Наверх
28 января 2013 в 10:01 Граффити Старая школа 15 13 21316

История граффити: часть вторая

Нью-Йорк, Старая школа, История субкультур

Продолжение статьи о развитии граффити, написанная нью-йоркскими райтерами старой школы.

Alone Shy 147, 1981 г. Фото: © Марта Купер

@149st — сайт, открытый нью-йоркскими граффити-райтерами старой школы в 1998-м году. Свое название он получил от самого популярного в 1970-1980-е годы места встречи райтеров — пересечения 149-й улицы и Гранд Конкорс в Бронксе (там пересекаются вторая и пятая линии нью-йоркской подземки). Сайт был создан, чтобы задокументировать историю нью-йоркского граффити: на нем собраны профайлы большого количества райтеров и команд первой и второй волны, а также опубликованы статьи, написанные самими райтерами. 
Прочитать первую часть статьи «История граффити».
Выжили сильнейшие: 1982-1985
Alone Нью-Йорк, ок. 1982 г. Кадр из фильма «Битстрит» (Beat street)
В начале-середине 1980-х граффити-культура претерпела серьезные изменения, и на это были свои причины: какие-то из них были непосредственно связаны с граффити, а какие-то — с обществом в целом. Город захлестнула волна употребления крэка (крэк-кокаин — производная кокаина, принимаемая внутрь посредством курения — прим.ред.). Из-за активной наркоторговли на улицах появлялось все больше оружия, и атмосфера в городе стала очень напряженной. Приняли законы, запрещающие продажу краски несовершеннолетним и обязывающие продавцов хранить краску в запертых зарешеченных ящиках, чтобы ее невозможно было украсть. Разрабатывались законы, которые предполагали более серьезные меры наказания за граффити. 
Alone Середина восьмидесятых. Фото: Watch U Write
Основные изменения произошли в бюджете отделения по борьбе с граффити Управления транспортной системой Нью-Йорка: улучшилась охрана депо и отстойников. Многие излюбленные места рисования стали практически недоступными. Появились улучшенные системы ограждений, а испорченные ограждения очень быстро чинили. Граффити стали удалять в вагонов поездов методично и достаточно быстро: куски были на поездах всего по несколько дней. Для многих райтеров это было слишком, и они бросили трейн-бомбинг.

Twocol Twocol
Пойманные райтеры отмывают состав
Задержанные райтеры в полицейском участке
Но были и те, кого было не так-то просто обескуражить. Они восприняли новые условия игры как вызов: их желание обставить администрацию транспортной системы только возросло. Из-за того, что более-менее доступных мест для рисования стало намного меньше, райтеры начали жестко делить территорию и проявлять настоящую агрессию. Райтеры и команды заявляли свои права на определенные депо или отстойники, и пойти рисовать без оружия в то время означало согласиться на то, чтобы тебя избили и отобрали бы у тебя краску.
Twocol Twocol
The Tunnel One
Ghost Yard
В это время физическая сила и дух единения играли основную роль в жизни райтеров. Многие стычки тех лет происходили в отстойниках под названием The One Tunnel и Ghost Yard. Вдобавок к постоянной угрозе со стороны работников транспортной системы началась война между райтерами и командами, которые перекрывали работы друг друга. Наиболее известный конфликт произошел между командой MPC и всеми остальными. Из наиболее известных райтеров того времени можно выделить: Skeme, Dez, Trap, Delta, Sharp, Seen TC5, Shy 147, Boe, West, Kaze, Spade 127, Sak, Vulcan, Shame, Bio, Min, Duro, Kel, T-Kid, Mack, Nicer, Brim, BG 183, Kenn, Cem, Flight, Airborn, Rize, Jon 156, Kyle 156 и X Men.

Покросить (англ. to cross over, to go over — 'перейти', 'перекрыть') — нарисовать свою работу поверх чужой. В среде граффити-райтеров это считалось проявлением неуважения и порицалось. Из-за того, что поездов было меньше, чем желающих на них порисовать, часто происходили стычки и дело доходило до драк или «откупа» краской.

