Наверх
05 апреля 2013 в 16:04 Стрит-арт История 16 17 62214

Памяти Паши 183

Паша 183, Некролог

1-го апреля ушел из жизни уличный художник Павел Пухов, известный всем как Паша 183. Друзья и знакомые Павла поделились своими воспоминаниями о нем.

Alone
Трагическая новость застала врасплох. Трудно поверить, что Паша ушел так рано. Столько еще было впереди. Он всегда стремился своим творчеством изменить жизнь людей к лучшему, заставить задуматься об истинных ценностях, которые мы порой забываем в бесконечной суете. Он никогда не гнался за славой и признанием. Во все свое творчество он вкладывал частицу своей души. По просьбе его родителей мы не стали писать о смерти Паши раньше. Сегодня, в день похорон, мы публикуем воспоминания некоторых из его друзей и знакомых.

1983 - 2013

Alone
«Я бы хотел, чтобы люди научились отличать, грубо говоря, эту фальшивую картонку, которую перед ними ставят, от настоящего.»
«Я, скорее, за то, чтобы люди в первую очередь меняли себя. Чтобы они не проходили мимо нищих, чтобы помогали друг другу, чтобы сами искали какие-то альтернативы — своей жизни, своему мировоззрению, окружающему пространству.»
«Остановитесь на мгновение, ваша суета никуда не денется, а вот драгоценные минуты счастья порой уже не повторить. Помините...»
Alone
Кирилл Кто

Мы не сделали этого сразу, не написали искреннее и настоящее, то, что знали о нем от него лично, а не из «интернетов». Мы тормозили три дня, позволили копипастерам поднять вой. Но мы и при жизни мало для него делали. Так часто бывает. Берегите живых и помните о Паше.
Alone 2010 г.
Владимир
 
Мы с Пашей росли вместе, отдыхали семьями, он встречал меня из детского сада и школы. Всё время мне чинил игрушки и помогал. Его можно смело назвать старшим братом, мы даже рисовать начали вместе. Сейчас я горжусь им еще сильнее, горжусь, что был у меня такой единственный друг, который мог поддержать и принять меня таким, какой я есть. И очень больно, что он ушел, не реализовав все свои проекты и планы на жизнь. Жаль его маму: она жила только ради него и всячески помогала всем чем могла. Я буду помнить его вечно и помогать, чем смогу.


2012 г.

Виталий
 
Мне сложно собрать свои мысли. Последние дни нахожусь в совершенно отрешённом состоянии. Пожалуй, стоит начать от печки, так проще собрать все слова в более-менее связанный текст. Тем более, что всё, что происходило последние лет двенадцать, очень ярко отпечаталось в памяти и, надеюсь, никогда не сотрётся.
 
Всё началось с совершенно случайного и забавного знакомства, хотя, мне кажется, оно обязательно должно было произойти. Район, начало 2000-х, я вышел покидать мяч в кольцо, а тут ребята брейк танцуют (славное было время). Естественно, разговорились, потанцевали (кто только этим тогда не увлекался), и, конечно же, оказалось, что заочно мы знакомы, ведь рисовало на тот момент не так много людей, а «на районе» уж все работы явно были на виду. С Пашей сразу как-то завязалось очень приятное общение, и на следующий же день мы уже вместе рисуем. Очень тёплые воспоминания о том времени: всё только начиналось, мы были заряжены и постоянно что-то делали, экспериментировали, искали краску, ездили на фестивали, рисовали…
Мы дружили с Пашей больше 10 лет, причём, как бы не отличались наши интересы и сферы деятельности, нам всегда было о чём поговорить. Не один вечер был проведен в тёплых беседах и спорах об искусстве, жизни, любви, дружбе. Меня всегда поражали в Паше честность, открытость и некоторая наивность, он всегда так искренне и самоотверженно верил в свои идеи и тем самым просто заряжал энергией и желанием делать, делать и делать. Мы часто обсуждали планы, работы, будущие проекты, при этом всегда говорили друг другу всё как есть, без купюр. Немало было сказано, как хорошего, так и плохого, но я всегда видел и очень ценил то, что, как бы порой жёстко не закончилась наша беседа, между нами всегда оставалось доверие и уважение, и, несмотря ни на что, мы снова и снова шли друг к другу за советом. Мне кажется, это было очень важным моментом в наших отношениях. Мы ценили и доверяли мнению друг друга, ведь оно было без лести и желания угодить, нам нечего было друг другу доказывать, мы слишком хорошо знали друг друга. Мне будет очень этого недоставать.

Alone 2012 г.
Удивительно, но даже когда я перестал рисовать, наши пути не то что не разошлись, но с годами стали ещё ближе. Часто Паша внезапно звонил и говорил, что сегодня хочет сделать проект и надо помочь. Это было очень приятно, и я просто не мог отказать. Ведь я не просто помогал другу — каждый раз это было очень интересно. Паша постоянно придумывал что-то необычное: наверняка, многие знают про его первый самодельный переносной проектор на аккумуляторах, а про робота Space Invader уж точно. Всё это он конструировал и мастерил сам, у него были золотые руки. Он всегда экспериментировал и пробовал что-то новое — занимался фотографией, лазил с диггерами, пробовал себя в дизайне, аэрографии, пытался выпускать журнал, монтировал ролики и клипы, занимался сайтом, а в итоге и декорации для мюзикла сделал… Я порой не мог понять, как он всё это успевает, а про его нереализованные проекты и записные книжки с идеями я вообще молчу! При этом он никогда не забывал о родных и друзьях, всегда был очень отзывчивым и добрым. Порой даже слишком… Он переживал из-за множества тех вещей, на которые большинство людей даже не обратили бы внимание. Паша был как «человек, с которого содрали кожу»: он очень тонко реагировал на всё, что происходило вокруг него. Много раз я говорил ему, что не стоить принимать всё так близко к сердцу и переживать из-за всяких идиотов, но он просто не мог иначе, он так чувствовал, так жил, наверное, это был его крест. Но, может быть, именно поэтому все его так любили и уважали. Я уверен, что нет ни одного человека, который после личного общения с ним, не проникся бы этими чувствами.
Паша был очень талантлив и буквально фонтанировал идеями. Не проходило и дня, чтобы он не придумывал по несколько проектов, и всегда это было с такой душой, что я просто поражался. Ведь как много вокруг прекрасных профессионалов своего дела — отличных райтеров со своим уникальным стилем и отточенной техникой, неугомонных бомберов с невероятными кусками в таких местах, что дух захватывает, но как порой мало в этих работах души, человечности, иронии, надрыва. Паша был настоящим художником: через свои работы он действительно пытался донести до нас то, что чувствовал.
 
