Ерон Эрози — один из самых разносторонних художников, начавших свою творческую карьеру с граффити. Пионер европейского стрит-арта, мастер работы с буквами, иллюстратор и любитель абстракции.
Голландец по имени Ерон (Jeroen), более известный под псевдонимом Эрози (Erosie — в переводе с голландского 'эрозия'), родился и вырос в Эйндховене. Он является одним из ключевых европейских художников, которые одновременно работали в рамках граффити, иллюстрации, графического дизайна и стрит-арта. Эрози — один из тех, кто занимался уличным искусством задолго до появления термина «стрит-арт». Будучи крайне разносторонним художником, в последнее время голландец посвятил себя созданию абстрактных художественных произведений. Однако, несмотря на это, он продолжает время от времени рисовать граффити и даже дает своему маленькому сыну пробовать в действии аэрозоль.
Эрози рисовал с самого детства: сначала карандашами, фломастерами и красками, а затем на компьютере Amiga. Вот, как он описывает свое увлечение граффити: «Где-то году в 1986-1987-м граффити стало появляться буквально повсюду. В детстве оно для меня состояло из следующего: оно было на улице, а рисунки были дерзкими со злобными персонажами и цветными буквами. Помню, как я загорелся, увидев в Эйндховене эти сочетания букв и рисунков. Я начал рисовать в 1993-м году. Наконец-то я нашел то, что искал: идеальное сочетание букв и иллюстраций. То, что это было незаконно, делало граффити еще более увлекательным занятием. Тогда как раз схлынула волна граффити "старой школы", и в Голландии началась золотая эра потрясающих рисунков на поездах».
«Тогда было нормой, с одной стороны, рисовать граффити, а с другой, быть открытым всему новому и экспериментировать.»
Эрози был участником команды SOL, которая появилась в Эйндховене в конце 1980-х. Он присоединился к райтерам по имени Зимо (Zime) и Секти (Sekty) в 1993-м году. Затем в команду вошли Бомкид (Bombkid), Лэйт (Late) и Буч (Butch). «Эйндховен — небольшой город, все друг друга знают, и многие истории пересекаются. Рисуя, мы познакомились с ребятами из Space3 и Betamaxxx. У всех были разные таланты, и здоровое соперничество подталкивало нас всех к развитию. Тогда было нормой, с одной стороны, рисовать граффити, а с другой, быть открытым всему новому и экспериментировать», — вспоминает Эрози.
Голландец поступил в Школу искусств и с отличием окончил факультет иллюстрации. Он начал работать иллюстратором и именно тогда, по его собственным словам, понял, насколько для него важна свобода творческого самовыражения. Такую свободу ему давало граффити, которое он продолжал рисовать по ночам.
Некоторые рисунки Эрози, созданные в период с конца 1990-х до середины 2000-х годов.
«Я всегда помнил о своих граффити-корнях. Граффити — это так весело и так заряжает энергией.»
Эрози хотелось экспериментировать, и в 1998-м году вместо тегов он начал рисовать на улице символы и логотипы. Он делал рисунки с помощью самодельных печатей, водоэмульсионной краски, валиков и трафаретов, приклеивал наклейки и плакаты. «Примерно в это же время я начал использовать компьютер в качестве одного из инструментов. Вместе с принтером они открыли мне новые возможности. Это было увлекательное время — время экспериментального граффити в Нью-Йорке, Барселоне, Париже и Эйндховене. Но я всегда помнил о своих граффити-корнях. Граффити — это так весело и так заряжает энергией», — рассказывает голландец.
В этот период Эрози много общался и занимался творчеством вместе с Инфлюэнцой (Influenza), Дагу (Dagu), участниками команд SOL, Betamaxxx и Space3 — последние создавали плакаты с помощью шелкографии еще в 1995-м году. «Совместная работа была потрясающим способом развития: сумасшедшие совместные проекты, пьяные прогулки по городу, веселье и свобода, которую мы испытывали, используя улицы для своих творческих и не очень творческих целей», — говорит Эрози. На развитие уличного рисования в Голландии и на самого Эрози, помимо его товарищей, очень повлиял Phetone, а также художники из Парижа и сайты: Stickernation, Ekosystem и Wooster Collective.