Alone Skeme, 1982 г. Фото из книги «Искусство подземки» (Subway Art).
Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Рисунки Dez, Seen, Dondi, Duro, Shame и Jon 156
Несгибаемые: 1985-1989
Alone T-Kid, середина 1980-х. Фото из книги The Nasty Terrible T-kid
В это время на некоторых линиях подземки практически прекратили отмывать граффити с поездов, потому что их скоро должны были отправить на свалку. Райтеры не могли упустить такую возможность. Последняя волна рисования на поездах произошла благодаря таким райтерам, как Wane, Wen, Dero, Wips, T-Kid, Sento, Cavs, Clark и M-Kay, которые украшали поезда яркими кусками — бёрнерами (burners).

Бёрнер (англ. burner — 'топка', to burn — 'гореть') — качественно выполненный яркий рисунок на вагоне, покрывающий всю его поверхность, кроме окон.

Alone Dero, Wen Фото: 12oz prophet
Twocol Twocol Twocol Twocol
Рисунки Dero, Wane, M-Kay и Sento
Однако теги, сделанные маркерами, проступали сквозь краску и портили впечатление от кусков. Дело в том, что из-за того, что краску было купить сложнее, чем раньше, а подолгу рисовать было опасно, многие райтеры тегали на вагонах маркерами. К сожалению, большинство тегов делалось в спешке и не представляло никакой художественной ценности. Так что, если бы не несгибаемые райтеры, которые, несмотря ни на что, умудрялись рисовать в поздемке в конце 1980-х, история граффити бы прервалась.

Twocol Twocol

К середине 1986-го команда MTA стала доминировать, многие райтеры перестали рисовать, и жесткие разборки прекратились. На многих ветках вообще не осталось вагонов с кусками. Среди райтеров, которые продолжали активно рисовать на вагонах, нужно отметить Magoo, Doc TC5, Dondi, Trak, Dome и DC.
Меры безопасности становились все серьезнее, отдел по борьбе с граффити работал в полную силу, а среди самых стойких трейн-бомберов можно отметить Ghost, Sento, Cavs, Ket, JA, Ven, Reas, Sane, Smith. Именно благодаря им граффити на поездах пережило эти тяжелые времена.

Twocol Twocol Twocol Twocol
Работы Ket, Sane, Smith, Cavs, Ghost, Reas
Движение за чистые поезда: 1989 — по настоящее время
Alone Фото: © Джон Сотомейер (John Sotomayor)
12 мая 1989 года Транспортное управление провозгласило победу над граффити: они решили не выпускать на линию разрисованные поезда. Цель была проста: если никто не увидит куски на маршруте, пропадет желание рисовать. Так зародилось «Движение за чистые поезда» (Clean Train movement). Многие райтеры считают, что рисование на поездах подземки — это основополагающая часть граффити, а стенки, товарные поезда и холсты — это для ненастоящих райтеров. Те, кто так думал, решили не сдаваться, и, хотя их куски либо вообще не появлялись в городе, либо проезжали по нему всего лишь один раз, они продолжали рисовать. Среди самых известных трейн-райтеров того времени: Cope2, Sento TFP, Poem, Yes2.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Работы Cope 2, Sento, Poem
Рисование на товарных поездах
Alone Фото: © Zephyr
Взрыв популярности хип-хопа пришелся на ранние 1980-е. Музыкальные клипы, которые показывали разные стороны уличной культуры Нью-Йорка, пользовались огромной популярностью, и неожиданно практически все американские подростки захотели стать нью-йоркскими би-боями. Повсеместно начали появляться эмси, брейкеры и граффити-райтеры. Нью-Йорк и еще несколько крупных городов могут похвастаться разветвленной транспортной системой, однако в большинстве американских городов дело обстояло совсем иначе. Несмотря на отсутствие подземки, райтеры из небольших городов хотели рисовать и продвигать свое имя. Их естественной мишенью стали плохо охраняемые товарные поезда. Трудно сказать, кто первым начал рисовать на товарняках, но считается, что это — изобретение райтеров с Западного побережья. Сейчас на товарняках рисуют райтеры из разных городов США и Канады, а среди активных нью-йоркских любителей товарных поездов можно назвать Cavs, Sein 5, Sento, Case2, Zephyr и Mone.
Twocol Twocol
Sein 5
Cavs
Граффити в Европе


