Наверх
09 января 2014 в 13:01 Стрит-арт Художники 4 4 6489

Эко: от первого лица

Eko, Франция, Геометрия, Минимализм

Французский пионер стрит-арта и создатель сайта Ekosystem, начавший свой творческий путь с граффити больше двадцати лет назад, рассказал о своем детстве, увлечениях и взгляде на творчество.

Alone © Эко
«Я не называю то, чем я занимаюсь, искусством. Для меня рисование — то же самое, что пробежка — для любителя бега. Это — способ уйти от повседневности.»
Седрик Эко — очень важная фигура в европейском уличном искусстве. Запустив в 1999-м году сайт Ekosystem, который француз поддерживает и по сей день, он внес огромный вклад в зарождение и развитие стрит-арта. Многие узнали о новом движении, получившем названия «пост-граффити» и «уличное искусство», именно благодаря сайту Эко. Об истории Ekosystem мы уже писали, а теперь хотим познакомить вас с Эко и его творчеством, которое, без сомнения, заслуживает внимания.
Детство и первый опыт в граффити
Alone Фото: © Эко
«Писать свое имя на стенах — нечто такое, что есть в каждом из нас.»
Я родился в начале семидесятых в небольшом городе на юго-западе Франции. До пятилетнего возраста меня воспитывала бабушка. Когда мне исполнилось шесть, у меня появился брат. Я был стеснительным и смышленым ребенком. Хотя у меня были друзья, мне нравилось быть одному. Впервые я попробовал рисовать граффити, когда мне было четыре года. Тогда я еще не умел писать, но у каждого ребенка в детском саду была картинка, которой он подписывал свои работы. Я подписывался треугольником с точками внутри. Так вот, я стащил из сада мел и изрисовал весь бабушкин дом своей подписью. Этот опыт был для меня очень важен: он доказал, что писать свое имя на стенах — нечто такое, что есть в каждом из нас.

Alone Фото: Википедия
Когда я был подростком, моим основным увлечением были компьютеры. У меня был один из первых доступных персональных компьютеров. Я увлекался демосценой на Atari ST. Еще я рисовал логотипы и графику — в основном, это были пиксельные изображения. Мне кажется, что это до сих пор влияет на мои работы. Меня всегда завораживало граффити. В 1970-х и начале 1980-х годов во Франции существовало только граффити на тему политики и секса. Мне это не подходило. В конце 1980-х я прочитал несколько статей о тегах в парижском метро. Это было ново, и сразу меня привлекло. Я быстро придумал себе имя и начал тегать. Прошло четыре года, прежде чем я встретил других тегеров.

Демосцена (англ. demoscene) — субкультура, симбиоз программирования и искусства. Направление компьютерного искусства, главной особенностью которого является выстраивание сюжетного видеоряда, создаваемого компьютером в реальном времени.
Alone Фото: © Эко
Родители всегда и во всем меня поддерживали. Но родителям страшно, когда их сын куда-то уходит по ночам: для них это стресс, поэтому я всегда старался быть благоразумным. Я скрывал свою страсть от родителей, как мог. А теперь скрываю ее от своих коллег и от сыновей. Я даже особо не обсуждаю эту тему с женой — недавно я обнаружил, что она не знает, кто такой Бэнкси.
Рисование на поездах
Alone © Эко
«Я всегда был рад, когда мы заканчивали рисовать, и надеялся, что фотографии получились нормальные.»
Мы вместе с друзьями рисовали на поездах. В то время это было достаточно просто: мы первыми разрисовали большинство станций в нашем регионе. Но в оличие от многих райтеров я никогда не зависел от адреналина. Я всегда был рад, когда мы заканчивали рисовать, и надеялся, что фотографии получились нормальные — цифровых камер в 1990-е не было, мы рисовали по большей части ночью, а поезда закрашивали спустя несколько часов. Я рисовал на поездах года четыре. Я знаю, для многих это — романтика, но для меня это скорее было дурной привычкой нежеди настоящим удовольствием.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Работы Эко на стенах, 1994-1997 гг.
Очень сложно совмещать рисование на поездах с нормальной жизнью. Мы слишком много времени проводили в машине: ездили на отдаленные станции, ждали подходящего момента, чтобы порисовать, потом ждали, пока рассветет, чтобы сделать нормальные фотографии, и наконец возвращались домой. Мне было двадцать с чем-то лет: мне хотелось тусоваться, встречаться с девчонками. Я был самым старшим в нашей команде, и все это казалось мне жалким зрелищем. В конце концов мы все нажили себе проблемы с правосудием, и один из участников команды несколько месяцев провел в тюрьме.

