Наверх
01 марта 2013 в 15:03 Стрит-арт История 4 11 12121

История стрит-арта глазами Эко

Eko, ekosystem

В 2009-м году французский уличный художник рассказал о десяти годах становления и развития своего сайта Ekosystem, который освещает уличное искусство с первых дней его зарождения.

Alone Fuck Life Inc — команда, в которую входили создатели Ekosystem: Эко, Вега и их друг Уоле (Wole). 1998 г.
«Сейчас Ekosystem десять лет, и я рад, что я помогал и был частью расцвета популярного художественного направления».

Эко в детстве. Фото: © Эко
Французский уличный художник Эко (Eko) в девяностые рисовал граффити, а в 1999-м году открыл сайт. Ekosystem суждено было стать главным интернет-ресурсом, сыгравшем огромную роль в становлении и развитии художественного направления, которое сейчас принято называть стрит-артом. У Эко есть семья и работа, но, несмотря на это, он до сих пор находит время, чтобы рисовать на стенах и поддерживать сайт, который никогда не был коммерческим проектом. 2009-м году француз опубликовал историю создания и десятилетней работы над Ekosystem. Мы публикуем перевод его воспоминаний о годах, в течение которых так стремительно развивалось уличное искусство.

Рабочее место Эко в 2007-2008-м годах

Фото со страницы Эко на Flickr
1999
Я не могу точно вспомнить, когда именно заработал сайт. Это был примерно конец 1999-го, когда я после десяти лет в граффити только-только перестал рисовать. Сайт стал для меня своеобразным переходным периодом. Я и подумать не мог, что это удержит мой интерес к граффити еще на десяток лет. На сайте выкладывались фотографии поездов и граффити, которые хоть как-то выделялись на общем фоне, в основном ребят из Бордо, таких как Ча (Cha) или Собре 
(Sobre). Мало у кого тогда был доступ в Интернет.

Собре, 1996 г.
В то время было еще несколько сайтов о граффити – гиганты типа aero.fr во Франции и, конечно, Art Crimes, а также несчетное количество «маленьких» сайтов. Но большинство из них не имело каких-то явных критериев отбора материала, и они просто выкладывали оцифрованные копии того, что было у них под рукой. Чаще всего это были отсканированные фотографии небольшого размера, поскольку быстрого Интернет-соединения еще не существовало, а цифровая фотография только-только зарождалась.


Работа Шепарда Фэйри

Работа Мисс Ван

Работа Спэйс Инвейдера
«Главная идея сайта: показывать то, что нельзя больше увидеть нигде.»
Единственные сайты, которые позволяли увидеть что-то большее, чем классическое граффити – это Obey Giant с работами Шепарда Фэйри и художников, сконцентрировавшихся вокруг него, например Акамончи (Acamonchi) или коллектива Do The Math. Среди наших предшественников можно отметить сайт Спэйс Инвэйдера (Space Invader). Также у Мисс Ван (Miss Van) было несколько фанатов, которые создали страничку в ее честь. Тогда же сформировалась главная идея сайта: показывать то, что нельзя больше увидеть нигде ни в Интернете, ни в журналах, а именно поезда юго-западного направления и граффити, «высвободившееся из хип-хопа».
2000
Alone Krisprolls
Государственная французская железнодорожная компания перестала справляться с чисткой поездов юго-западного направления. Почти все вагоны были изрисованы. На сайте появлялись дюжины свежих фотографий поездов, что для того время было рекордным темпом обновлений. Этот процесс был очень утомительным: к новым картинкам нужно было прикреплять строки HTML. Чтобы поддерживать сайт, ко мне присоединился мой товарищ — граффити-райтер и программист — Жульен Вега (Julien v3ga). Очень скоро он взял на себя всю техническую часть работы сайта и занимается ей до сих пор. На сайте было около сотни посетителей в день — в то время эта цифра казалась нам огромной.