В начале 1980-х американские райтеры ездили со своими работами по галереям Европы, а хип-хоп продолжал набирать популярность. Европейская молодежь влюбилась в нью-йоркскую уличную культуру. Этому очень поспособствовала книга «Искусство подземки» (Subway Art), которую в 1984-м году написали Генри Чалфант (Henry Chalfant) и Марта Купер (Martha Cooper), а также фильмы: «Войны стилей» (Style Wars), снятый Тони Сильвером (Tony Silver) и Генри Чалфантом, и «Дикий стиль» (Wild Style) режиссера Чарли Ахёрна (Charlie Ahearn). Именно они заложили основу европейского граффити. Нью-йоркскому стилю подражали, и он захватывал все новые территории. Выход книги «Аэрозольное искусство» (Spraycan Art), в которой Генри Чалфант и Джеймс Пригофф (James Prigoff) задокументировали развитие данной субкультуры в мире, только подхлестнуло дальнейшее развитие граффити.


Видео «Дикий стиль»

К концу 1980-х европейское граффити вполне сформировалось и продолжало развиваться. Второе поколение европейских райтеров старалось подружиться со своими американскими кумирами. Мечтой каждого европейца было порисовать на родине граффити, и многие так успешно разрисовывали нью-йоркскую подземку, что местные райтеры считали, что они — из Нью-Йорка. Нью-йоркские райтеры также ездили в Европу. Желание порисовать вместе с американцами доходило до того, что европейцы оплачивали им перелет, проживание и краску, и не было ничего круче, чем порисовать с райтерами из «самого Нью-Йорка». Для некоторых американцев поездки в Германию и Италию стали так же обыденны, как поездки из Бруклина в Бронкс. 
Alone
T-Kid (крайний справа) в Лондоне, 1988 г. Второй слева Goldie — один из первых анлийских райтеров и впоследствии известный диджей и пионер драм-н-бэйс музыки в Англии.
Фото из книги The Nasty Terrible T-Kid
Свалка металлолома
Alone Свалка металлолома в Нью-Йорке, 1995 г. Фото: © Cope 2
В конце 1980-х из эксплуатации стали выводить вагоны с плоскими бортами и увозить их на склад металлолома в Бруклине. Несмотря на то, что вагоны должны были уничтожить, многие райтеры приходили, чтобы на них порисовать. Кого-то привлекало рисование на поездах, а кто-то рисовал ради того, чтобы сделать снимок своего куска на вагоне. Хотя рисование на списанных вагонах не вредило транспортной системе, отряд по борьбе с вандализмом часто наведывался на свалку в надежде поймать райтеров, которые, помимо списанных вагонов, продолжали рисовать и на новых поездах. Есть райтеры, которые ходят рисовать на этот склад до сих пор.
Preview Preview Preview
Скоростные дороги
Alone Скоростное шоссе в Бронксе, 1980-е. Фото: What You Write
В подземке рисовать становилось все труднее, и многие райтеры начали искать альтернативные пути к славе. Хотя скоростные шоссе не обладают подвижностью поездов, по ним ежедневно проезжают сотни автомобилей. С самого начала рисование вдоль скоростных дорог было основано на тегах и флопах, сделанных хромом и черным. Первыми «королями шоссе» были OE и P13, затем к ним присоединились Cope 2, PJ, Trak, Med и Fayde.
Нью-йоркская уличная культура сегодня
Alone Фото со страницы команды TATS на Flickr
Сегодня наряду с райтерами новой школы рисуют и многие мастера старой школы. Команды RTW, TDS, TFP и TMB вновь радуют своих поклонников масштабными совместными работами. Райтеры из всех пяти районов Нью-Йорка снова проявляют активность, но задает тон, как и раньше, Бронкс, а именно детализированные стенки FX, KD и TAT. 
Стенки на крышах, которые хорошо видно из поездов, идущих над землей, привлекают многих райтеров: в районе Квинс можно часто увидеть куски Nato, а в Бронксе — Cope2.
Пресса
Alone Выпуски International Graffiti Times, 1984-1985 гг. Фото: Flickr
В начале 1980-х фотограф и художник Дэвид Шмидлапп (David Schmidlapp) опубликовал первый самодельный журнал, носивший название International Graffiti Times: по большей части в нем содержались работы Phase 2. С тех пор количество граффити-журналов неуклонно росло. Приятно то, что большинство этих журналов делали сами райтеры. Однако именно из-за этого другие райтеры критиковали эти издания, называя их «незаконным путем к славе»: они считали, что слава зарабатывается рисованием на поездах, а не картинками в журналах. Тем не менее, журналы стали неотъемлемой частью граффити-культуры и способом общения и взаимодействия между райтерами.

