Наверх
24 сентября 2012 в 09:09 Стрит-арт Мнения 20 10 37160

Шепард Фейри — мастер плагиата

США, Шепард Фэйри, Shepard Fairey

Критическая статья художника Марка Валлена, написанная в 2007-м году, до сих пор вызывает жаркие споры между поклонниками Шепарда Фейри и теми, кто считает, что его искусство основано на плагиате.

Alone Фото: © Bomb It
Шепард Фейри (Shepard Fairey) приобрел известность благодаря плакатам, на которых было изображено огромное лицо и надпись Obey (англ. «повинуйся», «слушайся» — прим. ред.). Он старался создать образ героя-партизана: уличного художника, который в одиночку борется с власть имущими корпорациями. Но даже если не обращать внимание на это позерство, искусство Фейри очень неоднозначно, и причиной тому — плагиат.

Линкольн Кушинг, Джош МакФи и Флавианна Родригез рассказали мне, что Фейри занимается плагиатом. Именно благодаря материалам, которые они собрали, я смог написать эту статью.

Меня всегда смущало, что в искусстве Шепарда Фейри нет линий, форм или чего-то еще, что бы характеризовало его стиль. Изображения, которые он создает, как будто отксерокопированы или обработаны на компьютере, то есть это — искусство, созданное исключительно при помощи техники; подобное может сделать любой посредственный студент факультета искусств.

На самом деле, я никогда не видел ничего, что бы доказывало, что Фейри вообще умеет рисовать. Да, искусство Энди Уорхола (Andy Warhol) было построено на фотографиях и изображениях, взятых из рекламы, но на его работах были и следы карандаша и мазки, оставленные кистью.

Фейри сделал карьеру, незаконно используя работы других художников и помещая их в иной контекст. Само по себе это не значит, что его искусство — плохое.



«Смотри, Микки», Рой Лихтенштейн, 1961 г.

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) — известный представитель поп-арта — создавал работы на основе американских комиксов и рекламных изображений. Однако все прекрасно знали, что он заимствует сюжеты из комиксов. В этом была вся суть его искусства: изучить пресыщенность и неестественность современной ему американской массовой культуры потребления. 
Когда в 1961-м году Лихтенштейн написал холст под названием «Смотри, Микки» (Look Mickey) с Микки Маусом и Дональдом Даком, все понимали, откуда взяты эти изображения, и могли посмеяться вместе с автором. Фейри же крадет чужие работы и надеется, что никто этого не заметит, то есть он попросту смеется над вами.
Марк Валлен — автор статьи.

Марк Валлен (Mark Vallen) родился в Лос-Анджелесе в 1953-м году. Окончил престижный Колледж искусства и дизайна им. Отиса (Otis College of Art And Design). Сильное влияние на его творчество оказали работы муралистов и мастеров плаката. Валлен создавал иллюстрации для ряда популярных американских изданий и участвовал в выставках постеров, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Сегодня Марк Валлен пишет холсты и ведет блог об искусстве Art For A Change.

Линкольн Кушинг (Lincoln Cushing) — историк искусства, автор книг «Революция: искусство кубинского плаката» (Revolución: Cuban Poster Art), «Представления о мире и справедливости» (Visions of Peace & Justice) и «Китайские плакаты: искусство времен Великой пролетарской культурной революции» (Chinese Posters: Art from the Great Proletarian Cultural Revolution).

Джош МакФи (Josh MacPhee) — художник, активист и автор книги «Пираты трафарета: исследование уличных трафаретов» (Stencil Pirates: A Global Survey of the Street Stencil).

Фавианна Родригез (Favianna Rodriguez) — художница и активист, которая занимается изготовлением плакатов для движения «Чикано» — движения за права американцев мексиканского происхождения, а также ряд теорий, анализирующих вклад испаноамериканских женщин в историческое, экономическое и политическое развитие США.
Фейри сделал карьеру, незаконно используя работы других художников и помещая их в иной контекст.


Слева: Кадр из фильма режиссера Майкла Андерсона, снятого в 1956-м году по мотивам антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».

Справа: Фейри украл изображение с плакатов «Большой Брат следит за тобой» (Big Brother is watching you) из фильма Андерсона, не указав авторов.
Плагиат — это намеренный акт выдачи чужой работы за свою собственную. Шепард Фейри может быть не знаком с этим термином, но с кражей чужих работ он знаком не понаслышке. Эта статья не о невинном заимствовании образов, которые позднее могут бессознательно материализоваться в работе художника — в конце концов, нас постоянно окружают различные изображения, и они так или иначе влияют на нас. Я также не говорю о тех, чьи работы вдохновляют творческих людей — разве есть кто-то, кто никогда не подпадал под влияние техники или стиля другого художника? Я говорю о том, что кто-то нагло и намеренно копируют уже существующие произведения искусства, созданные другими художниками (иногда копирует без каких-либо изменений), и затем обманывает людей, выдавая подделки за оригиналы.
Подчиняйся Гиганту
Французский рестлер Андрэ Рене Русимоф (André René Roussimoff), известный под псевдонимом Гигант.

Наклейка Шепарда Фэйри с изображением Андрэ Гиганта.
Фейри начал карьеру с серии непонятных плакатов, наклеек и трафаретов, на которых были изображены лицо суперзвезды рестлинга Андрэ Гиганта (Andre the Giant) и слова: «У Андрэ Гиганта есть отряд» (Andre the Giant Has a Posse). В начале 1990-х эти малопонятные изображения можно было встретить во многих городах мира, а в 1993-м году Titan Sports Inc. (крупнейшая в мире федерация рестлинга, позднее переименованная в World Wrestling Entertainment, Inc. — прим. ред.) пригрозила Фейри судебным иском за использование их зарегистрированной торговой марки Andre the Giant.

