Наверх
19 июля 2013 в 14:07 Стрит-арт Художники 5 12 8059

Четыре слова об Эрози

Голландия, Erosie

Ерон Эрози — один из самых разносторонних художников, начавших свою творческую карьеру с граффити. Пионер европейского стрит-арта, мастер работы с буквами, иллюстратор и любитель абстракции.

Alone «В последнее время мне тяжело понять, что к чему». © Эрози
Начало карьеры

Голландец по имени Ерон (Jeroen), более известный под псевдонимом Эрози (Erosie — в переводе  с голландского 'эрозия'), родился и вырос в Эйндховене. Он является одним из ключевых европейских художников, которые одновременно работали в рамках граффити, иллюстрации, графического дизайна и стрит-арта. Эрози — один из тех, кто занимался уличным искусством задолго до появления термина «стрит-арт». Будучи крайне разносторонним художником, в последнее время голландец посвятил себя созданию абстрактных художественных произведений. Однако, несмотря на это, он продолжает время от времени рисовать граффити и даже дает своему маленькому сыну пробовать в действии аэрозоль.
Preview Preview Preview

Эрози рисовал с самого детства: сначала карандашами, фломастерами и красками, а затем на компьютере Amiga. Вот, как он описывает свое увлечение граффити: «Где-то году в 1986-1987-м граффити стало появляться буквально повсюду. В детстве оно для меня состояло из следующего: оно было на улице, а рисунки были дерзкими со злобными персонажами и цветными буквами. Помню, как я загорелся, увидев в Эйндховене эти сочетания букв и рисунков. Я начал рисовать в 1993-м году. Наконец-то я нашел то, что искал: идеальное сочетание букв и иллюстраций. То, что это было незаконно, делало граффити еще более увлекательным занятием. Тогда как раз схлынула волна граффити "старой школы", и в Голландии началась золотая эра потрясающих рисунков на поездах».



Эрос — первый граффити-рисунок Эрози, 1993 г. Фото: © Эрози

«Тогда было нормой, с одной стороны, рисовать граффити, а с другой, быть открытым всему новому и экспериментировать.»
Эрози был участником команды SOL, которая появилась в Эйндховене в конце 1980-х. Он присоединился к райтерам по имени Зимо (Zime) и Секти (Sekty) в 1993-м году. Затем в команду вошли Бомкид (Bombkid), Лэйт (Late) и Буч (Butch). «Эйндховен — небольшой город, все друг друга знают, и многие истории пересекаются. Рисуя, мы познакомились с ребятами из Space3 и Betamaxxx. У всех были разные таланты, и здоровое соперничество подталкивало нас всех к развитию. Тогда было нормой, с одной стороны, рисовать граффити, а с другой, быть открытым всему новому и экспериментировать», — вспоминает Эрози. 
Alone © SOL crew
Голландец поступил в Школу искусств и с отличием окончил факультет иллюстрации. Он начал работать иллюстратором и именно тогда, по его собственным словам, понял, насколько для него важна свобода творческого самовыражения. Такую свободу ему давало граффити, которое он продолжал рисовать по ночам.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Некоторые рисунки Эрози, созданные в период с конца 1990-х до середины 2000-х годов.
«Я всегда помнил о своих граффити-корнях. Граффити — это так весело и так заряжает энергией.»
Эрози хотелось экспериментировать, и в 1998-м году вместо тегов он начал  рисовать на улице символы и логотипы. Он делал рисунки с помощью самодельных печатей, водоэмульсионной краски, валиков и трафаретов, приклеивал наклейки и плакаты. «Примерно в это же время я начал использовать компьютер в качестве одного из инструментов. Вместе с принтером они открыли мне новые возможности. Это было увлекательное время — время экспериментального граффити в Нью-Йорке, Барселоне, Париже и Эйндховене. Но я всегда помнил о своих граффити-корнях. Граффити — это так весело и так заряжает энергией», — рассказывает голландец.