Twocol Twocol
International Graffiti Times Vol.6, 1984 г. Фото: Accordion Publication
Видео

Эпизод с Phase 2 из первого выпуска VideoGraf, 1989 г.

Эпизод к двадцатилетнему юбилею, VideoGraf 10, 2009 г.
В конце 1980-х нью-йоркский райтер San 2 aka Carl Weston начал снимать новаторскую серию документальных сюжетов под названием VideoGraf: впервые райтеры снимали кино о райтерах. Позднее подобные проекты стали появляться по всему миру. (Некоторые эпизоды из серии VideoGraf можно посмотреть на канале на YouTube — прим.ред.)
Интернет
Alone
Интернет сейчас используют так же, как когда-то использовали подземку: для общения между людьми и преодоления расстояний.
В 1994-м году появился первый сайт, посвященный документированию граффити. Он назывался Art Crimes и находился по адресу: graffiti.org. Уже через несколько лет появились сотни сайтов о граффити по всему миру. Это и сайты детей, которые просто сидят в Сети и никогда и близко не подходили к поезду, и сообщества жестких европейских трейн-райтеров, и сайты дизайн-студий, основанных бывшими райтерами и т.д.
 Интернет сейчас используют так же, как когда-то использовали подземку: для общения между людьми и преодоления расстояний. Конечно, работы в Сети не сравнятся с работами на поездах и стенках, но, без сомнения, Интернет стал неотъемлемой частью граффити-культуры. Со снижением цен на компьютеры Интернет превратился в самый доступный способ общения между людьми, увлеченными граффити.
Прочитать первую часть «Истории граффити»
Перевод с английского: Ксения По. Материал подготовили: Ксения По и Дмитрий Аске.
Прочитать оригинал статьи на английском языке вы можете на сайте at149st.  Все определения граффити-терминов взяты из книги «Искусство подземки» (Subway Art), опубликованной в 1984-м году.
13 понравилось
Советская туристическая реклама Советская туристическая реклама

Несмотря на сложную политическую ситуацию в мире и в СССР, в середине 1930-х годов «Интурист» активно рекламировал среди иностранцев туристические поездки в Советский Союз.