Некоторые рисунки Эрози созданные в период с конца 2000-х до начала 2010-х годов.
«Это был настоящий тег: я рисовал его незаконно, быстро, одним движением. Но это был и рисунок: всего одна линия.»
По словам Эрози, в 2002-м году он очень устал от создания иллюстраций и перестал получать удовольствие от рисования. Он устроился работать в книжный магазин, а в свободное время начал собирать и чинить велосипеды и кататься: «Я стал смешивать все то, что мне нравилось: рисование, граффити, тегинг, наклейки, велосипеды и городскую жизнь, и в результате я совместил все это и нашел cобственную нишу». Эрози начал приклеивать на рамы брошенных велосипедов свои наклейки Eroded City Cycles: по его словам, он обожает брошенные велосипеды, потому что видит в них временные городские скульптуры. Тогда же голландец создал свой узнаваемый рисунок велосипеда, который он вместо своего псевдонима начал рисовать на улицах родного Эйндховена, а затем и других городов мира. «Катание на велосипеде спасло мне жизнь», — смеется он.
В работах голландца часто присутствует политический или социальный подтекст, и у тега-велосипеда — своя история: «Это был способ борьбы с раздражением. Дело в том, что какое-то время назад правительство Эйндховена решило заполнить центр города паршивой архитектурой. В первую очередь убрали все, к чему люди до этого пристегивали велосипеды. Сейчас центр стал огромным торговым центром — все для покупателей, и никаких велосипедов. Их запретили оставлять на улицах — только на специально отведенных стоянках. Подобный подход навел меня на мысль сделать наклейку для велосипедных рам и пропагандировать пиратские велосипедные стоянки в центре города. Обожаю наблюдать, как гора велосипедов преграждает дорогу людям, которые только и делают, что ходят по магазинам. Велосипед был одновременно и рисунком, и тегом. Это был настоящий тег: я рисовал его незаконно, быстро, одним движением. Но это был и рисунок: всего одна линия».
Эрози рисовал тег-велосипед всего пару лет, в 2003-2004-м годах. Как только рисунок начал набирать популярность, художник решил, что пришло время пробовать что-то новое. По его собственным словам, от переизбытка информации люди любят все упрощать, и даже сейчас многие говорят: «Эрози — это тот чувак, который рисовал на улице велики».
«Работа со словами, конечно же, отличается от работы с изображениями. Но вот что странно: текст тоже является изображением. Если вы печатаете букву, она является изображением. В этом смысле существует связь между концептуальными работами, основанными на словах, и сложными рисунками. И то, и другое вызывает реакцию. Но работа, основанная на словах, вызывает более сильную реакцию и связана с общением между людьми. Такие работы более концептуальны: над ними можно думать, о них можно говорить, их можно объяснить», — говорит голландец.
«Я учился в Школе искусств, и все, на что я сейчас способен — это эта вшивая наклейка.»
Широкую известность получили наклейки и плакаты Эрози середины 2000-х годов с лаконичными и часто ироничными надписями: You have one new message (англ. 'У вас одно новое сообщение'), I came, I saw, and I put up this sticker (англ. 'Я пришел, увидел и приклеил эту наклейку'), I went to art school, and all I make now is thos louse sticker (англ. 'Я учился в Школе искусств, и все, на что я сейчас способен — это эта вшивая наклейка').
«Намного увлекательнее быть свободным, чем сидеть с девяти до пяти за монитором, заниматься тупой работой и становиться горбатым.»
Вот, что рассказывает Эрози по поводу последней упомянутой работы: «Конечно, создавая эту наклейку, я подшучивал над всей этой шумихой вокруг уличного искусства. Что, наклейка на улице делает из тебя художника? Конечно... Но в то же время я ведь действительно закончил Школу искусств, так что по профессии я — художник и должен зарабатывать этим на жизнь, ха-ха. А я вместо этого я расклеиваю наклейки, рисую граффити, валяю дурака на улице и попадаю в участок. Достаточно жалкое зрелище! Но ведь это — дело выбора. Намного увлекательнее быть свободным, чем сидеть с девяти до пяти за монитором, заниматься тупой работой и становиться горбатым. Я это проходил. Сегодня мне хочется найти баланс между работой и своими проектами. Обучение мне в этом не помогло. Я поступил в институт достаточно рано. После выпуска мне понадобилось несколько лет, чтобы "разучиться", вернуться туда, где я был до поступления. Чтобы просто получать удовольствие от того, чем ты занимаешься, например. С другой стороны, я многому научился. Я начал ценить то, что меня окружает, намного больше. Но во время учебы я всегда сознательно разделял занятия искусством и граффити. Мне кажется, это позволило мне развиваться в обеих сферах».
