Наверх
22 марта 2013 в 10:03 Стрит-арт История 3 8 5680

История двух аллей

США, Сан-Франциско

Бэлми и Клэрион — улицы Сан-Франциско, тесно связанные с борьбой за равноправие и появлением настенной живописи, которая способствовала общественному признанию уличного искусства.

Alone Аллея Бэлми. Фото: © Карина Абдусаламова
В 1970-х годах рисование на одной из улиц Сан-Франциско объединило людей, страдающих от дискриминации, в борьбе за свои права. Латиноамериканские женщины-муралисты заложили основу этнически и социально ориентированной уличной культуры района Мишн, который впоследствии стал центром зарождения американского лоу-броу движения. Именно аллея Бэлми, чья история уходит в далекие 1970-е годы, и алллея Клэрион, появившаяся на двадцать лет позже, изменили отношение американского общества к рисованию на улице: стрит-арт перестали считать вандализмом — он стал формой общепринятого вида искусства.
История квартала
Alone Фото: Blogspot
Еще до того, как этот квартал облюбовали сан-францисские хипстеры, он был важнейшим кластером уличной культуры.
Района Мишн (Mission district) сегодня принято считать центром неформальной культуры Сан-Франциско. Здесь располагаются независимые галереи, анархистские книжные магазины, панк-сквоты, музыкальные лавки и секретные бары, куда не ступала нога туриста. В 1990-х годах на пересечении 16-й улицы и Мишн-стрит нередко можно было стать невольным свидетелем (а иногда, и участником) перестрелки: в квартале процветали наркоторговля и проституция. Однако тогда же благодаря джентрификации – процессу освоения и «облагораживания» неблагополучных районов – здесь случился культурный бум. Когда соседняя улица Валенсия (Valencia Street) стала слишком дорогой, местная богема начала медленно перемещаться на улицу напротив. На Мишн развивалась хип-хоп культура Сан-Франциско, район послужил платформой для становления стрит-арт группы, впоследствии получившей название Mission School

Megan Wilson, 2011 г. Фото: Карина Абдусаламова

Sirron Norris, Аллея Клэрион. Фото: Карина Абдусаламова
Однако пресловутая джентрификация – отнюдь не единственная причина «уличного ренессанса» на Мишн. Еще до того, как этот квартал облюбовали сан-францисские хипстеры, он был важнейшим кластером этнически и социально ориентированной уличной культуры. Исторически сложилось так, что Мишн населяют в большей степени выходцы из Центральной и Южной Америки и Мексики. Латиноамериканское население США, обладая  колоссальным творческим потенциалом, долгое время не могло его реализовывать. «Быть чикано означало быть темнокожим маргиналом, с которым обращались как с иностранцем в его собственном доме, от которого ожидали исполнения самой грязной работы и который ничего не мог требовать взамен от общества, в котором он влачил своё существование», — рассказывает писательница-чикано Ана Кастильо.

Джентрифика́ция (англ. gentrification) — реконструкция и обновление строений в прежде нефешенебельных
городских кварталах либо согласно программе запланированного городского восстановления, либо в результате решений, принимаемых профессионалами и управляющими.
Этот процесс иногда называют городской рециркуляцией. Термин начал употребляться с 1960-х годов.

Alone Martin Travers, Аллея Бэлми, 2002 г. Фото: Карина Абдусаламова
Очевидно, что большинству художников из Латинской Америки вход в мир искусства был заказан: их работы не выставляли в галереях, о них не писали критики. Талантливые живописцы становились уличными художниками, холстом для которых служили городские стены. Они не писали пейзажей и были далеки от модернистских течений: их искусство было протестом, политическим манифестом, призывающим к справедливости и равноправию.
Чикано (исп. chicano) — латиноамериканское население Юго-Запада США, заселившее эти земли в XVI—XIX веках, а также движение за права американцев мексиканского происхождения, зародившееся в 1960-х годах.
Женщины — настенные живописцы
Начало истории двух знаменитых «аллей» было положено художницами латиноамериканского происхождения Патрисией Родригес (Patricia Rodriguez) и Грасиэлой Карильо (Graciela Carillo) еще в 1972-м году. Они в компании других чикано-художниц объединились в группу под названием Mujeres Muralistas (исп. ‘женщины – настенные живописцы') для того, чтобы доказать, что женщины способны на художественный жест, аутентичный и равноценный «мужскому» искусству.

