Наверх
17 ноября 2012 в 23:11 Стрит-арт Мнения 14 17 13006

Кто платит за уличное искусство?

Навряд ли бы стрит-арт и граффити приобрели массовую популярность, если бы этому не способствовали определенные внешние факторы. Рассмотрим основные из них.

Alone Фото: © Ludo
В последние годы все поклонники уличного искусства могли заметить, что стрит-арт и граффити стали очень популярны во всем мире. В самых разных странах проходят выставки и фестивали с участием уличных художников и райтеров, которые демонстрируют свои работы на холстах и расписывают поверхности огромных размеров. Количество интересных авторов очень велико, а что уж говорить обо всех остальных, кто хочет успеть «поймать модную волну».
Alone
Фильмы, книги, журналы и все, что связано с граффити и уличным искусством, уже давно стало популярным не только среди тех, кто рисует на стенах. А там, где возникает общественный интерес, сразу появляется возможность извлечь финансовую выгоду. В этой статье я бы хотел попытаться найти движущие силы развития мирового уличного искусства — ведь одного энтузиазма самих художников, к сожалению, вряд ли бы хватило для того, чтобы весь мир стал говорить о стрит-арте.
СМИ
Alone Кадр из фильма «Выход через сувенирную лавку»
Прежде всего, подобной «истерии» вокруг уличных художников не было бы, если бы стрит-арт активно не обсуждали в крупных СМИ, которые всегда ищут новые темы. Такие персонажи, как Бэнкси и Шепард Фэйри, имена которых уже набили оскомину, стали катализаторами популяризации стрит-арта в обществе. Превратив их в настоящих звезд масс-медиа, СМИ тем самым продвигают и уличное искусство в целом. Когда родители спросили, видел ли я «Выход через сувенирную лавку», я понял, что волна популярности стрит-арта достигла невероятных масштабов.
Alone Заметка из британской газеты The Guardian, благодаря которой Паша 183 стал широко известен за границей.
Говоря о России, нельзя не упомянуть шумиху, возникшую вокруг Паши 183. Он рисовал и создавал различные инсталляции в течение многих лет, но оказался в центре внимания широкой общественности только после того, как английская газета назвала его «русским Бэнкси». Все эти годы творчество Паши 183 было интересно только посвященным. Однако как только англичане написали о нем, чтобы в очередной раз упомянуть Бэнкси, Паша сразу стал звездой российского стрит-арта в глазах простых людей не только на Родине, но и за границей.

Кадр из сюжета об одном из проектов Тимофея Ради

Паша 183 в журнале «Афиша». Фото: © Ольга Хабарова
Еще один пример: Тимофей Радя (T-Radya) из Екатеринбурга, который занимается уличным искусством всего пару лет. Несмотря на талант и трудолюбие, он вряд ли бы смог так быстро завоевать признание зрителей, если бы не внимание к нему со стороны СМИ и упоминания на большом количестве Интернет-ресурсов. Безусловно, проекты Ради достойны внимания, но улица для Тимофея — холст, а его музей — экраны мониторов и телевизоров. И так можно сказать обо всех известных уличных художниках. Даже небезызвестный Кирилл Кто, который не только творит, но иногда практически живет на улице, очень активно использует Интернет для демонстрации и обсуждения своих работ и периодически появляется в объективах телекамер.

Кирилл Кто в сюжете канала «Москва 24», 2012 г.

Jam Style и Da Boogie Crew во время съемок клипа, 1999 г. 
СМИ не только рассказывают широкой публике о стрит-арте, но и привлекают в граффити и уличное искусство новых последователей. Несмотря на то, что очень часто телевизионные сюжеты и передачи, рассказывающие о рисовании на улице, весьма поверхностны и искажают факты, они практически всегда вызывают интерес у молодежи. В качестве примера можно вспомнить передачи с участием Jam Style и Da Boogie Crew, которые в начале двухтысячных годов способстовали развитию хип-хопа в России. Их первый клип «Вы хотели party» неожиданно для авторов попал на многие российские телеканалы и произвел большое впечатление на многих отечественных граффти-райтеров, которые тогда начинали рисовать.