В ответ на это Фейри изменил портрет рестлера и заменил слоган на Obey. Так началось то, что сам Фейри назвал «кампанией по пропаганде абсурда». По его словам, целью проекта было «возбуждать любопытство и заставлять людей задуматься, как над самой кампанией, так и над их отношением к тому, что их окружает, поскольку люди не привыкли к рекламе или пропаганде, цель которых им неясна».
Вместо того, чтобы анализировать, как работает пропаганда, Фейри предлагает нам посмотреть на дурацкий портрет покойного чемпиона по рестлингу.
Не удивительно, что эта чепуха была воспринята, как весомая эстетическая цель: в наши дни любой непрофессионал с безумным манифестом может наделать шуму в мире искусства. И тем не менее, мне сложно представить себе более ребяческое объяснение художественного проекта особенно сейчас, когда так необходимо искусство, связанное с социальными проблемами и направленное на самоанализ.

Вместо того, чтобы анализировать, как работает пропаганда (в том числе и в демократическом обществе), Фейри предлагает нам посмотреть на дурацкий портрет покойного чемпиона по рестлингу. Он прикидывается сторонником радикальной политики, но в его взглядах нет ни глубины, ни преданности делу.
Слава за чужой счет



Слева: Дмитрий Моор, «Записался добровольцем?», 1920 г.

В центре: Плагиат Фейри агитационного плаката Моора.


Справа: Плагиат Фейри линогравюры Владимира Козлинского, «Митинг», 1919 г.
Фейри просто добавил к советским работам портрет Андрэ Гиганта, слоган «Подчиняйся Гиганту» (Obey the Giant) и выдал их за своии собственные произведения. Он продает заставку для мобильного телефона с украденной работой Козлинского на сайте Jamster. Кстати, Jamster принадлежит Newscorp — медиаконгломерату, основанному миллиардером с правыми взглядами и владельцем сети Fox News Рупертом Мердоком (Rupert Murdoch).

Самое лживое в поведении Фейри то, что оно основано на грандиозных теориях об эстетике и политической философии, но, боюсь, что единственная подоплека его искусства — это стремление прославиться и обогатиться. Некоторые почему-то принимают Фейри за прогрессивного политического активиста — сам он, без сомнения, поощряет это заблужение. Однако в работах Фейри можно увидеть отражение правых взглядов, так как они часто основаны на воровстве коммунистических изображений, а сам автор смеется над зрителями и спешит в банк за очередным денежным переводом.

Меня не волнуют политические взгляды Фейри, меня волнует, что его работы задают тон, который наносит вред искусству и ведет к его разложению.
Когда все, что нужно, чтобы стать художником, это желание  заниматься плагиатом и саморекламой, можно с уверенностью сказать, что для искусства настали тяжелые времена.


Слева: Неизвестный автор, «Политическая сила приходит из дула винтовки». Китайский плакат времен Великой пролетарской культурной революции, 1968 г. Слоган на плакате — известное изречение Мао Цзедуна

Справа: Фейри украл китайский плакат и назвал его «Ружья и розы». Основная часть постера была отсканирована, затем Фейри (или его помощники) добавил фон, поместил в дула ружей готовые изображения роз и выпустил работу в 2006-м году, выдав ее за свою собственную.

Если не принимать во внимание показную левизну Фейри, становится очевидным, что у него нет никаких политических убеждений — это просто аполитичная черная дыра. Возможно, кого-то сильно удивит следующий пример плагиата. Он демонстрирует полное невежество Фейри в вопросах истории: она для него — просто источник картинок, которые можно украсть. К тому же, этот пример должен наглядно показать, что человек, ничего не знающий об истории, не должен быть в авангарде политического искусства.

Эмблема СС на футболке Obey
В 2006-м году Фейри напечатал копию чужой работы, на которой были изображены череп и кости, добавив только слоган «Повинуйся. Неповинующийся с 89-го» (Obey. Defiant since 89) и звездочку с лицом Андрэ Гиганта. Футболки с этим изображением включили в колллекцию одежды Obey.

По иронии судьбы Wal-Mart (американская компания, крупнейшая в мире розничная сеть — прим. пер.) украла у мастера плагиата дизайн и выпустила с ним собственные футболки. Один из покупателей узнал изображение и устроил скандал, так как этот череп и кости — точная копия печально известной эмблемы одного из подразделений СС нацистской Германии, которое, помимо всего прочего, занималось охраной концлагерей.

Не удивительно, что из-за футболок Wal-Mart разгорелся скандал: огромное количество разъяренных граждан требовало, чтобы компания Wal-Mart извинилась и изъяла из продажи футболки с черепом и костями — в конце концов, Wal-Mart сдалась.

Череп и кости на футболке бренда одежды Фейри Obey.
«В этом дизайне я использовал байкерский логотип. О том, что это эмблема СС я узнал гораздо позже».
Когда же стало известно, что первоначально футболки с этим изображением выпустил Фейри, сайт Consumerist потребовал у него объяснений. В ответ на критику Фейри сказал: «В этом дизайне я использовал байкерский логотип. О том, что это эмблема СС я узнал гораздо позже».

Во-первых, Фейри открыто признается, что он скопировал чужую работу (назвав это, правда, «использовал»). Во-вторых, он изображает невинность, когда ему говорят об ужасающей истории нацисткой эмблемы. Фейри настаивает, что он — антифашист и сторонник мира, но, скажите, как антифашист может не узнать символы, которые использовали нацисты? Единственное оправдание Фейри — полное невежество. Но это не лучшая характеристика для художника, который якобы интересуется социальными проблемами и политикой.

Эмблема танкового подразделения СС нацистской Германии «Тотенкопф».
Венский ар-нуво


Слева: Коломан Мозер, Ver Sacrum (лат. «весна священная»). Обложка журнала группы венских художников (Венского сецессиона) под названием Ver Sacrum, 1901 г.

Справа: Плакат Фейри с украденной работой Мозера.
На многих плакатах Фейри можно увидеть окаймления и завитки в стиле ар-нуво, и у меня не вызывало сомнений, что рисовал их не он. И вот самый очевидный пример — кража работы австрийского художника Коломана Мозера (Koloman Moser, 1868-1918) — одного из основных представителей Венского сецессиона, более известного как венский вариант ар-нуво.

Мозер был не только талантливым художником, но и графическим дизайнером, который занимался всем, начиная с архитектуры и мебели, заканчивая керамикой и украшениями. В 1901-м году Мозер сделал обложку для журнала Ver Sacrum, который выходил с 1898-го по 1903-й год и в котором печатались иллюстрации основных художников венского ар-нуво.