Футболки Sixpack с графикой ЭрозиФутболки Sixpack с графикой ЭрозиФутболки Sixpack с графикой ЭрозиФутболки Sixpack с графикой ЭрозиФутболки Sixpack с графикой ЭрозиФутболки Sixpack с графикой Эрози
Помимо плакатов, Эрози создает графику для футболок, которая часто состоит из слов. «Я люблю слово "слово". Оно одновременно и описывает само себя и является самим собой. Оно одновременно простое и сложное. В этом есть смысл. Меня это завораживало, к тому же мне нравится писать от руки, я люблю типографику, поэтому мне захотелось как-то просто связать различные элементы: текст и изображение, форму, содержание и украшения. Например, мне хочется, чтобы текст на футболке говорил о себе, или о футболке, или о человеке, который ее носит, или о людях, которые на нее смотрят, или обо всем вместе. Другими словами, чтобы был смысл», — делится голландец.
С 2002-го года Эрози сотрудничает со своим другом — основателем звукозаписывающей компании 3024 и диджеем Мартином (DJ Martyn). Эрози оформил большое количество альбомов, выпущенных 3024, а в 2011-м году его масштабный рисунок из серии Horror Vacui (лат. 'страх пустоты') украсил обложку второго альбома под названием Ghost People (англ. 'люди-призраки') самого Мартина.
Некоторые из обложек для 3024
«Меня вдохновляет то, что меня раздражает: телевизор, новости — я чувствую, что нужно избавляться от того, с чем я не могу справиться.»
«Меня вдохновляет то, что не связано с моей работой, — говорит голландский художник. Например, музыка. Интересно наблюдать, что люди делают, как они становятся лучше, какие принимают решения, как борются и развиваются. В этом плане работа с Мартином очень вдохновляет. Также меня вдохновляет то, что меня раздражает: телевизор, новости — я чувствую, что нужно избавляться от того, с чем я не могу справиться. Меня еще очень вдохновляет разница между "смотреть" и "видеть": любая обыденная мелочь может стать чем-то приятным — все зависит от того, как на нее посмотреть... А, и еще мытье посуды. У меня всегда появляется куча идей, когда я мою посуду, даже не знаю, почему...»
По словам Эрози, его вдохновляет многое, поэтому ему иногда трудно сосредоточиться на чем-то одном. Голландец перемещается между граффити, рекламой, искусством, и иллюстрацией —
это «дает возможность экспериментировать, адаптироваться к средствам, с которым вы работаете, будь то иллюстрация, обложка музыкального альбома, настенный рисунок или что-то еще, а не просто работать по шаблону». «Вы как бы выражаете определенное мировоззрение с помощью очень разных средств. Или по крайней мере, пытаетесь это сделать», — говорит Эрози.
Новый цифровой век и субкультура на продажу
Обложка книги об Эрози
Эрози начал свою творческую карьеру с граффити, когда мало кто пользовался Интернетом, занимался иллюстрацией и экспериментами на улице, которые затем оформились в отдельное течение и получили название «стрит-арт». В книге Part of Rebellion # 3: Erosie голландец делится своими мыслями об этих субкультурах и своем к ним отношении.
«Граффити — это такая устойчивая платформа, но иногда оно становится скучным, консервативным, практически фашистским движением.»
«Плюсы и минусы граффити и "уличного искусства" вызывают у меня смешанные чувства. Граффити существует уже так давно. Это хорошо. Граффити — это такая устойчивая платформа, но иногда оно становится скучным, консервативным, практически фашистским движением. 80% граффити не вызывают у меня никаких чувств. Но то же самое относится и к "уличному искусству". Да, есть много творческих находок и свободы, но в то же время очень много бессмысленности. Так что лично мне интересно перемещаться между граффити и стрит-артом.»