1 7472
Userpics_micro
kore182 28 января 2013 в 13:00 ссылка на комментарий
internet ruined graffiti!!
-2
Userpics_micro
Уж чему-чему, а граффити - интернет никак не мешает.
-3
Missing
небыло бы нэта было бы меньше модников, чикорей и им подобных для того что бы заявить о себе нужно былобы действительно много работать, а не 10-20 кусков отпостить в нэте. было бы более почётнее, важнее, значимее заехать в другой город, страну и познакомиться с местными единомышленниками... сохранилась бы атмосфера более приближенная к той которая была в самом начале. и я бы не сидел в пол четвёртого ночи в нэте и не искал бы чего-нибудь новенького и интересненького,а утром бы пошёл выспавшийся на работу и работал бы гораздо продуктивнее=))
5
Userpics_micro
kore182 29 января 2013 в 05:48 ссылка на комментарий
в этом и была суть моего поста...
2
Missing
более "первоначальная" атмосфера и отсутствие чикорей и модников -вот чего лешил НАС интернет)
Userpics_micro
Умный человек во всём найдёт меру. И хорошие знакомства часто происходят в кварталах, на фестах, в путешествиях после которых легко и просто стало обмениваться впечатлениями и новыми свершениями. А если человек zадpотит в комнате большУю часть года, то без интернета он вообще мог о граффити нифига не узнать. Человек с головой отличит г* от конфеты будь оно в интернете или на котельной. Я знаю человека, который в bombtheworld был king of style, и это не мешало ему валить стены, учиться в Ужгороде встречаться с девушкой из Тернополя и жить в Мукачево. А подвязал с бомбингом, как не странно, он в Нью-Йорке. Вот такая ирония судьбы. Кстати познакомились мы ночью в одном интернет кафе.
Missing
согласен про чувство меры)
Userpics_micro
kore182 30 января 2013 в 01:38 ссылка на комментарий
когда я начинал а это в 98-99 года тогда небыло интернета и я учился с того что видел в городе на то время для меня это было нечто крутое.. нынешнее поколение этого неиспытает никогда. когда ты собираешься со своими корешами обмениваешься инфой рисуешь вместе скетчи опсуждаешь новые куски. а счас каждый чикарь включил стритфайлс слизал модную барбитуру и сидит довольной заявляет о себе что он граффити бог.. тогда было все иначе все старались выделиться, сделать что-то свое. а счас мелкие все копируют не имея меры вот что сделал интернет.
Userpics_micro
Кул! Суховато, но всё равно интересно. Вот бы ещё зачитать статью о становлении какого нибудь старичка-райтера, например Сина. Кстати у нас в городе после того, как городские власти обратили особое внимание на волну вандализма, накрывшую практически весь город особенно все центральные улицы и проспекты и стали активно закрашивать стены, многие писюны тоже побросали краски или стали почти не активными.
1
Missing
Sugar18 30 января 2013 в 10:45 ссылка на комментарий
в плане прочтения есть очень много книг о становлении многих олдскульшиков из серии например On the run про Seen, Part1, Ghost, T-kid, Dondi, Sento. Так же есть автобиография от Fuzz one и книга его команды TFP -most wanted vandals. И одной из лучших на мой взгляд является книга Graffiti kings в все черезвычайно подробно написано от того кто первым стал делать подчеркивание в виде стрелки на теге до дальнейших развитиях событий, кто облачка первым на фоне сделал вайлд стайл и тд.
5
Missing
спасибо, Ксения и Дмитрий! ваш труд многозначительный!
3
Userpics_micro
Jouse 30 января 2013 в 17:36 ссылка на комментарий
Очень познавательная статья! Спасибо, Код Ред! Но меня поражает тот факт, что американцы развивают всевозможные "зеленые" движения и в тоже время сбрасывают списанные вагоны в водоемы!!
3
Missing
RevengerS 30 января 2013 в 19:45 ссылка на комментарий
В книге Freight train graffiti(Roger Gastman, Darin Rowland) говорится что первый товарный поезд сделали P-nut и Tracy 168 в 1974 г.
1
Userpics_micro
Sier10 02 февраля 2013 в 20:45 ссылка на комментарий
интересно, на какую технику все это снималось
Userpics_micro
PALEK_OBLAK 14 февраля 2013 в 17:53 ссылка на комментарий
Наверное на камеру с ручкой и здоровенным микрофоном "эскимо").
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.