Вышло несколько статей о Шепарде Фэйри (Shepard Fairey). Слова «стрит-арт» еще не существовало, поэтому, когда люди под влиянием калифорнийской волны начали клеить плакаты и наклейки, это называли словом «пропаганда». Акаизм (Akayism) оставил свой след в Европе, Спэйс Инвэйдера начали приглашать на различные фестивали по всему миру, а сайт stickernation.net (на данный момент не работает. — прим. ред.) со своим супердизайном способствовал распространению наклеек в Нидерландах.
Параллельно я старался продвигать работы людей, которые делали что-то необычное, например Ла Мано (La Mano), Хонет (Honet), Джейс (Jace), Мисс Ван (Miss Van), Ле 33 (le 33 он же East Eric), Ваня (Vania) или Спэйс Инвэйдер (Space Invader), и постепенно вокруг Ekosystem формировалась небольшая прогрессивная сцена. Такие художники, как Криспроллс (Krisprolls), 108, Кре (Cre) или Сэнти (Santy), идентифицировали себя с работами, размещаемыми на сайте и присылали мне фотографии, часто даже по почте, так что мне приходилось их сканировать. Парижская сцена невероятно вдохновляла: были Спэйс Инвэйдер, Хонет, Зевс (Zevs), Оливьер Стак (Stak), Андрэ (Andre).
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
2001
Alone
Можно рисовать не только буквы, не подписывать работы и пользоваться чем-то еще, помимо баллончика.
Сайт становился все популярнее, поэтому я решил купить доменное имя ekosystem.org и начал платить за хостинг. Тогда же появились первые интервью со Спэйс Инвэйдером108 и Ча.
Ekosystem становится катализатором формирования европейской сцены. Вот несколько имен активных художников того времени: 108AlexoneBildBo130, Crusty, El EuroEtronEwosFlying FortressGomesKrsn, The Plug, El Tono SantyStirbSupakitchWood.

То, что можно рисовать не только буквы, не подписывать работы и пользоваться чем-то еще, помимо баллончика, — все это тогда казалось нам невероятно свежим и изобретательным.
Под влиянием Ла Мано, Сусо33 (Suso33), Оста (Osta) и Старка (Stark) распространяется мода на пиктограммы и символы вместо тега.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
2002
Alone Плакат Мамбо и Алексуана, наклеенный Une Unit
В это время начинают использовать слово «стрит-арт», хотя большинство его не принимает.
Социальных сетей еще не существовало, поэтому Ekosystem
необходимо было постоянно открывать новых художников. В это время начинают использовать слово «стрит-арт», хотя большинство его не принимает. Тем не менее, в течение нескольких месяцев за неимением лучшего этот термин примут, и он станет синонимом обновленного граффити. Я создал новую группу на сайте, и под влиянием Сэнти (Santy), Ча и Мистера Пуле (Mr Poulet) мы начали коллективный проект под названием Don't Copy Me (англ. 'не копируй меня').

Twocol Twocol Twocol Twocol
Тридцать художников (по большей части европейских) прислали мне работы на тему копирования. Энтузиазм был потрясающий: мы начали осознавать возможности Интернета и жизненную силу сцены. Это был настоящий успех — начало популярности участников проекта. Некоторые работы были опубликованы в журналах. Позже слоган Don't Copy Me был взят французской компанией по производству одежды.

Работа Бэнкси на выставке Urban Discipline, 2002 г.

Книга Urban Discipline 2002
Возможно, это был первый и последний раз, когда Бэнкси сам открыто рисовал для коллективной экспозиции.
Появляются несколько самиздат-журналов. Снова нас поражает та легкость, с которой Интернет позволяет реализовывать проекты с участниками, живущими за тысячу километров от нас. На выставке Urban Discipline в Гамбурге собирают работы самых интересных художников: Стака (Stak), Хонета, Андрэ, Зедза (Zedz), Алексуана (Alexone), Ла Мано. Возможно, это был первый и последний раз, когда Бэнкси (Banksy) сам открыто рисовал для коллективной экспозиции.
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Вот несколько художников, которые представляли этот год на Ekosystem: TT crewEwosErosieDave WarnkeShes54 он же BfreeHoernchen, Gil Bensmana, Pixel Phil он же OPTBO130 и
Microbo. Появляется новый парижский сайт armvr.net (на данный момент не работает. — прим ред.), который на некоторое время привлекает новых художников.

