Наверх
13 марта 2014 в 13:03 Стрит-арт История 1 5 13650

Без краски

Ptrk

Как можно создавать изображения на стенах и тротуарах без помощи баллонов и кистей? Уличные художники в разных странах мира используют воду, огонь, грязь, мох и даже взрывы.

Alone Александре Орион (Alexandre Orion)
Подавляющие большинство произведений уличного искусства сегодня создаётся при помощи аэрозоля или фасадной краски. Кроме того, огромный пласт стрит-арта составляют плакаты, наклейки и разнообразные инсталляции. Но речь пойдет не о них. Не всех художников устраивают возможности краски и они ищут нестандартные способы наносить рисунки на стены и дороги. Методы, описанные в статье, могут использовать все, кто увлекается уличным искусством — они незатратны, и их можно легко воспроизвести в домашних условиях. Большинство методов связаны с трафаретами, по которым в той или иной форме изображение наносится на поверхность. Приятно, что в списке художников есть и авторы из России.
Удаление грязи
Alone Александре Орион (Alexandre Orion)
Идея данного метода заключается в том, чтобы создавать изображение, удаляя с поверхности грязь. Рисунки и надписи делаются по-разному: кто-то «рисует» с помощью специального моечного аппарата, который струей воды под высоким давлением промывает камни мостовой или поверхность стены по заданному трафарету, а кто-то создает изображения от руки с помощью обычных моющих средств, металлических щеток, тряпок или кистей. 

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Одним из популяризаторов этой необычной идеи является английский художник Пол Кёртис (Paul Curtis), известный под псевдонимом Мууз (Moose). В качестве первого полотна он использовал стены тоннеля Broadway в Сан-Франциско. Это – важнейшая транспортная артерия в самом центре города, которая ежедневно пропускает более двадцати тысяч легковых машин, грузовиков и мотоциклов. Не удивительно, что при таком потоке транспорта стены тоннеля покрыты толстым слоем грязи и копоти. Именно их удалением и занялся художник, использовав для этого мойку высокого давления и плотные трафареты из картона. На следующее утро жители города увидели на стенах тоннеля силуэты деревьев, домов, животных и людей. 

Рисование Александре Ориона в тоннеле Сан-Паулу
В похожей технике создают свои произведения бразилец Александре Орион (Alexandre Orion), канадская художница Тесс Якубек (Tess Jakubec) и уличный художник из Техаса Скотт Вэйдс (Scott Wades), который рисует кистями на грязных стеклах автомобилей. Очень эффектно выглядела акция Ориона, за одну ночь заполнившего стены автомобильного тоннеля в Сан-Паулу огромным количеством стилизованных изображений черепов.
Рисование грязью
Alone © Слава Птрк и Владимир Абих
Технологию, являющуюся полной противоположностью предыдущей, придумали для своего социального проекта художники из Екатеринбурга, Слава Птрк и Владимир Абих. «Мы не рисуем лица бездомных, мы даем городу инструменты для их создания. Портреты появляются естественным образом, рисуются самим городом: его уличной грязью, летящей из-под колес проезжающих мимо машин или отпечатками ног прохожих. Через прямое воплощение образа "уличной грязи" мы хотели показать неправильность подобного восприятия бездомных и, возможно, заставить людей задуматься над изменением отношения к этим людям», — так объясняет проект «Уличная грязь» автор идеи, уличный художник Слава Птрк.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Слава Птрк и Владимир Абих Alone © Слава Птрк и Владимир Абих Alone © Слава Птрк и Владимир Абих Alone © Слава Птрк и Владимир Абих Alone © Слава Птрк и Владимир Абих
Технология создания изображений достаточно проста: щит из ДВП красится белой акриловой краской, после чего полностью обклеивается скотчем. Далее на него с помощью проектора переносится контур будущего изображения. Те места, которые должны покрыться грязью, вырезаются, а те, которые должны быть белыми, остаются заклеенными скотчем. Таким образом, на щите появляется липкая матовая поверхность (без скотча), на которую легко оседает грязь и пыль, и глянцевая (со скотчем), с которой грязь удаляется с помощью сухой тряпки. «Мы оставляем портреты на улице, в местах большого скопления грязи и пыли. Со временем они пачкаются, и на них проявляются лица. В завершении процесса необходимо просто протереть скотч на щите сухой тряпкой – и портрет готов», — рассказывает Слава.

