Наверх
26 апреля 2013 в 12:04 Стрит-арт Отчеты 6 9 7266

Стрит-арт на продажу

Англия, Steve Lazarides

Известный галерист Стив Лазаридес выступил на прошлой неделе в Москве. Он рассказал о работе с Бэнкси, галерейном бизнесе и своем взгляде на уличное искусство, а также ответил на вопросы редакции.

Alone «Эта работы будет отлично выглядеть в раме», Бэнкси, 2010 г. Фото: My Modern Met

Стив Ладаридес (Steve Lazarides) является одним из тех, кто пробили дорогу уличным художникам, которых до последнего времени в мире официального искусства никто не хотел воспринимать всерьез. С 1998-го по 2010-й годы он был агентом Бэнкси — самого известного уличного художника современности. Именно работа с ним позволила Стиву войти в мир искусства и стать успешным предпринимателем. Однако на заре их сотрудничества никто и представить себе не мог, какой оглушительный успех их ждет.
18-го апреля Стив Лазаридес выступил в Москве в рамках серии открытых лекций на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA и рассказал об уличном искусстве, работе с Бэнкси и другими художниками и тенденциях развития современного искусства.
«У меня была не одна хреновая работа. И то, чем я занимаюсь сейчас, — лучшее из всего того, что я когда-либо делал.»
Уличное искусство в галереях
Alone
Сейчас Стиву Лазаридесу сорок два года, он — владелец успешных выставочных площадок Lazarides и The Outsiders, на которых проходит до пятидесяти выставок в год. Он представляет таких известных художников, как: Джей Ар (JR), Вилс (Vhils), Блю (Blu), Дэвид Чо (David Cho), Дэн Витц (Dan Witz), Марк Дженкинс (Mark Jenkins), Мод Ту (Mode 2), Рон Инглиш (Ron English), Тодд Джеймс (Todd James), Зевс (Zevs), Спэйс Инвейдер (Space Invader), коллектив Faile, Конор Харингтон (Conor Harrington), Энтони Листер (Anthony Lister) и другие.

Twocol Twocol
Вилс в галерее Lazarides
Спэйс Инвейдер в галерее Lazarides
По словам Стива, большинство западных галерей, которые сегодня выставляют работы уличных художников, например, Jonathan LeVine Galley в Нью-Йорке, были открыты людьми, непосредственно связанными со стрит-артом. Он также выделил Джеффри Дэйча (Jeffrey Deitch), как одного из тех, кто в 1980-х первым заметил Кита Харинга и до сих пор продолжает внимательно следить за развитием уличного искусства. «Если я на кого-то и равняюсь, то — на него», — сказал Лазаридес в одном из интервью.

Alone Галерея Lazarides Rathbone до открытия, 2009 г. Фото: Fad
Английского галериста часто спрашивают, не мешает ли коммерческий успех популярности уличных художников и положительному общественному мнению о них. По словам Лазаридеса, нет ничего зазорного в том, что художники зарабатывают на продаже своих работ — ведь они не богачи и ни у кого из них нет спонсоров: то есть среди художников нет состоятельных людей, которые могли бы безвозмездно заниматься творчеством на улицах.

Alone Работа дуэта Faile, которые сотрудничают с Лазаридесом. Фото: Delight Full
Стив считает, что стрит-арт — искусство для масс, так как оно понятно всем слоям населения. Именно поэтому, по его мнению, работы Бэнкси пользуются такой популярностью. Англичанин считает, что, где бы сейчас ни провели крупную выставку уличного искусства, она соберет минимум двадцать-тридцать тысяч человек. Это свидетельствует о том, что любовь обычных людей — залог успеха стрит-арта.

Alone Открытие выставки Eurotrash, организованной Лазаридесом в 2010-м году в Лос-Анджелесе. Фото: © Hi Fructose
По словам Стива, стоимость работ Бэнкси за десять лет выросла с 50-150 фунтов до 80 000-150 000 фунтов за оригинал. При этом основной рост цен спровоцировал вторичный рынок. Он пояснил, что галерея специально не повышала цены на работы, хотя все знали, что сразу после продажи, ее перепродадут в разы дороже. «Мы так стимулировали рынок», — говорит Лазаридес. До 2007-го года вокруг стрит-арта царила атмосфера золотой лихорадки, но и после обвала рынка и кризиса 2008-го года галереи продолжают с успехом продавать работы уличных художников.
История сотрудничества с Бэнкси
Alone Изображение: Pure Graffiti