Без сомнения, Фейри видел обложку Ver Sacrum и обвел ее: он обвел ее так точно, что если наложить одно изображение на другое и посмотреть на свет, совпадут все линии. Фейри дополнил работу Мозера топорно нарисованной рамкой, маленьким портретом Андрэ Гиганта, слоганом «Подчиняйся пропаганде» (Obey Propaganda) и назвал свой плакат «Модный черный» (Nouveau Black). Естественно, что Фейри не упомянул имя автора работы, Коломана Мозера.
Пражская весна


Слева: Плакат неизвествного чешского художника времен Пражской весны, 1968 г. Красноармеец изображен на плакате как освободитель в 1945-м году и как угнетатель в 1968-м.

Справа: Плакат Фейри с украденным изображением.

Когда первый секретарь ЦК Коммунистической партии Чехословакии Александр Дубчик начал в 1968-м году серию реформ, СССР испугался контрреволюции и настоял на вводе войск стран Варшавского договора в Прагу для подавления Пражской весны.

Однако Фейри не волнует история: он может лишить изображение его исторического значения быстрее, чем вы успеете сказать «Чехословацкая Социалистическая Республика». В первые дни советской оккупации чешские патриоты расклеили по всей Праге плакаты. Отважный чешский художник изобразил Красную Армию как освободителей в 1945-м году и одновеременно как оккупантов в 1968-м. Фейри украл этот плакат и выпустил его, как свой собственный, поместив на него портрет Андрэ Гиганта и слова: «Занимайтесь искусством, а не войной» (Make Art, Not War).
Фейри не волнует история: он может лишить изображение его исторического значения быстрее, чем вы успеете сказать «Чехословацкая Социалистическая Республика».
Не стоит и говорить, что Фейри нигде не упоминал чешский плакат, изображение с которого он украл. Так как плакаты времен Пражской весны в основном известны только в Чехии и Словакии, Фейри до сих пор спокойно называет эту работу, как и многие другие, своей собственной.
Мне кажется, что «процитировав» изображение подобного плаката времен Пражской весны, художник мог бы напомнить всем о событиях новейшего времени, связать их с тем, что происходит сейчас, а также сделать наглядные и глубокие политические наблюдения.  Но все, на что способен Фейри, — это избитые слоганы и самореклама. Можно только пожелать ему, чтобы он последовал избитому призыву со своего плаката и начал бы «заниматься искусством» вместо того, чтобы постоянно использовать чужие работы.
Один большой союз


Слева: Ральф «Бинго» Чаплин, «Один большой (проф)союз», 1917 г. Работа, созданная для организации «Индустриальные рабочие мира».

Справа: Графика на футболке бренда одежды Obey.
Шепард Фейри украл работу «Один большой (проф)союз» (One Big Union), созданную в 1917-м году Ральфом «Бинго» Чаплином (Ralph "Bingo" Chaplin) и имеющую огромное историческое значение. Американец Чаплин был непреклонным социальным активистом и сторонником рабочего движения. Он боролся за профсоюзное движение и права рабочих в начале ХХ века — во времена, когда за это сажали в тюрьму и убивали.
      
Он был одним из создателей международной профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира» (Industrial Workers of the World, IWW), соратником радикальных профсоюзных и общественных деятелей Мэри Харрис Джонс (Mary Harris ‘Mother’ Jones) и  Уильяма Дадли Хейвуда (‘Big’ Bill Haywood), автором всемирно известного гимна рабочих «Вечная солидарность» (Solidarity Forever). Он также был художником и, чтобы заработать на жизнь, писал портреты, работал в рекламных агентствах и периодически занимался неквалифицированной работой в профсоюзах. Часть самых выдающихся иллюстраций рабочего движения того времени были созданы именно Чаплином: вспомните хотя бы его известный логотип в виде черной кошки, который он нарисовал для Индустриальных рабочих мира.

Вклад Чаплина в историю рабочего движения и в американскую историю можно без преувеличения назвать огромным, но это не помешало Фейри украсть его работу. Он сделал точную копию иллюстрации Чаплина «Один большой (проф)союз», «вложив» в сжатый кулак молнию и добавив слова «Подчиняйся пропаганде» (ObeyPropaganda). Это изображение напечатали на футболках и включили в коллекцию одежды Obey, приносящую Фейри немалый доход. Естественно, Фейри никогда не упоминал Чаплина и даже не подумал привлечь внимание людей к его биографии и его эпохе.
Черные пантеры


Слева: Пиркл Джонс, «Сторонник  Партии черных пантер», фотография, 1968 г. Портрет неизвестного сторонника «пантер», сделанный во время демонстрации в калифорнийском городе Окленде. Фотографии членов организации «Черные пантеры», сделанные Рут-Марион Барух и Пирклом Джонсом, получили всемирную известность и неоднократно публиковались.

Справа: Уличный постер Фейри, который не ссылается ни на Пиркла Джонса, ни на «черных пантер».
В 1968-м году Руфь-Марион Барух (Ruth-Marion Baruch) и ее муж, Пиркл Джонс (Pirkle Jones), стали официальными фотографами леворадикальной афро-американской организации под названием «Партия черных пантер» (Black Panther Party). Барух хотела создать серию фотографий о «пантерах», и, когда директор музея «Де Йонг» (De Young Museum) в Сан-Франциско сказал, что они готовы провести выставку ее работ, Барух обратилась к Катлин Кливер, которая отвечала за связи «пантер» с общественностью.
Руководство организации одобрило проект, и первыми работами фотографов стали снимки, сделанные во время демонстрации в Окленде: на ней требовали освободить лидера «пантер» Хью П. Ньютона (Huey P. Newton). Пиркл Джонс сфотографировал молодого сторонника «пантер», который слушал выступление одного из ораторов во время митинга. Именно этот портрет и украл Фейри, сделав из него плакат.