«Отсутствие корней в граффити формирует у молодежи подход: "Пришел, увидел, приклеил наклейку"»…
«Мне кажется, что преимущество молодежи — в их непредвзятом подходе. Они не говорят: "А вот когда я был молодым и рисовал граффити..." С другой стороны, отсутствие корней в граффити формирует у них подход: "Пришел, увидел, приклеил наклейку"... Многие из них не понимают, что так называемый стрит-арт — это не модное течение, появившееся благодаря Интернету, что это движение формировалось и развивалось годами. Хорошо, что есть молодежь, которую интересует не только MTV, бейсболки и кроссовки, так что дайте им простор для творчества.»
Секти, Эрози, Лэйт
«Когда у чего-то нет названия, причины этим заниматься — намного более личные, ясные и настоящие».
«Я не воспринимаю себя как уличного художника, я — просто художник. Это очень важно. Мой псевдоним намекает на связь с улицей, но это не значит, что это единственный способ смотреть на то, чем я занимаюсь. Я стараюсь избегать слова "стрит-арт". Сложность заключается в том, что я был уличным художником до того, как появился термин "уличное искусство". Так странно, что люди уже давно занимаются творчеством на улице, а теперь это называют стрит-артом. Сейчас кто-то осознанно начинает заниматься уличным искусством. К этому движению стало легко присоединиться, и это стало важнее причины, которая изначально побуждала людей выходить на улицу. Когда у чего-то нет названия, причины этим заниматься — намного более личные, ясные и настоящие.»
«Разница между тем, что происходит сейчас, и тем, что было, скажем, лет десять назад — огромная. Это было время, когда не было понятия "стрит-арт". Время, когда мы просто попали на волну и занимались этим просто так. Мы не думали, искусство это или нет. Сегодня все по-другому — времена меняются. После влияния, которое оказали Интернет и корпорации на граффити и пост-граффити, многое перевернулось с ног на голову: например, граффити, каким я его знал, всегда создавалось райтерами для райтеров. Как и многие другие субкультуры, среда райтеров состояла из людей, которые жили по определенным правилам, поддерживая тем самым эту культуру. И деньги были не при чем. Все делились всем с участниками своего сообщества, все было "для своих".
И внезапно появляются компании и люди со стороны с неясными намерениями, которые хотят "обуздать дикое животное", использовать субкультуру в своих целях и продемонстрировать ее широкой общественности как нечто "настоящее", поместив ее при этом "за решетку". Конечно, немало и "своих", готовых помочь. И это уже продолжается много лет. Граффити используют все кому не лень. Жду не дождусь, когда все поутихнет, и людей начнут больше ценить за то, что они умеют делать, а не за то, что они могут сделать что-то, что от них хотят. Очевидно, что мы живем в очень запутанное время.»
Корпоративное граффити-оформление
«Оригинальность, качество и целостность важны всегда, по крайней мере, для меня, и не важно, в какой области и в каком времени ты работаешь.»
«Интернет оказывает на все огромное влияние. Я не думаю, что с Интернетом "стало проще", просто настали другие времена с другим подходом, с другими средствами, которыми можно пользоваться, можно злоупотреблять ими, а можно их отвергать. В каком-то плане Интернет похож на компьютер — это еще один инструмент. Его можно включить или выключить. Все, созданное с его помощью, касается не столько самого инструмента, сколько того, что именно и для чего с его помощью сделано. Оригинальность, качество и целостность важны всегда, по крайней мере, для меня, и не важно, в какой области и в каком времени ты работаешь. Они меняются, их все сложнее найти, особенно в наш век Интернета, но очень важно продолжать их искать. В этом ведь вся прелесть, разве нет?»
Эрози развивает свое творчество, создает настенные рисунки и иллюстрации, пишет холсты и участвует в коммерческих проектах. Он говорит, что не хочет смешивать работу на улице с заказами и рассказывает, с какими трудностями сталкиваются профессионалы при работе с корпорациями.
«Если можно нарисовать маркером уродливый тег на паре кроссовок, модной сумке или чем-нибудь еще, тысячи молодых "уличных художников" выстраиваются в очередь...»
