Наверх
25 декабря 2013 в 15:12 Граффити Мнения 9 9 9209

Стэн о граффити

Stan

Нижегородский райтер с большим стажем и издатель каталога Urban Roots поделился мыслями о граффити-культуре, национальных стилях, борьбе с системой и других насущных вопросах.

Alone Фото: © Travers
Большинство граффити-райтеров редко критично смотрят на то, чем они занимаются. Обычно дело не заходит дальше взаимных оскорблений и обвинений в копировании чужого стиля. Стэн из Нижнего Новгорода — один из немногих, кто публично критикует граффити, и не без оснований. Естественно, что любое мнение субъективно, но, надеемся, что мысли Александра будут интересны людям, увлекающимся рисованием на улице, и заставят кого-то задуматься.


Фото: © Стэн

Александр Шиманов, более известный как Стэн (Stan), — один из самых активных райтеров Нижнего Новгорода. В 1997-м году он первым начал заниматься граффити в родных Чебоксарах, а в 1998-м, переехав в Нижний, вместе с местными райтерами организовал команду 4Roots. Стэн создал граффити-каталог Urban Roots и вместе с Никитой Номерзом (Nomerz) запустил сайт о нижегородском граффити и уличном искусстве. Помимо рисования шрифтов на стенах и участия в граффити-фестивалях, Александр профессионально занимается графическим дизайном. 
Бомбинг, легальное рисование и оформительство
Alone Стэн. Фото: © Никита Номерз
Свою первую стенку я нарисовал больше шестнадцати лет назад. Наверняка, есть те, кто рисует год, два, три, пять. Большинство, надеюсь, задумываются, что и зачем они делают. Кто-то, вероятно, нет. Для тех, кто задумывается, быть может, будет интересным сравнить наши представления о граффити.

Alone Фото: © Another.by
Никто так не вредит граффитчикам, как сами граффитчики. 99,99 % работ закрашиваются не властями, не обывателями, а другими граффитчиками. По факту подавляющее большинство из нас не уважает обывателей и их вкусы, не уважает городскую среду, и уж с чего тут начать уважать чужие работы? Очень сильно влияет на это то, что граффити — это чрезвычайно эгоистичная субкультура. С самого момента зарождения. Забавно, что в прессе большинство из интервьюируемых граффитчиков разливаются соловьиными песнями про любовь к городу, умение работать с ландшафтом и «респект» как одно из основных понятий субкультуры.

Alone Берлин. Фото: Flickr
«Да, райтеры любят рисовать буквы. Это — нормально. Это и есть граффити. Ни плохое, ни хорошое, а просто само граффити.»
Интересно, что большинство городов Европы и Америки не испытывают дефицита стен, которые можно использовать под граффити, как «палевных», так и совсем безопасных. При этом в большинстве городов существуют конфликты между граффитчиками за стены и споты вообще, в крайних случаях доходящие до поножовщины.

Alone © Мик
«У большинства граффитчиков технические навыки самые примитивные, поэтому массово байтится именно примитив, а не технически сложные стили.»
Большинство байтов происходит вовсе не в стилях так называемого «легального граффити» («дикий стиль», 3Д и пр.). Самый смак байта — всегда у «бомберов», причем в примитивнейших формах флопов. Объяснить это легко: скопировать можно только то, что позволяют тебе твои навыки. У большинства граффитчиков технические навыки самые примитивные, поэтому массово байтится именно примитив, а не технически сложные стили. К тому же кривой байт при сложной технике стиля куда заметнее и явно выдаёт непрофессионализм райтера. При этом больше всего разговоров о байте ведут «бомберы» в адрес «легальщиков».

Байт (англ. to bite — 'кусать', 'сжимать') — на сленге граффити-райтеров означает копирование и/или подражание чужому стилю.

Бомбер — граффити-райтер, для которого важнее количество рисунков, а не их качество. 
Alone Фроу. Фото: Tumblr

Вообще само разделение на «бомбинг» и «легал» для России искусственно. В большинстве российских городов легалных стен для рисования нет совсем. Поэтому «легальные» куски и «бомбы» возникают часто на одних и тех же стенах. Отличаются они, понятное дело, качеством рисунка, а не тем, разрешили граффитчику тут рисовать или нет. Зачастую перевод стрелок на тему «легала-нелегала» происходит из-за банальной зависти не умеющих рисовать граффитчиков, которых моментально гонят от стены прохожие за их мазню, к тем, кого не гоняют. Ясно, что проще списать все на то что ты — «тру», а этот «легальщик» — просто недостойный уважение коммерсант.