Alone © Эрози. Москва, 1998 г.
В этот период Эрози много общался и занимался творчеством вместе с Инфлюэнцой (Influenza), Дагу (Dagu), участниками команд SOL, Betamaxxx и Space3 — последние создавали плакаты с помощью шелкографии еще в 1995-м году. «Совместная работа была потрясающим способом развития: сумасшедшие совместные проекты, пьяные прогулки по городу, веселье и свобода, которую мы испытывали, используя улицы для своих творческих и не очень творческих целей», — говорит Эрози. На развитие уличного рисования в Голландии и на самого Эрози, помимо его товарищей, очень повлиял Phetone, а также художники из Парижа и сайты: Stickernation, Ekosystem и Wooster Collective.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Некоторые рисунки Эрози созданные в период с конца 2000-х до начала 2010-х годов.
Велосипед вместо тега

© Эрози

«Это был настоящий тег: я рисовал его незаконно, быстро, одним движением. Но это был и рисунок: всего одна линия.»
По словам Эрози, в 2002-м году он очень устал от создания иллюстраций и перестал получать удовольствие от рисования. Он устроился работать в книжный магазин, а в свободное время начал собирать и чинить велосипеды и кататься: «Я стал смешивать все то, что мне нравилось: рисование, граффити, тегинг, наклейки, велосипеды и городскую жизнь, и в результате я совместил все это и нашел cобственную нишу». Эрози начал приклеивать на рамы брошенных велосипедов свои наклейки Eroded City Cycles: по его словам, он обожает брошенные велосипеды, потому что видит в них временные городские скульптуры. Тогда же голландец создал свой узнаваемый рисунок велосипеда, который он вместо своего псевдонима начал рисовать на улицах родного Эйндховена, а затем и других городов мира. «Катание на велосипеде спасло мне жизнь», — смеется он. 


© Эрози


В работах голландца часто присутствует политический или социальный подтекст, и у тега-велосипеда — своя история: «Это был способ борьбы с раздражением. Дело в том, что какое-то время назад правительство Эйндховена решило заполнить центр города паршивой архитектурой. В первую очередь убрали все, к чему люди до этого пристегивали велосипеды. Сейчас центр стал огромным торговым центром — все для покупателей, и никаких велосипедов. Их запретили оставлять на улицах — только на специально отведенных стоянках. Подобный подход навел меня на мысль сделать наклейку для велосипедных рам и пропагандировать пиратские велосипедные стоянки в центре города. Обожаю наблюдать, как гора велосипедов преграждает дорогу людям, которые только и делают, что ходят по магазинам. Велосипед был одновременно и рисунком, и тегом. Это был настоящий тег: я рисовал его незаконно, быстро, одним движением. Но это был и рисунок: всего одна линия».  

Alone © Эрози
Эрози рисовал тег-велосипед всего пару лет, в 2003-2004-м годах. Как только рисунок начал набирать популярность, художник решил, что пришло время пробовать что-то новое. По его собственным словам, от переизбытка информации люди любят все упрощать, и даже сейчас многие говорят: «Эрози — это тот чувак, который рисовал на улице велики».

Twocol Twocol Twocol Twocol
Игра со словами
Alone «Большие, жирные буквы говорят "Эрози"». © Эрози
«Работа со словами, конечно же, отличается от работы с изображениями. Но вот что странно: текст тоже является изображением. Если вы печатаете букву, она является изображением. В этом смысле существует связь между концептуальными работами, основанными на словах, и сложными рисунками. И то, и другое вызывает реакцию. Но работа, основанная на словах, вызывает более сильную реакцию и связана с общением между людьми. Такие работы более концептуальны: над ними можно думать, о них можно говорить, их можно объяснить», — говорит голландец.


