Наверх
31 марта 2014 в 12:03 Стрит-арт Интервью 3 6 12336

Стас Добрый: острая простота

Стас Добрый

Слава Птрк побеседовал со Стасом Добрым — московским уличным художником, простые и лаконичные работы которого можно назвать современными наскальными рисунками мегаполиса.

Alone © Стас Добрый

Стас Добрый
Когда смотришь на рисунки Стаса, создается впечатление, что их сделал сам город, окружающая обстановка и проходящие мимо люди, а художник только помог им материализоваться на стене — настолько органично и уместно они выглядят в реалиях большого города. Редкое для российских уличных художников качество – умение работать с контекстом и с окружающей средой — которым за годы своей деятельности овладел Стас. Он рисует на улице уже более десяти лет. По образованию он — инженер, но сейчас работает мультипликатором в одной из московских студий. Его вдохновляют графика Матисса, иллюстрации Диего Риверы, произведения Пикассо и Гогена. Но самым главным источником вдохновения для Стаса является город: его улицы, стены, люди. Мы решили поговорить с художником о его творчестве, увлечении мультипликацией, об уличном искусстве в целом и о ситуации в Москве в частности.
Alone © Стас Добрый
Как в первый раз к тебе в руки попал баллончик с краской и что ты с ним сделал?

Это был 2001-й год. Мой отец, по профессии художник-оформитель, работал тогда в храме, занимался росписью стен. Вместо сусального золота они использовали спрей Fiesta «под золото». И однажды отец принес мне баллончик. Не знаю, о чем он думал, когда мне его отдал. Теперь, когда он мне говорит: «Сын, ну зачем ты этой дрянью занимаешься?», я ему всегда отвечаю, что он сам дал мне баллончик, даже из церкви его принес.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone © Стас Добрый Alone © Стас Добрый Alone © Стас Добрый Alone © Стас Добрый
Я надеюсь, ты им написал что-нибудь православное?

Не совсем. Написал 2Pac, какие-то рожицы порисовал — сейчас уже сложно вспомнить. Сознательно я начал рисовать только год спустя. Мы с другом решили, что хотим рисовать граффити, хотя ничего про него не знали. Купили пару банок Abro в автомагазине и просто пошли рисовать.

Alone © Стас Добрый
Разные города, разные люди, разное время, но почти у всех истории очень похожи — даже с одинаковой краски все начинали.

Да, так и есть. Я бы добавил еще «разные страны». У меня есть друзья-художники за рубежом, и у них такая же история.

Alone © Стас Добрый
Как ты перешел от шрифтов к персонажам?

Это довольно смешно, но я начал в 2002-м году как раз с персонажей. Постепенно познакомился с другими граффитчиками из своего района, и они мне объяснили, что такое «граффити», «тег», «крю» и так далее, и я тоже начал рисовать шрифты. Но я всегда тяготел к персонажам и передаче каких-то идей в рисунках, так что это впоследствии взяло верх.

Alone © Стас Добрый
Для меня рисунки на стенах — это инструмент. Иногда это — кисточка, иногда — молоток, иногда — кувалда.
Формирование того стиля, к которому я пришел сейчас, началось в 2009-м году. Я тогда переехал в другой район Москвы и начал утрачивать связь с ребятами, с которыми рисовал до этого. Тогда же встретил свою будущую жену: у нее были друзья, которые к граффити не имели никакого отношения. В том же году мы с ней съездили в Берлин. Я первый раз побывал в Европе, и это, конечно, очень сильно на меня повлияло. У меня изменилось ощущение улицы: она больше не казалась мне враждебной. В Европе рисунки на улицах – это что-то органичное, вписывающееся в городской ландшафт. В следующем году я познакомился с Женей 0331с, и это тоже сильно повлияло на мое самоопределение как уличного художника. Я много путешествовал, и каждый новый город, каждая новая страна вносили что-то новое в мою картину мира, и в итоге я пришел к тому, что есть сейчас.

Alone © Стас Добрый
Стиль творчества рождается не от каких-то изысканий на стене или на бумаге, скорее — это отражение личности человека и его стремлений. Я создаю простые рисунки, сделанные в один-два цвета. Для меня они отражают какую-то атмосферу города, быстротечную и постоянно меняющуюся. Смысл и эмоции в работах — всегда разные, в зависимости от моего собственного настроения. Для меня рисунки на стенах — это инструмент. Иногда это — кисточка, иногда — молоток, иногда — кувалда. Я надеюсь, что в скором времени анимация станет моим новым инструментом: она может точнее выражать меня и более понятна людям.

Alone © Стас Добрый
Можешь рассказать о своей работе мультипликатором? У тебя на сайте есть интересные анимационные ролики.

