Наверх
27 октября 2014 в 14:10 Стрит-арт Отчеты 0 5 6197

Отчет с Casus Pacis

Casus Pacis, Музей стрит-арта

В Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге завершилась масштабная выставка. Наша редакция поговорила с одним из кураторов и несколькими участниками о прошедшем мероприятии.

Alone Эссиф (Escif), Испания. «Война». Фото: Музей стрит-арта. Чтобы посмотреть в большом размере, нажмите на фото.
С 29-го июня по 15-е сентября в Музее стрит-арта прошла первая выставка под названием Casus Pacis (лат. 'повод к миру'), в которой приняли участие художники из разных городов России и Украины, из Испании, Германии и Польши. Проект стал частью параллельной программы «Манифеста 10» — одной из самых значимых европейских биеннале молодого современного искусства — которая в этом году проходит в Северной столице. Кураторами выставки Casus Pacis выступили: Михаил Астахов (Музей стрит-арта, Санкт-Петербург), Анна Нистратова (Москва) и Вова Воротнев (Киев). 

Alone Работа Паши 183 Casus belli, Москва, 2012 г. Чтобы посмотреть в большом размере, нажмите на фото.
Экспозицию  изначально планировали приурочить к столетию с начала Первой мировой войны. Однако позднее к теме воспоминаний о прошедшей войне добавились размышления на тему украинских событий. «Casus pacis — редко употребляемое словосочетание, антоним более известного casus belli (лат. 'повод к войне'). Классическим casus belli было убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараеве, с которого началась Первая мировая война. Классическими сasus belli для новой мировой войны могут/могли стать и украинские события», — говорит один из кураторов выставки Михаил Астахов. В рамках проекта состоялась роспись стен на территории Музея стрит-арта и Кронштадта, создание инсталляций, проведение лекций и мастер-классов, перформансы, концерты и экскурсии.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Музей стрит-арта Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Музей стрит-арта Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin Alone Музей стрит-арта во время проведения Casus pacis. Фото: Dmitriy Tibekin


Михаил Астахов, один из кураторов выставки

Идея сделать первую выставку в Музее стрит-арта пришла в голову Дмитрию Зайцеву. Идея сделать выставку тематической и мультидисциплинарной пришла в голову Полине Ёж. Идея сделать выставку про Первую мировую просто пришла в голову. Идея сделать выставку украино-российскую пришла в голову Анне Нистратовой и Володе Воротневу. Идея сделать выставку Casus Pacis пришла в голову одновременно всем. Мы выбирали художников, исходя из их способности рефлексировать на тему миротворчества. В экспозицию вошли настенные рисунки, холсты, инсталляции и т.д.

В рамках Casus Pacis состоялся проект росписи стен в Кронштадте. Этот небольшой город сыграл малоизвестную, но важную роль в Первой мировой и ее последствиях: именно здесь в 1914-м году стоял корабль французов, а также эскадра англичан: с них дипломаты этих стран вели переговоры с двором Николая II относительно участия России в войне. Нужно помнить, что экономические связи с Германией в то время были критически более значимы нежели, например, с Великобританией. Именно в Кронштадте произошли события, которые привели в итоге к крушению царского режима, падению Российской империи, формированию первого в мире социалистического государства и существенному изменению положения рабочих в лучшую сторону по всему миру в целом и в беднейших странах в частности. Таким образом, маленький город сыграл величайшую роль в истории «короткого» ХХ века. Не меньшую, чем Сараево, в котором был убит эрцгерцог Фердинанд.

Preview Preview Preview Preview Preview Preview
«Нам просто надоело быть объектами чужой политической и медийной воли.»
Сегодня мы все наблюдаем, что происходит в «маленьких городах», горящих пожарами гражданских войн стран: Кроматорске, Славянске, Алеппо, Хомсе, — и даже пока не представляем себе, какую роль любой из них сыграет в истории века XXI. А ведь важнейшие события, определяющие весь дальнейший ход истории, происходят на наших глазах. Мы боремся своей выставкой против войн, и об этом мы хотели сказать, в том числе, и кронштадтской частью нашего проекта.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Эссиф (Escif), Испания. «Мужчина и танк». Фото: Музей стрит-арта Alone Эссиф, «Черный пояс», «Экономические показатели». Фото: Музей стрит-арта
Основная концепция выставки — «Нет войне!» Не просто какой-то конкретной, а нет войне как феномену разрешения общественных проблем и способу стравливания людей. Нам просто надоело быть объектами чужой политической и медийной воли. Каким образом мы это говорим, каким художественным форматом, становится вторичным. За отдельными художественными звуками начинает быть слышен гул искусства, стройный хор, требующий мира от всех без исключения властителей, будь то властители денег и СМИ или их менеджеры в исполнительной, законодательной или судебной власти.