«Уличная грязь», Слава Птрк и Владимир Абих
Цемент
Alone Цементная работа Триттмана, 2013 г. Фото: Ilgorgo
Метод создания работ, напоминающих объёмные инсталляции, использует несколько художников из разных стран. Французский уличный художник Триттман (3ttman) начал эксперименты в этом направлении в 2009-м году, размещая на улицах Мадрида свои необычные произведения.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview

В России популяризатором этого вида стрит-арта является художник из Владивостока Павел Шугуров. Как и француз, свои работы он создает на предварительно нанесённом на стену цементе, вырезая изображения по сырой поверхности. Произведения Павла представляют собой персонажей в простой, примитивистской манере. Подобные проекты были реализованы им во Владивостоке и Екатеринбурге, а также последователями художника в Красноярске.

Twocol Twocol Twocol Twocol
Огонь
Alone Радя
Другой интересный метод создания работ использовал еще один уличный художник из Екатеринбурга — Тимофей Радя. В 2011-м году он сделал проект «Вечный огонь»: четыре портрета погибших во Второй мировой войне, нарисованные при помощи огня. «Лица нарисованы открытым огнем — светлые участки закрывали бинтами. Снимки перенесены на основу, а разная плотность бинтов дает разные тона рисунка. После работы с огнем убираем оставшиеся бинты — все просто», — рассказывает Тимофей. Несмотря на заявленную простоту технологии, для многих до сих пор остается загадкой, как художнику удалось подчинить себе стихию и создать достаточно четкие изображения, отличающиеся портретным сходством.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: Радя Alone Фото: Радя Alone Фото: Радя Alone Фото: Радя Alone Фото: Радя Alone Фото: Радя
В том же году Радя создал в похожей технике работу в рамках проекта «Стена» на Винзаводе. Только здесь за появление изображения отвечали не бинты, а вырезанные на картоне буквы, которые покрылись гарью от сожженных книг.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: Радя Alone Фото: Радя
Вода
Twocol Twocol Twocol Twocol

Следующая стихия, которая была использована художниками для создания произведений, – вода. Например, несколько лет назад Лондонский океанариум провел рекламную кампанию без каких-либо отрицательных последствий для города. Уникальность их рекламы состояла в том, что она была выполнена с помощью обычной морской воды. Технология похожа на описанные выше: вода распыляется ручным пульверизатором на трафарет, после чего его убирают, а на поверхности появляется рисунок. Работа, созданная водой, «живёт» очень непродолжительное время и поэтому, по мнению авторов кампании, концептуально отлично подходит для улицы с её постоянной текучестью и изменчивостью.

Выдалбливание и взрывы
Alone Вилс (Vhils). Фото: © Луис Бальтар
Португальский уличный художник Александре Фарту, более известный как Вилз (Vhils), прославился благодаря своей нестандартной технике: он выдалбливает лица людей на стенах с помощью специальных инструментов. Португалец работает в рамках проекта Scratching the Surface (англ. 'царапая на поверхность'), который отсылает нас к технике нанесения надписей на стены и другие поверхности, активно использующиеся в том числе и в граффити. «Всё начинается с нанесения на поверхность эскиза будущего портрета с помощью проектора и аэрозольной краски. После этого в дело идут отбойные молотки, зубила, долото, — все, что нужно для удаления части поверхности таким образом, чтобы создать объем, глубину и, прежде всего, контраст», — рассказывает португалец.

Клип на песню Orelha Negra M.I.R.I.A.M.
Кроме того, Вилс экспериментирует с вырезанием на рекламных щитах, пенопласте, работает с деревянными и металлическими поверхностями: «Рекламные щиты разрезаются канцелярским ножом, а изображения на металлических пластинах создаются либо с помощью гравировки, либо под воздействием кислоты и ржавчины. Однажды я также сделал серию работ с применением взрывчатых веществ, но они больше работают на видео — тут наиболее важная часть работы заключается как раз в процессе ее создания», — делится художник. Узнать больше о жизни и творчестве Вилса и о смысле его работ, вы можете, прочитав нашу статью о нем.
Скотч
Twocol Twocol Twocol Twocol

Пожалуй, самым старым и самым распространенным направлением в области нестандратного рисования на улице можно назвать выклеивание скотчем (tape-art). Первые рисунки в этой технике появились на улицах еще в середине восьмидесятых годов. Одним из известных современных художников, работающих со скотчем на улице, является австриец БафДис (BuffDiss). От него не отстает колллектив из Берлина под названием Klebebande, активно сотрудничающий с крупными брендами. Работы в стиле граффити скотчем создавал и берлинский райтер Поу (Paw).