© Эрози


«Я учился в Школе искусств, и все, на что я сейчас способен — это эта вшивая наклейка.»
Широкую известность получили наклейки и плакаты Эрози середины 2000-х годов с лаконичными и часто ироничными надписями: You have one new message (англ. 'У вас одно новое сообщение'), I came, I saw, and I put up this sticker (англ. 'Я пришел, увидел и приклеил эту наклейку'), I went to art school, and all I make now is thos louse sticker (англ. 'Я учился в Школе искусств, и все, на что я сейчас способен — это эта вшивая наклейка').

Alone © Эрози
«Намного увлекательнее быть свободным, чем сидеть с девяти до пяти за монитором, заниматься тупой работой и становиться горбатым.»
Вот, что рассказывает Эрози по поводу последней упомянутой работы: «Конечно, создавая эту наклейку, я подшучивал над всей этой шумихой вокруг уличного искусства. Что, наклейка на улице делает из тебя художника? Конечно... Но в то же время я ведь действительно закончил Школу искусств, так что по профессии я — художник и должен зарабатывать этим на жизнь, ха-ха. А я вместо этого я расклеиваю наклейки, рисую граффити, валяю дурака на улице и попадаю в участок. Достаточно жалкое зрелище! Но ведь это — дело выбора. Намного увлекательнее быть свободным, чем сидеть с девяти до пяти за монитором, заниматься тупой работой и становиться горбатым. Я это проходил. Сегодня мне хочется найти баланс между работой и своими проектами. Обучение мне в этом не помогло. Я поступил в институт достаточно рано. После выпуска мне понадобилось несколько лет, чтобы "разучиться", вернуться туда, где я был до поступления. Чтобы просто получать удовольствие от того, чем ты занимаешься, например. С другой стороны, я многому научился. Я начал ценить то, что меня окружает, намного больше. Но во время учебы я всегда  сознательно разделял занятия искусством и граффити. Мне кажется, это позволило мне развиваться в обеих сферах».  
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Футболки Sixpack с графикой Эрози Alone Футболки Sixpack с графикой Эрози Alone Футболки Sixpack с графикой Эрози Alone Футболки Sixpack с графикой Эрози Alone Футболки Sixpack с графикой Эрози Alone Футболки Sixpack с графикой Эрози
Помимо плакатов, Эрози создает графику для футболок, которая часто состоит из слов. «Я люблю слово "слово". Оно одновременно и описывает само себя и является самим собой.  Оно одновременно простое и сложное. В этом есть смысл. Меня это завораживало, к тому же мне нравится писать от руки, я люблю типографику, поэтому мне захотелось как-то просто связать различные элементы: текст и изображение, форму, содержание и украшения. Например, мне хочется, чтобы текст на футболке говорил о себе, или о футболке, или о человеке, который ее носит, или о людях, которые на нее смотрят, или обо всем вместе. Другими словами, чтобы был смысл», — делится голландец.


© Эрози


Вдохновение: разница между «смотреть» и «видеть»


С 2002-го года Эрози сотрудничает со своим другом — основателем звукозаписывающей компании 3024 и диджеем Мартином (DJ Martyn). Эрози оформил большое количество альбомов, выпущенных 3024, а в 2011-м году его масштабный рисунок из серии Horror Vacui (лат. 'страх пустоты') украсил обложку второго альбома под названием Ghost People (англ. 'люди-призраки') самого Мартина.

Preview Preview Preview
Некоторые из обложек для 3024
«Меня вдохновляет то, что меня раздражает: телевизор, новости — я чувствую, что нужно избавляться от того, с чем я не могу справиться.»
«Меня вдохновляет то, что не связано с моей работой, — говорит голландский художник. Например, музыка. Интересно наблюдать, что люди делают, как они становятся лучше, какие принимают решения, как борются и развиваются. В этом плане работа с Мартином очень вдохновляет. Также меня вдохновляет то, что меня раздражает: телевизор, новости — я чувствую, что нужно избавляться от того, с чем я не могу справиться. Меня еще очень вдохновляет разница между "смотреть" и "видеть": любая обыденная мелочь может стать чем-то приятным — все зависит от того, как на нее посмотреть... А, и еще мытье посуды. У меня всегда появляется куча идей, когда я мою посуду, даже не знаю, почему...»