Alone Кирилл Шаманов, Санкт-Петербург. «Одна секунда до наступления мира». Фото: Кирилл Шаманов
Любой наполненный стакан состоит из множества капель, поэтому добавляя даже одну каплю в стакан Добра, ты приближаешь его, Добра, победу. Повлияла ли «Герника» или «Голубь мира» Пикассо на мысли людей, заставили ли эти работы задуматься о важных вопросах? Вот, к примеру, я, Михаил Астахов — один из людей, и на меня эти работы повлияли. То есть, одна капля человеческой цивилизации прибавилась в некоем «стакане». Заставит ли работа Эссифа «Casus Belli/Война» с руками, чокающимися бокалами с шампанским, в которых просматриваются руки политиков, задуматься о причинах и следствиях, о субъектах и объектах того, что мы называем «миром» или «войной», укажет ли путь к миру, вектор приложения энергии? Думаю, кому-то это раскроет глаза. Не всем, но кому-нибудь точно. К примеру, у мамы моей жены, по ее словам, мурашки по коже пробежали, когда она эту работу осознала — под таким она была впечатлением. Так что ответ однозначно —да, произведения искусства в целом и подобные выставки в частности могут влиять на людей, на их образ мыслей.
Alone Рустам Кьюбик (Qbic), Казань. «Встреча». Фото: Музей стрит-арта.

Рустам Кьюбик, участник выставки из Казани
На выставке я представил одну работу на стене, «Встреча», и три холста: «Родник», «Маленький остров» и  «Возвращение». Эскиз для стены родился там же в первые дни проживания на территории музея. Меня вдохновили на рисунок строки персидского поэта Алишера Навои:


Сделал Он человека вершиной творения,

Нет в созданиях земных человеку сравнения.

Кладезь мудрости в сердце его заключил Он, 

И в тайник тот свое существо заключил Он.

Чудной тайны хранилище эта казна, 

Талисманом творения ей сила дана.

Талисман ты хранишь, тайну чтишь величаво, 
О душа! Твоему сотворению слава!

Думаю, название работы и эти строки раскрывают ее смысл. А остальное пусть лучше осмысливает зритель.
Alone Рустам Кьюбик. Холсты «Родник», «Маленький остров», «Возвращение домой». Чтобы посмотреть в большом размере, нажмите на фото.
«Я считаю, что нужно показывать что-то доброе, призывать к хорошему, а не напрямую агитировать против войны.»
Мои работы не связаны с темой выставки напрямую. Я считаю, что нужно показывать что-то доброе, призывать к хорошему, а не напрямую агитировать против войны или ее осуждать. Да и кураторы знакомы с моим творчеством, и если пригласили поучаствовать, значит посчитали меня подходящим концепции выставки.

Я уверен, что подобные выставки и произведения искусства в целом могут повлиять на людей. Сколько бы ни было информации в мире, человек все равно будет к ней обращаться. Важно, чтобы таких мероприятий было больше. И делать это нужно искренне.

В день открытия я был на территории музея, но не особо следил за программой — был занят своими делами и общением с друзьями. Пространство музея — очень интересное. Все  рядом: работы не раскинуты по всему городу, и ты можешь обойти их все сразу. Единственно, стены-то когда-нибудь закончатся. Хотя, это не так страшно — можно и перекрывать старые работы. Что бы я сделал, чтобы улучшить музей? Не знаю… Приехал бы еще порисовать!
Alone Павел Ртуе (Rtue), Севастополь. She Comes Without Demand. Фото: Музей стрит-арта
«Многие шедевры искусства обладают очень сильной энергетикой и передают эмоциональное состояние — к этому стоит стремиться современным авторам.»

Павел Ртуе, участник выставки из Севастополя
Для выставки Casus Pacis я сделал рисунок на стене и привез три небольших работы на оргалите. В своей работе я старался рассказать о войне, используя свои стилевые и композиционные приемы. Текст на стене упоминает войну как одушевленное существо, несущее разрушения — это выражено резкими контрастами цветов и острых форм общей композиции. 