Я до сих пор не могу поверить, что его больше нет. Не верю, что он не позвонит на неделе и не скажет, что «пойдём, Виталь, прогуляемся по району, поищем место для нового проекта, потом посидим пивка попьём, поболтаем…». Для многих он был «Паша 183», известный уличный художник, но для меня он всегда был просто Пашей, моим очень близким другом. Пусть земля ему будет пухом…

2012 г.

2012 г.
Алексей Кио
 
Я познакомился с Пашей летом 2003-го года. В то время я поступил в университет, который находился в районе метро Преображенская площадь. Как-то раз, проходя дворами, я обратил внимание на ребят, рисовавших граффити на каком-то техническом сооружении. Я подошел, познакомился, мы поговорили немного и уже буквально на следующий день пошли вместе рисовать. Одним из этих ребят был Паша, писавший тогда «Хекс 183» или просто «Хекс». Меня сразу подкупила его прямота, невероятная харизма и искренность. Мы быстро нашли общий язык, а через некоторое время, я мог уверенно называть Пашу своим другом.
 
С тех пор у нас было довольно много приключений: лазания по крышам и стройкам, ночной бомбинг, холкары на троллейбусах, где мы чудом избежали засады (никогда так не бегал), трафареты, постеры и стикеры. Говорят, «друг познается в беде», и эти слова абсолютно про Пашу. Он из тех людей, в которых не сомневаешься, и он это не раз доказывал.
Помню, вначале меня немного удивляло, что Паша больше тяготел к русскому року и панку нежели к хип-хопу и электронной музыке, которая была популярна в среде райтеров в начале 2000-х. Он мог сделать какой-нибудь несложный фриз из брейкданса, какой-нибудь финт, когда мы играли в сокс. Но все же он явно тяготел к позднесоветскому наследию, к вольнолюбивым образам Цоя, Летова, Шевчука, к протесту против несправедливости. Все это нашло отражение в лирике его работ — грубоватые формы, черно-белая гамма, гротескные сюжеты.

2005 г.
Я никогда не мог сказать, что мне нравятся его работы, мы часто спорили, но никогда не ссорились и всегда уважали мнение друг друга. Лишь через какое-то время я понял, что у него действительно всегда был свой уникальный стиль, с самого начала. Пусть противоречивый, но абсолютно, невероятно искренний. Он действительно болел тем, о чем говорил, писал, рисовал. Его усердию можно было только позавидовать. Часто, когда я заходил к нему в гости, он мне демонстрировал какой-нибудь свой новый гаджет, который делал своими руками: переносной проектор, распылитель на две банки сразу, какие-то механизмы — его изобретательности не было предела. Он все время придумывал какие-то новые приёмы, новые ходы для выражения своих идей: залезал в подземные тоннели в центре Москвы, выставлял свет, проецировал изображения и делал снимки; забирался ночью в лес, где проецировал на дым, на растянутые простыни, в общем, был невероятно увлеченным человеком. Все эти его разносторонние качества сливались в один цельный уникальный образ. Паша был и остаётся для меня цельным, крепко сбитым Человеком с большой буквы. Личностью. Очень больно и горько от того, что он ушёл от нас таким молодым. Покойся с миром, дорогой друг.
Alone 2011 г.
8350
 
Мы были знакомы больше десяти лет, эпизодически общались. Последний год мы постоянно созванивались и часами разговаривали в skype. Не сказать, что я являюсь большим поклонником того, что он делал, однако, вероятно, именно диаметральная противоположность во взглядах нас и сближала: мой скепсис и его неподдельный оптимизм, моя критика и его вера. Наши беседы охватывали огромный спектр тем: от личной жизни до мироустройства в широком смысле. Так и в последний раз, начав с метафизики, закончили мы Ильфом и Петровым. Он искренне, по-настоящему болел душой за мир и людей вокруг себя — в этом весь Паша. Честный, добрый и дружелюбный, иногда по-детски наивный, но всегда желающий лучшего для других.
 
Утром первого апреля в голове навязчиво звучала песня Летова, не знаю, возможно ли это, чувствовал ли я, что что-то случилось… «Никто не хотел умирать». Невосполнимая утрата.
 
С кончиной Паши ушла не только огромная витальная энергия, пласт уличного искусства и его самобытность, но закончилась и часть меня. Та часть, которая позволяла продолжать стремиться и менять. Последние слова его были о том, что нужно поддерживать хорошие начинания во всем. Не забывайте об этом, ведь пока вы продолжаете делать что-то хорошее, в делах этих жив и Паша 183. Светлая память.
Alone 2010 г.
Ольга
 
Да ведь самое главное, Паша, прежде всего, чудесный ЧЕЛОВЕК! Добрейший, щедрый до невероятного, отзывчивый, с фантастическим обаянием, которое притягивает к нему людей, смелый и решительный. И так чутко воспринимающий мир.

