Наверх
15 мая 2013 в 21:05 Стрит-арт История 6 9 5103

Ретроспектива проекта «Стена»

Проект Стена, Москва

Проект, просуществовавший на «Винзаводе» два с половиной года, завершился. Мы бы хотели вспомнить историю его развития и самые интересные моменты.

Alone «Никто и звать никак» — первый слой Кирилла Кто, 2010 г. Фото: Проект «Стена»
Проект «Стена» очень примечателен и значим, так как именно он стал первой попыткой организовать в России лекционно-дискуссионный клуб, посвященный граффити, уличному искусству и их взаимодействию с миром официального искусства и с городом.

«Никто и звать никак» — критическая работа, посвященная безликости и бессмысленности творчества большинства граффити-райтеров.
Alone Работа 310, 2009 г. Фото: © Степан Краснов
Проект «Стена» начал свое существование на «Арт-Стрелке» в 2009-м году в качестве открытой выставочной площадки, демонстрировавшей работы граффити-райтеров и уличных художников. Его изначальная концепция была разработана участниками группы 310: Степаном Красновым (Fet) и Андреем Целуйко (Zeaner). Тогда на стене появлялись аэрозольные росписи команд 310, Zuk Club и 56, а также известного поляка Эм-Сити (M-City).

Работа Эм-Сити на «Арт-Стрелке». Фото: Архив CODE RED

Кирилл Кто. Фото: © БГ

Игорь Поносов. Фото: © The Village

Андрей Целуйко. Фото: T&P
После того, как пространство на «Арт-Стрелке» закрылось, проект «Стена» был вновь запущен в 2010-м году Кириллом Кто, Игорем Поносовым и Андреем Целуйко в Центре современного искусства «Винзавод». На этот раз в планы входила не только организация места легального рисования, но и создание платформы для общения и взаимодействия уличных художников друг с другом и со зрителями. В течение двух лет Кирилл и Игорь приглашали граффити-райтеров, художников и активистов создавать «слои» на одной из стен «Винзавода», а также устраивали выступления отечественных и зарубежных художников, кураторов и людей, связанных с уличным искусством.

Alone «Индустрия», слой Паши 183, 2010 г. Фото: Проект «Стена»
«Стена» должна была из выставочной площадки, которой она была на «Арт-Стрелке», превратиться в дискуссионный клуб, в котором бы обсуждались вопросы, связанные с граффити-культурой и уличным искусством. Организаторы хотели наладить связь между граффити и стрит-артом с одной стороны и миром современного искусства — с другой, включить их «в московский художественный процесс, обеспечить свободный контакт зрителя и художника, предоставив адекватную информацию от участников граффити-сообщества».

«Индустрия» — это не только про райтеров, художников и творцов. Данной работой Паша 183 хотел сказать, что большинство людей, стремясь к ложным ценностям, неосознанно попадают в кабалу общества потребления.
Alone Friends only, слой Паши Худого, 2010 г. Фото: Проект «Стена»
Авторы проекта стремились к тому, чтобы ситуацию, сложившуюся в мире граффити и уличного искусства, анализировали и комментировали. Организаторы, используя «высоколобую» терминологию, пытались доказать, что некогда неформальное творческое течение превратилось в часть массовой культуры и индустрии потребления, а многие участники граффити-сообщества до сих пор этого не осознают или не хотят замечать. Поначалу у многих представителей граффити-сообщества вызывали удивление поведение и идеи Кирилла Кто, который сам начинал с граффити и в течение многих лет рисует на улице, но в какой-то момент стал очень метко и язвительно критиковать ту среду, из которой вышел. Отчасти именно благодаря Кириллу проект «Стена» привлек к себе внимание широкой общественности.

Работой «Только для друзей» Паша Худой комментирует негласные правила граффити-сообщества, в котором каждый участник по факту адресует свои работы другим райтерам. Ведь чаще всего только они могут понять и по достоинству оценить рисунки друг друга. Для обычных людей шрифты и псевдонимы райтеров непонятны и не представляют никакой ценности.
Alone «Стена», слой Антона Мэйка, 2010 г. Фото: Проект «Стена»
Экспозиция «Стены» регулярно обновлялась с июня 2010-го по ноябрь 2012-го года. За это время рисунки и надписи на огромной кирпичной стене оставили как признанные в субкультурной среде художники, так и менее известные авторы. Художественные работы, созданные участниками, были очень разноплановыми: от минималистичных и концептуальных работ до классического граффити и различных графических композиций. Наиболее удачные, на наш взгляд, «слои» иллюстрируют данную статью. Многие из рисовавших на стене также выступали и рассказывали о себе и том, чем они занимаются.


