Наверх
01 февраля 2013 в 10:02 Граффити Мнения 25 14 16484

Хром и мастика: стандарт или дикость?

Кирилл Кто

Кирилл Кто поговорил с пятью представителями граффити-индустрии и узнал их мнение о популярном способе рисования на стенах при помощи двух цветов: серебра и черного.


Фото: Urpur
Кирилл Лебедев, известный за пределами сообщества граффити-райтеров и художников под псевдонимом Кто, является самым активным деятелем российского уличного искусства и критиком граффити-культуры. За последние два года имя Кирилла Кто начало появляться в материалах СМИ, и на волне всеобщей популярности стрит-арта он вместе с Пашей 183 и Тимофеем Радей стал лицом отечественно уличного искусства. Переосмыслив свой обширный опыт рисования граффити в составе известного коллектива «Зачем», Кирилл превратился в главного идейного оппонента представителей классического стайл-райтинга, которые тиражируют свое имя в уличном пространстве. После просмотра одного из российских рекламных роликов краски, Кирилл решил задать несколько вопросов представителям отечественной граффити-индустрии.
Alone © Квадрат, Москва
Лет ...цать назад, когда все цвета из палитры «Абры» можно было пересчитать на пальцах двух рук, использовать можно было только черный и серебристый, ну, еще, может быть, оранжевый. Качество краски было такое. Собственно так мы и поступали в конце 1990-х — начале 2000-х, заглядываясь на цветные работы и наскребая деньги на только что появившийся в продаже Motip. Я сам успел «навешать» сотни «пуговиц» в два цвета. Еще прежде вышел первый (тоже, кстати, черно-белый) журнал про граффити — Outline, в котором черным по белому было сказано, что «оптимальными цветами для граффити являются черный и хром. Хром даже лучше белого, так как выглядит контрастнее на фотографиях». Сегодня, когда у нас есть с десяток компаний, как местных, так и европейских, производящих краску всех цветов радуги, жаловаться на скудность инструментария не приходится.

Alone Кадр из рекламного ролика хрома и мастики Standart
«Известно, конечно, что рисовать цветные закорючки, сочетать цвета сложнее, чем заливать и обводить...»
Однако, если вы оторветесь от сайта Streetfiles и посмотрите по сторонам, проедете по любому железнодорожному направлению, то увидите, что город стремительно черно-белеет. Хром и битум правят бал уже не только там, где сама ситуация — впитывающая поверхность стены или опасное место — заставляют выбирать эту гамму, но и там, где вполне можно сделать сложный многодетальный цветной рисунок. На хофах и вдоль железных дорог, на электричках. Все в нем. Известно, конечно, что рисовать цветные закорючки, сочетать цвета сложнее, чем заливать и обводить, но иногда у меня создается впечатление, будто за этим явлением – черно-белыми, а в сумме значит все равно серыми стенами — стоят конкретные причины. Экономические. Так проще, а значит дешевле.

Alone Фото: © Nomobullshit
Когда я писал вопросы, в разгаре была золотая осень: можно было ходить без шапки и без перчаток и вертеть головой в парке. Но когда мне наконец прислали ответы, нарядные деревья облетели, оставив нам на полгода свинцовое небо, серые заборы, черные ветви деревьев, хмурые лица. Печальная и депрессивная картина, хорошо всем знакомая. Не раскрашенная, не «оцвеченная» граффити, а метко дополненная двуцветными кусками. Мне захотелось узнать, что думают о мастике и серебре те, кто непосредственно занимается продвижением краски.

Кирилл Ерохин — владелец GraffitimMarket, первого граффити-магазина в Москве. На данный момент сеть магазинов GraffitiMarket можно назвать одним из самых популярных мест продажи граффити-продукции. Под маркой магазина выпускается и продается краска «Мастика» и «Хром» объемом 1000мл. Первый баллон мастики был продан 20 марта 2009 года.

Артем Рен (Ren) — сооснователь и идейный вдохновитель российского бренда краски Rush, появившегося в 2010-м году. В прошлом — активный граффити-райтер и участник команды MDT, известной благодаря рисованию на пригородных поездах и в метро. Известен также как создатель граффити-фильмов «Русская рулетка» в двух частях и MDT — The Movie.



Саша Киот (Kiot) — сотрудник украинского представительства немецкого бренда граффити-краски Montana Cans в Киеве. В граффити-сообществе известен как один из участников ныне несуществующего коллектива «Пся Крев», в который также входили Владимир Воротнев (Lodek), Саша Курмаз (Homer) и Юра (Ura).