Mujeres Muralistas
Alone Одна из первых работ Mujeres Muralistas, 1972 г. Фото из архива FoundSF: Патрисиа Родригес
«Мы вытащили изобразительное искусство на улицы, добавив в него немного женской красоты.»
В качестве выставочной площадки был выбран дом на улице Бэлми (Balmy Street), в котором жили художницы. Получив разрешение от соседей, они принялись за работу. «Мы вытащили изобразительное искусство на улицы, добавив в него немного женской красоты», — рассказывает одна из участниц группы Ирэнэ Перес (Irene Perez). В процессе работы художницы нередко сталкивались с дискриминацией: мужчины не воспринимали их всерьез, считая, что рисовать на стенах способен каждый.

Alone Одна из первых работ Mujeres Muralistas, 1972 г. Фото из архива FoundSF: Патрисиа Родригес
У участниц Mujeres Muralistas не было цели создавать полномасштабный уличный проект: для них это был символический жест, стирающий границы между «мужским» и «женским» в искусстве. Кроме того, это был первый художественный коллектив женщин-латиноамериканок, который впоследствии оказал огромное влияние на феминистское искусство во всем мире. Творчество Mujeres Muralistas, несомненно, было политически активным: яркие настенные рисунки, повествующие о жизни латиноамериканцев, разоблачали социальную несправедливость и призывали к борьбе за равноправие.

Аллея Бэлми
Alone Gaby Wolodarski, аллея Бэлми, 2011г. Фото: Карина Абдусаламова
Уникальный пример синтеза двух культур — исконной и привнесенной, чикано и американской.
Через двенадцать лет после акции Mujeres Muralistas, в 1984-м году, художник и куратор Рэй Пэтлен (Ray Patlan), вдохновленный идеей настенного социального манифеста, берется за продолжение этого проекта. Для работы он выбрал тридцать уличных художников и объединил их  двумя главными темами: воспевание исконной культуры Центральной Америки и протест против вторжения на земли коренных жителей Америки. Эти темы противопоставлялись поверхностным ценностям современных американцев. Через год благодаря финансированию фонда Zellerbach на стенах Бэлми-стрит появляются еще двадцать семь работ. Так улица Бэлми на пересечении 24-й и Гарфилд-сквер (Garfield Square) превращается в «аллею Бэлми» — уникальный пример синтеза двух культур — исконной и привнесенной, чикано и американской.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Фрагменты работ на аллее Бэлми. Фото: Карина Абдусаламова
Аллея Клэрион
Вторая стрит-арт «аллея» появляется в 1992-м году. Аллея Клэрион (© Alley) – островок настенной живописи, затерянный в переулке между улицами Мишн (Mission) и Валенсия (Valencia). Одним из организаторов проекта Clarion Alley Mural Project (CAMP) была художница Меган Уилсон (Megan Wilson). Ей помогала группа добровольцев, живших в этом районе: среди них был и достаточно известный сегодня художник Аарон Ноубл (Aaron Noble). Еще двадцать лет назад Клэрион-стрит пользовалась дурной славой: это была одна из главных наркотических артерий Сан-Франциско. Поэтому изначальная задача проекта состояла в том, чтобы избавить улицу Клэрион от флёра злачного места.
Alone Jet Martinez, аллея Клэрион, 2004 г. Фото: Карина Абдусаламова
Свобода от тематических и стилистических ограничений стала ключевым принципом проекта.
Меган была вдохновлена аллеей Бэлми — масштабным произведением искусства за стенами музея и галерей. Однако в отличие от первой аллеи, на Клэрион нет строгого тематического единства. В работе над проектом Меган руководствовалась главным правилом – никаких правил: свобода от тематических и стилистических ограничений стала ключевым принципом CAMP. Кроме того, важным различием является и то, что большинство участников проекта были непрофессиональными художниками, для многих из них CAMP стал первым опытом рисования на улице. Это могли быть соседи и друзья художницы или просто люди, которые хотели изменить что-то в своем городе.