Коллектив Une nuit (франц. 'одна ночь') покрывает парижские рекламные щиты плакатами Francois Morel, SichGilbertSpace InvaderStak, Osta, El TonoLa NuriaParapluieHermesMiss VanHondoL'Atlas. Коллектив Scrawl публикует первую книгу о наклейках Stick’em Up. Сайт Stick It принимает эстафету от Stickernation, у которого были проблемы с выпуском новой версии сайта. Нидерланды сплошь покрыты стикерами Space3Influenza,
команды SolEwosWood. Выходит журнал World Signs под редакцией Оливера Стака.


Книга Stick'em Up
2003
Alone
Распространение моды на граффити, появление сайтов, похожих на Ekosystem, и целой индустрии, связанной с граффити и уличным искусством, — все это вызывает у меня желание бросить сайт.
Галерея сайта  за этот период включает в себя более пяти тысяч изображений и благодаря v3ga обеспечена современной системой обновления. Больше не нужно добавлять HTML. Здорово получать письма из других стран, про которые прежде ничего не было слышно: Восток, Южная Америка. Уличное искусство быстро набирает обороты. Коллективные проекты множатся, поскольку мы убедились в легкости, с которой Интернет помогает заводить новые знакомства. В этом году на Ekosystem реализуется два коллективных проекта: первый под названием Acces(s) и второй — против войны в Ираке No war in Iraq.

Видео проекта Acces(s)
Preview Preview Preview
Работы для проекта No war in Iraq
Среди огромного количества проектов можно выделить один под названием Finders Keepers из Лондона, который очень точно передает атмосферу этого периода. Художники спрятали свои произведения (холсты, наклейки и другие объекты) и предложили найти их. Это кажется совершенно немыслимым в наше время, когда публика и художники слишком осведомлены о стоимости произведений. Барселона становится неформальной площадкой, объединяющей сцену. Кэптан Руже (Captain Rouget) и Флаинг Фортресс (Flying Fortress) запускают проект Stick Fighter II на форуме Ekosystem. Пять лет спустя у нас все еще появляются новые участники.

Preview Preview Preview
Работы для проекта Stick Fighter II
Коллектив Une Nuit во второй раз покрывает парижские рекламные щиты плакатами Above, Jean Faucheur, G, l’Atlas, Tanc, Vast, Popay, Ox. Во втором выпуске WorldSigns Стак впервые употребляет термин «постграффити». Появляется сайт Wooster Collective, который в последующие годы сыграет важную роль в распространении стрит-арта на всей территории США. Под влиянием Бэнкси и сайта Stencilrevolution возрождается интерес к трафаретам. Сервис Fotolog позволяет любому выкладывать фотографии в Интернет, а цифровая камера становится нормой. Каждый ищет способы найти принтер и сделать как можно больше собственных наклеек. C100 публикует «Искусство протеста» (The Art of Rebellion) — первую книгу, рассказывающую о бурлении, связанном с уличным искусством и царившем в Европе на протяжении трех предыдущих лет.

Первая книга The Art of Rebellion
Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Распространение моды на граффити, появление сайтов, похожих на Ekosystem, и целой индустрии, связанной с граффити и уличным искусством, — все это вызывает у меня желание бросить сайт. Я сделал небольшой перерыв, когда у меня родился сын, но скоро снова занялся делом. В это время я понял, что то, что публикуется на моем сайте перестало быть необычным граффити, а стало нормой. Некоторые из художников, которые запомнились в том году на Ekosystem: Above, Fahrenheit45, STarsky, Abbominevole, The London Police, Mudwig, Supakitch, Sickboy, Thecover, Mutan Clan, Zbiok, The Plug, Alexone, команда 1980, El Euro, Influenza, Fasim, SwoonMonsieur Poulet, Middle Class, Bild, Stirb, Freaklub, Krik.
2004
Alone
Улица становится местом, где молодой дизайнер или студент факультета изобразительных искусств может быстро прославиться.
Художники, которые попадают на Ekosystem, не всегда приходят из граффити: очень часто они начинают с наклеек или с плакатов. Кто-то занимается  живописью и лишь некоторое время экспериментирует с уличным искусством. Улица становится местом, где молодой дизайнер или студент факультета изобразительных искусств может быстро прославиться.