Когда два года назад я пошел учиться на мультипликатора, мне казалось, что это очень крутое занятие. И это действительно так, но, если ты не зануда, то анимация не для тебя. Нужно обладать огромным терпением и усидчивостью, чтобы часами сидеть, делать по кадру и только в самом конце рабочего дня прокрутить все и понять, что день прошел не зря: ты сделал пять секунд анимации. Сейчас я работаю над мультипликационными сериалами. Хочу уточнить, что я не рисую, а «оживляю» уже нарисованных персонажей посредством движения.

Эти два мира — уличные рисунки и анимация — как-то соприкасаются или пока существуют параллельно?

Пока врозь, но я уже думаю, как можно было бы их соединить. Анимация для меня — ремесло. Я хочу поднимать свой уровень мастерства, профессионализма. Пока это выглядит, как длинная лестница, по которой я прошел всего  пару ступенек. Мне очень нравится наш советский режиссер Федор Савельевич Хитрук, и я очень рад, что у меня сейчас есть возможность учиться у его учеников. Все это — длительные процессы. Я не считаю, что мультипликация — противовес уличному творчеству. Уличное искусство для меня сейчас как символический алфавит, над которым я долго работал. Нужно время, чтобы люди к нему привыкли. После этого я постараюсь символы сложить в слова, а слова в предложения.

Alone © Стас Добрый
Игорь Поносов говорил, что твои работы чаще других можно встретить на улицах Москвы. Я убедился в этом сам прошлой осенью. Что это: везение, умелый выбор места, невероятная продуктивность или что-то еще?

Скорее, это просто опыт. Когда столько лет живешь в одном городе, то какие-то вещи становятся очевидными. Всегда можно с какой-то степенью вероятности сказать, как долго сможет пробыть рисунок на стене, которую ты выбираешь. Я рисую не так много, но научился замечать закономерности в городе. 
Например, сейчас я часто рисую на стенах недалеко от своей работы, которые закрашивают с периодичностью раз в неделю. Для меня это уже ритуал: я рисую — они закрашивают. Только я рисую за пять минут, а они закрашивают за десять, и я остаюсь в плюсе. С этой точки зрения получается, что белые стены — это не всегда плохо, это просто очередная возможность. Если получится плохо, тебя закрасят, если хорошо, тебя все равно закрасят, но кто-то оценит. При этом количество людей, которые увидят мои рисунки, очень большое. И оно увеличивается, потому что им становится интересно, потому что это — как игра, как сериал.

Alone © Стас Добрый
Такой подход вынуждает работать быстро и экономными средствами.

Так я и делаю, и это тоже накладывает отпечаток на мой стиль. Если хочешь чего-то достигнуть, сумей себя ограничить. Я поставил для себя определенные рамки на улице и пытаюсь в них работать, искать интересные моменты.

Alone © Стас Добрый
Ты предпочитаешь работать днем или ночью?

Раньше я работал в основном по ночам, но сейчас почти всегда рисую днем. Был у меня один неудачный опыт ночного рисования, который послужил хорошим толчком для меня. Все вышло очень наглядно, как у Рокки Бальбоа в конце боя. Надо всегда анализировать, что с тобой происходит, почему это происходит и куда двигаться дальше. После этого я понял, что все-таки хочу рисовать не только для себя, для атмосферы, но и для людей. А если для людей, то надо рисовать днем при этих самых людях, чтобы они тебя видели, а ты видел их.


Alone © Стас Добрый
То есть ты жертвуешь атмосферой ради обратной связи с людьми на улице?

Для меня сейчас рисование днем — это уже исследование. В 2009-м году я закончил обучение в институте, стал работать по профессии, инженером. График был как у всех: пять через два, с девяти до шести. И я стал понимать, что на рисунки остается очень мало времени, а оставлять для них только выходные было бы явным шагом назад — тогда лучше вообще не рисовать. И я решил, что надо заниматься всем параллельно. Идешь на работу — рисуешь, идешь на обед — рисуешь, идешь с работы — рисуешь. Я стал рисовать рядом с работой на заборе, напротив которого стоял офисный центр, и рисовал на нем на протяжении четырех лет. Каждый год эту стену обновляли, закрашивали, после чего я снова на ней рисовал. За четыре года рисования днем ко мне ни разу не подошли ни милиция, ни прохожие. Они просто проходили или проезжали мимо. Всем все равно — это было для меня тогда маленьким открытием.

Alone © Стас Добрый
Тогда я понял, что люди у нас живут в квартирах и офисах, а улица — просто промежуточное состояние, и его надо как можно быстрее преодолеть и не ввязаться в какую-нибудь историю, не быть сбитым машиной или убитым сосулькой. И все же к концу четвертого года рисования ко мне начали иногда подходить прохожие, интересоваться. Тогда я сделал другое открытие: люди, редко и мало, но все-таки видят и интересуются происходящим вокруг.

