Наверх
18 сентября 2012 в 18:09 Граффити Мнения 16 18 10852

Стены позора

Кирилл Кто

Граффити-критик Кирилл Кто рассуждает о том, как места полулегального рисования превратились из уличной галереи лучших райтеров в «стены позора» для всех подряд.

Alone Фото: © Кирилл Кто
Мне и раньше, когда они только появились, хол-оф-фэймы (от англ. hall of fame — «зал славы» — прим. ред.) казались чем-то неправильным, временным, случайным, компромиссным и мало относящимся к прямому городскому высказыванию. Из-за своей удаленности от основных маршрутов движения людей, из-за близости к отхожим местам, маргинальности окружающих объектов. А теперь — особенно. Главным образом потому, что  рисунки на них обновляются довольно быстро и не согласуются друг с другом, а все примыкающее к ним пространство постепенно превращаются в визуальную помойку. Оно пестрит пробами краски, тегами, кривыми рисунками и брошенными баллончиками, ведрами из-под краски, банками из-под слабоалкогольных напитков и другим мусором. Таким образом, по косвенным признакам можно заметить зоны сконцентрированной граффити-активности и пребывания райтеров.

К сожалению, они не ищут и не закрепляют за собой новые, более эффектные и удобные зоны для качественного самовыражения, а продолжают по инерции кое-как рисовать на уже имеющихся. Райтеры совершенно не пытаются вывести эти зоны из печального состояния деградации и превратить их в места, в которых действительно «лучшие из лучших» могли бы показывать свои достижения, в места, в которых не зазорно было бы разместить свое послание, пускай даже и такое тривиальное, как псевдоним или название команды.

Если не касаться эстетической стороны дела, а говорить только о функциональности, то сам холл-оф-фэйм — это полулегальное место, до которого никому нет дела. Оно не закреплено за граффити-райтерами властными структурам; его не поощряют, но и активно не порицают местные жители. Это — некая резервация для райтеров и праздных бездельников, позволяющая им рисовать в некоторой безопасности. «Мы рисуем здесь потому, что тут и так все изрисовано, и от нашего куска в этом месте ничего не изменится,» — так обычно говорят райтеры, не думая не только о самом месте, но и о том, насколько их работа впишется, выделится или, наоборот, сольется с фоном и утонет в цветовом хаосе.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: © Кирилл Кто Alone Фото: © Кирилл Кто Alone Фото: © Кирилл Кто
Граффити в городе беззащитно, так как во многих районах происходит оперативное закрашивание. Из-за этого работы райтеров остаются штучным недолговечным уродством, иногда, впрочем, дерзким и неожиданным. К «стенам славы» все уже давно привыкли. Случайные прохожие научились их не замечать, так же как и обклеенные «кредитами» и «больничными листами» остановки и мусорные баки, выкатившиеся на тротуар. Так же большинство горожан отводит взгляд от бездомных, валяющихся при входе в метро. Люди спокойно обходят их и идут дальше.

Возможно, я идеализирую способности участников граффити-сообщества к саморегуляции. Большинству райтеров плевать на физический результат своего труда и его дальнейшую судьбу. Им также безразличны соседние рисунки или работы других райтеров, которые появятся рядом позже. Сколько раз, я помню, слышал типичную критику одного райтера в адрес другого: «Ты мне фотку испортил свои куском (или тэгом)!» Особо стоит отметить, что имеется в виду именно фотография, а не рисунок в реальности.

Подобное поведение говорит о фрагментарном мышлении авторов. Они редко заботятся о том, вписывается ли рисунок в контекст, о целостности совместной работы и о том, сочетается ли она с уже имеющимися или будущими произведениями, которые обязательно появятся через некоторое время.
На «стенах славы» редко появляются достойные работы — не означает ли это, что они исчерпали свой потенциал? Может быть, стоит закрасить все подобные места и затянуть их металлической сеткой на расстоянии 15-20 см от стены, чтобы было невозможно ничего нарисовать ни с какого фэт-кэпа?
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: © Кирилл Кто Alone Фото: © Кирилл Кто Alone Фото: © Кирилл Кто Alone Фото: © Кирилл Кто
Граффити, хоть и чрезвычайно эгоцентрично, интересно и культурно значимо всем движением в целом, а не отдельными личностями. Оно напоминает огромное чудовище, которое чаще всего сводит на нет индивидуальные проявления отдельно взятого райтера.
Но как же быть тем, кому мало быть лишь частью этого бесформенного «коллективного тела»? Тем, кому интересна самостоятельность? Тем, кому мало причастности к общему движению? Как быть тем, кто понимает, что их работа скорее проиграет, а не выиграет от случайного соседства? Ответ напрашивается сам собой: нужно рисовать отдельно. А еще, возможно, стоит отказаться от высокопарного названия — «стены славы» — и переименовать их в «стены позора» или «стены проб и ошибок»?

Ведь при отсутствии саморегуляции, качественного отбора, конкуренции на городских стенах и явном регрессе уровня райтеров вся соревновательная часть граффити давно ушла на поезда, на рисунки вдоль железных дорог и на легальные развлекательные площадки, организованные крупными брендами или государственными структурами. Последний вариант — самый печальный и требует более глубокого изобличительного разбора и отдельной статьи.