Бэнкси в 1990-е. Фото: © Стив Лазаридес
В 1990-е годы Стив Лазаридес был диджеем и фотографом. Именно на почве фотографии в родном Бристоле он и познакомился с Бэнкси на заре его карьеры. Стив снимал работы будущей звезды уличного искусства, быстро нашел с ним общий язык и через некоторое время предложил продавать репродукции, а затем и оригиналы работ Бэнкси. По словам Лазаридеса, у них с художником были схожие интересы, и, возможно, именно это способствовало их плотному общению. Тогда им и в голову не могло прийти, чем обернется их дружба и сотрудничество. Первыми покупателями произведений Бэнкси были общие друзья и знакомые. Однако через какое-то время популярность анонимного уличного художника достигла критической точки, и его работы заинтересовали знаменитого английского художника Дэмиена Хёрста (Damien Hirst) и известных коллекционеров. Хёрст несколько раз пытался дозвониться Стиву, но тот думал, что его разыгрывают. В итоге Хёрст некоторое время даже снимал Бэнкси студию, и это, скорее всего, способствовало росту популярности уличного художника.
Поняв, что на стрит-арт появился стабильный спрос, Стив с коллегами открыл сайт и начал продавать репродукции, а в 2005-м году открыл галерею. Идея состояла в том, чтобы продавать произведения, доступные по цене простым людям. Интересно, что у Стива не было ни особых связей, ни опыта работы в мире искусства. «Мы просто старались действовать логично», — говорит англичанин. Сейчас бизнес Лазаридеса разросся до трех выставочных пространств — двух в Лондоне и одного в Нью-Касле — и печатной мастерской, а штат сотрудников насчитывает около сорока человек.


Репродукции работ Бэнкси

«Если будешь  просить разрешение, тебе откажут. А если сделать без спросу, потом всегда можно извиниться.»

В ходе своего выступления в Москве Стив рассказал об организации громких выставок Бэнкси: примечательно, что их проводили на собственные деньги. Это были скорее представления, целью которых было развлечь публику и представить такие работы, о которых никто и подумать не мог. Так, например, для одного мероприятия в Лондоне Бэнкси попросил Лазаридеса найти двести живых крыс: они бегали по выставочному пространству, а у посетителей, выстроившихся в очередь, брали подписку о том, что они заходят в галерею на свой страх и риск.

Одной из ключевых выставок Бэнкси, которую организовывал Лазаридис, стала экспозиция Barely Legal в Лос-Анджелесе в 2006-м году. Выставку посетило около 60 000 человек, все работы английского художника купили голливудские знаменитости, а организаторы и сам Бэнкси заработали миллионы. 


Часть экспозиции с живыми крысами
Preview Preview Preview Preview Preview Preview
Выставка «Едва ли законно» (Barely Legal) в Лос-Анджелесе, 2006 г.
По словам галериста, все уличные инсталляции Бэнкси были сделаны без официального разрешения. «Если будешь  просить разрешение, тебе откажут. А если сделать без спросу, потом всегда можно извиниться», — говорит Лазаридис. — К тому же владельцы зданий практически всегда готовы простить вам рисование за репродукцию работы Бэнкси.»

Тем не менее, Бэнкси не всегда создает свои настенные рисунки сам. Например, известно, что некоторые масштабные работы в США, были сделаны художниками из компании Colossal Media по заказу Бэнкси.
Alone «Хорошего образа в глазах общественности не существует», работа по заказу Бэнкси. Фото: © Colossal Media
Интересно, что анонимность Бэнкси, по словам Стива, никогда не задумывалась как способ привлечь внимание, а была результатом паранойи художника, которому не нравилось излишнее внимание. В результате же эта анонимность стала беспроигрышным маркетинговым ходом, который постоянно подогревает интерес к личности художника и к его работам. Лазаридис рассказал, что Бэнкси трижды менял имя, чтобы его не рассекретили.