2011 г.

2012 г.
Кирилл Кто
 
Я не хочу громких избитых штампов: «Помним. Скорбим», «невосполнимая утрата» или «потеря для русского искусства», которыми пользуются обычно в таких случаях. Утрат и так слишком много, а «русское искусство» в лице своих горе-искусствоведов еще не раз вспомнит, что надо думать о живых, а не набрасываться как стервятники на наследие, профанируя и отбивая всякую охоту общаться. Пашины работы ждут своего исследователя, вдумчивого и чуткого, такого, какого при жизни они, как часто, к сожалению, бывает, не получили. И Паша был не только действительно Большим художником, но в первую очередь — другом и человеком. Для меня он всё равно, наперекор реальности, жив. И я расскажу лучше несколько последних эпизодов (хотя их огромное количество, все по своему важны, и я могу вспоминать его бесконечно, как и многие, его знавшие) с ним живым, очень Живым.

Photos_original
2012 г. Панорманое фото
Паша позвонил мне и пригласил на концерт «Алисы», на юбилейный, посвящённый двадцатилетию альбома «Для тех, кто свалился с луны». У него было два прохода, потому что последние несколько лет он общался с Кинчевым, которого очень уважал как и других рокеров: Шевчука, Летова, Цоя. Мы сидели в VIP-ложе рядом с толстопузыми дядьками и тряслись там от возбуждения будто дети. Я рыдал на половине песен, потому что знаю их с детства наизусть и они по-прежнему актуальны для меня и для него. Они все для него и про него. Это было в День защитника отечества — совершенно дискредитированный государственническими знаками праздник. Но Паша защищал таким образом не столько Россию, сколько свое личное, не географическое, не формальное, а внутреннее, выдуманное им самим Отечество. Это похоже на то, что Марсель Пруст называл «гражданин неизвестной родины», про таких ещё говорят «гражданин мира». Все творчество Паши про это — такое наивное, детское и бескомпромиссно романтичное. Мне часто не нравились его работы за их вроде бы, как мне казалось иногда, излишне романтично-наивную, формальную сторону, за лобовые патетические приёмы. Я говорил: «Ну как ты можешь быть таким наивным, как ты не понимаешь, что людям нельзя вот так раскрываться, они тебя заклюют?» Они и заклёвывали периодически, от чего он страдал, но он всё равно делал сердцем, а не расчётом. Потому что не мог иначе и не хотел.

Alone 2012 г.
А до этого, 12-го февраля, мы возвращались поздно вечером на метро и разговаривали о зиме и о том, как холодно рисовать. Я болел, но Паша попросил встретиться и пойти порисовать вместе. Опять же , мне не всегда нравилось с ним рисовать. Мы всё-таки тащили груз в немного разные стороны, по-разному смотрели на многие вещи, хотя во многом соглашались безоговорочно. Не пойти с ним я не мог. С ним надо было общаться, когда он просил, потому что просил он редко, и я, хоть и бываю иногда ужасно бессердечным и сам никого не слышу вокруг, увлечённый своими идеями, согласился. Когда у меня год назад была депрессия, и мне не с кем было поговорить, он, ни минуты не колеблясь, приезжал и поддерживал меня. В тот самый период, когда у него брали по три интервью в день, в период этой международной его славы, когда его рвали на клочки лицемерные, падкие до сенсаций журналисты. Короче, встретились вечером и пошли рисовать. Мы поехали к нему на район, было поздно — больше двенадцати. Увидели на лестнице в метро человека, хромающего, с синяками, в куртке, измазанной кровью. Оказалось, его избили, когда он вписался в чужую пьяную драку. К человеку мы подошли не сговариваясь, хотя остальные поздние пассажиры — я помню этот момент как сейчас — прятали глаза и спешили мимо. Дотащили парня (он весил килограммов 120, тяжеленный), посадили в машину. Я ещё спросил, почему бы нам не отвезти его до дома, не проводить? Но Паша как будто знал провидчески, что вот это ровно та степень участия, которая сейчас нужна, и сказал, что уверен в водителе, что подняться на этаж он точно поможет. Что нам надо идти рисовать, и мы сделали уже достаточно.

Alone 2013 г.
Утром созвонились, и оказалась — правда. У парня была сломана нога, но соседи отвезли его в травмпункт и всё сделали. Это был приезжий, сказал, что он благодарен нам, что не верил, будто в циничной, холодной Москве кто-то может вот так взять и помочь. После инцидента с избитым пошли с Пашей рисовать. Ночью с проектора он рисовал слово «Родина», горящее в огне из долларов и рядом девочку на руках у спасающего её пожарного. Я стоял и разговаривал с ним, как всегда обо всём и ни о чём. Потом приехали менты, кто-то их вызвал из жителей соседнего дома, заметив нас рисующих, но не удосужившись выслушать, что мы рисуем и почему. А менты же почти сразу всё поняли, поняли, что это не типичное «граффити имён» и что за такое забирать нельзя. То есть они проигнорировали вызов, нарушили должностные инструкции, и порекомендовали нам сделать вид, что они нас уводят, а самим потом тихо через 10-20 минут вернуться и доделать работу. Паша её доделал. Это была его предпоследняя, а последняя работа — про детей, можно посмотреть здесь. Мне и моей маме она очень понравилась.