Фото: Blogspot
Alone © Paint Point
«Комерсы» в граффити, тем не менее, существуют и вредят ему не меньше остальных. Если «бомберы» задают нижнюю планку представления о граффити у обывателя, то «коммерсанты» наоборот: рисуя заказные стены с пейзажами, портретами и цветами, по факту отношения к граффити уже не имеющие (это обычное художественное оформительство), и называя это «граффити», они формируют представления у обывателя, что есть хорошее, понятное ему, обывателю, граффити — с листочками и цветочками, а есть плохое — с буквами и агрессивными персонажами.

Alone © Кью Ту
Это, конечно же, противоречит самой сути граффити. Отсюда часто вытекают недоразумения в виде «тем для граффити-фестивалей»: «Город мечты», «Спасем природу — мать нашу», «Как я люблю товар Х», «Молодежь, спорт, футбол» и прочая всем известная ерунда. Тем у граффити-фестивалей быть не может. Граффити — это всегда то, что райтер хочет нарисовать сам. И да, райтеры любят рисовать буквы. Это — нормально. Это и есть граффити. Ни плохое, ни хорошое, а просто само граффити.

Слава
Alone Саша Трун. Фото: Vimeo
Я очень долгое время считал, что достаточно делать хорошо своё дело, и о тебе узнают. Достаточно, чтобы покупали твой журнал, достаточно, чтобы тебя считали профессионалом в своём деле. Ничего подобного, ребята! В наше время сливки снимают те, кто занимается самопиаром. И совсем не важно, хорошо ли вы делаете то, в чём себя расхваливаете. Пипл схавает. Слава в граффити достигается разными путями, но меня до сих поражает, что наиболее эффективный способ не связан с качеством рисования. Чтобы прославиться, нужно попасть в нужную тусовку, поймать волну «респектов» в определенном кругу. По принципу, озвученному ещё Крыловым: «За что кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку».

Alone Фото: архив CODE RED
Большинство граффитчиков не знает многих и многих имён граффити-райтеров с превосходными стилями и мастерством, зато на слуху всегда будет десяток-другой растаскиваемых из блога в блог никнеймов «суперстарс», подогревающихся спонсорскими вливаниями. Большинство из граффитчиков не знают названия граффити-журналов, уровнем своим сопоставимых с профессиональными печатными дизайнерскими изданиями, зато в любом магазине вы найдете килограммы граффити-мукулатуры, свёрстанной на коленке отчаянными криворуками (про качество материала я просто молчу…).

Alone © Миша Мост
Ещё один момент: многие молодые райтеры часто недоумевают, почему их работы не замечают — ведь их рисунки вполне себе на уровне Пети или Джо, распиаренных в Интернете (будем честны — такого же фигового уровня). И действительно, очень большое количество граффитчиков, находящихся на слуху, по уровню рисования мало чем отличаются от тоев-новичков, но вот попали в струю и понеслось. Особенно это заметно в среде «тру-бомберов». Под это дело натягиваются даже смысловые конструкции: это, мол, не руки кривые — это скандинавский стиль!

Национальные стили
Alone Работа Твесо. Фото: архив CODE RED
Кстати, о национальных стилях. Вопреки бытующим стереотипам тот мизер реально существующих национальных стилей граффити (т.е. тех, которые можно выделить из общей массы), вовсе не базируется на национальных традициях рисования. Поэтому постоянные отсылки к «пиши кириллицей» и «стилизуй под вязь» не более чем новомодный столичный понт, возникший под воздействием псевдопатриотической государственной пропаганды (особенно остро ощущается в Москве).

Alone Уфа, 2012 г. © Знаг
«Исторические и культурные "корни" тут не при чём.»
Немецкая школа — это высочайшая техника исполнения с высокой детализацией при классических граффити-сюжетах и стилях. Французская школа — мастерская прорисовка живописных фонов и специфические вайлдстайлы. Бразильская — буйство красок, персонажи, близкие к наиву, специфический леттеринг и теггинг. А вот к примеру английской или итальянской школы нет. Все эти «школы» проявились из-за того, что в момент популяризации граффити в стране были харизматичные представители граффити, с узнаваемыми яркими стилями, которые и повлияли на становление так называемых национальных стилей. Исторические и культурные «корни» тут не при чём.

Twocol Twocol
Рисунки Трубы и Вэйса в Гамбурге, 2011 г.
Крайне глупо натягивать многовековые традиции русской живописи на явление, вытекающее из традиций американской наружной рекламы. Поездят TAD ещё пяток лет по Европе и миру, порастаскают их материал на сотню-другую зарубежных граффити-блогов и сайтов — вот и получится «русский стиль» граффити в представлении зарубежных райтеров.