Фейри поместил на легендарный черный берет «пантер» логотип Андрэ Гиганта и приписал внизу Obey. Если люди узнают портет сторонника «пантер» (хотя почему они должны его узнать?), какой смысл они вложат в этот плакат (если в нем вообще есть смысл)? Пиркл Джонс создал портрет, полный участия, изображение, которое стало олицетворением достоинства и свободы афро-американцев, в то время как Фейри бездумно воспроизвел украденное изображение, лишив его исторического значения и переделав с одной-единственной целью — саморекламы.

Покончим с белизной


Слева: Руперт Гарсиа, «Покончим с белизной», шелкография, 1969 г. Постоянная экспозиция Музея изобразительных искусств Сан-Франциско.

Справа: Украденная и измененная Фейри версия работы Гарсии. Изображение было опубликовано в книге «Спрос и предложение» (Supply and Demand) без каких бы то ни было ссылок на Руперта Гарсию.
Руперт Гарсия (Rupert Garcia) — один из основателей «Чикано» (Chicano — движение за права американцев мексиканского происхождения, зародившееся в 1960-х годах — прим. ред.) и мой кумир. Я впервые увидел его плакаты в 1975-м году: они были опубликованы в радикальном журнале под названием «По направлению к революционному искусству» (Towards Revolutionary Art, TRA), который издавался в Калифорнии, в районе Залива Сан-Франциско. Гарсия разработал сложный графической стиль, в котором интерес к социальным проблемам сочетался с магическим реализмом. Он создавал масштабные диптихи и триптихи, а также рисунки пастелью. Сейчас он сотрудничает с галереей Rena Bransten Gallery в Сан-Франциско, а его работы находятся в коллекциях Смитсоновского музея американского искусства (Smithsonian American Art Museum) и Музея изобразительных искусств Сан-Франциско (Fine Arts Museums of San Francisco).

Плакат «Покончим с белизной» — одна из восьмидесяти двух работ, представленных в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско. Он был напечатан в 1969-м году в знак солидарности с движением за гражданские права афро-американцев и отражал события того времени: за год до этого в Мемфисе был убит преподобный Мартин Лютер Кинг (Rev. Martin Luther King Jr.), и всю страну захлестнула волна демонстраций и протестов. Гарсия запечатлел в своей работе растущую ярость афро-американцев.

Шепард Фейри срисовал изображение с плаката Гарсии для своей серии плакатов «Андрэ Гигант». Он не ссылался на Гарсию, и по своему обыкновению заменил лицо с оригинального плаката на портрет Андрэ Гиганта. Добавив бессмысленный слоган: «Власть отряду» (Power to the Posse), Фейри лишил политического смысла этот классический плакат, созданный одним из лучших политических художников Америки.
Освободите Пуэрто-Рико!
Слева: «Немедленно освободите Пуэрто-Рико!» (Liberate Puerto Rico Now!), Young Lords Party, 1971 г.

Cправа: Украденный и измененный Фейри плакат Wage Peace: Obey, который не ссылается ни на оригинальныю работу, ни на партию Young Lords.
Плакат «Немедленно освободите Пуэрто-Рико!» (Liberate Puerto Rico Now!) был создан в 1971-м году неизвестным художником из партии Young Lords. Фейри украл и скопировал его. Плакат 1971-го года анонсировал конференцию, посвященную вопросу независимости Пуэрто-Рико. Мероприятие проходило в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В его организации участвовал студенческий союз пуэрториканцев, а саму конференцию посетила тысяча студентов.

Young Lords — политическая партия, основанная в конце 1960-х годов пуэрториканцами, живущими в Чикаго и в Нью-Йорке. Созданная по образцу «черных пантер» их организация выступала за независимость и самоопределение Пуэрто-Рико, а также боролась с расизмом, нищетой, жестокостью со стороны полицеских и угнетением пуэрториканцев, проживающих в США. Они называли себя антиимпериалистами и выступали против войны во Вьетнаме.
Искусство кубинского плаката


Слева: Рене Медерос, плакат без названия, шелкография. Куба, 1972 г. Один из самых известных кубинских художников, рисующих плакаты, изобразил революционеров Че Гевару и Камило Сьенфуэгос.

Справа: Скриншот был сделан 18.07.2007. на сайте bombingscience. Фейри скопировал работу Медероса и продавал футболки с этим изображением.

Линкольн Кушинг обратил мое внимание на то, что Шепард Фейри украл известную работу Рене Медероса (Rene Mederos) — одного из лучших кубинских художников 1960-х годов, рисовавшего плакаты. Американцы впервые увидели культовые работы Медероса в начале 1970-х, когда журнал Ramparts опбликовал серию его постеров, посвященных войне во Вьетнаме.

Работа, о которой идет речь, это — плакат без названия, созданный в 1972-м году. На нем изображены Че Гевара и Камило Сьенфуэгос (Camilo Cienfuegos) в кубинских горах. Медерос разрешил включить этот плакат в книгу Кушинга «Революция: искусство кубинского плаката» (Lincoln Cushing’s Revolución: Cuban Poster Art) и в книгу Дэвида Кунзеля «Че Гевара: икона, миф и послание» (David Kunzel, Che Guevara: Icon, Myth and Message).

Фейри же просто скопировал плакат Медероса во всех деталях, напечатал его на майках коллекции одежды Obey и продавал под названием «Кубинский наездник» (Cuban Rider). Фейри нигде и никогда не упомянал Рене Медероса. Увидев на сайте Bombing Science, на котором продается продукция Obey, одежду с украденным изображением с плаката Медероса, Кушинг написал им следующее письмо:

«Пожалуйста, примите к сведению, что изображение на футболке под названием «Кубинский наездник», которая продается на вашем сайте, — точная копия плаката кубинского художника Рене Медероса. Это — незаконное использование его работы. Я тесно сотрудничаю с обладателями авторских прав Рене Медероса и представлял их интересы, когда требовалось получить разрешение на использование работ Рене Медероса. Принимая во внимание, что ваша продукция нарушает права интеллектуальной собственности художника, вы можете сделать следующее: либо начать переговоры с обладателями авторских прав Рене Медероса и выплачивать им часть прибыли от реализации вашей продукции (если они дадут согласие на использование данного изображения), либо прекратить выпускать и рекламировать данные футболки. Пожалуйста, дайте мне знать, как вы намерены поступить.»