О Первой мировой войне, как мне кажется, никто даже не собирался высказываться, поскольку сегодня события на Украине для нас являются ближе и важней. Все-таки, в первую очередь, это выставка уличного искусства — наверное, на этом был сделан более важный акцент, чем на теме самой выставки. В большинстве представленных работ я совершенно не уловил связь с основной темой. Я старался не затрагивать тем Майдана и вообще в своем творчестве не считаю нужным касаться политики. Текст моей работы адресован не какой-то конкретной войне — я хотел передать ощущение ее наступления.
Многие шедевры искусства обладают очень сильной энергетикой и передают эмоциональное состояние — к этому стоит стремиться современным авторам.

Я был на открытии Casus Pacis, но не могу как-то прокомментировать пространство Музея стрит-арта. Это не значит, что оно мне не понравилось, я даже об этом не задумывался — видимо, меня все в нем устроило.

Alone Павел Ртуе, работы Regress и Two Skulls
Alone Дима Ребус (Rebus), Москва. Smile. Чтобы посмотреть фото в большем размере, нажмите на него.

Дмитрий Ребус, участник выставки из Москвы
Я нарисовал работу на стене и представил несколько акварелей в пространстве галереи. Все получилось спонтанно. Как на зло меня пригласили как раз тогда, когда я вешался от текущих проектов. Поэтому сначала с чувством глубокой досады я вежливо отказался. Но поступили угрозы, и тут я понял, что нужно прерваться на недельку и принять участие в выставке.

До этого момента я рисовал на стенах всего несколько раз, и это было очень-очень давно. Мне по сути не важно где, на чем и чем рисовать. Помню, как-то в детстве градусник разбил и стал ртутные шарики скатывать в композицию — правда не помню, что в итоге получилось, вернее вообще ничего не помню. Просто мой профиль — акварель, а тут организаторы фестиваля предложили на стенку лезть. Я в свою очередь давно искал такую возможность.

В этой работе — голый символизм: думаю зритель найдет для себя нужные ассоциации. Если быть честным, то работе Smile, которую я рисовал на стене, уже лет шесть-семь. Но она, на мой взгляд, хорошо вписалась в тематику выставки.


Дима Ребус, Babulya. Фото: Музей стрит-арта

Дима Ребус, Victory. Фото: Музей стрит-арта
«Любой здравомыслящий человек понимает, что существует две войны: государственная и человеческая. И не нужно их путать
Можно долго говорить о степени конкретного влияния подобных выставок на людей, но, если опустить всю демагогию, то по факту я просто с удовольствием рисовал с ребятами из Украины и других стран. Разговоров о политике было минимум. Любой здравомыслящий человек понимает, что существует две войны: государственная и человеческая. И не нужно их путать. Подобные выставки безусловно нужны, особенно если это действительно качественные выставки.

Я был на открытии. Считаю, что все прошло отлично. Были некоторые моменты с участием охраны: они очень старались, и я часто видел, как возникали беспочвенные дебаты с посетителями, но при таком количестве людей это, наверное, естественно. Например, один охранник несколько раз подходил ко мне и просил отойти от работ (моих) подальше. При этом светил мне фонариком в лицо (днем) и вообще вел себя, как робокоп. Но повторюсь, в целом открытие было отличным. Сам музей очень атмосферный: нет никакой бутафории, все по правде. Место расположения — настоящий работающий завод со всем прилагающимся. Всегда найдется, что можно улучшить, главное — сохранить то, что уже наработано и правильно это развивать: например, приглашать все больше и больше крутых авторов.

Alone Дима Ребус, Adobe. Фото: Музей стрит-арта
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Марат Морик. Фото: Музей стрит-арта Alone Марат Морик. Фото: Музей стрит-арта
На холсте Марата Морика под названием «Противостояние» изображен момент знакомства собаки с псом-роботом. По словам художника, мальчик символизирует несколько наивный, но с сильным духом и чистыми помыслами народ. И хотя у него в руках — верный пес, они вместе не в состоянии соперничать с псом-роботом — олицетворением бескомпромиссности и хладнокровия, собирательным образом прогресса и современной техники, силой, которой управляет некий серый кардинал. Герой в цилиндре — таинственный лидер, неизменный участник закулисья любой войны. Он расчетлив и жаден, воплощает ту политическую верхушку, которая готова уничтожить миллионы людей ради своих целей. Трагические и мученические маски на заднем плане символизируют многочисленные страдания и жертвы. «Мальчик не смотрит на противника: он готов биться с превосходящей по силе высокотехнологичной армией, не понимая, что заведомо обречен на поражение. А вот его собака как раз, как и всякое животное, чувствует, против кого нужно бороться на самом деле», — поясняет Марат.