Alone Работа Бэнкси с использованием графики Кита Харинга. Фото: Blogspot
Стив Лазаридес был агентом Бэнкси на протяжении двенадцати лет. За это время они организовали не один десяток успешных выставок и мероприятий, прославились и заработали миллионы. И хотя расстаться им было нелегко, по словам Стива, с тех пор у него больше времени и возможностей, чтобы работать с другими не менее стоящими художниками. Интересно, что в 2009-м году Лазаридес вместе с Бэнкси открыли фирму под названием Pest Control, которая занимается экспертизой подлинности работ английской звезды стрит-арта.
Принципы работы галерей
Alone Галерея Lazarides в Лондоне. Фото: © Ян Кокс
Стив рассказал, что в отличие от «высоколобых» галерей, в которые нельзя просто зайти посмотреть работы, потому что там не рады небогатым посетителям, выставочные пространства Лазаридеса открыты для всех, и в них царит дружелюбная атмосфера. Что касается сотрудников галерей, то англичанин старается брать на работу людей, которые легко находят общий язык как с обычными посетителями, так и с клиентами, и не давят на них интеллектом и глубокими познаниями из области искусства.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Галерея The Outsiders в Лондоне. Фото: Blogspot Alone Галерея The Outsiders в Ньюкасле. Фото: Blogspot
«Важно найти хорошее место по хорошей цене.»
По словам англичанина, успех галереи во многом определяется правильным выбором места. Оно должно находиться в районе, до которого удобно добираться, а арендная плата не должна быть слишком высокой, так как это — основная статья расходов. Лазаридес говорит, что иногда лучше сделать выставку из десяти работ вместо пятидесяти: «Не всегда найдутся покупатели на пятьдесят работ, а вот десять работ купят с бóльшей вероятностью». По мнению Стива, эпоха Дэмиена Хёрста и Джефа Кунса, которые поставили процесс создания своих произведений на конвейер, проходит, потому что коллекционеры хотят приобретать работы, созданные самим художником — ведь они имеют бóльшую ценность.

Alone Открытие выставки Конора Харрингтона, 2012 г. Фото: Arrested Motion
Открытия выставок в галереях Лазаридеса обычно проходят очень людно. Организаторы стараются развлечь публику, и им не важно, что на открытия приходят и обычные люди, и знаменитости, и постоянные клиенты галереи. Однако со временем стало понятно, что на открытиях работы практически не продаются, поэтому Стив с коллегами решил проводить два мероприятия. За пару дней до официального открытия проходит показ экспозиции для сорока-пятидесяти постоянных клиентов: так галерея демонстрирует особое отношение к коллекционерам и стимулирует их интерес. После этого проходит шумное открытие для всех желающих.
Печатная мастерская
Alone Репродукция работы Конора Харрингтона, тираж которой продался за две минуты. Фото: Design Collector
Когда в галерее Лазаридеса проходит выставка какого-то художника, то, помимо оригиналов, на продажу выставляют репродукции работ. Их создают в печатной мастерской галериста и продают по доступной цене, чтобы их могли себе позволить купить обычные люди. Цена репродукции колеблется от 75 до 300 фунтов. Для молодых художников — это неплохой способ заработать на своем творчестве, так как в начале карьеры оригиналы практически не покупают, а не очень обеспеченные люди могут приобрести понравившуюся работу.
предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Фото: © S.Butterfly Alone Фото: © S.Butterfly Alone Фото: © S.Butterfly Alone Фото: © S.Butterfly Alone Фото: © S.Butterfly
Сейчас в печатной мастерской Лазаридеса работает семь сотрудников. Этот сегмент бизнеса Стива вырос за последнее время на 150%. Клиентская база почтовой рассылки его галерей составляет около двадцати пяти тысяч человек, и после уведомления о том, что на продажу выставляются новые оригиналы или репродукции, их раскупают за считанные часы. Например, вот эту репродукцию работы Конора Харрингтона в количестве сорока пяти штук продали через Интернет ночью за две минуты.




На сайте Pictures On Walls, который принадлежит Лазаридесу, представлены работы многих известных уличных художников, которые можно приобрести по доступной цене с доставкой по всему миру. Среди них есть даже известная работа украинского художника Романа Минина.
Работа с художниками
Alone Стив Лазаридес на лекции в Москве. Фото предоставлено RMA
«Если вы ничего не продали, художник считает, что вы его обманули. Если вы продали все, художник думает, что вы на нем нажились.»
Благодаря богатому опыту Лазаридес может смотреть на работу галери как с точки зрения художника, так и с точки зрения владельца, и это очень ему помогает. Интересно, что, по мнению Стива, художник всегда будет считать галериста врагом. «Если вы ничего не продали, художник считает, что вы его обманули. Если вы продали все, художник думает, что вы на нем нажились», — сказал он во время выступления в Москве.
Alone Стив Лазаридес на лекции в Москве. Фото предоставлено RMA
Стив в основном сотрудничает с художниками от двадцати пяти до сорока лет. По его словам, чтобы автор набрал достаточный уровень для успешного сотрудничества с галереей, требуется около пяти лет, то есть все это время галерея инвестирует средства в творчество художника.