Alone © Пита
Почему не случилось английского или итальянского стиля? Потому что при популяризации граффити в стране существовало уже много ярких, разных по существу райтеров, и ни один не смог задать общий тренд. Поэтому, к примеру, итальянское граффити — это и мультяшки Мистера Вэни (Mr. Wany), и 3Д Питы (Peeta), и персонажи Макса (Macs). Возвращаясь к «скандинавскому стилю» — тот самый случай, когда ярких представителей не случилось, поэтому общий низкий уровень рисования пытается оправдаться, назвав себя специфическим «стилем».

Борьба с системой
Alone Фото: © Сергей Мухамедов
В граффити-культуре люди делятся на два типа: на тех, кто среду создает, и на тех, кто её потребляет. Создают её хозяева и работники граффити-магазинов, жуналов, сайтов, производители краски и аксессуаров, люди, снимающие видео и, конечно же, организаторы фестивалей и джемов. Потребляют её обычные граффитчики. Имена потребителей известны многим, а с производителями — ровно наоборот. Поэтому если вы ищите «фейма», то вы поняли, в какую категорию не стоит соваться.

Alone Кадр из видео
«Система давно ***т тебя, да так ловко, что ты, довольный собой, думаешь, что борешься с ней.»
Вопреки устойчивым в граффити-среде стереотипам, граффити вовсе не борется с системой. Системой оно давно переварено, потреблено и используется. Все основные действия, совершаемые граффитчиками, помогают шестерёнкам механизма крутиться. Бизнес делает на нас деньги. Нас не может быть без этого бизнеса. Стравливается пар у молодежи, социальная агрессия перенаправляется на «войну с ветряными мельницами», для системы не опасную, а очень даже полезную.

Alone Фото: © Сергей Мухамедов
Сходил, влил панель, выпустил молодежную бесновато-агрессивную дурь — не стал заниматься саморазвитием, не понял, «кто» и «что» ты в окружающем тебя мире. Граффити-магазин получил твои деньги. Европейский хозяин бренда граффити краски тоже получил твои деньги. РЖДшный чиновник получил бумажку на выделение средств на перекраску вагона, не забыв про свой карман и карман поставщика краски. Шестерёнки системы провернулись без скрипа, обильно смазанные. Пострадал, ну разве что, дядя Вася из депо, который за зарплату в пятнадцать тысяч дополнительно подышал нитро-краской, закрашивая подростковую мазню. А ты говоришь: «**и систему». Это система давно ***т тебя, да так ловко, что ты, довольный собой, думаешь, что борешься с ней.

Alone Фото: Livejournal
После граффити
Alone Фото: Александр Л.
Граффити имеет некий смысловой предел. Оно может быть хорошо в определенном возрасте и в определенной социально-экономической среде (которая, конечно, зависит от места проживания) и в идеале должно использоваться как старт к чему-то бóльшему: дизайну, бизнесу или искусству. Но заниматься в 30-40 лет тем же, чем и в 15-20 — это, как правило, эпический провал. Сотни тысяч доказали это утверждение, и лишь единицы смогли его опровергнуть.

Alone Фото: Коуп Ту
«Это как в средних классах школы вдруг обнаружить, что ты всё ещё ходишь в детсадовских колготках.»
В последние годы в граффити появилась новая мутация, которая позволяет уходить не в классическое искусство или искусство в общественном пространстве, а в смесь граффити и современного искусства. Один из представителей жанра — «граффутуризм». Мне кажется приемлемым термин «пост-граффити». Ещё предстоит выяснить, насколько это течение будет долговременным и востребованным. Его актуальность диктуется всё же не граффити средой, а модой внутри так называемого «современного искусства».

Alone Работа Августина Кофи. Фото: Graffuturism
Вообще, в отличие от брейка и рэпа, которые сформировали свою среду и собрали широкую аудиторию, подчинив её своим правилам (хип-хоп одежда как современный casual; современная хореография, плотно «торчащая» на брейке; целая толпа рэп-исполнителей в любом мировом поп-чарте), в граффити — процесс прямо противоположный. Сначала под влиянием социально-политических трендов от граффити отпочковался так называемый стрит-арт, потом появились вариации «пост-граффити» для модных галерей современного искусства, а последние года два чётко шагает по планете «паблик-арт» в виде колоссального спроса на фестивали по росписи зданий.

Alone © Эскью
Тут — прогиб уже полный, ибо то, что мы видим, с граффити-культурой связывают лишь имена художников, когда-то рисовавших граффити, и инструменты, с помощью которых создаются работы. А так, перед нами — чистой воды монументальная живопись, когда-то после развала СССР забытая, а ныне востребованная вновь. Иногда поражаешься, как похожи новенькие, с иголочки «мюралы» известных райтеров на полувековой давности фасады, сделанные студентами советских художественных училищ.