В материале представлена подборка фотографий с некоторых московских холл-оф-фэймов, наглядно иллюстрирующая мои размышления. Полагаю, что ни у одного думающего райтера, ценящего свой труд, больше не возникнет сомнениий, что ни славное имя, ни высокая художественная ценность работы, ни виртуозная техника или выверенная композиция не спасут эти зоны от прозябания. Ведь они уже окончательно отданы на растерзание новичкам. И если мы не придумаем какого-то качественного спасительного прорыва для реабилитации этих мест, то все эти «стены славы» должны быть срочно переименованы в «стены позора». А райтерам, ценящим свою работу и работы других граффитчиков, вплетенные в ткань города, а не вырванные оттуда с помощью фото, остается либо закрашивать «стены позора», либо искать новые стенки, до которых не доберутся другие. Только там работы райтеров станут самостоятельными, более выразительными, гармоничными и правильно вписанными в окружение.
Материал подготовил Кирилл Кто.
Вы можете больше узнать о Кирилле, посетив его страницу на Facebook.
18 понравилось
Милтон Глейзер — живая легенда дизайна Милтон Глейзер — живая легенда дизайна

Один из самых известных дизайнеров США, художник, который создал огромное количество шедевров графического дизайна, в том числе знаменитый логотип I ♥ NY.

3 28926
Фестиваль велосипедного кино Фестиваль велосипедного кино

28-30 сентября в московском кинотеатре «35 мм» пройдет фестиваль фильмов о велосипедах. Уже двенадцать лет он радует поклонников велокультуры разных стран, но в России состоится впервые.

0 2499
Userpics_micro
Keuc 26 сентября 2012 в 16:01 ссылка на комментарий
Только Арбат еще держится от наплыва малолеток. Согласен с Кириллом
1
Userpics_micro
Rabess 26 сентября 2012 в 21:11 ссылка на комментарий
Я был уверен, что "холл-оф-фэйм" - это абсолютно легальная стена, отданная художникам на "разрисовывание" владельцем, скажем, конкретной стены.. И ещё думал, что как раз на "легальных холл-оф-фэймах" рисуют большинство высокоуровневых райтеров. Либо, я ошибаюсь, либбо.. нет конкретных обозначений просто..)
Userpics_micro
nezd 27 сентября 2012 в 22:23 ссылка на комментарий
согласна только с антисанитарией и маргинальностью. какая-то регуляция блаблабла, запрет, забор... С "малолетками", т.е. маленькими детьми или подростками, имеющими большое желание выделиться и увлекаться "чем-то крутым", надо заниматься, учить их, направлять, воодушевлять, а не ныть, как всё фигово. Получается - что посеешь.
4
Userpics_micro
Slak1 04 октября 2012 в 18:43 ссылка на комментарий
он таки как раз сеет,а не ноет,если что..это если не через абзац читать*
Missing
MassOne 28 сентября 2012 в 19:54 ссылка на комментарий
nedz дело говорит. сами-то как учились?
1
Userpics_micro
WAVE 29 сентября 2012 в 02:40 ссылка на комментарий
У каждого начинающего раньше была своя "зона обитания", что упрощало жизнь как гражданам, так и проффесионалам. Грустно, но обратного пути нет; интернет же создает новое пространство, тут уже дело все в фотографии, всем давно плевать на место работы, сколько она продержалась и так далее. Так что - ход истории меняет и культуру, соотвественно - нечего удивляться, скоро это же вообще уйдет со стен. К примеру - раньше же была связь между улицами и граффити. Теперь рэп, урбан и прочее - давно что-то отдельное, "граффити - это видите-ли-да-таки вообще мол удивиительная, никакая не субкультура например".
Userpics_micro
inxs 29 сентября 2012 в 15:13 ссылка на комментарий
мне начинает надоедать этот Кирилл.
Userpics_micro
MADE_IN 01 октября 2012 в 23:36 ссылка на комментарий
его мнение не всегда корректно...
1
Userpics_micro
tweso1 03 октября 2012 в 11:05 ссылка на комментарий
не могу сказать что мне нравится позиция Кирилла по отношению к граффити вообще , но в этой статье озвучено то , на что большинству и правда по**й .
1
Userpics_micro
Theko 04 октября 2012 в 19:22 ссылка на комментарий
всему свое место. вам ничего не поменять а уже тем более разговорами
1
Userpics_micro
hulia 08 октября 2012 в 16:33 ссылка на комментарий
Мнение Кирилла по поводу "Визуальной помойки" сугубо вкусовое. Такие вещи имеют право на жизнь, т.к. удовлетворяют одну из самых высших потребностей человека - созидать. Понятно что можно делать концептуальные и сложные проекты, но и тренироваться подросткам тоже где-то нужно. "Стены позора"-уж какая то совсем грубая и жестокая формулировка.
Userpics_micro
Saen 21 октября 2012 в 16:16 ссылка на комментарий
Нормально всё сказал!
1
Missing
Happy 31 марта 2013 в 19:32 ссылка на комментарий
Такая тенденция наблюдается как мне кажется только в Москве, Питере и других больших городах, в городах же маленьких всё хорошо, Чикори почти не вылазят со строек заброшек, у некоторых есть тоже более менее заброшеные споты, а в городе красят не так много ребят, допустим у меня это 1 более менее большая команда FuckTheSystem и Evek из BTK, и всё, пару человек рисующих отдельно и больше рисование как таковое никому не интересно. Ах да, забыл старичков, но они уже почти отошли от темы, время от времени занимаются оформухами и пару раз за сезон выбираются на улицы.
Userpics_micro
Bios 01 апреля 2013 в 13:03 ссылка на комментарий
Давно уже понял, что от ХОФа не дождаться уважения, поэтому нашел альтернативу на лайне - ищу новые места и делаю там. Тут я согласен с Кириллом.)
1
Userpics_micro
KAMOH 29 августа 2013 в 11:11 ссылка на комментарий
Художники в поисках уважения.)
Missing
MO 25 декабря 2015 в 18:33 ссылка на комментарий
все точно сказал! особенно поиска новых мест, нет желания отделиться от массового визуального шума места протоптанной дороги молодых писак по следам райтеров 90х ;)
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.