Крис Бродерс (Chris Broders), бизнес-партнер Фейри по бренды Obey, ответил Кушингу следующее: он признал, что компания нарушила права интеллектуальной собственности, и пообещал, что футболки будут изъяты из продажи и никогда больше не будут выпускаться. И действительно, если вы зайдете на сайт Bombing Science, то увидите, что эта футболка там больше не продается. В середине августа 2007-го года Кушингу написали из бухгалтерии Фейри и спросили, куда можно отправить чек на процентные отчисления с продаж, причитающиеся обладателям прав на работы Медероса. Так как футболки сняли с производства и перестали продавать, историю с плагиатом до сих пор не придали широкой огласке. Фейри никогда публично не признавался, что украл изображение с плаката Медероса, и, естественно, так и не извинился за это. Но этим история не закончилась.
Свободу Анджеле Дэвис


Слева: Феликс Белтран (Félix Beltrán), Свободу Анджеле Дэвис (Libertad para Angela Davis). Куба, 1971 г. Белтран создал этот плакат в знак поддержки Анджелы Дэвис, когда она была политзаключенной в США.

Справа: Украденная версия, превращенная Фейри в уличный постер, на котором не упомянуты ни Белтран, ни Анджела Дэвис.
Не удовлетворившись платиатом работ Рене Медероса, Фейри украл работу еще одного известного кубинского художника: Феликса Белтрана (Félix Beltrán). Уличный плакат Фейри, на котором изображена знаменитая американская правозащитница 1960-х годов Анджела Дэвис, на самом деле — точная копия известного плаката Белтрана. Линкольн Кушинг заметил, что плакат Фейри — копия работы Белтрана «Свободу Анджеле Дэвис», созданной в 1971-м году. Фейри не упомянул имени кубинского художника, который сейчас живет в Мексике. Кроме того, именно эта работа вызыает следующий вопрос: Фейри издевается над иконами левого движения или прославляет их?
Белые пантеры и Гари Гримшоу
В 1968-м году Гримшоу создал изображение белой крылатой пантеры, которая стала эмблемой Партии белых пантер (White Panther Party, WPP — леворадикальная антирасистская организация, выступавшая под лозунгом: «Секс, наркотики и рок-н-ролл» — прим. ред.). Вдохновленные и созданные по образу «черных пантер», «белые пантеры» состояли из хиппи-активистов Детройта, которых возглавлял поэт Джон Синклер (John Sinclair). Они хотели, чтобы эмблема их организации отражала цели «черных пантер», и Гримшоу создал вариацию логотипа Партии черных пантер — белую пантеру с крыльями. Эта символика воспринималась как инструмент политической борьбы и никогда не была направлена на извлечение прибыли.

Эмблема Партии черных пантер была адаптацией символики, которой пользовалась Lowndes County Freedom Organization — первая организация, боровшиеся за гражданские права в Алабаме. Крылатая пантера Гримшоу также стала логотипом MC5 — рок-группы, тесно сотрудничавшей с «белыми пантерами» и распространявшей идею молодежного протеста. В 1968-м году на Национальной конвенции Демократической партии США в Чикаго группа дала легендарный концерт в Линкольн-парке: они выступили перед пятью тысячами протестующих против войны (во Вьетнаме) прямо перед тем, как полиция напала на толпу: в ход пошли дубинки и слезоточивый газ.


Гари Гримшоу (Gary Grimshaw) —художник, в 1960-е рисовавший психоделические плакаты — создавал потрясающие афиши концертов The Doors, Джими Хендрикса, The Who, Cream и многих других. Его работы задавали планку плакатам и афишам контркультуры того времени.

Гари Гримшоу, афиша выступления группы MC5 в Сан-Франциско, 1969 г.
В 1969-м году Джона Синклера арестовали, судили и приговорили к десяти годам лишения свободы за то, что он продавал марихуану агенту полиции, работающему под прикрытием. Появилось международное движение за освобождение Синклера, и в декабре 1971-го года в американском городе Энн-Арбор состоялся огромный концерт под названием «Свободу Джону Синклеру» (John Sinclair Freedom Rally), на котором от лица заключенного лидера «белых пантер» выступили Джон Ленон, Йоко Оно, Стиви Уандер, Боб Сигер (Bob Seger), Фил Оукс (Phil Ochs) и другие музыканты. Гарии Гримшоу создал легендарную афишу для этого мероприятия. Через два дня после концерта Верховный суд штата Мичиган выпустил Синклера из тюрьмы и отменил его приговор.

Шепард Фейри увидел эмблему Гримшоу с крылатой пантерой и, не сообщив автору и не получив его согласия, скопировал изображение для своего бренда одежды Obey. Украденное изображение напечатали на футболках, куртках, джинсах и кепках, включив в дизайн слово Obey.

Украденная версия эмблемы, созданной Гримшоу, напечатанная на одежде OBEY.
На своем официальном сайте Фейри признается, что он украл эмблему «пантер». Плагиат вскрылся, когда жена и дети Майкла Дэвиса, басс-гитариста группы MC5, купили что-то из одежды Obey с украденным изображением. Поняв, что произошло, супруги Дэвис захотели встреиться с Фейри.

По словам Фейри, во время встречи произошло следующее: «Я встретился с Майклом Дэвисом, басистом MC5, и его жена Анджела Дэвис (она не имеет никакого отношения к члену Партии черных пантер Анджеле Дэвис — это просто потрясающее совпадение) буквально напала на меня за то, что я использовал эмблему MC5 с белой пантерой на одежде Obey. Это было очень мило, потому что она сказала, что они с мужем и их дети — поклонники Obey, и мы должны официально сотрудничать. Вот бы все «нападали» на меня так, как она!»
Во-первых, Анджела Дэвис была членом Коммунистической партии США, а не Партии черных пантер. Но не будем придираться к историческим фактам. Сказав, что на него напали за то, что он «использовал эмблему MC5 с белой пантерой», Фейри тем самым признался в плагиате. А слова «вот бы все «нападали» на меня, как она», видимо, отсылают к другим случаям плагиата, описанным в этой статье.

