Наверх
20 августа 2012 в 12:08 Стрит-арт Интервью 7 8 5499

T-Radya ответил на вопросы редакции

Екатеринбург, T-Radya

Молодой активист уличного искусства из Екатеринбурга Тимофей Радя рассказал о себе и о том, что важно для него при взаимодействии с общественным пространством и зрителями.

Alone Фото: © Иван Клейменов
«В стрит-арт я пришел год назад.»
Многие уличные художники начинали с граффити. Как ты пришел к стрит-арту, связывает ли тебя что-нибудь с граффити, и как ты к нему относишься?

Однажды я увидел две стены — одна напротив другой. На одной было написано: «Бомби стены». На другой: «Е*и систему». После этого я стал особенно ценить граффити. Для меня важно действие, жест, я рад уделанным стенам. В бомбинге много энергии, эти рисунки, как тлеющие угли. Они раскачивают лодку, не дают тебе расслабиться. И еще стрит-арт и граффити похожи на это дерево: оно растет там, где не может, не должно расти. Прямо из стен.

Расскажи о тех, кто помогает тебе в создании и размещении работ на улицах.

Мои друзья — есть шесть-семь человек, которые всегда готовы помочь. Это впечатляет: я начинаю звонить, договариваться на завтрашнее утро — и все согласны. Кто-то помогает с транспортом, Кирилл —промышленный альпинист, и его навыки — как повесить, как пролезть, как не упасть — нужны всегда.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Тимофей и его помощники. Фото: © Иван Клейменов Alone Тимофей и его помощники. Фото: © Иван Клейменов Alone Тимофей и его помощники. Фото: © Иван Клейменов Alone Тимофей и его помощники. Фото: © Иван Клейменов Alone Тимофей и его помощники. Фото: © Иван Клейменов
В сопроводительных текстах к работам ты рассказываешь об идее того или иного произведения и о том, какой посыл в нем заложен. У твоих работ есть какая-то общая концепция?

Для меня текст, описание — это важная часть проекта. Может быть, потому что я учился на философском факультете, мне стало понятно, насколько важны слова, каждое слово. Точные слова, как натянутые струны. Проект может быть ясным и без описания, но слова делают его острым, как лезвие. Сейчас мы делаем «без лишних слов» — просто короткие надписи, отдельные слова. Никаких описаний — я вообще не думаю об этом, как о стрит-арте. Это — просто слова.

Конечно, есть какие-то темы, переходящие из проекта в проект, некие твердые убеждения. Но я стараюсь всегда делать новое, избегать работы «на приеме», полного контроля над процессом. Кажется, доля риска и неопределенности делает работы только сильнее. Хотя, даже если все сделано строго по плану, результат зачастую удивляет. Удивление — это самое главное для меня.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Работы из серии «Без лишних слов». Фото: © Тимофей Радя Alone Работы из серии «Без лишних слов». Фото: © Тимофей Радя Alone Работы из серии «Без лишних слов». Фото: © Тимофей Радя Alone Работы из серии «Без лишних слов». Фото: © Тимофей Радя Alone Работы из серии «Без лишних слов». Фото: © Тимофей Радя Alone Работы из серии «Без лишних слов». Фото: © Тимофей Радя
«Я стараюсь больше читать. Это выглядит странным, когда у тебя есть время 20 раз в день проверить почту и нет времени на книги.»
Чем ты занимаешься, помимо создания работ на улицах?

Я стараюсь больше читать. Это выглядит странным, когда у тебя есть время двадцать раз в день проверить почту и нет времени на книги. Много катаюсь на велосипеде, внимательно смотрю на стены, на улицы, на людей. Работаю фотографом, в основном — репортажные вещи, архитектура, интерьеры. Не думаю, что буду делать работы для музейного пространства. Какой в этом смысл, если у музея есть прекрасные стены? К тому же на соседней улице.
Пожалуйста, расскажи о приезде Марка Дженкинса и Эвана Рота в Екатеринбург. Какова была роль агентства «Артполитика»? Чем занимается эта организация?

«Артполитика» — это Арсений Сергеев и Наиля Аллахвердиева. Сейчас они работают в Перми: это единственный в России город, у которого есть общественная арт-программа. Историческое событие.
Они одними из первых стали активно заниматься паблик-артом в России: уже лет десять назад делали фестивали. Я познакомился с ними, снимал их проекты, мы стали друзьями. Пару лет назад Арсений начал читать великолепные лекции в рамках «Школы актуального искусства» — это были такие неформальные встречи. Вряд ли я мог найти лучшего учителя.

Марк Дженкинс в Екатеринбурге. Фото: © Тимофей Радя
Какое влияние они оказали на тебя лично и на развитие уличного искусства в Екатеринбурге?
Это было как влияние факела на пороховой погреб.
В последнее время в Екатеринбурге наблюдается всплеск в развитии уличного искусства. Ваш город, помимо Марка Дженкинса и Эвана Рота, уже успели посетить всемирно известные граффити-райтеры: Smash 137, Ecb и Heracut. С чем, по-твоему, связана эта активность и кто занимается привозом иностранных художников?

Это — хорошая традиция. Думаю, люди начинают понимать, что это очень эффективная стратегия: привезти художника не так сложно, а хорошие проекты, сделанные на улице, — это заведомо успех. В Екатеринбурге очень тепло принимают стрит-арт. Когда подходит патруль (мы практически все делаем днем), я рассказываю им об идее проекта: они слушают и уходят.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фотографии создания проекта «Вечный огонь». Фото: © Тимофей Радя Alone Фотографии создания проекта «Вечный огонь». Фото: © Тимофей Радя Alone Фотографии создания проекта «Вечный огонь». Фото: © Тимофей Радя Alone Фотографии создания проекта «Вечный огонь». Фото: © Тимофей Радя Alone Фотографии создания проекта «Вечный огонь». Фото: © Тимофей Радя
Уличное искусство в цифровой век находит большую часть зрителей в Сети. Как ты думаешь, появится ли в будущем интерактивное уличное искусство, на которое люди смогут влиять через Интернет в режиме реального времени?