Alone Алексей Кислов, Севастополь. «Безразличное равновесие». Фото: Музей стрит-арта
«Мои картины — это диалог со зрителем, предложение задуматься о том, что, возможно, все не так, как кажется на первый взгляд.»
Роспись Алексея Кислова называется «Безразличное равновенсие». Это — термин, определяющий один из трех видов равновесия в физике, наравне с устойчивым и неустойчивым. Если шар, покатившись, остановится в любой точке, он окажется именно в состоянии безразличного равновесия. Дом, по замыслу автора, — это аллегория системы всей жизни на постсоветском пространстве. Люди сидят в границах своих ячеек, а лев одновременно охраняет их покой, но и может напасть, если они упадут. Дом может обвалиться, но все же его равновесие сохраняется благодаря тонким деревянным опорам и эфемерной защите сфинкса. «Мои картины не являются протестом, не призывают к чему-либо, это диалог со зрителем, предложение задуматься о том, что, возможно, все не так, как кажется на первый взгляд», — поясняет художник.

Alone Тимофей Радя (T-Radya), Екатеринбург. «Без названия». Фото: Музей стрит-арта
В своей работе Тимофей Радя вновь использовал технику, которая была опробована в проекте «Вечный огонь» в 2011-м году. На металлическом листе был выложен бинтами рельеф, воспроизводящий военную фотографию. После картину подожгли с помощью коктейля Молотова. Вот, что сам художник рассказывает о произведении: «В основе моей работы лежит снимок Александра Устинова. Фотография была сделана в 1943-м году и, как я узнал позже, в Крыму. Солдаты форсируют залив Сиваш, «Гнилое море». Мне запомнилась эта фотография. Это — документальный снимок, но мне он кажется гораздо более сложным: это — уже не знак, а символ. Его природа близка к вечности. Необходимо очень много фильмов и книг, чтобы рассказать эту фотографию. Мне вспоминается «Иваново детство» Тарковского: там много воды, и история про реку, которую каждому из нас суждено пересечь. Не могу сказать, что я в эту историю верю, но чувство братства и единства перед лицом бесконечной воды, линии горизонта и приближающейся земли мне понятно. Этому я верю и отчетливо могу представить себя на месте каждого из тех, кто сгорел, не вернувшись домой».

Twocol Twocol

В серию работ Вовы Воротнева «Гуигнгнмы» вошли репродукции классических полотен с конными портретами известных полководцев и императоров, на которых черным маркером вычеркнут всадник. Таким образом, центральными героями полотен становятся не известные военачальники, а кони. Гуигнгнмы — это разумные лошади из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». В этой серии художник подвергает сомнению разумность современных людей, представив их, подобно Свифту, «глупыми и недостойными ездить верхом и считать себя выше животных».

Вторая работа «Гуманизм» так же основана на переосмыслении классического искусства: художник превратил «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи в символ мира и антивоенного движения — пацифик — и поместил его на белый флаг. Автор размышляет о ренессансных идеях гуманизма, о гармонии и мире, роли человека в исторических процессах и многом другом.

Alone Роман Кримос (Kreemos), Подольск. «Идеология». Фото: Музей стрит-арта
«Современный человек должен думать головой и руководствоваться принципами гуманизма.»
Работа Романа Кримоса находится на трубе, из которой никогда не шел дым. Слово «идеология» покоится на слоновьих черепах и скелете черепахи. Это — отсылка к древним мифам об устройстве вселенной, которые, по мнению художника, были выгодны власти, но вовсе не давали реального представления о действительности. «Современная идеология не должна строиться на древних мифах о том, что мир враждебен, а под лозунгами об особом предназначении народа не должны гибнуть люди», — комментирует свою работу Роман. Художник хочет, чтобы людей объединяли разум и красота, а не ограниченность и слепота. Он призывает не верить тому, что транслируется властью, не поддаваться на провокации и манипуляции. «Эпоха средневековья давно закончилась, и современный человек должен думать головой и руководствоваться принципами гуманизма», — говорит Кримос.