Полина Борисова — владелец тюменского граффити-магазина и центра современного искусства «Точка сборки», организатор граффити-фестиваля Others, директор Сибирского центра культурных инноваций и человек, который поддерживает граффити-культуру в Тюмени.

Алексей Кузнецов, также известный как Ликвид (Liquid), — основатель дистрибьюторской компании «Евроколор», бренда краски Trane и магазинов Standart. Алексей был одним из лидеров белорусского граффити и входил в состав команды True Stilo. В 2012-м году под маркой Trane были выпущены хром и мастика по очень низкой цене и агрессивный промо-ролик с райтером Rasko, после просмотра которого Кирилл Кто и захотел поговорить с производителями и продавцами краски.
Alone © Skoby, Тюмень
Я понимаю, что количество и себестоимость — коммерческая тайна, но все же: какова пропорция комплектов ч/б и цветов в ваших продажах?
Кирилл Ерохин
Конечно, хром и черный — самые продаваемые цвета. Но лучшие продажи показывают баллоны 600мл и больше, типа «Мастики» и «Хрома» нашего производства. Например, в палитре краски Arton 400мл продажи черного цвета занимают второе место, а продажи хрома — во втором десятке из 50 цветов.
Артем Рен
Битум составляет примерно 20%, а хром — 30% от продаж всех цветов в бренде Rush.
Саша Киот
В случае с Монтаной соотношение похоже на 2 к 5, поскольку есть достаточно широкий выбор темных, но не черных цветов. Если говорить об аэрозолях вообще, то лучше всего подаются черный, белый, хром и золото (последнее приписываю характерной повсеместно в наших краях цыганщине).
Полина Борисова
У меня больше продается цветной краски. И это непосредственно связано с политикой моего магазина: я принципиально не завожу дешевую краску и стараюсь поддерживать широкую цветовую палитру в ассортименте. Мастики нет вовсе. Мой магазин не коммерческое, а скорее культурологическое предприятие.
Алексей Кузнецов
Выпуск хрома и мастики был обусловлен свободной нишей на рынке. Моя позиция такова: спрос рождает предложение. Не думаю, что ограничение в линейке товаров способствует культурному развитию потребителя в эстетически привлекательном направлении. Скорее эту проблему стоит адресовать непосредственно аудитории или тем, кто задает тенденции. Что касается объема продаж, то в общем количестве мастика и хром составляют менее 5% и не являются интересной позицией в каталоге нашей компании.
Alone Truba, Санкт-Петербург. Фото: © Trun
Тебе самому что приятнее: жесткий город без оттенков и полутонов или яркий рисунок? Я не спрашиваю про технику и про способности. Да, многие просто «прячутся за цвет», еще не научившись работать даже с формой. Или не имеют свободного времени порисовать в волю, просто раз в неделю выходят порисовать ради адреналина, процесса или тактильного, а не визуального, удовольствия, и точно не ради результата. Но я не о людях, а об общем впечатлении, о всей массе работ.
Кирилл Ерохин
Как ты уже сказал, все зависит от техники и способностей к рисованию. Не каждый понимает стадию, на которой нужно всем показывать свое граффити, рисуя в людных местах. Яркие цветные рисунки лучше и приятнее для взгляда, приятнее для общества, но и в серости хрома с черным есть своя нотка, если райтер правильно это преподносит. Также важную роль играют техника и способности… Естественно, начинающим, а все ими были, проще рисовать хромом и черным — это выгоднее финансово, и можно сделать больше подходов, чтоб отточить мастерство. Большинство рисует для себя, а не для окружающих, и они не задумываются над картиной города в целом — возможно, в этом и есть проблема. Не могу сказать, что я
приверженец только хрома с черным или цветных рисунков — это все граффити, и все имеет место быть.