Alone
По словам Эрози, его вдохновляет многое, поэтому ему иногда трудно сосредоточиться на чем-то одном. Голландец перемещается между граффити, рекламой, искусством, и иллюстрацией — 
это «дает возможность экспериментировать, адаптироваться к средствам, с которым вы работаете, будь то иллюстрация, обложка музыкального альбома, настенный рисунок или что-то еще, а не просто работать по шаблону». «Вы как бы выражаете определенное мировоззрение с помощью очень разных средств. Или по крайней мере, пытаетесь это сделать», — говорит Эрози.
Новый цифровой век и субкультура на продажу
Alone Обложка книги об Эрози
Эрози начал свою творческую карьеру с граффити, когда мало кто пользовался Интернетом, занимался иллюстрацией и экспериментами на улице, которые затем оформились в отдельное течение и получили название «стрит-арт». В книге Part of Rebellion # 3: Erosie голландец делится своими мыслями об этих субкультурах и своем к ним отношении.

Alone © Эрози
«Граффити — это такая устойчивая платформа, но иногда оно становится скучным, консервативным, практически фашистским движением.»
«Плюсы и минусы граффити и "уличного искусства" вызывают у меня смешанные чувства. Граффити существует уже так давно. Это хорошо. Граффити — это такая устойчивая платформа, но иногда оно становится скучным, консервативным, практически фашистским движением. 80% граффити не вызывают у меня никаких чувств. Но то же самое относится и к "уличному искусству". Да, есть много творческих находок и свободы, но в то же время очень много бессмысленности. Так что лично мне интересно перемещаться между граффити и стрит-артом.»

Alone © Эрози
«Отсутствие корней в граффити формирует у молодежи подход: "Пришел, увидел, приклеил наклейку"»…
«Мне кажется, что преимущество молодежи — в их непредвзятом подходе. Они не говорят: "А вот когда я был молодым и рисовал граффити..." С другой стороны, отсутствие корней в граффити формирует у них подход: "Пришел, увидел, приклеил наклейку"... Многие из них не понимают, что так называемый стрит-арт — это не модное течение, появившееся благодаря Интернету, что это движение формировалось и развивалось годами. Хорошо, что есть молодежь, которую интересует не только MTV, бейсболки и кроссовки, так что дайте им простор для творчества.»

Alone Секти, Эрози, Лэйт
«Когда у чего-то нет названия, причины этим заниматься — намного более личные, ясные и настоящие».
«Я не воспринимаю себя как уличного художника, я — просто художник. Это очень важно. Мой псевдоним намекает на связь с улицей, но это не значит, что это единственный способ смотреть на то, чем я занимаюсь. Я стараюсь избегать слова "стрит-арт". Сложность заключается в том, что я был уличным художником до того, как появился термин "уличное искусство". Так странно, что люди уже давно занимаются творчеством на улице, а теперь это называют стрит-артом. Сейчас кто-то осознанно начинает заниматься уличным искусством. К этому движению стало легко присоединиться, и это стало важнее причины, которая изначально побуждала людей выходить на улицу. Когда у чего-то нет названия, причины этим заниматься — намного более личные, ясные и настоящие.»


© Эрози
«Разница между тем, что происходит сейчас, и тем, что было, скажем, лет десять назад — огромная. Это было время, когда не было понятия "стрит-арт". Время, когда мы просто попали на волну и занимались этим просто так. Мы не думали, искусство это или нет. Сегодня все по-другому — времена меняются. После влияния, которое оказали Интернет и корпорации на граффити и пост-граффити, многое перевернулось с ног на голову: например, граффити, каким я его знал, всегда создавалось райтерами для райтеров. Как и многие другие субкультуры, среда райтеров состояла из людей, которые жили по определенным правилам, поддерживая тем самым эту культуру. И деньги были не при чем. Все делились всем с участниками своего сообщества, все было "для своих".