Chuy Campusano, 1994 г. Фото: Карина Абдусаламова

Mats Stromberg, 1995 г. Фото: Карина Абдусаламова
Основными мотивами аллеи стали протест против сексизма, расизма, домашнего насилия, войн, утверждение равенства и уважения для всех этнических, гендерных, сексуальных меньшинств. Манифест аллеи, также написанный на стене, гласит: «Вдохновленные идеей аллеи Бэлми и настроенные на борьбу за бóльшую творческую независимость, мы собрались вместе, спросили разрешения у соседей и мэрии. Так начала своё существование аллея Клэрион — место, созданное для того, чтобы быть свободным».
Alone Фрагмент работы на аллее Клэрион. Фото: Карина Абдусаламова
Им удалось создать уникальную художественную среду «искусства для всех», творческое сообщество единомышленников, в котором все участники – друзья, а не конкуренты.
Клэрион-стрит больше не пугает местных жителей и туристов. Более известная как «аллея», она теперь притягивает толпы студентов арт-колледжей и любителей уличного искусства. Можно смело утверждать, что художники справились с первоначальной задачей – изгнать наркоманов со своей улицы. Но что важнее — им удалось создать уникальную художественную среду «искусства для всех», творческое сообщество единомышленников, в котором все участники – друзья, а не конкуренты.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Фрагменты работ на аллее Клэрион
Новая эра
Alone «Женское здание» (Women's Building). Фото: © Карина Абдусаламова
История двух аллей Сан-Франциско помогла «легализовать» рисунки на стенах города.
История двух аллей Сан-Франциско помогла «легализовать» рисунки на стенах города. Вскоре после успеха Бэлми-стрит, в 1977-м году, художники Сьюзан и Луис Сервантес (Susan, Luis Cervantes), которые также принимали участие в проекте, создали организацию Precita Eyes Muralists Association. Основанное на началах открытости и содружества, это сообщество призвано сводить уличных художников с  их потенциальными заказчиками. Уже почти сорок лет Precita Eyes помогает уличным художникам реализовать свой потенциал «легальным» путем, делать из своей запретной страсти способ зарабатывать на жизнь. Но в этой истории важнее другое: с появлением Precita Eyes люди перестали видеть в стрит-арте вандализм. Теперь общественные и правительственные организации больше не боятся рисунков на стенах и обращаются к художникам за помощью, если им нужно украсить фасад. Потрясающим примером такого сотрудничества стало «Женское здание» на Мишн-стрит, оформленное в 1994-м году.

Twocol Twocol

Бэлми и Клэрион открыли новую страницу в истории американского стрит-арта. Вскоре примеру Сан-Франциско последовал Нью-Йорк: там был реализован похожий проект La Lucha Continua Art Park (англ. и исп. Художественный парк «Непрерывная борьба»). После «легализации» уличного искусства стараниями четы Сервантес для многих американцев термин «стрит-арт» приобрел совсем иной оттенок.
Alone «Женское здание». Фото: © Хосе Антонио Гайосо
Стрит-арт появился благодаря людям, у которых «не было будущего», которых не пускали в общество.
Изменилось и отношение к латиноамериканскому художественному сообществу. Несмотря на равенство в среде уличных художников, выходцы из стран Латинской Америки снискали титул «королей» настенной живописи. А слово «женщина» при упоминании граффити больше не вызывает ни у кого саркастической усмешки. Стрит-арт – искусство изгоев, отщепенцев, детей из неблагополучных семей, у которых не было возможности платить за статус студента арт-колледжа. Он родился в самых темных и вонючих переулках благодаря людям, у которых «не было будущего», которых не пускали в общество. Когда претенциозные арт-критики вещали о борьбе за свободу от предрассудков, стоя с бокалом шампанского на вернисаже, эти художники действительно боролись за свободу. История двух аллей – это американская мечта честного искусства. Мечта, которая была воплощена в жизнь. Одно поколение художников сменяется другим, и на стенах аллеи Клэрион всё время появляются новые работы.


Фото: © Карина Абдусаламова
Alone Фото: © Planck Studio
Материал подготовили Карина Абдусаламова, Дмитрий Звягин.
Узнать больше о представителях Mission School и движении «лоу-броу» вы можете, прочитав нашу статью «Прекрасные неудачники».
8 понравилось
Userpics_micro
ROZE 22 марта 2013 в 12:05 ссылка на комментарий
That's so dope!
3
Missing
ещё раз доказывает то, что девушки умеют творить и делают это очень хорошо.
Userpics_micro
Хотела бы я туда попасть!
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.