2013 г.
Он очень любил детей всегда и последние пару месяцев хотел завести семью, противореча собственному не раз процитированному убеждению, что «в мужчине умирает революционер, когда у него появляется женщина». Я удивился, обнаружив его вдруг таким. Да, он любил многих, а девушки обычно не очень понимали Пашу, но тянулись к нему, иногда потом сильно калеча глупыми истериками. Паша, несмотря на свои нежные чувства к барышням, всегда казался мне волком-одиночкой, который не променяет вольное «чистое поле» на семейное счастье и «тёплый клетчатый плед». Его увлечения всегда были временными, настоящей его любовью была общечеловеческая Любовь, а не местечково конкретная. Он поехал в Питер к новой девушке, на которой хотел жениться, и звонил мне оттуда радостный, спрашивал, куда им стоит там сходить. Я стал даже сомневаться в том, что он неисправимый одиночка: так странно это звучало, так редко он бывал настолько радостный и почти беззаботный.
Когда я вспоминаю о нем сейчас (да и прежде часто так было), то возникает двоякое чувство: с одной стороны, он этакий атлант, титан, русский богатырь или ударник-стахановец, этакий «Последний Герой», про которого пел один из его любимых поэтов. У меня выпрямляется струной спина, как на параде, как перед кем-то, кто принимает парад и перед кем ни в коем случае нельзя сплоховать, а с другой — текут ручьями слёзы, потому что я, как сирота, пронзительно жалею об этом своём друге — большом и вроде бы брутальном, а в душе — ранимом ребёнке. Ребёнке с автоматом, который не даст в обиду своё детство и свои идеалы. Он никогда уже не вырастет и не станет скучным и ленивым взрослым. Всем бы уметь сохранять и охранять до самой победы с оружием в руках детство, искренность, наивную веру так, как умел он. Но в наше время эрзацев, масок, потребительских, компромиссных ценностей уюта и комфорта таких, как он, больше нет.

Alone 2013 г.
Женя Зубчик
 
Паша был особенным человеком. Он жил как чувствовал, а чувствовал он всегда очень сильно. Паша всегда всё пропускал через себя, всё принимал близко к сердцу. Именно это делало его искусство таким искренним, честным. Он был идеалистом, готовым на любые, самые сумасшедшие авантюры. Если ему приходила в голову какая-то идея, вне зависимости от степени сложности и бредовости, его уже нельзя было остановить. Он всегда доводил начатое до конца. Искусство было главным смыслом его жизни. Искусству Паша отдавал себя полностью. Он не был материалистом, таких он ненавидел. Коммерция, деньги, карьера — это слова не из Пашиного мира. Он жил моментом, только здесь и сейчас. Он мог сутками реализовывать какую-то свою затею, работать часами напролёт без перерыва, в буквальном смысле без еды и сна. Он хотел, чтобы вокруг него люди также отдавались делу, со всей страстью. Так и было. Он притягивал таких же идеалистов, как и он сам, которые часами возились с ним над проектами. Люди, которые были рядом с ним, его друзья, по-настоящему любили его. Он был энтузиастом и романтиком. Порывистый и яркий, сумасшедший. Он был настоящим художником.

2012 г.

2011 г.
Виктор Набор
 
Я познакомился с Пашеий на каком-то фестивале. Наверное, году в 2003-2004-м. Тогда он писал «Хекс». Уже в то время он рисовал черно-белые работы в технике, близкой к фотореализму. Меня это очень удивило и впечатлило. Затем я стал всё больше и больше замечать его работ в городе, в различных местах. Порой они были не подписаны, но уже тогда его стиль был узнаваемым. Когда думаю о том времени, сразу вспоминаю его работы с рок-исполнителями и первые социальные темы. Затем его творческая направленность заметно расширилась, пошли разные эксперименты в технике и началась работа с нетрадиционными для граффити художественными материалами. Году в 2007-м лично для меня он уже являлся очень сильным, амбициозным художником. Человеком, который чётко знает, что хочет, и знает, как это реализовать. Его художественные эксперименты и различные проекты очень вдохновляли. Подход Паши, серьёзность в работах были уникальны для Москвы: он задавал очень высокую планку.
 
Когда виделись и общались, Паша всегда был честным и откровенным, делился многими предстоящими проектами, какими-то идеями. Сам был открыт для всего нового. Если что-то не получалось, звонил, советовался, не бросал никогда поставленные задачи, пока полностью не убеждался, что реализовать идею не получится. Был готов помочь и делом, и советом.

Alone 2007 г.
Константин Рахманов
 
Отрывок из «Книги Каждого дня», начало мая 2012-го года. На днях к нам в город приехал очень известный (в кругах больших и не очень) уличный художник Паша 183. Приехал он на одно мероприятие, дать лекцию. К сожалению, туда я не попал. Единственное, что знаю, Паша был в маске, не показывал своё лицо, и что всем, кто был там, очень понравилось. Но всё-таки приезд для него значил немного больше, чем просто прочитать лекцию, уделить немного времени тому небольшому количеству человек, которые пришли его послушать. Мне да и многим художникам хочется оставить свой объект, свою работу в чужом городе. Хотелось и Паше оставить частичку своих мыслей, частичку себя.
 
Перед его приездом я слышал про него много разных слов: «русский Бэнкси», «поймал звездуна», «заржавел» и т.д. Но, познакомившись лично, я увидел в нём простого русского человека. С духом здорового патриотизма, чистого и обыкновенного человека, у которого есть свои детские мечты и желания. В тот момент он переживал из-за того, что его сравнивали с Бэнкси. Вот, что он говорил по этому поводу: «Я рисовал всю жизнь, что хотел. Что желал. Делал какие-то инсталляции, трафареты, оживлял предметы. А тут, бах, и меня сравнивают с кем-то. Зачем и для чего?»