Alone Сергей Радкевич (Тэк), Львов. «Семь смертных грехов. Жадность (алчность)». Фото: Музей стрит-арта
Настенная роспись Сергея Радкевича, также известного как Тэк, вошла в серию из семи стен под названием «Семь смертных грехов». Первая композиция, «Лень», была выполнена в этом году в рамках фестиваля уличного искусства в польском городе Катовице. Вторая, под названием «Жадность (алчность)», была реализована в Музее стрит-арта в Петербурге.«Герой произведения — персонифицированный образ большинства, проживающего на территории той или иной страны. И если жажда богатства, гордыня или зависть преобладают в этом обществе, то эти же качества обостренно отражаются на человеке, который управляет этими людьми. Это случай, когда количество отдельных лиц создают качества одной фигуры, в которой сосредоточены все проблемы данного социума», — говорит художник.

Twocol Twocol Twocol Twocol

Большая часть снимков Саши Курмаза, созданных в период с 2013-го по 2014-й год, объединены в цикл, посвященный событиям на Майдане. Серия «Халабуды: пространство для жизни» — это обработанные фотографии самодельных построек протестующих на киевской площади Независимости. Это «странные небольшие конструкции, которые создавались из подручных средств, чтобы укрываться от дождя и снега, хранить вещи, а впоследствии жить». Многие из сфотографированных «халабуд» позднее превратились в большие палатки и домишки. Часть из них до сих пор стоит на главной площади Украины, напоминая о событиях полугодовой давности. Снимки второй серии, «Украина: пространство возможностей», отражают небольшие участки и детали Киева, пострадавшие от столкновений. Израненные деревья, погнутые крепления на столбах, разбитая лепнина и выгоревший рекламный щит — все это не просто последствия последней из революций. Как и постройки на площади — это активные трансформации в городской среде и предмет изучения художника, интересующегося прикладной урбанистикой.

Alone Миша Мост, Москва. «Паутина». Фото: Dmitriy Tibekin
Инсталляция Миши Моста «Паутина» связана из флагов различных мировых держав. Паутина в представлении художника — это ловушка, в которую попали сегодня все страны, пытаясь действовать в собственных интересах. При этом они не понимают, что в действительности уже давно полностью зависят друг от друга. Эта работа поднимает тему взаимодействия государств в сегодняшнем мире. Художник попытался изобразить, как различные страны пробуют оттолкнуться друг от друга, при этом все глубже попадая в единое глобалистское общество с одним полем действия и общими последствиями, влияющими на всех.

Alone Гиви (Giwe). «Картина мира». Фото: Музей стрит-арта
«Отсутствие мира внутри себя отчасти служит причиной войн между людьми. Путь к миру, гармонии внутри человека и есть повод к миру во всем мире.»
Работа Егора Гиви «Картина мира» состоит из двух взаимосвязанных элементов, выполненных в разных техниках. На одной из стен художник написал двух дерущихся голубей, вокруг которых летают несколько их собратьев. Рядом помещен холст с изображением ворона. Концепция основана на январском событии этого года в Ватикане, когда на выпущенных Папой Римским в честь мира на Украине голубей напал ворон: мировая общественность восприняла это как крайне недобрый знак. «Дерущиеся голуби мира символизируют то, что в мире нет мира, как бы абсурдно на первый взгляд ни звучала противоположность фразе "мир во всем мире". Если не разрываются снаряды и не ведутся никакие конкретные боевые действия, то это еще не значит, что войны нет. Если немного проанализировать все события, происходящие вокруг отдельно взятого человека, то можно выделить немало информационных и психологических воздействий (войн), оказывающих на него отрицательное влияние, в связи с чем можно сделать вывод, что обстановка в мире очень далека от мирной. Есть и еще одно противостояние: война с самим собой. На мой взгляд, именно отсутствие мира внутри себя отчасти служит причиной войн между людьми. Получается, что и путь к миру, гармонии внутри человека и есть повод к миру во всем мире», — говорит автор.

Photos_original
Владимир Нутк (Nootk), Москва. Time Pattern. Панорамное фото: Музей стрит-арта
Twocol Twocol Twocol Twocol
Исаак Кордэл (Isaac Cordel), Испания. «Следуй за лидерами». Фото: Музей стрит-арта
Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Материал подготовила 
Ксения По
Больше о выставке Casus Pacis вы можете узнать из наших постов, а также на сайте Музея стрит-арта и на страницах музея во ВКонтакте и на Facebook.
5 понравилось
Рипас: новые имена Рипас: новые имена

Участники граффити-команды из Казахстана рисуют яркие шрифты и персонажей, используя множество популярных эффектов и форм.

0 1143
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.