Наверх
04 февраля 2013 в 11:02 Стрит-арт Художники 3 9 4978

Другая плоскость искусства

Канада, Roadsworth, Трафареты

Канадский активист, скрывающийся под псевдонимом Роудсуорт, — один из самых оригинальных уличных художников, предпочитающий рисовать не на стенах и холстах, а на дорогах и тротуарах.

Alone © Роудсуорт

Фото: Fragile
Роудсуорт (Roadsworth), настоящее имя которого Питер Гибсон (Peter Gibson), — уличный художник из канадского Монреаля. Ему 37 лет, он родился и вырос в Торонто, в семье среднего класса. Его мать была художницей, а отец — музыкантом, так что Питер был окружен искусством с раннего детства. Художественного образования он так и не получил (не считая пары лет в художественном классе в средней школе), зато имеет степень бакалавра джазовой музыки Монреальского университета. 
Первые шаги
Alone © Роудсуорт
«Я сделал трафарет, который повторял знак велосипедной дорожки, после чего начал рисовать его по всему Монреалю».
По словам художника, его первый опыт «рисования» на улице произошел очень рано и весьма своеобразно: «Когда мне было два года, во время похода в горы, я отошел в кусты, чтобы пописать, и заметил, что мокрый след на камне у меня под ногами получился похожим на силуэт собаки». Питер начал заниматься более осознанным творчеством в общественных пространствах осенью 2001-го года. Канадец много лет использует в качестве основного средства передвижения велосипед, и его первая уличная инициатива была продиктована чувством, что пришло время велосипедистам получить свою долю общественного пространства: «Это не было искусством в привычном смысле слова — скорее, я рассматривал это как акт личной социальной активности. Я сделал трафарет, который повторял знак велосипедной дорожки, после чего начал рисовать его по всему Монреалю. Мне хотелось увеличить число безопасных зон для велосипедистов».




Одним из ранних источников вдохновения для Питера был художник Энди Голдзуорси (Andy Goldsworthy), который в основном создавал работы в сельской местности и использовал природные материалы. Питеру захотелось перенести дух этих работ в городские условия. Что касается псевдонима художника, то на его изобретение повлияло имя английского поэта-романтика Уильяма Вордсворта (William Wordsworth): «Как бы претенциозно это не звучало, но мне кажется, что то, что я делаю, это — некая форма поэзии, и поэтому я заменил "слова" (англ. words — часть фамилии Wordsworth) на "дороги" (англ. roads) — так получилось Roadsworth. Мне нравилась аристократичность и даже некоторая чванливость его звучания, и это явно расходилась с тем, что будет создаваться под этим именем и может рассматриваться как вандализм». 
Alone © Роудсуорт
Художник в одном из интервью очень точно высказался по поводу того, что стрит-арт и граффити причисляют к вандализму: «Пока законным является вождение автомобиля, загрязняющего воздух, которым мы все дышим; пока законными являются реклама, строительство уродливых зданий, продажа фаст-фуда, чрезмерное потребление одних во время того, как другие голодают; война и уничтожение природы — пока все это является легальным, граффити не может считаться вандализмом». 
Художник и закон
Alone Фото: Idol Mag
У канадской полиции, похоже, другие представления о вандализме. Осенью 2004-го года Роудсуорт был пойман с поличным и обвинен по пятидесяти трем пунктам за рисование на дороге. Полиция получила ордер на обыск: дом художника перевернули вверх дном и обнаружили многочисленные трафареты, краску, инструменты, фотографии, а также жесткий диск компьютера, набитый фото и видеосвидетельствами ночных вылазок. «Это, как говорят в юридических кругах, было "оргией доказательств". Оглядываясь назад, я спрашиваю себя, как я мог быть таким беспечным», — делится канадец.



Несмотря на то, что Питеру грозил огромный штраф, по итогу ему вынесли сравнительно мягкий приговор: штраф в двести пятьдесят канадских долларов и сорок часов общественных работ. Отчасти это объясняется общественной поддержкой, которую ему оказали во время процесса. Так, владелец одной местной галереи, Крис Хэнд (Kris Hand), который был знаком с работами художника, начал у себя в блоге медиакампанию под названием Save Roadsworth (англ. 'спасем Роудсуорта'). Местные СМИ тоже были на стороне художника. Кроме того, Крис предоставил Питеру хорошего адвоката, который согласился помочь за символическое вознаграждение. Благодаря этому процессу большое количество людей узнало о творчестве канадца, и его стали приглашать рисовать в другие города, в том числе и на легальной основе.

Отношение к автомобильной культуре
Alone © Роудсуорт
«Автомобиль олицетворяет идеальный объект капиталистического общества потребления».
У Питера очень жесткая и четкая позиция по отношению к автомобилям. Он называет их «панцирями из стекла и металла» и считает одним из самых главных, даже определяющих, символов нашей эпохи. Изобретение автомобиля породило феномен «расползания пригородов», привело к появлению скоростных многополосных шоссе, огромных парковок, городов, выстроенных специально для владельцев машин и т.д. По мнению художника, автомобиль олицетворяет идеальный объект капиталистического общества потребления: он обещает независимость, скорость и мобильность.