Говоря о СМИ, конечно же, нельзя не упомянуть легендарную статью о нью-йоркском райтере Таки 183, опубликованную в газете Нью-Йорк Таймс 21-го июля 1971-го года. Благодаря ей еще больше американских подростков узнали о граффити и решили взять в руки маркеры и аэрозольную краску.

Итак, к СМИ можно относиться как угодно и критиковать их (почти всегда заслуженно) в искаженном и поверхностном взгляде на вещи, но очевидно, что именно телевидение, пресса и Интернет способствует популяризации тех или иных явлений и субкультур, а также спросу на них.
Галереи
Помимо интереса со стороны журналистов и Интернет-пользователей, есть и другие силы, влияющие на развитие уличного искусства. Так, еще в 1980-е годы галеристы в Америке и Европе начали продвигать граффити-райтеров как «новых современных художников». Такие известные в граффити-среде личности, как Донди (Dondi), Футура 2000 (Futura 2000), Ли (Lee) и многие другие после активного рисования в нью-йоркской подземке с легкой руки деятелей рынка искусства стали продавать свои работы коллекционерам.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Футура 2000 во время подготовки к выставке в 1980-м. Фото: © Рафаэль Пакера Alone Райтеры во время подготовки к выставке в начале 1980-х. Фото: © Рафаэль Пакера Alone Фото: © Рафаэль Пакера
В наши дни история повторяется: граффити-райтеры и уличные художники пользуются большим спросом у галерей. Конечно, по меркам рынка современного искусства цены на их произведения не так высоки, но интерес со стороны коллекционеров на лицо. Показательным событием можно считать огромную выставку Art In The Streets, которая прошла в 2011-м году в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA). Известный галерист и куратор Джефри Дэйч (Jeffrey Deitch) собрал работы самых известных граффити-райтеров и уличных художников: среди участников были Бэнкси, Шепард ФейриФутура 2000, Ос Джемеос (Os Gemeos), Барри МакГи (Barry McGee), Кавс (Kaws),  команда MSK и многие другие очень известные личности.

Alone Выставка Art In The Streets в 2011-м году. Фото: © Грегори Бохоркес
Интересно, что Дэйч продвигал граффити в галереи еще в 1980-е, так что, если он организовал мероприятие подобного масштаба сейчас, то, скорее всего, он уверен в финансовом потенциале стрит-арта.

Российский рынок современного искусства очень сильно отстает от американского и европейского, поэтому о востребованности у нас уличных художников в галереях говорить пока не приходится. Тем не менее, существует большая вероятность, что кто-то рано или поздно попытается занять эту нишу.

Джефри Дэйч. Фото: © Энн Йохансон
С одной стороны, галереи зарабатывают, продавая работы уличных художников и граффити-райтеров. С другой стороны, они дают художникам возможность обеспечивать себя за счет своего творчества. Рисование на стенах способствует признанию в среде единомышленников и росту популярности, а галереи, продавая работы на холстах и бумаге, дают райтерам и художникам возможность заработать и попробовать свои силы в новом формате.
Строительные инвесторы
Alone Район Вайнвуд в Майами.
На первый взгляд может показаться странным, что творчеством уличных художников заинтересовались инвесторы, вкладывающие средства в недвижимость. Казалось бы, зачем строительному бизнесу с его огромным денежным оборотом мог понадобиться стрит-арт? Секрет прост: масштабные произведения уличных художников привлекают внимание широкой общественности к неблагополучным зданиям или даже к целым кварталам, которые после увеличения общественного интереса можно превратить в выгодную для вложения средств недвижимость. Владимир Вован (Waone) из украинского дуэта Iнтереснi Казки рассказывал в одном из своих недавних интервью, что все крупные фестивали уличного искусства в США почти всегда имеют коммерческую цель.