Alone
А как они интересуются? Если я правильно понял, для тебя этот контакт с людьми, их реакция, стали также важны, как и сами работы?

Обычно все происходит довольно просто: диалог в пару фраз. Тут для меня важно показать человеку, что тот, кто рисует, это не подросток, что это — человек, которому важно то, что он делает, и он может объяснить, что он рисует. Люди к такому не привыкли. Главный фактор успешного уличного рисования днем — уверенность и вежливость. А еще не надо лезть на рожон. Я всегда просчитываю возможные варианты развития событий. Выбор места тоже очень важен. Стена придает рисунку ценность, отдает ему свою историю, поэтому даже самая простая форма на сложной стене всегда будет в плюсе. В городе мне интересны простые формы — они контрастируют с формами сложного мегаполиса.

Alone © Стас Добрый
Скажи, как ты оцениваешь сейчас уличное искусство в Москве? Куда, по твоему мнению, будет двигаться вся эта новая уличная культура?

Сложно давать оценку. Я рад, что у нас есть активность на улице и что она с каждым годом становится разнообразнее, рад, что появляются люди, которым интересна эта активность, которые ее фотодокументируют, наблюдают, пытаются понять. Это, конечно, хорошо, и я думаю, что сейчас это происходит повсеместно, во многих городах России. Интернет — тоже сильный катализатор.

Alone © Стас Добрый
При всем при этом мне кажется, что ничего хорошего от того, что сейчас происходит на улице, ждать не приходится. Популяризация — это уже следующий этап в развитие любого начинания. Уличная культура по сути уже не сможет людям ничего дать. Она показала все свои положительные стороны — теперь мы будем видеть монетизацию, и это нормально. Каждый, кто рисует сейчас на улице, будь то граффити, стрит-арт, мурализм или что-то еще, имеет свои цели, свои желания, свои ограничения.

Alone © Стас Добрый
Я думаю, появится что-то новое, тоже интересное, на что мы переключим наше внимание. Вполне возможно, что это будет связано с урбанистикой, улучшением городов и прочими подобными инициативами. Сейчас весь этот мурализм, который происходит в Москве, это — как цветастые шарики, которые клоуны вертят в руках, развлекая публику. Но я в этом слышу только звон монет, и ничего в этом плохого в общем-то нет. Работа художников должна оплачиваться. Другой вопрос, что у нас очень много декораторов, а вот художников мало.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Что ты имеешь в виду?

Я думаю, что Художник с большой буквы, он — как наконечник стрелы. Древко — это желание людей, а он просто наиболее точно, резко, веско его выражает. Это — всегда какая-то жертвенность, и обычно затрагивает все слои.

Alone © Стас Добрый
А ты пробовал быть наконечником стрелы?

Нет. Это большая ответственность — взяться выражать желания и мысли людей, народа. Возможно, это накладывает самое большое ограничение для художника ,и падать бывает потом очень больно.  Сейчас мне двадцать восемь лет: есть время просто копить опыт, и я чувствую в себе силы. Но эти силы — как вклад: я не хочу спешить их обналичивать. Мне кажется, на наш век еще выпадет эпоха перемен.

Alone © Стас Добрый
А что могло бы заставить тебя потратить этот вклад? Что должно произойти в мире, в стране или в твоей жизни?

Перемены. Не важно, в хорошую или в плохую сторону. Только перемены в жизни способны что-то менять в человеке, что-то открывать в нем. Сейчас у нас период, когда все затягивается в какую-то трясину, и это не очень хорошо. Уличное искусство — это маленькая проекция жизни в стране. Все, что происходит в стране, так или иначе выливается на стены. Это — зависимость. Глупо ее не видеть или отрицать. Искусство, которое не имеет весомых социальных пластов — декоративное искусство, и всегда будет искусством только наполовину.


Alone
Материал подготовили: 
Слава Птрк, Ксения По и Дмитрий Аске
Узнать больше о Стасе Добром вы можете, посетив его страницу на Flickr.
6 понравилось
Кобра на улице Кобра на улице

Один из производителей краски запустил серию небольших видеосюжетов о латиноамериканских граффити-райтерах. На данный момент вышло уже девять выпусков.

0 1283
Бэйтс: 1984–2014 Бэйтс: 1984–2014

Так называется выставка известного датского райтера, который представил некоторые из своих работ за прошедшие тридцать лет.

0 1356
Userpics_micro
Tse 31 марта 2014 в 13:19 ссылка на комментарий
Стас настоящий молодец!
2
Missing
Спасибо, клевая статья. Умные мысли классного персонажа.
3
Userpics_micro
Phafix 01 апреля 2014 в 20:07 ссылка на комментарий
Интересный персонаж, желаю ему счастья и чтобы оно проявилось во всех живых существах.
1
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.