Не думаю: по улице за день проходит гораздо больше людей, чем по страницам моего и вашего сайтов. Это — важно, потому что большинство людей не представляет, что такое стрит-арт. Представлять и не нужно — просто встречаешь работы на улице, это — настоящее знакомство. Это же изначальное условие— улица. Не Интернет и не галерея. Конечно, Сеть нужна, чтобы делиться опытом и учиться, и есть вещи, которые долго не живут, а остаются только на снимках. Но медиа не может передать улицу, тем более город — никогда. Это можно видеть только своими глазами. Для меня в уличном искусстве главное слово— «уличное». Самое важное — в этом весь смысл стрит-арта. О слове «искусство» я не думаю — в этом нет никакой необходимости. Отличная идея с интерактивностью — мне кажется, у вас есть все для ее реализации.
Как ты относишься к акциям группы «Война», а также к тому, что их работа «х*й в плену у ФСБ» получила премию «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» ?

Я удивился, когда премию дали «Войне». Были достойные претенденты, члены жюри могли просто спустить вопрос на тормозах, но они выбрали «Войну», и это заслуживает уважения. Я ценю «Войну»: для меня они говорят о том, что нет ничего стабильного. Государство, законы — это люди, а у людей свои интересы. Есть очень много ментов в поповских рясах, которые разносят страну на куски. Прекрасно, что «Война» действует: они раскачивают лодку и мозги людей, которые все это обсуждают. Все просыпаются. Но когда столько людей смотрит на тебя, проекты должны быть просто идеальными. Надеюсь, у них получится. Это—огромная ответственность.

Работа группы «Война» на мосту в Санкт-Петербурге.
Кто из мировых активистов уличного искусства близок тебе по духу?

Мне всегда сложно отвечать на этот вопрос. Очень многие. Скорее даже, отдельные работы, проекты. Все ведь делают совсем разные вещи. Blu — он удивляет каждый раз. JR — его Inside Out, наверное, самый серьезный проект. Меня больше вдохновляют люди, которые рядом, любимые: здесь подобралась какая-то невероятная компания. И все происходящее.
Alone «Твой ход», Екатеринбург, 2010 г. Один из проектов Тимофея, который принес ему известность. Фото: © Тимофей Радя
Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь уличным искусством?

Есть две истории: «art is not a mirror, it’s a hammer». Раскрашенный «Войной» мост — это молот. Раскрашенный нами мост — зеркало. Но результат один: хорошо сделанный стрит-арт может превратить пространство в идею, в музыку, взорвать все вокруг. Я хочу проверить, насколько это сильное оружие.

Измененное общественное пространство изменяет самих людей: смена положения вещей снаружи изменяет положение дел внутри. Российские города пустые, грязные, во всех смыслах. Мы привыкли к этому, и это огромное преимущество: когда ты делаешь проект, его очень хорошо видно, он сияет.
Улица — это тот же дом. У общественного пространства есть хозяева — все жители города, в равной степени. Улицы — это не пространство от А до Б, не промежуток между событиями, это — А, Б, целое событие, важное, иногда главное.

Это похоже на путешествие: в новом месте ты замечаешь все вокруг. Фотография научила меня быть внимательным, подмечать все вокруг, и мне этого хватает дома, на улице, в самых привычных местах. Повседневные вещи могут сиять — стены, мосты, крыши, что угодно. Это — очень важно, потому что жизнь, в конечном счете, проходит в повседневных состояниях, а не в путешествиях. Это — огромный, бесконечный ресурс.
Материал подготовил Дмитрий Аске.
Вы можете узнать больше о Тимофее, посетив его сайт, блог и Flickr.
8 понравилось
Самое главное — формы букв Самое главное — формы букв

В августе 2011-го года Мэд Си приезжала в Москву, чтобы вместе с Кэн Ту принять участие в джеме Matter of Skillz, и нашла время ответить на наши вопросы.

2 4582
Кэн Ту: Мне кажется, мой стиль изменился Кэн Ту: Мне кажется, мой стиль изменился

Летом 2011-го года известный немецкий райтер Кэн Ту во второй раз посетил Москву и дал нам небольшое интервью.

7 4807
Userpics_micro
MES_crew 27 сентября 2012 в 22:51 ссылка на комментарий
единственный представитель стрит-арта из России, работами которого я восхищаюсь!
Userpics_micro
MaxSamar 30 сентября 2012 в 08:48 ссылка на комментарий
очень крутые работы
Userpics_micro
Jecka 30 сентября 2012 в 15:22 ссылка на комментарий
да мен ркеально, натуральный стритёр.
Userpics_micro
MADE_IN 30 сентября 2012 в 17:15 ссылка на комментарий
достаточно интересные идеи и концепции их выполнения. Такого конечно не встретишь на каждом углу, интересный представитель стрит-арта.
Userpics_micro
DRUM33 26 октября 2012 в 20:40 ссылка на комментарий
Интересно было почитать, работы потрясающие.
Missing
mamon 12 ноября 2012 в 17:34 ссылка на комментарий
по моему ошибка в начале статьи: На одной было написано: «Бомиби стены». может быть Бомби?
Userpics_micro
Aske 13 ноября 2012 в 19:33 ссылка на комментарий
Спасибо! Исправил.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.