Владимир Вован. Фото: Марта Купер
«Художников приглашают рисовать в неблагополучном районе города: после этого он оживает, становится престижным, растет в цене недвижимость. Мы участвовали в подобных проектах в Майами, Балтиморе и Атланте».
В 2010-м году в Берлине состоялся проект «Турмкунст» (Turmkunst). Его целью было привлечь внимание людей к необычному архитектурному строению, которое простаивало и никак не использовалось. Расписать башню пригласили очень известных уличных художников: Хонета (Honet), Флаинг Фортресса (Flying Fortress) и Сози (Sozy one). Проект широко освещался и, естественно, привлек внимание к зданию. Однако мало кто знает, что организаторы «Турмкунст» собирались перекрасить здание, как только оно станет популярной галереей.
Alone Проект Turmkunst (в переводе с немецкого «башня искусств»). Фото: © Turmkunst
Известный американский предприниматель Тони Голдман (1943-2012), пригласив художников и создав мастерские, превратил неблагополучный промышленный район Нью-Йорка Сохо в один из самых престижных и модных в городе. Нечто подобное он сделал и в Майами: организовал в складском квартале под назвнаием Вайнвуд (Wynwood) фестиваль уличного искусства Wynwood Walls. В результате район покрылся произведениями уличного искусства, а цены на недвижимость в нем значительно выросли.

Тони Голдман. Фото: Eater
Alone Работа Iнтереснi Казки в районе Вайнвуд, 2011-г. Фото: © Iнтереснi Казки
Безусловно, подобные мероприятия и фестивали приносят пользу, так как способствуют росту популярности как самих художников, так и стрит-арта в целом. Тем не менее, их организаторы получают намного большую выгоду, чем люди, непосредственно связанные с уличным искусством.
Бренды и чиновники
Помимо инвесторов в недвижимость, организация фестивалей по росписи фасадов интересна брендам как хорошая рекламная акция. Подобные мероприятия стали проходить и в России, когда организаторы и чиновники поняли, что это отличная реклама и возможность внецелевого распределения бюджета. При этом о материальном вознаграждении самих художников речи, к сожалению, обычно не идет.
Alone Абер и Морик в Казани, на фестивале Like it Art. Фото: © Urban Roots
В качестве примера можно привести очень крупное мероприятие под названием Like it Art, которое прошло летом 2012-го года в Казани при поддержке муниципалитета города, одного из сотовых операторов «большой тройки» и других спонсоров. На фестиваль пригласили российских уличных художников и их коллег из Восточной Европы и ближайшего зарубежья. Они расписали почти три десятка торцов многоэтажных домов, но, не получили никакого вознаграждения за свою работу. Им предоставили жилье, оплатили транспортные расходы, питание и обеспечили материалами для рисования. Многие художники с удовольствием готовы работать на таких условиях, но согласитесь, что росписи подобных масштабов — это тяжелая работа, и мероприятия, которые проводят с таким размахом, могут себе позволить заплатить авторам гонорары.
Alone Владимир Нутк в рамках фестиваля MOST в Москве, 2012 г. Фото: © Нутк
Иногда уличным художникам стоит лишний раз подумать, стоит ли вообще участвовать в подобных мероприятиях: ведь, рисуя на акциях, при проведении которых «осваиваются» деньги из бюджета, художники косвенно помогают в этом организаторам. Безусловно, для многих художников возможность делать масштабные рисунки на улице и доносить свои работы до зрителей намного важнее финансовой стороны дела, но стоит задуматься, сколько денег тратят на крупные фестивали и акцииы и сколько по итогу получают художники.
Выводы
Что мы имеем в итоге? С одной стороны, общественный интерес играет на руку не только тем, кто хочет заработать на уличном искусстве, но и самим художникам, которые получают признание и возможность обеспечивать себя за счет творчества. С другой же стороны, может оказаться так, что субкультуру в очередной раз эксплуатируют, и люди «из вне» извлекают куда больше выгоды, чем художники, которые творят по зову сердца и не думают о материальном вознаграждении.
Alone Фото: © Escif
Материал подготовил Дмитрий Аске.
17 понравилось
Запись на мастер-класс Марка Дженкинса Запись на мастер-класс Марка Дженкинса

До 20-го ноября у поклонников стрит-арта из Перми есть возможность записаться на многодневный мастер-класс известного уличного художника из США.

2 3382
История Сантиголд История Сантиголд

Одна из самых красивых нью-вейв исполнительниц, заручившись поддержкой именитых продюсеров современности, выпустила второй альбом и 22-го ноября выступила с концертом в России.