Я знал, что эмблему создал Гари Гримшоу, и нашел в Интернете его сайт — очевидно, это так хлопотно и сложно, что ни Фейри, ни его помощники не удосужились этого сделать. На сайте собраны работы, созданные Гримшоу на протяжении нескольких десятилетий, а его психоделические плакаты и афиши — это общеизвестные образцы психоделического жанра. Написав Гримшоу о плагиате Фейри, я спросил, что он думает по этому поводу. Вот отрывок из его письма:

«Изображение пантеры было создано Эмори Дугласом (Emory Douglas) — министром культуры «черных пантер». Я переделал его в эмблему «белых пантер». Изображение находится в общественном владении, как и было задумано. Это — изображение, с которым люди могут себя отождествить, вокруг которого они могут сплотиться, поэтому оно не должно быть защищено авторским правом или правом собственности. Оно было созданно именно в таком ключе. Коммерческое использование этого изображения, строго говоря, не является преступлением, так как оно находится в общественном владении, но от подобного использования разит низостью, которой это изображение как раз и должно было противостоять. Я надеюсь, что Майкл Дэвис, который называет это изображение «нашим (т.е. принадлежащим группе MC5) символом», вспомнит, что вскоре после того, как крылатая пантера впервые появилась в печати на афише, которую я сделал для их концерта в Straight Theatre в Сан-Франциско в 1969-м году, участники группы МС5 публично заявили, что они никак не связаны с Партией белых пантер; это случилось как раз, когда партия боролась за освобождение из тюрьмы своего председателя, Джона Синклера, и за то, чтобы еще три члена Центрального комитета партии (включая меня самого), на которых был выписан ордер на арест, не попали в тюрьму.»

Мне нечего добавить к этому ясному и скромному заявлению, кроме того, что мне очевидно, что белая крылатая пантера Гримшоу — это его оригинальная работа, к которой Фейри не имеет никакого отношения. Гримшоу  поступил благородно, предоставив свою работу в общественное пользование и ясно заявив, что она должна использоваться только в поличитеских и некоммерческих целях. Напечатав эмблему пантер на одежде, то есть использовав ее для извлеченя прибыли, Фейри ускорил процесс забвения американсой истории и превращения ее в товар, и, по моему мнению, он тем самым лишился права выступать от лица нонкомформистов.
Из Йелоустоуна в Ирак

«Йелоустоунский Национальный Парк» (Ranger Naturalist Service: Yellowstone National Park), неизвестный художник, ок. 1930 г. Плакат был создан для Управления общественных работ и должен был рекламировать путешествия по американским Национальным паркам.

Плакат Фейри «Привет из Ирака» (Greetings from Iraq), напечатанный в 2005 г.
Президент Франклин Делано Рузвельт в ходе своего «Нового курса» создал в 1935-м году Управление общественных работ (Works Progress Administration). Во время Великой депрессии многие американцы лишились работы, земли и средств к существованию, и Управление общественных работ дало им возможность найти работу. Федеральный проект по искусству (Federal Art Project) — часть Управления —  в 1935-1943 гг. занимался всем, что касалось искусства: они предоставляли работу художникам, писателям, актерам и музыкантам и финансировали различные проекты. За время своего существования Федеральный проект по искусству трудоустроил более пяти тысяч людей творческих профессий.

Проект запомнился тем, что субсидировал настенные росписи по всей стране; благодаря ему было также напечатано более тридцати пяти тысяч плакатов и афиш. Были созданы различные отделения, которые создавали плакаты в разных стилях и используя различные техники: шелкографию, резьбу по дереву, линогравюру и литографию. Художники затрагивали на плакатах различные темы, начиная со здравоохранения и грамотности, заканчивая трудом и военным производством. Несколько художников создавали плакаты, которые восхваляли красоты американских Национальных парков и побуждали людей птешествовать по ним. Один из таких плакатов под названием Ranger Naturalist Service: Yellowstone National Park, послужил Фейри материалом.

Плакат «Привет из Ирака» Фейри не является точной копией рекламного плаката Йелоустоунского парка, но в нем явно прослеживаются заимствования. Плагиат в этом случае не имеет ни политического, ни иронического подтекста: он просто доказывает, что Фейри слишком ленив, чтобы придумать что-то свое. Срисовав изображение, Фейри превратил гейзер во взрыв и использвал все остальные элементы изображения: изгиб неба, линию горизонта, холмы на переднем плане и даже то, как размещен текст.
Заключение

Плакат для выставки Шепарда Фэйри «Несовершенный союз», 2007.
Можно ли без зазрения совести называть Шепарда Фейри художником, который способен критически оценить «порочный союз правительства и крупного бизнеса» или высказываться на тему «подоплеки капиталистической машины»? Тем не менее, именно так его описывают в пресс-релизе лос-анджелесской Merry Karnowsky Gallery, в которой 1 декабря 2007 года открылась его персональная выставка под названием «Несовершенный союз» (Imperfect Union).

Однако ни в этом пресс-рилизе, ни в других рекламных материалах, которые распространяет Фейри, ни слова не сказано о том, что сам он тесно сотрудничает с этой самой «капиталистической машиной». В интервью, которое Фейри дал Guardian 3 ноября 2007 года, он заявил: «Я не противник капитализма. Если бы я был им, я бы не жил в США. Если ты каждый день просыпаешься, работаешь и тратишь деньги, ты — участник капитализма. Но это не означает, что у меня нет желания критиковать капитализм» или наживаться на нем.»
PSFK — всемирное маркетинговое агенство, предлагающее крупным корпорациям услуги в области рекламы, разработки и продвижении бренда — 18 сентября 2007 года провело конференцию в Лос-Анджелесе. Входной билет стоил 300 долларов, а среди выступавших был Шепард Фейри, который разделил сцену с Жаном-Мари Шилдсом (Jean-Marie Shields) из Старбакса, Кенни Очоа (Kenny Ochoa) из Sony BMG и другими корифеями крупного бизнеса. Одним из выступавших был Конн Фишбёрн (Conn Fishburn) — топ-менеджер Yahoo. Он представлял участников дискуссии под названием «Наша роль в вашем новом мире».

