Анонимный автор картины из Петербурга рассказал нам о проекте.

Alone Автор «Ничего личного»
Как и многие идеи, которые меняют вашу жизнь, идея снять фильм возникла случайно. Ты просто в какой-то момент времени решаешь, что хочешь это сделать, и никто тебе этого не запрещает. Хотя это не значит, что я просто «рубил дрова» и не имел отношения к съёмке видео до этого. В общем, решение пришло спонтанно, как и тема фильма. Я никогда не имел отношения к граффити-сцене, не рисовал на стенах и не тусовался с граффити-райтерами. Сейчас я понимаю, что это пошло фильму даже на пользу. Нет друзей среди персонажей — нет предвзятого взгляда.


Участников фильма мы выбирали, исходя из степени их погруженности в данную в культуру. Ты выходишь через знакомых на уважаемого в данной среде человека и, считай, ты выходишь на всех. Сообщество тех, кто и правда чего-то стоит, маленькое. Героев знают все, кто в теме больше пяти лет. Жаль, что физически невозможно было снять и включить в фильм всех достойных художников. Правда, тогда это был бы бесконечный латиноамериканский сериал или серия ЖЗЛ. Кстати, единственный минус того, что я «никто и звать никак» для сцены, так это необходимость постоянных объяснений на тему целей и задач моих съёмок. Ну и то, что я не молодой и хитрый опер по вандализму на ж/д, который «прост снимает видосы».

Изначально я планировал снять Питер с Москвой и сделать всё по-быстрому. Но потом оказался в Киеве, пожил там летом и решил поснимать киевскую сцену. А за Киевом потянулись Одесса и Севастополь. Потом проект прервался по личным причинам. И когда я решил его возобновить, прошло некоторое время, и я заметил, что те, кого я снимал изменились. Банально кто-то вырос, кто-то все забросил, а кто-то ушёл в дизайн. Благо, Сеть позволяет наблюдать за жизнью героев твоего фильма. И тут я понял, хотя это прозвучит пафосно, что главный смысл проекта заключается не в фиксации конкретного момента и конкретных людей, как это всегда происходит с контркультурой у нас, а в попытке сделать срез нескольких поколений художников, которые приходят в граффити-культуру. Нужно дать им возможность высказаться о том, в чём они находят для себя способ самовыражения. Мне кажется, это очень важно, а то у нас каждое поколение обнуляет предыдущее, чего в Европе или США, кажется, нет.

Alone Петро, кадр из фильма
Название фильма — это отдельная история. Мы перебрали много всяких вариантов со «стенками» и прочими предложениями Капитана Очевидность. Больше всего держала тема про «чистые стены», так как рисуют у нас по европейским меркам мало, администрация городская закрашивает всё оперативно, и первое, что замечают иностранцы, это чистые городские стены. Вообще, может, это и хорошо — такого, как в Берлине, наверное, не хотелось бы, особенно в исторической части Петербурга и других городов. Потому как «тотальное граффити» — круто, когда тебе лет четырнадцать, а потом это начинает напрягать.
В какой-то момент в голову пришло это словосочетание — «Ничего личного». Возможно, это некое общее послание граффити-райтинга — послание к обывателям, которое не содержит ничего личного, никакого протеста, смысла, посыла, призыва. Когда ребята рисуют на поезде, в этом ведь нет ничего личного. Это просто процесс без адресата в лице пассажиров, машиниста или администрации. То есть, разрисовывая чью-то собственность, например, гараж, вы не мстите именно владельцу гаража, вы даже его не знаете и никогда не узнаете — тут нет ничего личного.

Alone Кирилл Кто, кадр из фильма
В процессе создания фильма нам пришлось, в первую очередь, столкнуться с материальными трудностями. Это самое главное и самое тяжёлое. За время проекта я сменил три камеры, и все они, само собой, стоили денег. Плюс затраты на проезд, проживание и не заработанные за время работы над проектом деньги. Вообще, создание независимого, по-настоящему независимого, кино — это акт жертвоприношения. Никто тебе не помогает, никто не даёт просто так денег. Но и никто тебе не говорит, что и как ты должен снять. Хотя, конечно, с деньгами было бы гораздо, гораздо проще — можно было бы побольше поездить.
На данный момент автор у фильма один. Я надеюсь, что в процессе монтажа у меня появятся материалы от сторонних операторов, которые фиксировали граффити-движение на протяжении этих лет. Но тут есть много нюансов: кто-то никак не соберётся, чтобы передать кассеты, кто-то решил уйти на дно, кто-то мечтает всё сделать сам и прославиться. Так что загадывать не буду. Пока я один. Если есть что предложить, пишите мне на ящик: info@vidos.me. Почему я скрываю свое имя? Ну, оно никому ничего не скажет, а мне пока так проще доделывать проект. К тому же это смешно: граффити ведь выстроено вокруг прославления своего имени, а тут такой конфуз.

Alone Алексей Кио, кадр из фильма
Что касается документальных картин о граффити, тут нужно сразу определиться, что видосы про рисование в метро, на поездах, стенках и иногда беготню от воображаемых охранников, считать фильмами о граффити не стоит. Это скорее репортажи с мест событий под бодренькую музыку. Кроме самой граффити-тусовки и школьников, купивших свой первый маркер, их никто не смотрит и смотреть не будет, ну, кроме полицейских, возможно. Кстати, не стоит забывать, что поколения в органах правопорядка меняются, и те, кто вырос с вами в ВКонтакте, приходят на смену тем, кто компьютер использовал только для пасьянса «Косынка». Так что 99% видео о граффити — это узкоспециализированный продукт.
Если же говорить о документальном кино, то, конечно, старый добрый фильм «Войны стилей» (Style Wars, 1983). Это — классика: без неё ты просто не поймешь основ. Ленту «Выход через сувенирную лавку» нельзя считать полностью документальной: это фильм о большом пузыре и международных арт-дилерах, а не о граффити или уличном искусстве. Но как экскурс в мир современного искусства — это очень любопытная картина. А так, любой фильм для тех, кто интересуется темой, — это информация и пища для размышлений. Плохой фильм или хороший, лучше иметь своё мнение, чем полагаться на чужое.
Материал подготовили:
Дмитрий Аске и Ксения По
Узнать больше о фильме «Ничего личного» вы можете, посетив официальный сайт.
6 понравилось
Гик: подборка Гик: подборка

Предлагаем вашему вниманию подборку работ граффити-райтера, который создает яркие шрифты и экспериментирует с формой.

0 795
Ничего личного Ничего личного

Скоро в свет выйдет фильм о российском и украинском граффити, съемки которого длились семь лет. Анонимный автор картины из Петербурга рассказал нам о проекте.

1 6450
Missing
cos 08 декабря 2014 в 14:34 ссылка на комментарий
ждем!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.