Сайт Ekosystem
Alone © Эко
«Я никак не думал, что сайт вместо того, чтобы отбить у меня интерес к граффитит только подогреет его еще на десяток лет.»
В 1999-м году исполнилось десять лет, как я рисовал граффити, и я решил завязать. Купил новый компьютер и стал делать сайт про граффити на поездах в своем родном регионе и о нескольких райтерах, которые казались мне необычными. Тогда я определял граффити, которое появлялось на Ekosystem, как «граффити не в стиле хип-хопа». Термины «стрит-арт» и «пост-граффити» появились несколькими годами позже. Идея заключалась в том, чтобы подвести итог моей «граффити-карьере». Интернетом еще мало кто пользовался, и моя подружка посоветовала мне вместо сайта выпускать самодельный журнал. Я никак не думал, что сайт вместо того, чтобы отбить у меня интерес к граффитит только подогреет его еще на десяток лет и повлияет на целое поколение европейских райтеров.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко
«Не стоит забывать, что, хотя стены могут быть голосом народа, их также могут использовать и власти для пропаганды.»
Меня привлекло к граффити то, что оно было под запретом, райтеры были анонимны и не существовало профессионалов, а также, что большинство людей не понимало, что это и зачем. Все это пропало с появлением фестивалей и масштабных настенных росписей. Да, до сих пор рисуют банками и картинки получаются красивые, но я не уверен, что это можно сравнивать с тем, что было изначально. Одна из проблем современного мурализма заключается в том, что эскизы должны быть заранее одобрены: в результате мы получаем красивые картинки, но в них нет ни духа бунтарства, ни провокаций. Не стоит забывать, что, хотя стены могут быть голосом народа, их также могут использовать и власти для пропаганды. Но, безусловно, яркая картинка лучше серой стены или гигантской рекламы крупного бренда.

Twocol Twocol Twocol Twocol

Сайт Ekosystem был очень важен — ведь он был одним из первых, если не первым сайтом об уличном искусстве: он очень способствовал развитию этого движения в Европе. Это было чрезвычайно увлекательное время: начало эпохи Интернета и нового граффити. Если бы я был до конца честен с собой, мне нужно было бы закрыть сайт пару лет назад, потому что сейчас городское искусство стало слишком модным. А, как я уже говорил, мне нравилось в граффити его загадочность и что обычному человеку с улицы все это было непонятно. Да и в конце концов я был одним из немногих, кто ежедневно освещал мир граффити… Но мне до сих пор нравится заниматься сайтом, и у меня есть посетители, которым он тоже, кажется, приносит удовольствие…
Вдохновение и творчество