В пресс-релизе PSFK Фейри был описан, как «широко известный современный художник», который расскажет, как «он зарабатывает на своем искусстве». Фейри выступал перед очень состоятельными людьми: топ-менеджерами из Advanta, Nike, Saatchi & Saatchi, Visa USA, Warner Bros Records, Young & Rubicam и других корпораций из внушительного списка Fortune 500 (списка из пятисот крупнейших компаний США по мнению журнала Fortune — прим. ред.). Конечно же, Фейри рассказывал о «порочном союзе правительства и крупного бизнеса».

Некоторые сторонники Шепарда Фейри любят цитировать неправильно понятые слова Пабло Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие — крадут». Помимо того, что нелепо сравнивать Фейри с Пикассо, скорее всего, Пикассо имел в виду «воровство» декоративных элементов, которым занимались великие мастера, а никак не полное копирование чужих работ, которые затем подписываются своим именем.

Последний аргумент защитников Фейри заключается в том, что они признают, что он «заимствует» работы других художников, как умерших, так и ныне живущих, но заявляют, что все изображения находятся в общественном пользовании, поэтому права художников не нарушаются.

Есть и те, кто считает, что художники имеют право изменять уже существующие произведения искусства и таким образом создавать новые работы или делать актуальные заявления. С некоторыми оговорками я в целом согласен с этой точкой зрения, но при условиии, что заимствования не скрываются. Тем не менее, меня приводит в ярость, что кто-то может сделать карьеру, постоянно в тайне копируя работы других художников. Фейри все время без разрешения использует работы других. Может быть, пара подобных случаев и простительна, особенно если работы не используются в коммерческих целях, но Фейри превратил постоянное воровство чужих работ и их копирование в свой основной источник дохода.
Сегодня кража и незаконное использование чужих изображений в мире искусства достигли невиданных масштабов, и скоро постоянный «подрыв» и искажение истории причинят огромный вред искусству, сделав его пустым и бессмысленным. Под «подрывом» я понимаю поверхностное и бездумное использование информации, связанной с нашим общим прошлым, людьми, которые не разбираются в истории. Это именно то, в чем виноват Фейри: он использует исторические изображения просто потому, что они ему «нравятся», а вовсе не потому, что он понимает их значимость для истории и искусства. Если внимательно изучить бунтарский налет и псевдооппозиционность искусства Шепарда Фейри, окажется, что в нем нет никакого политического воображения.

Фейри превратил постоянное воровство чужих работ и их копирование в свой основной источник дохода.

В 1916-м году Генри Форд, знаменитый американский мультимиллионер, фанатик и основатель автомобилестроительной компании Ford, произнес печально известную фразу: «История — вздор» (History is bunk). Именно это возмутительное заявление стало посылом искусства постмодернизма, что и отражается в небрежном отношении к истории Фейри.

В конечном счете, его работы — воплощение «щеголяния радикализмом». Они лишены исторической памяти и предлагают в качестве вызова неутишительному положеню дел в мире лишь жалкие потуги, бессвязный лепет и намеренную неясность. Подобный художник не может предложить критическую оценку нашего положения.
Перевод статьи Марка Валлена, опубликованной на блоге Art For A Change в 2007-м году. Перевод с английского: Ксения По.
Вы можете больше узнать о Шепарде Фейри, посетив сайт Obey Giant.
10 понравилось
Лумит — одержимый граффити Лумит — одержимый граффити

Матиас Кёлер — один из самых знаменитых немецких граффити-художников. Его стиль до сих пор остается непревзойденным образцом оригинальности и мастерства.

13 11313
Финста: Мне не нравятся избитые идеи Финста: Мне не нравятся избитые идеи

Яркий художник и иллюстратор, чей стиль, полный юмора и неожиданных решений, можно безошибочно узнать в любой работе — будь то граффити, иллюстрации, комиксы или анимация.