Артем Рен
Мне самому неприятно засилье грязи на улицах — прямого вандализма. Конечно, хотелось бы, чтобы все было более красочным, чем сейчас. Но хром и битум лучше всего покрывают любую поверхность, поэтому остаются самым легко доступным оружием граффити-райтера. В этом вопросе я скорее за качество краски, нежели за ее цену. Я считаю, что хром должен быть как зеркало, а битум обладать свойством, из-за которого его и выбирают: максимально покрывать любую поверхность в любую погоду, перекрывая любую другую краску. Практика показала, что с помощью хрома и черного можно рисовать отличные шрифты, именно поэтому этим сочетанием пользуются не только начинающие, но и опытные райтеры. Буханкой хлеба можно убить, так что каждый использует средство в зависимости от своих моральных качеств.
Саша Киот
Очень нравится остроумное самовыражение в рамках графики, каллиграфии, почерка в первую очередь. Сложное и цветное забирает слишком много времени на оценку и обдумывание — если ты об этом.
Полина Борисова
Мне больше нравятся цветные пятна в городской среде. Конечно, хочется, чтобы они еще были хорошо выполнены технически и грамотно вписаны в окружающий пейзаж. Но... Хром довольно быстро осыпается, и классические хром-черные куски выглядят очень уныло.
Alone © Odes, Минск
Связан ли одиозный образ граффити-бомбера, подкрепленный специализированным видео, с успехом этой палитры? С неумением людей рисовать что-то сложнее трех букв с объемчиком? Или с чем-то еще?
Кирилл Ерохин
Можно снять классное видео с популярным райтером, который за счет своего мастерства вытянет любую палитру, но если краска в реальной жизни окажется слабее, чем на видео, то у потребителя останется негативное впечатление. Мы сами снимаем видео про отдельные бренды, но преследуем цель донести до потребителя правду о товаре, так как в противном случае мы потеряем доверие покупателей.
Артем Рен
Все очень просто. В России нет собственной культуры граффити: она пришла к нам из-за рубежа, и поэтому мы были и остаемся мартышкой перед зеркалом. Мы повторяем всё, все шаги, и лишь изредка создаем свое. Сам понимаешь, у молодого поколения нет собственного лица и, чтобы влиться в эту культуру, они действуют, как большинство. В Европе, например, все давно перестали рисовать битумом (в стандартном его понимании), потому что он не прошел испытания временем: он выцветает, шелушится и осыпается. В России система закрашивания граффити развита очень сильно, и вероятность, что твой кусок проживет долго, очень мала, поэтому самый дешевый способ является одновременно и самым действенным. При этом люди не думают о качестве краски как таковой и о результате — и это как раз самое плачевное в образе бомбера.
Саша Киот
Мне кажется, это очень трогательно, поскольку попахивает наивным стремлением к максимально непосредственной коммуникации. Это не зависит от художественных способностей и талантов автора, поскольку интересен в граффити как раз вопрос коммуникации, и тут явно демонстрируется желание быть услышанным и замеченным (пусть часто это желание и подсознательное). Простые буквы похожи на SOS, тогда как цветные буквы скорее похожи на предвыборную агитацию или валентинку.
Полина Борисова
Тут дело не в неумение, а в полном отсутствии идей. Граффити — это вообще редко акт творчества.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Frayo, Екатеринбург Alone © Sfaer, Красноярск
Материал подготовил Кирилл Кто.
Вы можете ознакомиться с другими материалами Кирилла Кто здесь. Также рекомендуем вам посмотреть нашу подборку рисунков, выполненных хромом и черным.
14 понравилось
Скрываясь за маской Скрываясь за маской