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Klebebande Alone © Klebebande Alone © Klebebande Alone © Klebebande Alone © Klebebande Alone © Klebebande
Также существуют команды, занимающиеся масштабными проектами с использованием скотча в общественном пространстве: например, интернациональная команда сайта Tape Art или их коллеги из Новой Зеландии — Tape Art Nz.

Twocol Twocol
Работы Поу из скотча
Данное направление также активно представлено в галерейной среде. На Западе самым ярким представителем скотч-арта является Макс Зорн (Max Zorn) из Амстердама, создающий картины путем накладывая разного количества слоев коричневого упаковочного скотча на стекло. В России самым известным художником, использующим эту технику, можно назвать Николая Васильева из Санкт-Петербурга. 
Растительное граффити
Alone © Анна Гарфорт (Anna Garforth)
Растительное граффити – очень простая и эффектная техника, в которой может попробовать силы любой желающий. Одним из первых людей, освоивших данную технологию «рисования» является английская художница Анна Гарфорт (Anna Garforth). Она видит в растительном граффити необычный синтез развитой цивилизации и природы. Своими работами Анна пытается напомнить людям, как важно не забывать о мире, в котором мы живем, и, несмотря на то, что городская жизнь постоянно развивается и поглощает человека, необходимо помнить о том, что все мы — дети Природы. 

Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Технология создания изображения следующая: текст или рисунок наносятся на стену с помощью специальной смеси и трафарета. После этого изображение нужно регулярно поливать или опрыскивать из пульверизатора, чтобы из смеси проросла зелень. Создать смесь можно самому: необходимо взять 3-4 горстки мха, 700 мл теплой воды, 2 ложки влагоудерживающего геля и 120 мл кефира. Все это взбить в блендере 3-5 минут до состояния геля. Затем следует подготовить выбранную поверхность: очистить её и покрасить. После этого на неё с помощью трафарета наносится смесь. Через некоторые время на стене появляется небольшой кусочек ровного, ярко-зеленого «газона» по заданной вами форме.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone «Мы — песчинки», надпись из песка Alone «Мы — песчинки», надпись из песка
Кроме всех вышеописанных методов, каждый из которых вырос в отдельное направление, существует множество других техник переноса изображений на стены и дороги: с помощью клей-спрея можно «рисовать» надписи или рисунки из песка, с помощью штукатурки и простейших строительных инструментов — объемные изображения, а художники, занимающиеся созданием объемных картин на асфальте, чаще всего используют мел. Пространства для экспериментов в этой сфере достаточно. Можно сказать, что многие из представленных технологий до конца не раскрыли еще свой потенциал и могут быть использованы в других проектах, с другим  смыслом и в другом контексте. Главный вопрос заключается не в том, чтобы придумать нестандартный метод создания рисунка на улице или успешно использовать чужую технологию для своих целей, а в наличии желания отойти от канонов, воспитанных граффити-культурой, которые неразрывно связывают художника с баллончиком аэрозольной краски.

Alone Мууз (Moose)
Материал подготовили: 
Слава Птрк и Ксения По.
5 понравилось
Монолог Позе Монолог Позе

Знаменитый райтер из команд «Зачем» и RNG рассказал одному из граффити-пабликов о себе, начале своей творческой деятельности и об отношении к жизни.

0 8979
Userpics_micro
В дополнение к посту: Сварка, Кислота- http://www.youtube.com/watch?v=BtrfB5_gWfc Валик, шпатель- http://www.youtube.com/watch?v=8jESMMGuyEs Окурки и тд.- http://www.youtube.com/watch?v=U_Hi5Rbk1Mw
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.