Мастерская Кирилла Кто на «Винзаводе», 2011 г. Фото: Джереми Ничоль

Первые лекции, которые читали сами организаторы проекта, были посвящены истории рисования на улицах и взаимодействию художников с городским пространством, а также критике нынешнего состояния граффити-культуры. Затем стали приглашать граффити-райтеров и художников: они обычно рассказывали о своей деятельности и тех задачах, которые они перед собой ставят. Часто Кирилл Кто комментировал рассказы лекторов и задавал им вопросы, используя искусствоведческую лексику, которая нередко ставила многих слушателей в затруднительное положение.


На мероприятия, проходившие в рамках проекта «Стена», в зависимости от известности автора и темы выступления приходило от двадцати до восьмидесяти человек. Публика была достаточно разной: не всегда можно было понять, что связывает слушателей с граффити и уличным искусством. Небольшую часть аудитории составляли молодые райтеры, которые часто не до конца понимали затрагиваемые темы и уходили с половины лекции. Тем не менее, на выступления, напрямую связанные с граффити, приходила не только молодежь, но и известные московские райтеры со стажем.
Список участников проекта,
которые рисовали на стене в ходе проекта:

2010 год
Кирилл Кто, Москва
Стас Добрый, Москва
Паша 183, Москва
Паша Худой, Москва
Антон Польский (Make), Москва

2011 год
Илья Малкин, Москва
Джэйкоб (Jacob), Чкаловск
Чейрок (Chairock), Нижной Новгород
Уэн (When), Нижной Новгород
Стас Добрый, Москва
Оззик (0331с), Москва
Андрей Мешков, Москва
Валерий Чтак, Москва
Игорь Резола (Dizebi), Испания
Роман Минин, Харьков
Команда MDT, Москва
Павел Шугуров, Владивосток
Наталья Пастухова, Екатеринбург
Виктор Пузин (Splash), Петербург

2012 год
Вова Воротнев (Lodek), Киев
Тимофей Радя, Екатеринбург
Костя Змогк (Zmogk), Москва
Хитнес (Hitnes), Италия
8350, Москва
Саша Курмаз (Homer), Киев
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Слой Игоря Рисола Дисеби, 2011 г. Фото: Проект «Стена» Alone Слой Игоря Рисола Дисеби, 2011 г. Фото: Проект «Стена» Alone Слой Игоря Рисола Дисеби, 2011 г. Фото: Проект «Стена»
Сами лекторы также были очень разные: от куратора проекта Андрея Целуйко и райтера первой волны московского трейн-бомбинга и граффити-предпринимателя Филлипа Тэйка до известного российского графического дизайнера Эркена Кагарова и куратора паблик-арт проектов в Перми и Екатеринбурге Арсения Сергеева. Также среди выступавших можно отметить восходящую звезду российского уличного искусства Тимофея Радю, киевлян Вову Воротнева (Lodek) и Сашу Курмаза (Homer), одного из самых известных питерских граффити-художников Виктора Пузина (Splash), итальянского уличного художника Хитнеса (Hitnes), баска Игоря Дисеби (Dizebi), легенд российского брейк-данса Da Boogie Crew и многих других.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone «Пусть все услышат мое молчание», слой Тимофея Ради, 2012 г. Фото: Проект «Стена» Alone «Пусть все услышат мое молчание», слой Тимофея Ради, 2012 г. Фото: Проект «Стена» Alone «Пусть все услышат мое молчание», слой Тимофея Ради, 2012 г. Фото: Проект «Стена» Alone «Пусть все услышат мое молчание», слой Тимофея Ради, 2012 г. Фото: Проект «Стена»
Самыми динамичными, на наш взгляд, были дискуссии, так как в них принимали участие сразу несколько выступающих и каждый рассказывал свою историю. Темами таких встреч были представление субкультуры граффити в медиа: книгах, журналах, видео и на сайтах, а также коммерческая сторона граффити и предпринимательские возможности, связанные с данным творческим направлением.

Alone «Отпечаток мысли», слой Кости Змогка, 2012 г. Фото: Проект «Стена»
В целом, можно с уверенностью сказать, что лекционно-дискуссионная часть проекта «Стена» была очень разнообразной и насыщенной, а также не имеющей аналогов. Организаторы постарались познакомить слушателей с интересными художниками и людьми, связанными с уличным искусством, из разных стран и разных регионов России, а также побудить пришедших задуматься над вопросами, которые затрагивали лекторы и участники дискуссий. А главное — авторы проекта сделали первый шаг к тому, чтобы сами райтеры и уличные художники, а не люди со стороны, попытались рассмотреть с теоретической точки зрения данные творческие течения.