1 3323
Userpics_micro
Ninety 15 ноября 2012 в 04:42 ссылка на комментарий
это неизбежно поскольку общество имеет тенденцию к "развитию" и художник имеет нечто схожее, для собственного развития, получения опыта подобная система даёт ему эту возможность никто просто так не разрешит оформлять фасады зданий без каких либо согласований к тому же людям предоставляют ко всему прочему материалы (да и не только) есть такая вещь как "художественный интерес", и он не является каким-либо эквивалентом деньгам с моей точки зрения
3
Missing
MassOne 15 ноября 2012 в 13:25 ссылка на комментарий
Прекрасная статья. Всегда интересовала эта сторона медали.
4
Userpics_micro
werfis 15 ноября 2012 в 14:59 ссылка на комментарий
все превращается в эти деньги!даже для искусства среди них нет места.и если искусство продается то это уже бизнесс.
Missing
Dikson 15 ноября 2012 в 15:50 ссылка на комментарий
Хорошая статья.
3
Userpics_micro
DRUM33 15 ноября 2012 в 16:01 ссылка на комментарий
Да, позванательно)
1
Userpics_micro
CHIZZ 15 ноября 2012 в 16:08 ссылка на комментарий
А самое обидное что все за всей этой коммерческой выгодой, люди не видят того что им пытался донести художник.
1
Userpics_micro
nezd 15 ноября 2012 в 18:43 ссылка на комментарий
поправьте пожалуйста "субкультуру в очередной раз эксплотируют" - эксплуатируют. По теме - всегда есть люди, которые творят, и люди, которые умеют делать бабки. Но если в случае с отношениями иллюстратор\агент связь нормальна - иллюстратор рисует и не тратит время и нервы на "меркантильную" часть, то стрит-арт изначально движение андеграундное, а начало ротации бабла в андеграунде ни к чему хорошему не приводит обычно. Но это в плане явления или движа, зато каждый отдельный талантливый человек имеет возможность не только заниматься любимым делом, но и кушать на дивиденды от него, это же мечта почти.
5
Userpics_micro
DIY. Об этом многие позабыли )
Userpics_micro
сегодня все боятся быть обманутыми, но в этом страхе можно окончательно затеряться и остаться навсегда, вечно стоя перед зеркалом, разговаривая сам с собой и автотренинговать насколько ты прекрасен и не можешь быть воспринят окружающим миром. на мой взгляд все перечисленные тобой аспекты положительны и отражают актуальность того или иного художника или же пласта культуры в целом. по сути, всем этим спросом со стороны сми, галерей и бизнеса уличное искусство принимается социумом и легитимизируется как часть современной культуры. и считаю глупым оставаться в андерграунде, не контактируя ни с кем, нужно наоборот использовать все предложения от всех институций и их хакать. culture jaming, короче.
Userpics_micro
nezd 16 ноября 2012 в 15:58 ссылка на комментарий
мне кажется, здесь главное для художника, в которого вливаются средства, видеть чёткую грань - когда платят и денежно поощряют за то, что ОН делает, хочет и любит делать, и когда начинают "подсказывать" и использовать в качестве инструмента.
2
Userpics_micro
inxs 17 ноября 2012 в 13:35 ссылка на комментарий
никогда не участвовал в каких-либо мероприятиях подобного рода, считаю это просто "не тру"
1
Userpics_micro
Все можно в себе объединить, вопрос лишь в том, насколько человек (художник) закомплексован и закрыт к обществу. У творчества нет границ, главное не терять своей природы и двигаться в ногу со временем. За деньги или бесплатно, какая разница....если ты делаешь то, что делаешь)
4
Userpics_micro
tradya 19 ноября 2012 в 21:22 ссылка на комментарий
На самом деле странно считать, что зарабатывать искусством - плохо. Нет, это хорошо, просто надо правильно это делать. По отношению к самому себе. Уметь работать с условиями, которые описаны в статье, хорошо понимать, как это устроено. Это инструменты, которыми можно пользоваться. "Ничто не верно само по себе, но всё - по обстоятельствам". PS: Насчет недвижимости, мне кажется важно сказать, что расписанные стены - это только небольшая часть всего процесса, который приводит к росту цен.
5
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.