Художник критикует не столько сами машины, сколько систему отношений и ценностей, которую они порождают: наличие работы и владение автомобилем являются определяющими характеристиками продуктивного члена общества. Кроме того, данная культура порождает гипериндивидуализм, бестелесную культуру с ложным чувством безопасности.

Alone © Роудсуорт
«Машина сегодня — это уникальный интерфейс, через который можно наблюдать за окружающим миром в комфортной обстановке, с нужной температурой благодаря климат-контролю, с нужным саунд-треком благодаря аудиосистеме, и через тонированные стекла. В той или иной форме автомобиль стал синонимом слова "свобода" (это создает совершенно новый взгляд на то, что действительно подразумевается под "борьбой за свободу" в Ираке, например), а ограничения в использовании машины многими людьми воспринимаются как форма репрессий. Сегодня многие автомобилисты, перефразируя знаменитый слоган Национальной Стрелковой ассоциации США, могут сказать: "Вы сможете забрать у меня руль только через мой труп".
Alone © Роудсуорт
Как и в случае с оружием, чем больше людей ездят на личных машинах, тем меньше свободы получает каждый отдельно взятый автомобилист. Машина изолирует вас: когда есть возможность перемещаться между работой, тренажерным залом, магазином и домом, не выходя на улицу, многие люди теряют связь с окружающим миром. В такой ситуации городское пространство представляет собой лишь набор меняющихся пейзажей за окном: нечто между точкой А и точкой Б». Своим творчеством художник хочет встряхнуть водителя с его бесстрастным взглядом на дорогу, а пешеходам дать повод остановиться и поразмыслить.

Горизонтальный стрит-арт



Питер считает абсурдным почтение к дороге и к «автомобильной культуре» вообще. Разметка улиц – язык авторитарный и сухой, но одновременно универсальный и повсеместный. В мире миллионы километров дорог, и при этом эта огромная площадь остается совершенно не тронутой художниками и активистами. В противоположность перенасыщенным граффити стенам, асфальт остается неизменно чистым, «в некотором роде неприкосновенным, священным». Отличное место для самовыражения и сатиры. Кроме того, существует некая традиция просмотра искусства в вертикальной плоскости, и Роудсуорт пытается сломать этот стереотип, играя с ожиданиями зрителя. «Люди не раз говорили мне, что они думали, будто мою работу создал сам город»,  — говорит художник.



Важнейшую роль в творчестве канадца играют повторяющиеся элементы на «теле» города: канализационные люки, дорожные знаки, некоторые элементы разметки. Так как их много, у художника множество возможностей, чтобы вмешаться в городское пространство и поэкспериментировать с формой и содержанием.

Alone © Роудсуорт
Выбор образов для работ тоже не является случайным: «Один из лучших способов сделать хорошую уличную работу — выразить какие-то аспекты окружающего мира через контраст. Я также люблю преобразовывать пространство, создавая абсурдные ситуации и вводя сюрреалистические и необычные элементы, которые совершенно не к месту в данном контексте».



Кроме того, художник любит использовать органические, природные формы, которые как бы «разбавляют» холодную и механическую среду города. Природа напоминает о себе, о том, что она все еще существует и может выйти наружу даже в городе, через асфальт, бетон и сталь. При этом в работах Питера много и искусственных объектов, в которых он тоже старается находить красоту. Особенно художнику интересны устаревшие вещи: например, телефон с барабаном для набора номера кажется ему куда более интересным, чем iPhone. «Меня вдохновляет все: музыка, кино, другие художники, города, природа, политика, лицемерие, абсурд, эгоизм, любовь, жизнь».

Рисовать на улице? Зачем?
Alone © Роудсуорт
Уличное искусство для Питера — это альтернативная форма средств массовой информации, а также альтернатива рекламе: «Стрит-арт – это прямое средство самовыражения, без — «прыжков через обруч», необходимых для получения доступа к более традиционным СМИ. Это — своеобразная форма приключений, творчества и общения. Сегодня все вокруг трубят о «свободе самовыражения», и невольно задаешься вопросом, что это значит в контексте общественного пространства. И вдруг выясняется, что практически единственной легальной формой самовыражения в этом контексте является реклама. Чтобы обладать правом голоса в общественном пространстве, нужно иметь деньги и власть. Некоторые скажут, что отказ от барьеров для публичного выражения приведет к анархии, но я считаю, что определенная форма анархии уже существует: это — корпоративная анархия». 



«Стрит-арт — это способ высказаться на публике, способ показать что-то  ничего не подозревающим зрителям.»
«Я чувствую, что общественное пространство должно отражать большее разнообразие мнений. Стрит-арт — это способ высказаться на публике, способ показать что-то  ничего не подозревающим зрителям. Мы, кажется, стали общаться только во время покупки или продажи товаров. Не то, чтобы это было плохо, но я чувствую, что есть гораздо больше человеческих эмоций, которые должны быть отражены в общественном пространстве. Я хотел работать на улицах, потому что мне хотелось принимать участие в общественном диалоге», — говорит канадец.