5 8889
Userpics_micro
Amesymmetry 26 сентября 2012 в 01:21 ссылка на комментарий
Обманывает в первую очередь сам себя...
Missing
Jane 26 сентября 2012 в 08:55 ссылка на комментарий
Явно автор статьи переносит личное отношение к Шепарду на его творчество, думаю что у большинства кто увидит его работы живьем сразу отпадут все сомнения, лучше всего конечно на эту тему выразился Джим Джармуш: Ничего оригинального нет. Крадите все, что вдохновляет вас или дает пищу воображению. Хватайте старые фильмы, новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, дорожные знаки, деревья, облака, воду, свет и тени. Для грабежа выбирайте только то, что трогает напрямик вашу душу. Если вы будите делать именно так, ваши работы (и кражи) будут аутентичными. Аутентичность не ценна; оригинальности не существует. Не нужно даже беспокоиться сокрытием кражи — празднуйте ее, если она вам удалась. В любом случае, помните, что сказал Жан-Люк Годар: "Не важно откуда вы берете — важно куда".
6
Userpics_micro
H8N 26 сентября 2012 в 10:54 ссылка на комментарий
можно уважать этого парня за то, что он самый высокооплачиваемый расклейщик во всем мире
3
Userpics_micro
Monko 26 сентября 2012 в 12:11 ссылка на комментарий
Да уж. Спорный персоонаж.
Missing
LST 26 сентября 2012 в 12:41 ссылка на комментарий
Марк Валлен уж очень односторонне написал свою статью, такое ощущение что хотел просто пропиарить свой блог за счет более известного колеги. Если следовать его логике, то тот же поп арт вообще не имеет право на жизнь. Шепард определенно один из самых уважаемых современных художников, если даже не творчеством, то благотворительной деятельностью и поддеркой большого количества благотворительных фондов. В одном из интервью для журнала "Интервью Магазин" он высказался на эту тему: "На самом деле я считаю, что соблюдение авторского права и уважение к интеллектуальной собственности очень важно – это не дает людям просто так тиражировать творение, что могло бы тем или иным образом принести вред его создателю. Допустим, я потратил немало времени на создание произведения искусства, а кто-то, осознав, какова его цена на рынке, начнет распространять ее, забрав себе часть рынка, это очень даже неприятно. Но мой путь в искусстве, как и у многих других – это расширение коммуникативных возможностей, и здесь крайне важно иметь точку опоры, от которой можно отталкиваться. Мои работы созданы под впечатлением от некоторого произведения, которое я полностью преображаю, вкладывая в него новый смысл, не имеющий ничего общего с оригиналом. При этом оригинальное произведение может пережить второе рождение или приобрести новую аудиторию."
4
Userpics_micro
nezd 27 сентября 2012 в 17:46 ссылка на комментарий
Можно сколько угодно размусоливать и разжёвывать, кидаясь во всякие философские крайности, но художник - это тот, кто умеет рисовать, либо тот, кто имеет оригинальные идеи и придумал оригинальный способ их выражать.
1
Userpics_micro
taras_twistle 28 сентября 2012 в 01:36 ссылка на комментарий
Хорошие художники копируют, великие художники воруют. Пабло Пикассо
-4
Userpics_micro
WAVE 29 сентября 2012 в 12:59 ссылка на комментарий
В целом, создать что-то новое и гениальное сейчас - практически невозможно, т.к. мы живем в век избытка информации, мы просто физически не сможем опередить прогресс. И поэтому вокруг и всюду люди, которые занимаются тем, что производят некий отбор. Вот пример Шепарда, он, конечно, не художник в моем личном понимании, но в любом случае - то, что он делает - несомненно важно и нужно, т.к.ну кто бы вообще вспомнил и узнал многие символы из тех, что он погрузил в новую рамку и показал людям. Не всем, конечно, тут и продажи и пиар, но все-таки. Однозначно у него прослеживается рабочая тематика, пролетарская даже - пусть и немного подогнанная под современного зрителя. А, в таком случае - это вдвойне хорошо. В общем, отношение к "плагиату" Фейри, зависит скорее от вашего к нему отношения. И не "хорошего" или "плохого", а именно - художник ли он, или же просто трудяга в своей среде. В любом случае, даже сам поиск всех этих символов и знаков на просторах современной свалки информации - уже хорошее дело.
-1
Userpics_micro
nezd 29 сентября 2012 в 17:04 ссылка на комментарий
"В целом, создать что-то новое и гениальное сейчас - практически невозможно" Гениальное зачастую никак не связано с новизной. Чтобы создавать нечто хотя бы оригинальное, нужно просто не по сторонам пялить, а НА себя и В себя. А все эти слова, что всё уже было, блаблабла это для слабаков, которые в этом обилии информации потерялись.
Userpics_micro
Gribojuke 29 сентября 2012 в 22:06 ссылка на комментарий
Каждый зарабатывает себе на жизнь,как может.Другое дело,что после смерти,такие,скажем так,художники забываются людьми,поскольку ничего нового они не привнесли.На мой взгляд любой художник старается принести в мир что-то новое,делая из своих произведений своеобразную "призму",через которую человек смотрит,и видит окружающие пространство(не только физическое пространство)иначе,в другом свете,цвете.Именно своеобразное виденье мира,выделяет художников,ведь каждый по разному воспринимает мир.В этом ценность художественного произведения. Мне нравиться закос Фейри под агитационные коммунистические плакаты,особенно узоры.Взять за основу стиль агитплаката и делать всякие возможные СВОИ вариации,рисунки на эту тему.Но когда понимаешь,что не только стиль,но сами рисунки,фотографии сворованы,и при этом еще тиражируются и приносят немалые деньги,то как-то задумываешься-есть ли совесть? .Я хоть надеюсь,что он сделал контрастное изображение лица Андре в ручную,а не просто залил в прогу и настроил контрастность. На самом деле,конечно,сколько людей,столько и мнений. И да,майки с Черепом СС,это полный провал!
1
Missing
GuillaumeHoarau 19 сентября 2018 в 20:48 ссылка на комментарий
вам с автором надо дружить )))
Userpics_micro
inxs 30 сентября 2012 в 14:21 ссылка на комментарий
я всегда думал, что в этом и заключается его фишка)
Userpics_micro
MADE_IN 30 сентября 2012 в 17:17 ссылка на комментарий
прочитала. Интересно, все равно я никогда не могла понять его работ, хотя читала достаточно литературы. Пускай он заимствует изображения других художников, но переделывая их он вкладывает что то свое...Мне это нравится
1
Missing
MassOne 04 октября 2012 в 17:42 ссылка на комментарий
Мне кажется, что проявление острого ума в произведениях стрит-арта важнее всего и не столь важно, как это изображать. Но тут остроумия нет вовсе, одна копипаста непонятно чего и непонятно для чего.
3
Missing
Шепард в своем подходе к творчеству и работам - типичный граффити-художник, цель которого зачастую простое продвижение одного/двух имён. То что Валлена раздражает неграмотность Фейри, "кража" изображений и лишение плакатов их предыстории, вполне обоснована. Сам Шепард этого и не пытается скрыть. Ведь все его плакаты - это абсурд, цель которых заставить проходящих по улице людей подумать: "WTF?" :-) А использование данных изображений в целях заработка - отдельная тема, которая относит нас к вопросу о сути исключительных прав.
1
Userpics_micro
Abel-kras 19 февраля 2013 в 19:37 ссылка на комментарий
после Дюшана, для многих это стало нормой
Userpics_micro
чувак молодец! поднял денег, стал известным. ему больше ничего и не нужно.
Missing
KYRT 16 января 2014 в 20:45 ссылка на комментарий
Как по моему сам Марк испытывает личную неприязнь к Фейри, который в свою очередь использует всемирно известные образы для того чтобы просто прикольнуться над ними.Сами посмотрите после обработки эти вещи стали нести совсем другой смысл и настроение.Парень просто пытается привязаться к чему только можно.Очень жаль, что в мире искусства существуют такие люди как Марк Валлен
-1
Missing
GuillaumeHoarau 19 сентября 2018 в 20:47 ссылка на комментарий
+
Missing
DOP 27 апреля 2014 в 02:24 ссылка на комментарий
Чтобы ты ночку на унитазе посидел мистер Марк!!!
-2
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.