3 апреля 2013-го года. Мы много гуляли, много разговаривали. Я занимаюсь граффити уже около 10 лет. Он — один из тех людей, которые начинали в Москве эту культуру и это движение! Он мне рассказывал про улицу, я эту улицу очень хорошо знаю, мы хвастались друг перед другом какими-то победами, обсуждали какие-то поражения. Мне с ним было очень легко и интересно. Я узнал много нового, старался брать по максимуму. В его глазах была видна прозрачность и честность. Правда — она не всегда приятна, но это и есть Правда. В каждой правде есть плюсы и минусы, есть линии развития. Это как стратегия. Стратегия жизни. Он это хорошо понимал. Но меня поражала его детская честность и его «совковость», закалка того времени. Как будто он только-только вернулся из прошлого.
 
В одном из дворов он нашёл старый шкаф, я помню как он мне позвонил и быстро-быстро говорил, что нужно делать. Он просил меня заказать ему газель, для того что бы перевезти шкаф в какое-то рабочее пространство. Я всё сделал. Он нашел типографию, подготовил весь нужный материал, и мы начали колдовать над его новым проектом. Это — инсталляция под названием «Машина времени». Позже в Интернете я нашел ролик и немного описания на его сайте.
На днях мы с ним списывались, он рассказывал, как задержал одного чурку на улице. Тот прямо у него на глазах отобрал у женщины сумку и побежал. Паша его догнал и немного вломил. Я вообще поражался его поступкам. Преподнося информацию людям, показывая наши минусы и плюсы, делая нам подарки, говоря о нас, не обижаясь и не отвлекаясь на мелочи, он сдержанно делал свою работу. О нем много говорят, его со многими сравнивают. Но это все х**ня. Я рад, что знаю этого человека и в душе считаю его своим старшим братом.»
Alone 2012 г.
Тимофей Радя
 
Паша был частью моего мира. Целый остров, страна. Я помню, как впервые увидел его работы. Это были подземные проекции. Я тогда ничем таким не занимался. Он здорово удивил меня, и затем продолжал делать это снова и снова, и я начал кое о чём догадываться.
Он всё делал очень сильно. И так честно, как никто другой. Я часто думаю о нём. Паша несёт свет. Светлая память.
Alone 2010 г.
Артём Рен
 
Уважаю активных людей. Активность и ответственность за свои слова как стиль жизни. Я помогал с краской проекту «Стена», и одним из участников был Павел. Мы не так много общались — я просто снимал на камеру и говорил с ним о жизни. Простой вопрос — простой ответ. Простой разговор — простой человек. Мне нравилось его прямолинейность в ответах и чистота в мыслях, без лишнего пафоса и мыльных размышлений. Он делал и говорил — я слушал... Спасибо ему за сказанные слова, за все «слова».

Alone 2008 г.
Полина Борисова
 
Когда у меня возник интерес к граффити-культуре, я со свойственной мне основательностью стала изучать это явление «от и до». Моё внимание сразу привлекли два участника этой тусовки: команда «Зачем» и Паша. Я нашла Пашу в ЖЖ и написала ему в несколько ироничной форме, что на известном фото «ГО» на Красной площади парней было четверо, а он нарисовал только двоих.
И Паша мне ответил, что это был фестиваль, что было мало краски и мало времени, поэтому он выбрал двух наиболее значимых, по его мнению, персонажей, но обязательно нарисует и всех остальных. Меня поразил его ответ своей серьёзностью, основательностью и вежливостью. Я никак не ожидала подобного от «уличного художника». Так началась наша дружба. Паша был человеком редкой душевной красоты. Своей искренностью и наивностью в суждениях он напоминал мне моих друзей 1990-х, а своим вдумчивым и основательным отношением к творчеству, бесконечным потоком идей, упорством и трудолюбием, с которыми он воплощал эти идеи в жизнь, – моего папу.

2005 г.
Он был не только замечательным Художником, но и просто волшебным другом – надежным и тактичным, умел поддержать в трудную минуту. А ещё он был очень-очень-очень ранимым.
Alone 2007 г.
Петр Петро
 
Наше знакомство началось в начале 2000-х. Эпоха, когда граффити-сообщество было ещё совсем маленьким и незрелым, когда всё общение складывались из живых встреч. Поэтому большинство ребят знали друг друга лично. Паша был той личностью, которая выделялась из общей массы, и он запомнился мне навсегда. В душе я сразу отметил его энергию, открытость в общении и, самое интересное, это его индивидуальный взгляд на жизнь и искусство. Наверняка те, кто шли в ногу с тем временем, помнят, как в начале своей карьеры Паша повсюду изображал «гробики» двумя цветами — чёрным и белым. Эти два цвета так и остались навсегда и стали лицом его стиля, и не потому, что не было средств на краску. Они подчёркивали сущность его идей и прямоту, порой даже в лоб… «Нет времени приукрашивать нашу жизнь», — такие слова я услышал в одном из наших разговоров. Они крепко засели у меня в памяти. Многие его работы отражали социальные проблемы общества. Он пробовал найти грани взаимодействия между обществом и городским пространством. С каждой работой я наблюдал его «мысли», это были будто шаги… шаги к правде… которые многие попросту не замечали. И всё это игнорирование и есть позор нашего общества, которое живёт в тоталитарной системе. Паша как бы стучался к нам, к нашим сердцам, к нашей «свободе», которую мы сами теряем и по сей день, стараясь не замечать или попросту не понимая этого. Биться за правду общества, биться за чистоту души, помогать друзьям, существовать, как человек в полной мере — так делает далеко не каждый, как делал это он. Сейчас он в нашей памяти, его работы будут «работать» над нашей совестью, они будут вечным двигателем…

Alone 2011 г.
Дмитрий Аске

Как и многие активные участники московскго граффити-сообщества начала двухтысячных, я познакомился с Пашей около десяти лет назад. При этом я никогда плотно с ним не общался — мы обычно виделись на различных мероприятиях, связанных с граффити и уличным искусством. По работам Паши всегда было заметно, что они — очень искренние. Мне не всегда был близок его взгляд на вещи, но его творчество, идущее от чистого сердца, и бесконечное желание что-то делать, вызывали уважение.