Alone Стив Лазаридес на лекции в Москве. Фото предоставлено RMA
В галереях Лазаридеса представлено несколько десятков художников, примерно десять из которых сотрудничают только с ним, интересы еще десяти известных художников он представляет на территории Великобритании, около двадцати авторов выставляются на экспериментальной основе, а примерно двадцать пять работают с Лазаридесом в рамках продажи репродукций.
О новых талантах Стив узнает от других художников или из писем, которые приходят в галерею. Вообще, Интернет, с одной стороны, очень помогает рекламировать художников, но, с другой, добавляет галереям работы, так как нужно предлагать авторам больше возможностей продать работы, чем если бы они работали без посредничества галереи.
Специально для читателей CODE RED Стив Лазаридес перед своим выступлением в Москве ответил на вопросы редакции.
Alone Фото: © CODE RED

«Не повторяйте того, что делали до вас миллион раз!»

Знаешь ли ты что-нибудь о российском уличном искусстве и о наших уличных художниках?

Особо нет. На самом деле, в последние годы я слишком занят организацией выставок, и у меня нет времени пристально следить за тем, что происходит в мире уличного искусства. Раньше я много путешествовал, ходил по улицам, смотрел, кто что делает. Сейчас, к сожалению, я очень занят, и у меня нет на это времени. Мне кое-что показывают. Я приехал в Москву в том числе, чтобы посмотреть, что у вас происходит, но в этот раз я ничего не успею, потому что я здесь всего на пару дней.
Есть ли у российских художников, начинавших с рисования на улице, потенциал получить мировое признание?

Почему нет? Я не считаю, что национальность имеет значение. Все зависит от художника, от его таланта. Если он создает что-то интересное, о нем узнают. Например, Конор Харрингтон (Conor Harrington) — из Ирландии, Блю (Blu) — из Италии, Энтони Листер (Anthony Lister) — из Австралии. Мне кажется, национальность не играет никакой роли в том, насколько художник хорошо рисует. Если он достаточно хорошо, рано или поздно о нем все узнают.
Как ты думаешь, стоит ли российским художникам использовать в своих работах наследие русского и советского искусства?

Совсем не обязательно. Для меня все уличные художники одинаковы. Конор не использует ирландское искусство, а Блю — итальянское. Не обязательно использовать что-то национальное, чтобы привлечь внимание к своим работам.


Работы Виталия Сая (Sy). Фото: Архив CODE RED


Как ты выбираешь художников для своих галерей?

Обычно мне предлагают их другие художники. Они в отличие от меня в курсе всего, что происходит, знают молодых и талантливых, которые часто создают отличные работы. 
Ты планируешь представлять художников из Восточной Европы, России и Азии?

Если я увижу что-нибудь достойное, да. Помимо России, я еще планирую съездить в Китай и посмотреть, есть ли там кто-нибудь, чьи работы будут соответствовать духу моих галерей. И это не обязательно должно быть уличное искусство или граффити — мне просто должны понравиться работы.
Когда ты понял, что уличное искусство станет таким популярным?

Я никогда об этом не думал! Я попал в мир уличного искусства пятнадцать, даже двадцать лет назад. Мы были внутри этого движения, поэтому мне сложно сказать, как менялось отношение других людей к стрит-арту. Мы взрослели, и стрит-арт развивался вместе с нами.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Работа Джей Ара. Фото: © Джей Ар Alone Работа Вилса в Москве. Фото: My Modern Met

Как тебе кажется, когда пройдет мода на уличное искусство?
      
Ну, уличное искусство появилось пятьдесят лет назад, так что это отнюдь не новое течение. Мне кажется, что сегодня стрит-арт является неотъемлемой частью современного искусства. Так что я думаю, он никуда не денется. Он может превратиться во что-то новое, так же как граффити способствовало развитию уличного искусства… Такие художники, как Джей Ар (JR) и Вилс (Vhils), выводят его на новый уровень. Надеюсь, что люди будут и дальше заниматься стрит-артом, расширять его границы, развивать его. 
Уличное искусство достигло вершины своего развития или оно все еще развивается?

Мне кажется, оно все еще развивается. Пока люди продолжают создавать что-то интересное, это течение будет развиваться. Это очень доступный вид искусства — он понятен абсолютно всем, это не искусство для избранных.