Страницы календаря Ekosystem


Волнение, с которым все относились к созданию стрит-арт движения, постепенно утихает.
Календарь Ekosystem с невероятными работами Ист Эрика (East Eric), Алексуана и Эрози (Erosie) стал последним коллективным проектом, размещенным на сайте. Теперь на Ekosystem все могут размещать свои предложения. Волнение, с которым все относились к созданию стрит-арт движения, постепенно утихает. Самые талантливые, умные или трудолюбивые пытаются зарабатывать на жизнь своим искусством, другие же постепенно пропадают из вида.
Preview Preview Preview Preview Preview Preview

Появляется первый PDF журнал Pornoffiti, за которым последуют другие. В июле на выставке Nusign впервые за долгое время собирается большое количество участников из Европы: Miss VanFlying FortressStakInfluenzaAkim108HonetEl Tono. Французская железнодорожная компания подает в суд на журнал Graff-it! за публикацию фотографий разрисованных вагонов. Из-за этого я решил перевести сайт на хостинг в Швейцарию.

Некоторые художники, которые оставили свой след на  Ekosystem в этом году: HalieutikErnioeKoralieMezzofortePmh, Berzerk, Adam InfanticideBibifocBlanc becкоманда No LogoSpecioTv BoyAplAB1, 36,PomJoosBob UsineReyes del Mambo (он же Spy — прим. ред.), Crustea, Middle Class, TikaSqon.


Хонет на выставке Nusign
2005

Os Gemeos на фестивале Backjumps

The London Police на Backjumps

Husk Mit Navn на Backjumps
С появлением FlickrFotolog и все другие фотосайты, в том числе и Ekosystem, устаревают. Появившийся сайт Youtube помогает распространять в Сети видео. Выходит книга Тристана Манко «Уличные логотипы» (Street Logos). Une Nuit расклеивают на рекламных щитах плакаты L’AtlasOxMamboYazeSunset,
JaceBabou, Yo be Gitan, Psychoze. Событие года: фестиваль уличного искусства Backjumps в Берлине. Художники, которыми запомнился этот год на Ekosystem: Edjin, Ibieкоманда VSSKenor, Judith Supine, LoloSosakuFontFaceSondaTruthArisLignesrougesMomo,

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
2006
Alone Бэнкси, 2006 г.
Стрит-артом начинают интересоваться на рынке искусства, стоимость работ Бэнкси растает, повсюду устраивают конференции.
В декабре 2006-го года Wooster Collective организовал проект 11 Spring Street, в рамках которого нью-йоркские художники расписывают заброшенное здание. Событие широко освещается в СМИ, и люди выстраиваются в очередь, чтобы попасть на фестиваль. Стрит-артом начинают интересоваться на рынке искусства, стоимость работ Бэнкси растает, повсюду устраивают конференции, на которых уличное искусство обсуждают с профессорами истории искусства, владельцами галерей и кучей самопровозглашенных специалистов. У меня складывается ощущение, что это движение больше не принадлежит его создателям.
Alone Jace, 2006 г.
У меня складывается ощущение, что это движение больше не принадлежит его создателям.
Появляются специализированные сайты, например La stickerie, на которых можно заказать печать наклеек. Несколько художников, которые упоминались на Ekosystem в этом году:ы Wayne Horse, Sam3, Mosone, Raisin, ZonenKinderAnother Brixia он же Филиппо Минелли, Ioke42, Egotrip, Lksir, Chu и Команда Doma, M-City, Claudio Ethos, 0331C, Bros, Escif, Uri, Muro, Celso, Pekmez, SpY, Jean Spezial, Bonom, M.defeo, Ripo, Labrona, Ovni, Vagabundos, Above.
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
2007
Alone Блю (Blu) и Джей Ар (JR) на фестивале Backjumps, 2007 г.
Активность в Барселоне идет на убыль, а Берлин становится самым динамичным городом Европы. 
В третий раз в Берлине проходит фестиваль Backjumps. Появляется ноый PDF-журнал Salissures под редакцией Dubwise. Несколько художников, о которых писали на Ekosystem в этом году: David Gouny, CT, Sabotaje almontaje, Nelio, Useless-idea, Dhear, Smithe, Kashink, Remed, C215, Blu, Xpome, Peter Fuss.