Рэймонд Лемстра — голландский иллюстратор и художник, черпающий вдохновение в самобытном искусстве индейцев и других народов.

1 3554
Эффектный стрит-арт — это легко Эффектный стрит-арт — это легко

Американский уличный художник Аакаш Нихалани завоевал любовь публики благодаря своей изобретательности и цветному скотчу.

2 6382
Userpics_micro
H8N 01 февраля 2013 в 10:28 ссылка на комментарий
спасибо за статью. Здесь скорее вопрос менталитета - многие, кто могут себе позволить себе цвет лучше купит новые нанайки и айфон, а ночью хромом будет лить по городу (мы сами пример друг для друга)
2
Userpics_micro
Slak1 01 февраля 2013 в 12:25 ссылка на комментарий
спасибо,что затронули этот вопрос. хочется верить, что хоть кому-то это вправит мозги.
3
Userpics_micro
mozg1 01 февраля 2013 в 12:27 ссылка на комментарий
хром и мастика - это уже своеобразный олдскул. и, разумеется, основной критерий выбора серебра и битума - это всепокрывистость и всепогодность. лично сам уважаю сочетание серебра и битума + пару цветов на фон/аут.
Userpics_micro
mozg1 01 февраля 2013 в 12:42 ссылка на комментарий
"Не могу сказать, что я приверженец только хрома с черным или цветных рисунков — это все граффити, и все имеет место быть." - невозможно не согласиться с этими словами Кирилла.
2
Userpics_micro
Меня этот Кирилл всегда поражает последние время, он прям как будто стал хиппи, который вечно чем то не доволен и плачет...моду на хромовые куски ввела та самая команда "ЗАЧЕМ", в составе которой он был (ну и ряд других всем известных, проще сказать объединение GO VEGAS), выпуская свои фильмы, где крутые и дерзкие парни рисуют их везде и на всем. А сейчас когда он стал якобы правильным мальчиком и граффити артистом (райтором, художником или кем он там себя представляет) он недоумевает откуда же столько говна на улицах (в виде хром+битум), откуда эта мода (рисовать их везде и на всем) и почему ни кто не развивается....
1
Userpics_micro
Rodar 01 февраля 2013 в 14:23 ссылка на комментарий
Алексей,не стал на все вопросы отвечать!пошел увеличивать продажи
6
Userpics_micro
Хорошее замечание про то, что всё стало превращаться в два цвета. Причём 2 процента из ста стоящего и интересного в плане выполнения техники и стилистики. Раньше все лайны были расписаны качественными, интересными рисунками которые были акцентом на стиль и цвет. То, сейчас после эпохи перекрашивания всех лайнов в один цвет(зелёный, синий, серый...), рисунки стали появляться на скорую руку, потому как был момент когда за это могли оштрафовать. Но, сейчас эта система уже подавно не работает, поэтому возвратиться к спокойному рисованию стало реально. Только уже мало кто хочет это вернуть так как повсюду каша, в основном двухцветная, наложенные куски на куски, Неразборчиво кто на чём и главное зачем. в прошлом было всегда приятно выглянуть в окно из электрички и видеть работы...сейчас стараешься не выглядывать. Противно. Это называется распущенность культуры. В стране где, стало быть важным количество, респект от "братюни" по команде. Но только не стиль. Могу сказать, что это даже не граффити, а стратегическая миссия. "Надо сделать", "надо влить", "пойдём покрасим"... Смешно смотреть на ролик где Rasko активно вливает с двух рук какой то гараж вдоль линии, свой уже повторяющийся наверно уже 2500 раз шрифт который должен делать уже с закрытыми глазами как минимум. И кидать в электричку баллон это знак полной деградации.
14
Userpics_micro
dmitry_rasko 18 февраля 2013 в 19:28 ссылка на комментарий
Смешно твои коменты завистливые о RASKO читать уже лет 5 про какое-то однообразие, да и зачем тебе это нужно? Одно очевидно, что RASKO не может отставить тебя равнодушным) А уровень граффити в стране растёт как ни крути.
-4
Userpics_micro
Ksel 01 февраля 2013 в 18:56 ссылка на комментарий
Я думаю проблема не в цветах ,а в качестве рисунков.Сейчас модно рисовать.Дай большинству цвета, будет такое же г...., только цветное....
5
Userpics_micro
MES_crew 01 февраля 2013 в 18:57 ссылка на комментарий
имя моё не верно указано под фотографией. Правильно frayo.
2
Userpics_micro
Aske 01 февраля 2013 в 19:15 ссылка на комментарий
Прошу прощения! Исправил.
Userpics_micro
Pavel_Rtue 01 февраля 2013 в 21:39 ссылка на комментарий
По моему, тема раскрыта не до конца. Общение с дистрибьюторами и производителями краски это дело второй степени. Стоит в первую очередь поговорить с ярыми "хромерами" среди граффитистов и тогда уже дискутировать.
2
Userpics_micro
5nak 02 февраля 2013 в 00:08 ссылка на комментарий
Название статьи — находка копирайтера! «Standart или дикость?»… и далее адреса магазинов ::)
Userpics_micro
LX 02 февраля 2013 в 02:21 ссылка на комментарий
Кирилл прямо как батюшка, который взывает к истине. Он бы еще проанализировал граффити в целом, на предмет содержания искусства или чего-нибудь схожего. Да и, Дима, если есть возможность напишите сами. Интересно что старожилы думают о граффити спустя года. А то все чаще приходишь к мысли, что это подростковое переживание и даже не новый расцвет кали-типографии