предыдущая 1 / 1 следующая
Alone Выставка Art in The Streets в MOCA. Фото: According 2G Alone Выставка Art in The Streets в MOCA. Фото: The Samohi Alone Выставка Art in The Streets в MOCA. Фото: Rime

Ты уже давно работаешь в мире искусства: как он изменился за эти годы?

За последние пятнадцать лет сфера уличного искусства, в которой я работаю, стала намного более признанной. Нам не приходится бороться, как раньше, чтобы нас принимали всерьез. Уличное искусство в том виде, в каком мы его имеем сегодня, существует уже достаточно давно для того, чтобы его воспринимали всерьез.
Когда стрит-арт официально признают частью современного мира искусства?

Его уже признают. Выставка в MOCA (Art in the Streets — прим. ред.) и работы на фасадах музеев говорят о том, что процесс уже идет.


Работа Энтони Микалефа

Работа Джонатана Йоу

Важно ли публике, что художники, представленные в твоих галереях, начинали свою творческую карьеру на улице?

Мне кажется, нет. Мы представляем разных художников: Энтони Микалеф (Antony Micaleff) — живописец, Джонатан Йоу (Jonathan Yeo) — портретист. Публике нужны интересные работы, а рисовал ли художник на улице или нет, не так уж важно. Люди приходят на выставки за чем-то новым и интересным, за тем, что заставляет задуматься.
Какие у тебя цели, как у куратора и владельца галерей?

Продолжать организовывать хорошие выставки. Я хочу, чтобы у нас получалось развлекать людей. Лично мне очень нравится привлекать к нам в галереи тех, кто боится «высоколобых» галерей, в которых чувствуешь себя дураком. Так что я просто хочу делать интересные выставки, на которых люди будут хорошо себя чувствовать.

Alone Футура во время приезда в Москву, 2013 г. Фото: © CODE RED

Недавно в Москву приезжал Футура. Пользуются ли спросом в галереях работы художников его поколения, начинавших с граффити?

Да. Футура и его ровесники относятся к особому периоду развития стрит-арта. К тому же, американские художники часто участвуют в масштабных рекламных кампаниях. Футура — молодец. То, что он делает, до сих пор актуально.
Как бы выглядело современное уличное искусство, если бы не было Бэнкси?

Понятия не имею! Что было бы, если бы не изобрели колесо? Безусловно, благодаря ему о стрит-арте узнало огромное количество людей.
Какой бы ты дал совет молодым уличным художникам и граффити-райтерам?

Создавайте что-то интересное, и люди будут смотреть на ваши работы. Не повторяйте того, что делали до вас миллион раз!
Если вы знаете английский язык, рекомендуем смотреть выступление на языке оригинала (в правом наушнике — английский текст без перевода), так как, из-за того что Стив Лазаридес слишком быстро говорил, переводчик иногда ошибался.
Материал подготовили Ксения По и Дмитрий Аске.
Узнать больше о галереях Стива Лазаридеса вы можете, посетив сайты Lazarides и The Outsiders.
9 понравилось
Выставка CSX Выставка CSX

Месяц назад у французской команды CSX открылась групповая выставка, на которой участники коллектива представили новые работы. Специально к мероприятию они также создали рисунки на улице.

0 1433
Головокружение и сонливость Головокружение и сонливость

Так называется выставка уличного художника Бомка, представившего во французской галере Itinerrance серию мрачных работ, вызывающих омерзение.

0 1231
Userpics_micro
Когда Бенкси вышел на большую сцену он перестал быть мне интересен. Я считаю что его работы не стоят таких денег.
Userpics_micro
Но надо отдать должное когда я наконец-то дождался выхода через сувенирную лавку у меня волосы на голове шевелились, как когда-то в первый раз, когда я купил в интернете видеокассету "DIRTYHANDZ". Стив рассказывает очень интереснуые вещи, можно просто писать конспект и впитывать.
1
Userpics_micro
Aske 27 апреля 2013 в 13:21 ссылка на комментарий
Забавно, что фильм Бэнкси Стиву не понравился. А про работы мистера Брэйнвоша он вообще сказал, что это — худшее из того, что он видел.
1
Userpics_micro
О да )) Брэйнвош это большое надувательство, по моему ). Которого много сейчас в мире с развитием поп культуры и массовой информации.
1
Userpics_micro
лучший пост за последние 3 месяца!
2
Userpics_micro
Вообще, после этого интервью с вопросами читателей, многое изменилось. Статьи стали гораздо содержательнее и интереснее! Кодрэд - эвридэй!)
2
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.