И внезапно появляются компании и люди со стороны с неясными намерениями, которые хотят "обуздать дикое животное", использовать субкультуру в своих целях и продемонстрировать ее широкой общественности как нечто "настоящее", поместив ее при этом "за решетку". Конечно, немало и "своих", готовых помочь. И это уже продолжается много лет. Граффити используют все кому не лень. Жду не дождусь, когда все поутихнет, и людей начнут больше ценить за то, что они умеют делать, а не за то, что они могут сделать что-то, что от них хотят. Очевидно, что мы живем в очень запутанное время.»

Корпоративное граффити-оформление
Alone
«Оригинальность, качество и целостность важны всегда, по крайней мере, для меня, и не важно, в какой области и в каком времени ты работаешь.»

«Интернет оказывает на все огромное влияние. Я не думаю, что с Интернетом "стало проще", просто настали другие времена с другим подходом, с другими средствами, которыми можно пользоваться, можно злоупотреблять ими, а можно их отвергать. В каком-то плане Интернет похож на компьютер — это еще один инструмент. Его можно включить или выключить. Все, созданное с его помощью, касается не столько самого инструмента, сколько того, что именно и для чего с его помощью сделано. Оригинальность, качество и целостность важны всегда, по крайней мере, для меня, и не важно, в какой области и в каком времени ты работаешь. Они меняются, их все сложнее найти, особенно в наш век Интернета, но очень важно продолжать их искать. В этом ведь вся прелесть, разве нет?»
«Голые короли» стрит-арта
Alone © Эрози
Эрози развивает свое творчество, создает настенные рисунки и иллюстрации, пишет холсты и участвует в коммерческих проектах. Он говорит, что не хочет смешивать работу на улице с заказами и рассказывает, с какими трудностями сталкиваются профессионалы при работе с корпорациями.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Если можно нарисовать маркером уродливый тег на паре кроссовок, модной сумке или чем-нибудь еще, тысячи молодых "уличных художников" выстраиваются в очередь...»
«В идеале я бы не хотел смешивать свою "уличную славу" с работой, за которую мне платят. Если крупная компания предлагает сделать что-то под именем Эрози, естественно, я посмотрю, подходит ли мне такая работа, но я хочу, чтобы мне еще хорошо заплатили. Для дизайнеров и иллюстраторов это естественное желание. А вот с людьми, занимающимися творчеством на улице, происходит нечто странное... Как будто бы они делают все бесплатно, только ради славы. Как героиновые проституткии, которые бесплатно готовы на все. Дело в низкой самооценке? Недостатке критики? Как это ни печально, но в том, что происходит, виноваты не только крупные компании...

С "уличными художниками" происходит нечто странное, когда дело доходит до коммерческих проектов. Если можно нарисовать маркером уродливый тег на паре кроссовок, модной сумке или чем-нибудь еще, тысячи молодых "уличных художников" выстраиваются в очередь... Они даже не просят им заплатить. Компании от этого выигрывают вдвойне! Они не только экономят на рекламе, но и получают огромное количество изображений, из которых можно что-то выбрать, и все это — бесплатно! Спасибо, придурки! Цинично, но факт: подобное положение дел подрывает возможности профессиональных художников. Зачем кому-то платить за то, что кто-то готов сделать бесплатно?»
Alone «Все за ничего». © Эрози
«Посмотрите, сколько сейчас знаменитых людей, но задайтесь вопросом, чем они прославились, и вы не найдете ответа.»
«Чем проще сообщение, смысл работы, тем легче люди его воспринимают. Но если сообщение немного посложнее, никто не понимает, в чем суть... И так — везде... В политике, СМИ, Интернете и в мире "уличного искусства". Посмотрите, сколько сейчас знаменитых людей, но задайтесь вопросом, чем они прославились, и вы не найдете ответа. В уличном искусстве, как и везде, слишком много "голых королей". Похоже, что сейчас половина успеха зависит от таланта, а половина — от маркетинга и рекламы. У кого-то больше одного, у кого-то — другого. У меня к этому двойственное отношение: с одной стороны, мне не нравится так думать, а с другой, хочется, чтобы люди видели твои работы, хочется зарабатывать творчеством. Забавно по очереди "продаваться", заниматься почетной работой, сидеть без денег и не волноваться по этому поводу...»    