Alone © Роудсуорт
«Уличное искусство, сделанное нелегально, по умолчанию является одной из форм протеста, причем более мощной, чем то, что сделано на законных основаниях.»
Рисунки Роудсуорта ближе к сатире, чем к протесту. Они могут критиковать, протестовать, комментировать или шутить над теми или иными уличными объектами. «Я всегда пытаюсь рассказать своего рода историю. Сообщение иногда открыто, иногда лежит на поверхности. Уличное искусство, сделанное нелегально, по умолчанию является одной из форм протеста, причем более мощной, чем то, что сделано на законных основаниях. При этом стрит-арт — абсолютно безобиден».



«Я создаю образы для тех, кто потом случайно наткнется на них, будь то пешеход, велосипедист или автомобилист. Это не галерейный зритель, который, как правило, наделен определенной степенью ожидания, даже если это просто ожидание, что он будет свидетелем “искусства“. Мой зритель — это случайный наблюдатель. Уличное искусство существует в пространстве, насыщенном другими образами, и зритель вынужден как-то классифицировать "странные изображения", которые он видит на улице. Это запускает мыслительный процесс, который невозможен в пространстве галереи».

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
О галереях и мире современного искусства
Alone © Роудсуорт
Художник редко работает в галерейном пространстве, однако открыт для этого вида творчества: «В этом вопросе я не пуританин, и не говорю, что буду работать только на улице, а все остальное — компромисс. Конечно, когда вы большую часть времени работаете на улицах города, вписаться в пространство галереи не так-то просто». С другой стороны, Питер думает, что городское искусство теряет некоторую долю своего влияния и значения, когда его переносят в галереи. Это не означает, что уличные художники не могут создавать работы, предназначенные для легальных экспозиций – это может быть интересным опытом, а также своего рода вызовом художнику, его мастерству и таланту. Питер сравнивает стрит-арт, помещенный в контекст галереи, со львом в зоопарке, который вырван из своей естественной среды обитания и совершенно по-другому воспринимается зрителем.

Twocol Twocol

Роудсуорт начал заниматься стрит-артом по многим причинам, но не для того, чтобы быть принятым и признанным в мире искусства. Он хотел общаться с обычными людьми, а не с небольшим процентом посетителей галерей и музеев. Эти и другие институты представляют собой систему и иерархию критиков и кураторов, которые, в конечном счете, определяют, что является "искусством", а что — нет, кто достоин внимания публики, а кто — нет. Уличное искусство лежит вне этой системы. В некотором смысле стрит-арт может рассматриваться как угроза этой системе, поскольку уличному художнику не нужно проходить через отборы и конкурсы, угождать кураторам и спонсорам для того, чтобы высказаться.
Alone © Роудсуорт
За время своей деятельности Питер Гибсон создал более 300 рисунков на улицах городов Канады, Америки и стран Европы, и продолжает активно творить. Сейчас он рисует не только на земле, но и на стенах, холстах, создает инсталляции, участвует в выставках и фестивалях. По работам Питера видно, что он не боится экспериментировать и находится в постоянном поиске нового. В 2008-м году о его работе был снят документальный фильм Crossing the Line, а в 2011-м году свет увидела книга Roadsworth, в которой собраны самые интересные работы художника. Благодаря фильму и книге еще больше людей по всему миру узнали о канадце, предпочитающем в качестве основных объектов для творчества не стены или холсты, а асфальт и дорожную разметку.


Трейлер фильма Crossing the Line. Посмотреть целиком.


Материал подготовили Слава Птрк и Дмитрий Аске.
Узнать больше о Роудсуорте вы можете, посетив его сайт и страницу на Facebook
9 понравилось
Брюссельский курьер Брюссельский курьер

Группа активистов по развитию велосипедной культуры в России перевела на русский язык интересный фильм о езде на велосипеде в одном из самых загруженных городов Европы.

2 3497
Пустые глаза Пустые глаза

В Лос-Анджелесе открылась выставка чилийского художника Виктора Кастильо. Герои его зловещих картин символизируют по-детски наивных людей, не понимающих, что происходит в мире.

2 3686
Userpics_micro
Blot 04 февраля 2013 в 11:51 ссылка на комментарий
типичный пример стрит арта.очень нравится идейность и сдержанность цвета)
1
Userpics_micro
Powet_v 04 февраля 2013 в 22:15 ссылка на комментарий
Великолепные идеи со смыслом. приятно видеть, что сейчас есть сильный приток уличных побуждающих идей зарубежом и у нас. Удачных и сильных представителей прибывает. Это безусловно более разумный и действительно перпективный путь развития менее завязаный на эго и дающий почву наблюдателям. За подобным много будущего.
4
Userpics_micro
Manack 09 февраля 2013 в 15:53 ссылка на комментарий
Типичный стрит арт,но этим он всем и нравится,своими идеями.Очень интересная и содержательная статья.Спасибо.
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.