Фото: CODE RED
Классическое же граффити оставило след в молодежной и спортивной рекламе. Впрочем вряд ли эффект этого воздействия будет долговременным. В массовую культуру оно войти не смогло и уже не сможет. Поскольку массовая культура вылепила из граффити то, что нужно ей. Жалею ли я что стал граффити-райтером? Нет, не жалею. То количество друзей и знакомых, которых принесла мне эта субкультура, никогда не заставят меня об этом сожалеть. Жалею ли я, что не завязал в своё время? Пожалуй, что да. Жалею. Это как в средних классах школы вдруг обнаружить, что ты всё ещё ходишь в детсадовских колготках.

Фото: Urban roots
Alone Стэн, Мр. Дэо. Фото: © Стэн
За последние пятнадцать лет субкультура изменилась очень сильно, и опыт, накопленный моим поколением райтеров, уже не всегда работает в современных условиях. У новых поколений куда больше возможностей, куда легче старты, куда шире горизонты. Поэтому что-то из написанного выше обесценивается сейчас или будет полностью обесценено в ближайшем будущем. Живите своим умом, но думайте, что и зачем вы делаете. И это относится не только к граффити.

Alone Стэн, Макс 13. Фото: © Стэн
Материал подготовили 
Ксения По и Дмитрий Аске.
Узнать больше о Стэне вы можете, посетив его сайт и блог Urban Roots
Источник
9 понравилось
Зеной: старая школа Зеной: старая школа

Французский райтер рисует более двадцати пяти лет, вдохновляясь классическим американским граффити.

0 1253
Luxury Luxury

В Сети появился первый эпизод из серии видео Luxury, в котором качественно снят и показан процесс рисования в московском метро.

4 8040
Missing
spaze 25 декабря 2013 в 18:35 ссылка на комментарий
странно, нижегородский райтер с большим стажем видимо обижен на граффити
4
Userpics_micro
RobotSmith 26 декабря 2013 в 03:22 ссылка на комментарий
Трезвый и правдивый взгляд здравого персонажа, по-моему
3
Missing
due 26 декабря 2013 в 14:23 ссылка на комментарий
Но заниматься в 30-40 лет тем же, чем и в 15-20 — это, как правило, эпический провал. Хотел бы поподробнее услышать об етом, если кто то может обьясните пожалуйста:)
Userpics_micro
LX 26 декабря 2013 в 16:23 ссылка на комментарий
Это к тому, что даже если ты этим будешь заниматься, то через призму возраста, а не безлико повторять все то же. Все должно развиваться
1
Userpics_micro
LX 26 декабря 2013 в 16:30 ссылка на комментарий
А по поводу представления граффити как терпильной культуры странно. Просто нужно понимать, что искусство не может жить на улицах. И выход этого либо в картины и приемлимыее галереи, либо монументалка. Когда как хип-хоп просто ради ротаций взяли на радио, не весь кстати. А хореография уже ничего выдумать не могла вот и ворует. Граффити же не сможет диктовать свои условия: оно несет в себе невозможность делать всех одинаковыми. Государственным структурам нужен контроль над тем, что мы видим и слышим. Хип хоп же и танец безобидны, они ни о чем не кричат. Не кричат что каждый по-своему может делать. А хип хоп это бум бэп и мало кто выходит за рамки, они все звучат одинаково. В общем как-то так
1
Userpics_micro
DSCAMOE 26 декабря 2013 в 18:38 ссылка на комментарий
Тема очень интересная и важная. Но смысл конечно отвратительный, реально разочаровался человек и пришел в тупик. Каждый пункт можно обсуждать и оспаривать
2
Userpics_micro
VasyaBasyo 26 декабря 2013 в 23:02 ссылка на комментарий
Да нечего тут обсуждать и оспаривать. Это сугубо личные переживания и оценочные суждения взрослого и опытного в этом вопросе человека. Прочитал,проанализировал и идёшь дальше. Вот и всё.
Userpics_micro
Nol 29 декабря 2013 в 15:38 ссылка на комментарий
"Бизнес делает на нас деньги. Нас не может быть без этого бизнеса". Этого бизнеса не может быть без Нас. Производство держится только благодаря покупателям. Райтер покупает только инструмент у ремесленника.
-1
Missing
Как мэн из пердей да еще и с ником STAN может рассуждать про граффити??)) Просто смеялся в голос от мнения взрослого мужика рассуждающего как 10ти летний чикарь. Похоже на реальную обиду...
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.