2
Userpics_micro
Aske 02 февраля 2013 в 11:10 ссылка на комментарий
Обязательно напишу, только через некоторое время, так как на все сразу времени не хватает. Тем для размышления, на которые хотелось бы высказаться, много. Кстати, чем вам Кирилл не старожил? )
2
Userpics_micro
LX 03 февраля 2013 в 02:18 ссылка на комментарий
Кирилл был бы старожил, если бы не стал поносить все то, из чего вырос. Просто иначе все его действия никак не назвать.
1
Userpics_micro
Sier10 02 февраля 2013 в 20:42 ссылка на комментарий
как мне кажется, и в чб и в цвете есть свои плюсы и минусы. чб позволяет сделать акцент на формы или идею, а цвет приносит даже в безформенную кашу интерес и свежесть. вообще не вижу смысла делить, и без того уже деленное изобразительное искусство на все возможные стритарты, граффити и бомбинги. если кирилл хотел акцентировать внимание на популяризацию отдельных проявлений современной культуры среди молодежи, то он не с того начал
2
Userpics_micro
kore182 03 февраля 2013 в 08:14 ссылка на комментарий
хром-черный, черный-хром, белый-черный, черный-белый и плюс добавим жолтый или голубой аут, и это уже классика ньюёрской граффити сцены.. там все в такой гамме, не считая mural'ов.. в общем когда я выбегаю покрасить на стрит, беру опасные места, и в таких местах где у тебя есть не больше 5-10 минут пока не спалился, то в таком случае я приверженец хрома и мастики.. и вообще, я как посмотрю, в россии, украине и белорусии счас пошла мода этокая залить чем быстрей свои карявые буквы, и получается унылое дермо, и это практически 90 процентов времени.. есть люди кто делают в чб цветах хорошо и даже очень, но многие делают полное Г.. но как не крути хром и мастика это реально самый оптимальный вариант на стрите. а те кто делают хром и мастика, да еще и каряво, безформенно и до жути не качественно - shame on you!
Userpics_micro
GeraIX 03 февраля 2013 в 14:51 ссылка на комментарий
Тут дело не в материале а в подходе. Меня вот от части пугает работа цветом, мне интереснее либо монохромное или только акценты делать, ну или ч/б. Цвета мне нравятся когда лаконично используются.
4
Userpics_micro
kis 04 февраля 2013 в 20:56 ссылка на комментарий
Пока что грех жаловаться...у нас ещё всё цевильно. Посмотрите на европу...вот там на улицах много черно белой грязи, каши. У нас ещё терпимо. Хром черный это не стареющая классика. Главное кто банки держит..а не их цвет.
1
Userpics_micro
PALEK_OBLAK 05 февраля 2013 в 16:59 ссылка на комментарий
Я за чёрную заливку и контрастный аутлайн!
Missing
Baks 05 февраля 2013 в 21:27 ссылка на комментарий
Как же я согласен с Кириллом. И с камментом Петро. Озвучили мысль, которая давно вертелась в голове. И позицию "антиграффити" уже начинаю разделять сам благодаря нашему новому поколению. От себя добавлю, что после примерно 15ти лет рисования я пришел к выводу, что граффити в России "эволюционировало" в обратную сторону. Куча магазинов, куча краски, выбор огромный, выбирай, твори, развивайся.. Но тянут культуру только олдовые парни,а талантливой молодежи на смену не приходит. То , что я вижу на стенах сегодня- это полная деградация, даже уже само слово "граффити" вызывает рвотный рефлекс. Насмотревшись фильма от всем известной команды, все ломанулись за хромом. Это же классика,это "стиль".Но одно дело, когда этот стиль делает топовая команда, а другое- когда криворукий той словом стиль оправдывает свое неумение рисовать и нежелание развиваться. Многие оправдывают это неимением средств, только почему-то на найки и кархарт денег у всех хватает. Главное антураж вокруг, а не умение и желание красиво рисовать. Кто-то еще удивляется- а кто-же это настраивает сторожил культуры против граффити? Риторический вопрос.
6
Userpics_micro
Wacm 12 февраля 2013 в 19:58 ссылка на комментарий
Большой выбор краски, доступность информации и множество магазинов не могут увеличить процент качественного граффити. Скорее наоборот, что мы и наблюдаем. Далеко не у всех людей есть желание и способность творить. И если раньше, когда рисовать граффити еще не стало модным занятием, рисовали в основном те, кто хотел творить и имел для этого способности, то с популяризацией культуры в нее пришло (и продолжает приходить) множество людей, которые творить не хотят и/или не могут. Пока граффити будет в моде, оно будет в большинстве своем некачественным, думаю, это не изменить ни статьями, ни хорошей и дешевой цветной краской.
3
Missing
Muskat 11 февраля 2013 в 23:00 ссылка на комментарий
Граффити культура на дне. Мода осталась, а вот эстетический аспект - исчез. Молодежь знает только агрессию, а старики давно отстранились от движа...
5
Userpics_micro
Aske 11 февраля 2013 в 23:28 ссылка на комментарий
Так и есть. Конечно, есть стремление изменить эту ситуацию, но пока не совсем понятно возможно ли это, ведь все идут кратчайшим путем.
2
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.