«Если бы я знал, что так просто стать богатым и знаменитым.» Шутка о Шепарде Фейри. © Эрози
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Эскизы. © Эрози Alone Эскизы. © Эрози Alone Эскизы. © Эрози Alone Эскизы. © Эрози Alone Эскизы. © Эрози Alone Эскизы. © Эрози
Планы на будущее
Alone Работа, сделанная на мастер-классе с добровольцами в Японии. © Эрози
На вопрос, какой из своих работ Эрози гордится больше всего, он ответил, что хочет гордиться не работами, а своим отношением к тому, чем он занимается, удовлетворением, которое он получает от работы. «Для меня важно оставаться самим собой, помнить о своем прошлом и обо всем, что меня окружает. А не гнаться за первым попавшимся предложением...»
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Абстрактные произведения на холстах и бумаге
С 2002-го года Эрози принимал участие в групповых выставках в родной Голландии, в Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Люксембурге, Норвегии, США, Франции, Швеции и Японии. С 2007-го года у голландца состоялись персональные выставки в Великобритании, Голландии, Люксембурге и Франции. Он постоянно работает над различными проектами и продолжает активно рисовать на улице. Вот, что сам Эрози говорит о своих планах на будущее: «Я бы хотел посвящать еще больше времени тому, чем я люблю заниматься с людьми, с которыми мне нравится вместе работать, и чтобы мне везло, и я мог не отвлекаться на вопросы, касающиеся денег, времени и сомнений. Это было бы прекрасно.»
Использованы отрывки из книги Part of Rebellion #3, Erosie, выпущенной в 2009-м году издательством Publikat, и отрывки из интервью для Ekosystem и Resident Advisor.
Материал подготовили Ксения По, Артем Брагин и Дмитрий Аске.
Узнать больше об Эрози вы можете, посетить его сайт, блог, страницы на Flickr и Facebook.

12 понравилось
No Love Only War No Love Only War

Под таким псевдонимом скрывается фотограф из небольшого испанского города Самора, который путешествует по стране и документирует деятельность местных трейнрайтеров.

0 1101
Петро: новые работы Петро: новые работы

Подмосковный граффити-райтер опубликовал в своем блоге работу, сделанную в Музее стрит-арта в Петербурге, а также серию свежих рисунков.

0 1135
Userpics_micro
Обратите внимание на то, что в августе Эрози приедет в Москву, чтобы принять участие в галерейной выставке в рамках Faces&Laces, а также сделает масштабную работу на одной из стен города.
3
Userpics_micro
интересная статья,спасибо
3
Userpics_micro
Очень интересный художник, действительно совмещающий разные практики и стили. Познакомился с его творчеством в 2004 году в одном из западных журналов, он существенно выделялся своими работами на фоне маклаймизированного граффити того времени.
3
Userpics_micro
Идеальный граффитчик
Userpics_micro
basis 21 августа 2013 в 12:10 ссылка на комментарий
Очень вдохновляющий самобытный товарищ. И слова правильные говорит. Особенно вот это: "сейчас кто-то осознанно начинает заниматься уличным искусством. К этому движению стало легко присоединиться, и это стало важнее причины, которая изначально побуждала людей выходить на улицу." Такое практически с любим видом творчества происходит, все стремятся вписаться под какой-то ярлык, а в итоге оказывается что вокруг куча клонированных художников/музыкантов и пр. тлетворное влияние моды (
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.