© Эко

Я всегда черпал вдохновение в разных областях: если черпать все время из одного и того же источника, то станешь просто подражателем. А если тебя вдохновляют разные вещи, ты можешь придумать нечто свое и шаг за шагом создавать собственный визуальный язык.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко Alone © Эко
В юности меня вдохновляли: граффити-сцена Бордо 1990-х годов, демосцена Atari и Amiga, обложки и флаеры техно- и хаус-музыки 2000-х годов и еще некоторые логотипы, художественное направление «Стиль» (De Stijl), супрематизмконкретное искусство и все виды графического минимализма… И еще на меня повлияли такие художники, как Эльтоно (Eltono), Си Ти (CT), Момо (Momo) и другие.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Работы художников, повлиявших на Эко
Я очень давно являюсь большим поклонником украинской граффити-сцены. Мне кажется, что Апл (Apl) из команды Fat 315 заслуживает гораздо бóльшего признания: он вдохновил большое количество людей не только на Украине. Конечно, как и всем, мне нравятся работы дуэта Interesni Kazki. Мне очень по душе геометрические и минималистические работы Йорка (York) и Ритека (Ritek). А Тэк (Teck), на мой взгляд, является сейчас самым интересным украинским художником.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Работы уличных художников из России и Украины, которые отметил Эко
Что касается российских художников, мне нравятся работы Игоря П., Оззика (0331c), Паши 183 (RIP), а также Слэка (Slak), Диксона (Dikson), Ильи Овера (Over), Сая (Sy), Нутка (Nootk), Скима (Scheme)… Я не могу сказать, интересуются ли европейские райтеры российским и украинским граффити, но, думаю, что ваши команды, рисующие на товарных поездах, знают и уважают.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Рисование — время, когда я могу побыть один, и обычно я не хочу ни с кем делиться этим моментом.»
Я не называю то, чем я занимаюсь, искусством. Для меня рисование — то же самое, что пробежка — для любителя бега. Это — способ уйти от повседневности. Мои цели менялись со временем: в молодости я хотел, чтобы обо мне узнали, чтобы мои работы были на виду, хотел что-то донести до людей и рисовать в экзотических местах. Сегодня для меня самое важное — рисовать в одиночестве и в тишине, именно поэтому я люблю работать в заброшенных местах.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Рисование — время, когда я могу побыть один, и обычно я не хочу ни с кем делиться этим моментом. Я не вторгаюсь ни в чье пространство и не ищу внимания. Обычно я рисую там, куда мало кто заходит. Конечно, атмосфера места и текстура поверхности тоже важны. Мне нравится рисовать в тихих местах, когда все, что я слышу, это — звуки, которые издаю я сам. А когда там не воняет и можно сделать хорошие фотографии, это вообще отлично.

Alone © Эко
Материал подготовили: 
Ксения По и Дмитрий Аске.
Узнать больше об Эко вы можете, посетив его страницу на Flickr и прочитав наш первод статьи об истории сайта Ekosystem. 
4 понравилось
Фотографии Рики Киви Фотографии Рики Киви

Французский фотограф путешествует по европейским городам, документируя вылазки трейнрайтеров.

0 1001
Userpics_micro
Phafix 11 января 2014 в 21:23 ссылка на комментарий
Статья плотная получилась. Можно переходить дальше по ссылкам и читать и читать
2
Userpics_micro
Хорошая статья. Наверное все поклонники Экосистемы во многом разделяют взгляды Эко на граффити и ст.арт. Я, например, во многом узнаю себя в начале 2000-х. Как открывал для себя неизведанный, секретный мир ст.арта. Таким магически притягательным, как на заре, он уже не будет. Можно было догадаться какую волну он поднимет, на столько он был фантастическим и не похожим на классическое граффити. Первые опыты в уличном искусстве 2000-х были откровенно - смыслом жизни, для многих из "нас". И Экосистем стал для всех окном в этот фантастический мир, оазисом вдохновения и оплотом подражания кумирам. 108, TLP, Микро Бо, Супакич, FF совершили революцию в моём воображении. Если бы не экосистем, вся моя жизнь могла бы сложиться по другому.
2
Userpics_micro
Кстати, в статье находится фотография одной из лучших работ СТ. Но что он делает сейчас, мне совершенно не понятно ). Очень хотелось бы, конечно, увидеть статью о нём и Курце ).
2
Userpics_micro
Aske 16 января 2014 в 13:11 ссылка на комментарий
И до них доберемся. )
2
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.