«В идеале я бы не хотел смешивать свою "уличную славу" с работой, за которую мне платят. Если крупная компания предлагает сделать что-то под именем Эрози, естественно, я посмотрю, подходит ли мне такая работа, но я хочу, чтобы мне еще хорошо заплатили. Для дизайнеров и иллюстраторов это естественное желание. А вот с людьми, занимающимися творчеством на улице, происходит нечто странное... Как будто бы они делают все бесплатно, только ради славы. Как героиновые проституткии, которые бесплатно готовы на все. Дело в низкой самооценке? Недостатке критики? Как это ни печально, но в том, что происходит, виноваты не только крупные компании...
С "уличными художниками" происходит нечто странное, когда дело доходит до коммерческих проектов. Если можно нарисовать маркером уродливый тег на паре кроссовок, модной сумке или чем-нибудь еще, тысячи молодых "уличных художников" выстраиваются в очередь... Они даже не просят им заплатить. Компании от этого выигрывают вдвойне! Они не только экономят на рекламе, но и получают огромное количество изображений, из которых можно что-то выбрать, и все это — бесплатно! Спасибо, придурки! Цинично, но факт: подобное положение дел подрывает возможности профессиональных художников. Зачем кому-то платить за то, что кто-то готов сделать бесплатно?»
«Посмотрите, сколько сейчас знаменитых людей, но задайтесь вопросом, чем они прославились, и вы не найдете ответа.»
«Чем проще сообщение, смысл работы, тем легче люди его воспринимают. Но если сообщение немного посложнее, никто не понимает, в чем суть... И так — везде... В политике, СМИ, Интернете и в мире "уличного искусства". Посмотрите, сколько сейчас знаменитых людей, но задайтесь вопросом, чем они прославились, и вы не найдете ответа. В уличном искусстве, как и везде, слишком много "голых королей". Похоже, что сейчас половина успеха зависит от таланта, а половина — от маркетинга и рекламы. У кого-то больше одного, у кого-то — другого. У меня к этому двойственное отношение: с одной стороны, мне не нравится так думать, а с другой, хочется, чтобы люди видели твои работы, хочется зарабатывать творчеством. Забавно по очереди "продаваться", заниматься почетной работой, сидеть без денег и не волноваться по этому поводу...»
На вопрос, какой из своих работ Эрози гордится больше всего, он ответил, что хочет гордиться не работами, а своим отношением к тому, чем он занимается, удовлетворением, которое он получает от работы. «Для меня важно оставаться самим собой, помнить о своем прошлом и обо всем, что меня окружает. А не гнаться за первым попавшимся предложением...»
Абстрактные произведения на холстах и бумаге
С 2002-го года Эрози принимал участие в групповых выставках в родной Голландии, в Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Люксембурге, Норвегии, США, Франции, Швеции и Японии. С 2007-го года у голландца состоялись персональные выставки в Великобритании, Голландии, Люксембурге и Франции. Он постоянно работает над различными проектами и продолжает активно рисовать на улице. Вот, что сам Эрози говорит о своих планах на будущее: «Я бы хотел посвящать еще больше времени тому, чем я люблю заниматься с людьми, с которыми мне нравится вместе работать, и чтобы мне везло, и я мог не отвлекаться на вопросы, касающиеся денег, времени и сомнений. Это было бы прекрасно.»
Под таким псевдонимом скрывается фотограф из небольшого испанского города Самора, который путешествует по стране и документирует деятельность местных трейнрайтеров.
Обратите внимание на то, что в августе Эрози приедет в Москву, чтобы принять участие в галерейной выставке в рамках Faces&Laces, а также сделает масштабную работу на одной из стен города.
Очень интересный художник, действительно совмещающий разные практики и стили. Познакомился с его творчеством в 2004 году в одном из западных журналов, он существенно выделялся своими работами на фоне маклаймизированного граффити того времени.
Очень вдохновляющий самобытный товарищ. И слова правильные говорит. Особенно вот это: "сейчас кто-то осознанно начинает заниматься уличным искусством. К этому движению стало легко присоединиться, и это стало важнее причины, которая изначально побуждала людей выходить на улицу." Такое практически с любим видом творчества происходит, все стремятся вписаться под какой-то ярлык, а в итоге оказывается что вокруг куча клонированных художников/музыкантов и пр. тлетворное влияние моды (