Preview Preview Preview
2008
Alone Sixeart, JR, Faile, Os Gemeos, Nunca, Blu на фасаде галереи Tate Modern, 2008 г. Фото: Art tattler
СМИ постоянно говорят о стрит-арте. Он — повсюду. Каждое действие Бэнкси теперь освещается английскими медиа.
В Барселоне райтеров преследуют, а поезда и стены систематически закрашивают — это конец эры. Берлин остается без своего главного противника с его масштабными событиями. Ekosystem начинает вести блог. Обсуждения перемещаются из форума в блог, а затем — в так называемые социальные сети. Галерея Тейт приглашает Blu, Faile, JR, Nunca, Os Gemeos и Sixe разрисовать их огромную стену. СМИ постоянно говорят о стрит-арте. Он — повсюду. Каждое действие Бэнкси теперь освещается английскими медиа. 
Плакат с изображением, сделанный Шепардом Фейри, становится самым запоминающимся символом предвыборной президентской кампании в США. Блю выкладывает свой анимационный фильм под названием Muto (итал. 'немой'), который просмотрят более десяти миллионов раз.
Ролик под названием Muto, снятый Блю, 2008 г.
Несмотря на то, что было сложно не говорить о новых работах «стрит-арт звезд», я все равно старался ежедневно продвигать менее популярных художников.
Несмотря на то, что было сложно не говорить о новых работах «стрит-арт звезд», я все равно старался ежедневно продвигать менее популярных художников. Группа Ekosystem на Flickr становится основным источником изображений для сайта. Некоторые из художников, которые появились на Ekosytem в этом году: Elfo, Alexandros Vasmoulakis, Roa, Scheme он же Stylekonstruktor, Bastardilla, Chase, Rowdy, Cyclops, Sweet Toof, Aec, Waone, Interesni Kazki, Seize, Alsacherie, Graphic Surgery, Sinboy, The Wa.
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
2009
Alone
На Ekosystem вернулось граффити: я все чаще нахожу его свежее и смелее уличного искусства.
Закрылась Subaquatica — мадридская галерея и магазин. Поразила неожиданная смерть бразильского уличного художника Лигинеса Ружеса (Lignes Rouges). Выставка Бэнкси в Городском музее Бристоля прошла с феноменальным успехом. На Ekosystem вернулось граффити: я все чаще нахожу его свежее и смелее уличного искусства.
Twocol Twocol Twocol Twocol
Выставка Бэнкси в музее Бристоля
Сейчас Ekosystem десять лет, и я рад, что я помогал и был частью расцвета популярного художествен-ного направления. Мне сложно расстаться с этим сайтом, поскольку я вложил в него огромное количество времени и сил, но сейчас, печатая воспоминания о десяти прошедших годах, я понял, что самыми насыщенными были первые годы, и мне действительно пора переключиться на что-то другое. Пока я не могу сказать, что произойдет с сайтом в течение следующих месяцев или недель. Большое спасбо огромному количеству людей, которые были частью этого приключения и которые давали мне энергию и силы продолжать работу над сайтом.
Alone Эко на фоне картины Ива Кляйна. Фото: © Эко
На данный момент Эко (Eko) все еще периодически пишет для сайта Ekosystem. Сайт существует в форме постоянно обновляемого блога и огромного архива. 
Перевод с английского: Мария Сарычева.
Материал подготовили: Ксения По и Дмитрий Аске.
Вы можете посетить сайт Ekosystem и Flickr его создателя Eko.
11 понравилось
Missing
Viska 01 марта 2013 в 15:57 ссылка на комментарий
надо было у него сейчас спросить - что изменилось за последние пару лет)
1
Userpics_micro
Aske 01 марта 2013 в 15:59 ссылка на комментарий
Это уже скорее тема отдельного материала.
1
Userpics_micro
ЭКОСИСТЕМА лучшая! После того, как я увидел на ней 108, я заболел стрит-артом.
1
Userpics_micro
Ninety 02 марта 2013 в 19:24 ссылка на комментарий
благодарю за пост, понастольгировал немного) до сих пор где-то на компьютере валяется Dont Copy Me в .swf. Экосистема одно время была фаворитом среди интернет пространства по теме стрит-арта, именно из неё я узнавал много нового про художников, расширяя свой кругозор, эх, давно это было
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.