Паша никогда не жаждал славы, которая обрушилась на него как снег на голову. Несмотря на любовь и внимание широкой публики, весь этот шум вокруг него только мешал ему заниматься творчеством. В одном из разговоров Паша сказал, что эта публичность — как камень на шее. Он очень переживал из-за истории с иностранными газетами, неуместными сравнениями и выдуманными фактами, которые журналисты каждый раз использовали, чтобы создать очередную громкую новость. Мне больно видеть, что смерть нашего друга стала для прессы очередным информационным поводом, как они охотятся, пытаясь вынести на всеобщее обозрение то, что для этого не предназначено.

Я до сих пор не могу поверить, что Паши больше нет с нами. Он будет всегда оставаться в наших сердцах и вдохновлять других людей своим творчеством.
Alone 2012 г.
Паша Зюмкин
 
Как ни прискорбно, никто не знает, кому и когда уходить. Именно поэтому стоит спешить и действовать прямо сейчас. Паша — художник «ни дня без строчки», но, к сожалению, мы все тут временно, как и слова на стенах. Я скучаю.

2008 г.

2010 г.
Паша Рыженков
 
Прошлым летом Паша и Зюмкин установили вентилятор в ЦПКИО. После этого мы купили вина и пили его в парке. Потом ночью сидели втроём под мостом и пели песни. Трое Паш пели песни. «Я бездельник» Кино, «Туман» Г. О., «Солнце взойдет» Муслима Магомаева. И это было невероятно здорово. Романтично и по-детски открыто. Имя Павел, кстати, переводится как «малыш». Отсюда эта детская непосредственность.
Alone 2007 г.
Дима GRED
 
Я познакомился с Пашей относительно недавно, что нельзя сказать о его творчестве. Он произвел на меня сильное впечатление своими глубокими взглядами и открытой доброй душой. Он всегда был готов войти в положение другого, выслушать, дать совет и поделится своими переживаниями. Он ценил своих друзей и всегда был готов помочь. Никогда не проходил мимо чужих бед и несправедливости. Всё это было отражено в его творчестве. Мы все долго еще будем скорбеть, и нам ещё долго будет его не хватать.

Alone 2008 г.
Анна Нистратова
 
Мы познакомились год назад, когда на проект «Стена» приехал Тимофей Радя и всех нас собрал. Паша к тому моменту из-за той идиотской статьи в Гардиан уже стал «русским  Бэнкси». Я следила за его работами, и мне, конечно, было интересно, какой он. Он оказался простым, милым и нежным человеком, страстным поклонником русского рока. Меня всегда смешил пафос русского рока, но Паша был таким искренним в своей любви и к року, и вообще ко всему нашему, корневому, и ему это очень шло — его можно по праву назвать патриотом. Потом мы часто встречались у Кирилла и на лекциях. Он мне часто выражал симпатию, и это было дико важно и приятно. Однажды он один из всех пришел поддержать меня, когда мы с бандой красили огромный ангар из огнетушителей. Тогда со мной рисовала и моя дочь Катя — Паша тогда захотел нарисовать её портрет с огнетушителем. Интересно, успел ли. Когда я смотрела его рисунки, то всегда удивлялась, как можно быть таким прекрасным художником и таким плохим рисовальщиком. Но весь спектр его приёмов просто поражает воображение. Проекции, уличные инсталляции, какие-то дикие технические примочки, какие-то ситуационные вещи, такие простые и блестящие, как обложка кассеты Высоцкого, что он наклеил на стене во Франции. Он всегда был занят новыми проектами. Паша сумел стать настоящим русским народным художником. Он как камертон — второго такого пока нет. Часто спрашивают, какое право имеет художник высказываться на общественных стенах. Как прекрасно, что есть такие люди, как Паша, которые берут на себя смелость делать это от себя и от лица многих без голоса. Он был одним из самых чистых и наивных людей, что я встречала в жизни. Я надеюсь, кто-то вскоре подхватит его знамя.


2006 г.

2008 г.
Миша Мост
 
Паша был Честным (с большой буквы) человеком, такими же были и его работы. Так же у Паши было много критики к окружающему миру, который он хотел изменить в лучшую сторону, и, я думаю, что он успел сделать многое...

2005 г.