Alone Слой Хитнеса, 2012 г. Фото: Проект «Стена»
Не так давно стало известно, что проект «Стена», просуществовавший на базе Центра современного искусства «Винзавод» два с половиной года, по словам организаторов, «себя исчерпал». Тем не менее, планируется, что росписи стен, лекции и дискуссии будут проходить и дальше, но уже в других местах. «''Стена'' по сути, трансформируется в неофициальный фонд или продюсерский центр, который будет поддерживать и организовывать качественные художественные и социальные интервенции, по-прежнему относящиеся к уличному искусству и прямой городской коммуникации», — написано на официальном сайте проекта.

Alone Слой 8350, 2012 г. Фото: Проект «Стена»
Мы бы хотели поблагодарить команду «Стены» за нужный и интересный проект, за огромную проделанную работу, выразить им уважение и поддержку, а также пожелать будущих творческих успехов! Мы надеемся, что проект «Стена» продолжит свое существование и выйдет на новый уровень, как это произошло в 2010-м году. Ведь пока граффити-райтеры и уличные художники рисуют намного больше, чем думают и анализируют то, что происходит в их сообществе и в мире в целом.

Alone Слой Саши Курмаза, 2012 г. Фото: Проект «Стена»
Материал подготовили Ксения По и Дмитрий Аске.
Посмотреть видео некоторых лекций вы можете здесь. Узнать больше о проекте вы можете, посетив официальный сайт и архив CODE RED.
9 понравилось
Палингенезис Палингенезис

Так называется выставка команды Pal, открывшаяся на днях в Нью-Йорке. Французы оформили вход в галерею, а внутри представили рисунки всех участников коллектива.

0 947
Граффутуризм: новые фотографии Граффутуризм: новые фотографии

В Сети появились новые фотографии с выставки, которая сейчас проходит в Париже и на которую собрались именитые художники со всей Европы.

0 1326
Userpics_micro
Было бы здорово узнать мнения людей, которые также посещали лекции и мероприятия в рамках проекта «Стена».
2
Userpics_micro
Я думаю что выражу мнение достаточно большого количества людей посещавших дискуссии если скажу, что гарцевание Андрея Целуйко искусствоведческими терминами (даже чаще Кирилла) портили очень сильно это мероприятия. И дело тут даже не в том, что можно сказать все более простым языком, который доступен аудитории, а в том что просто от монотонности этой ужасно клонит в сон. Конечно нельзя из этого делать бугагашки в стиле джи-спота, но стараться делать описательную часть более короткой, но от этого не менее содержательной, а комментарии в процессе делать более хлесткие пошло бы на пользу. А в целом конечно такой проект необходим, причем именно в серьезном формате, потому что задумываться полезно и главное необходимо.
1
Userpics_micro
«Стена» изначально позиционировалась как исследовательский проект. Искусствоведческий язык — это язык, позволяющий емко описывать конкретные процессы и механизмы. И дело здесь не в позерстве. Никто ведь не скажет физику теоретику, например, что он недостаточно понятно изъясняется для тех кто просто мимо шел. Проблема не в терминах, а в том, что уличное творчество по умолчанию лишено механизмов рефлексии, критики и анализа, сведя все это до порисовать-попить пива-поржать. Неудивительно, что любой демарш в эту сторону воспринимается в штыки. Ребята пытались осмыслить и вывести стрит-арт из области декоративного оформительства в поле искусства, которое становится искусством отнюдь не тогда, когда кто-то что-то нарисовал. Серьезный формат подразумевает серьезную дискуссию, в которой "уличное" остро нуждается.
Userpics_micro
очень хорошо когда проводятся подобные мероприятия, это реально способствует расширения уличного искусства на более широкие массы людей, правильного понимания, жаль только, что в Белоруссии подобных маштабных фестивалей просто не проводиться, очень жаль(
1
Missing
даже не вериться что прошло 2 года.. организаторы молодцы. стоящий проект.
2
Userpics_micro
Был на лекции с Т.Радей. Понравилась организация (помещение, техническое оснащение), возможность пообщаться с деятелями современности. Не понравилось стремление К.Кто к выделиться за счет задаваемых им вопросов на камеру (как мне показалось) и вообще его поведение. Но он и ребята большие молодцы, что смогли реализовать такой проект, единственный в своем роде в России так освещаемый и преподносимый. И что он закончился - все правильно! Если бы он продолжался, то должен был бы не заканчиваться вообще. А так - был прецедент.
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.