2005 г.
Паша, каминщик

Не стало Паши. Я не знал его хорошо. Виделись раз десять, общались и того меньше. Я видел в нем полное отсутствие пафоса и пренебрежения к другим, желание делать нужное и важное, нежелание делать злое. В нем чувствовалась какая-то сложно передаваемая душевность и открытость. И вместе с тем — ранимость. Жить стало еще неуютнее и скучнее. И в ней уже не будет новых Пашиных работ.
Alone 2006 г.
Кирилл Кто

В последний раз мы виделись с Пашей как раз в гостях у каминщика. 183 позвонил и предложил погулять , а я позвал поехать кататься с горки т.к. зима кончалась, а мы ни разу даже не прокатились. Это было 25-го февраля. По лесу ехали на крыше Пашиной машины по ухабам, потому что в салоне не было места — там сидели другие гости. Да мы и не хотели ехать в салоне. Это было весело и очень по-настоящему, и катались потом с Клушиной горки на снегокатах. Это был последний раз, когда я видел Пашу 183. А дальше, спустя несколько дней, Паша-каминщик уже без меня перевозил с Пашей 183 оставшиеся вещи с Винзавода, из брошенной нами мастерской, куда я больше решил никогда не заходить. Каминщик отвозил Паше лестницу. Паше она была очень нужна. Мне показалось, это очень символичным:  последнее, что я смог дать Паше — лестница.  Лестница значит очень много для меня и сейчас еще больше — это как путь на Небеса. И потому важно.
P.S. Вот нашли видео с Пашей без маски. Мое убеждение, что маску он носил не потому, что отдавал дань традиции бомберов или боялся наших доблестных. Просто у него не было кожи.
17 понравилось
Монолог Тимофея Ради Монолог Тимофея Ради

В Сети появилось интервью с художником из Екатеринбурга Тимофеем Радей. Мы выбрали для вас самые интересные отрывки.

0 1306
Инсталляция в парижских банях Инсталляция в парижских банях

Уличный художник Катре создал инсталляцию в помещении бывших бань, которые временно пустуют в связи с запланированной реставрацией.

0 911
Missing
Dikson 05 апреля 2013 в 20:10 ссылка на комментарий
Познакомились в прошлом году на фестивале, а до этого давно был знаком с его творчеством, и всегда интересовался. Из недолгих бесед, четко сложилось впечатление о нем, как об очень простом открытом человеке. В таких случаях, всегда хочется сказать "свой человек". Думаю, так было у всех нас тогда, кто с ним встретились впервые. Из общения с Пашей, становилось понятно, что для него абсолютно не важна слава и все это пристальное внимание вокруг, он замечал нам, что рассказывает о своих успешных проектах, не потому что хочется похвастаться или произвести какое то впечатление, а просто так, потому что ему хочется нам об этом рассказать. Буквально в ходе беседы, он продолжал что то мастерить, делиться идеями, а потом, уже ночью, мы пошли с ним рисовать. В нем чувствовалось большое стремление и неудержимая энергия. Светлая память.
1
Userpics_micro
Remo 05 апреля 2013 в 22:41 ссылка на комментарий
С Пашей посчастливилось познакомится и пообщаться на одном из фестивалей,буду помнить тот день знакомства с ним. Пусть земля тебе будет пухом.
2
Missing
Наше знакомство было стандартным-в интернете по почте.Много совместных планов было впереди.Немного помогал с некоторыми его проектами ,Паша тоже был любителем полазать по заброшкам и покопаться в мусоре) Совместные работы так сделать и не успели.Своё творчество в 2012-2013 году он сильно подтянул,неплохие инсталляции реализовал. А сейчас и не верится в его смерть ,ощущения будто это его очередной проект под названием "иллюзия смерти" ,он ещё вернётся...
1
Userpics_micro
Rodar 06 апреля 2013 в 02:41 ссылка на комментарий
С Пашком познакомился в 99 или 2000 на фэйме в лосе,быстро разговорились и уже через пару минут у меня был его домашний номер,много расказов о планах и предложение вместе порисовать,вместе мы так ни разу и не порисовали!Для меня лично это самый непосредственный,искренний и в хорошем смысле наивный человек !Мне сразу вспоминается,как мы записывали с ним выпуск и он постоянно спрашивал,как нам его ответы,волновался за то ,что его услышит много людей и хотел для всех донести важные слова,мы по привычке веселились и Пашок постоянно переспрашивал ,где мы говорим серьезно,а где шутим!Я очень любил с ним пообщаться и он один из тех чье мнение было действительно важно и он всегда очень трепетно и с благодарностью выслушивал комментарии к своим проектам!Относительно недавно виделись на вднх и вот такое произошло.Сегодня очень трудно было видеть его последний раз,но он из тех кто навсегда оставляет частичку себя в людях с которыми общался
5
Userpics_micro
Я познакомился с Пашей в том году весной на "Архферме", он день и ночь на пролет, практически без перерыва на отдых делал свой огромный рисунок. Из Паши просто бился поток энергии, который думаю ощутим был для всех. Я был рад знакомству и живому контакту, и тогда я подумал, что теперь с Пашей увидимся еще сотни раз в разных уголках нашей страны. Как минимум. Но встретились еще раз мы лишь однажды, спустя месяц в Выксе. Помню, как смеялись в один из вечеров на крыльце у гостиницы. Как к нам пристал пьяный мужик, с которым Паша решил поговорить по душам, за жизнь. Как потом все вместе пошли помогать Паше отснять один из его объектов. Не так уж и много мы успели пообщаться, но не смотря на неожиданно свалившуюся на него славу и пристальное внимание со всех сторон, Паша оказался совершенно простым и открытым. Я давно следил за творчеством Паши в интернете, до нашего знакомства и до его всемирного признания, многие работы мне нравились и вдохновляли. Они были простыми и искренними, как Паша. А Пашина активность, просто поражала! Он отдал всего себя творчеству, своему делу. Я рад, что мне посчастливилось познакомится с Пашей лично. Спасибо за все, что ты делал все эти годы!
Missing
limite 06 апреля 2013 в 17:48 ссылка на комментарий
только что узнал (прочитал) шок даже не простился
Userpics_micro
Хороший человек все реже встречается среди людей. Печельно что такие люди уходят рано.
1
Userpics_micro
Я познакомился с Пашей, когда Алексей Кио договорился с ним вместе порисовать и взял меня с собой. Не помню какой это был год, но помню, что Паша тогда писал «Хекс». Мы с ним не часто общались, хотя и жили практически рядом, но каждый раз общение у нас происходило так, как будто мы были чуть ли не лучшие друзья. Однажды, в августе 2008 года, я поехал в Петербург, это было накануне моего дня рождения. Приехал я туда один и, коротая время, зашел в интернет-кафе. Проглядывая френдленту в жж я вдруг обнаружил сообщение, что Паша с Костей тоже едут Питер! Мы встретились и провели вместе два дня, а в ночь, когда мне надо было возвращаться в Москву, наступил день моего рождения. Оказалось, что у Паши тоже день рождения! Так я узнал, что у нас с ним дата дня рождения имеет точное совпадение (день, месяц, год). Меня это тогда очень удивило. Мы поздравили друг друга, выпили бутылку вина, Паша с Костей меня посадили на поезд и я уехал в Москву. Мне очень понравились эти дни в Питере и сейчас я всегда их вспоминаю. Меня всегда подкупала его открытость и простота, а практический каждый его проект удивлял. При встрече он рассказывал о своих многочисленных идеях, истории из своей насыщенной жизни, говорил, что покажет много интересных мест. Мы договаривались о совместных проектах, которые, к сожалению, не реализовались, потому что я всегда откладывал их на «потом». В очередной раз убеждаюсь, что все нужно делать сразу, и не откладывать. Я думаю, что жизнь не случайно свела меня с Пашей. Частица его идей навсегда отпечаталась во мне, и я буду помнить его всегда. Спасибо Паше за то, что он был. Прощай, Друг.
1
Missing
OLGA 07 апреля 2013 в 09:19 ссылка на комментарий
Спасибо, что рассказали о нем так душевно и тепло! Очень жаль, что ушел из жизни такой чудесный Человек. Светлая память.
Userpics_micro
SkvG 07 апреля 2013 в 09:19 ссылка на комментарий
Я не помню точный год, когда мы с Пашей познакомились, но самый плотный период нашего общения пришелся на 2006-07 год, когда он только начинал заниматься лайт-артом. Мы встречались у акведука на вднх, гуляли по парку и говорили обо всем. Как и со многими до или после он делился идеями, я как и многие до или после их критиковал. Но сколько я ни пытался вспомнить, ни разу между нами не было напряжения, всегда на лицах были улыбки и атмосфера была уютная несмотря на холод/дождь/снег на улице. Один раз я рассказал ему увлекательнейшую историю из 2002 года. Мы с ребятами, будучи еще школьниками, рисовали часто на холофейме на Лосе. Как то сделав хром-черный кусок мы не смогли его сфотографировать, а придя на следующий день поверх него были сделаны два вайлд-стайла Волан и Хэкс. Сразу же они были покрыты черными фломзиками (именно фломастерами а не маркерами) группой рассерженных школьников в лице меня и пары бравых товарищей. Мне было конечно малось стыдно, но мы с Пашей долго над этой историей смеялись, заодно вспоминая вообще те времена и холофейм в частности, который уже тогда перестал существовать. Что касается джи спота, я пытался на днях вспомнить были ли до или вовремя записи хоть с кем-нибудь какие-то социальные события масштаба страны, о которых был бы повод поговорить. Единственным таким событием была манежка и позже события на киевской. И именно в этот момент была запись с Пашей. Будто даже это не случайно. Паша был творцом, патриотом, во многом первооткрывателем, по-настоящему честным и искренним человеком, которому не все равно, но что еще важнее - Паша был нашим другом, другом многих из нас. Светлая память.
2
Userpics_micro
kore182 07 апреля 2013 в 10:21 ссылка на комментарий
последнее время все больше и больше уходит райтеров и стритартеров.. покойся с миром PASHA183. лично не знаком, но все равно жаль.. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Userpics_micro
KirTimoff 07 апреля 2013 в 15:28 ссылка на комментарий
Позавчера прошли похороны Паши 183. Мы не очень были знакомы, сожалею, что не познакомились с тобой раньше. Паша ты светлый, чистый, добрый парень, со своей прекрасной фантазией творил чудесные работы, одна из последних клип на песню Колыбельная, в которой снялся наш общий друг Сергей Ногин. Скорбим, что ты ушел от нас. Твои работы вдохновят нас на добрые подвиги!
Missing
Happy 07 апреля 2013 в 22:27 ссылка на комментарий
А почему не в одном источнике не написано от чего умер Павел? И почему то от прочтения статьи комок в горле стоял и слёзы наворачивались, хотя я не знал этого человека кроме как из Джи Спота, и почти не видел его творчества.
-3
Userpics_micro
Цветы прорастающие сегодня вновь, Лучи солнца синтезирующие их... Всё - вечно хранящее тепло и любовь... Навсегда будет помнить об ангелах своих! R.I.P.
1
Userpics_micro
-RairD- 09 апреля 2013 в 18:04 ссылка на комментарий
Паша воздвиг себе нерукотворный памятник! Человек жив, пока его помнят...
1
Missing
Music-minded 11 февраля 2014 в 18:01 ссылка на комментарий
Покойся с миром,Великий Человек! Он умер первого апреля- Никто не верил. Все думали,что это новый проект Под названием "Иллювия смерти". Раздули сплетни и версии в Интернете. Он рисовал всегда в маске Не потому, что это было круто или классно И это не дань традиции бомберов. Он не боялся доблестных- Просто у него не было кожи. Его стены Ожили.
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.